Научная статья на тему 'Роль государства в осуществлении социально-экономических реформ'

Роль государства в осуществлении социально-экономических реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4803
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / STATE IN ECONOMIC PROCESS / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT SECTOR / GOVERNMENT REGULATED ENTITY / SOCIAL SECURITY / STRATEGIC PRIORITIES OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лютых Олег Юрьевич

Статья посвящена исследованию роли государства в реализации социально-экономических реформ. Исследование проблемы ведётся с позиций роли государственного регулирования экономики, величины государственных секторов экономики, оценки стратегических приоритетов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state in the accomplishment of socio-economic reformations

This article is devoted to the exploration of a state's role in the realization of socio-economic reformations. The problem research is performed from the position of government regulation's role in economics, the value of the state sectors of economics, the appraisal of development strategic priorities.

Текст научной работы на тему «Роль государства в осуществлении социально-экономических реформ»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Государство в экономическом процессе, государственное регулирование, государственный сектор, объект государственного регулирования, социальная обеспеченность, стратегические приоритеты развития экономики.

Сложность экономики как целостной системы состоит в наличии целого ряда самостоятельных элементов, неоднозначности целевых и мотивационных установок развития каждого элемента и системы в целом, а также сложной связи между элементами, образующими систему. Учесть все эти моменты в процессе регулирования социально-экономического развития — весьма трудная проблема, требующая соответствующей подготовки и учета многообразия факторов.

Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется следующими факторами:

— необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе;

— обеспечением долговременности интересов населения;

— поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране;

— обеспечением единства и целостности территориального пространства страны.

Государство как субъект социально-экономической деятельности осуществляет

эту деятельность посредством принятия и реализации политического курса, учитывающего всю совокупность разнородных элементов общественной системы, факторов влияния, обеспечивающих надлежащее функционирование данной системы. Деятельность государства поэтому самым органическим образом включена в механизм действия социальных законов, государство выступает ведущим элементом реализации объективных экономических законов в своей практической деятельности, воплощенной в социально-экономической политике государства.

Государственное регулирование — неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. В этом контексте под государственным регулированием обычно понимают воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на социально-экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики. При этом предполагается, что прямое, или непосредственное, воздействие (поддержка) государственных органов распространяется лишь на хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики, тогда как косвенное, или опосредованное (в первую очередь системой финансово-экономических рычагов), воздействие государства относится как к экономике в целом, так и прежде всего к ее частному сектору. Отсюда государственное регулирование, понимаемое как прямое (директивное) воздействие государства на экономическую жизнь общества, рассматриваемое как идентичное термину «государственное управление экономикой».

Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определен-

ных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих: инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.

Размеры государственного сектора (его доля в национальной экономике) изменяются не только в результате создания новых объектов, но и вследствие изменения формы собственности: приватизации (продажи государственных объектов частному капиталу) или национализации (покупки государством частных объектов в свою собственность).

Сферы государственного вмешательства в экономику. Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих сферах.

Во-первых, поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм — к централизации капитала. Таким образом, основной двигатель рыночного хозяйства — конкуренция — подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т. е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности.

Во-вторых, обеспечение общеэкономической стабильности. Вследствие специфики координации экономических решений и действий система рыночного хозяйства допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний. После 1990-х гг. дестабилизации социально-экономической сферы российской экономики достижение общеэкономической стабильности с 2000 г. воспринималось в качестве стратегической государственной задачи.

Далее, преодоление кризисов на микроуровне. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить и на микроуровне, на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах, например, снижать налоги с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой, не допускать краха фирм и предприятий, от которых зависят благосостояние и занятость в регионе [Абалкин, 2002, с. 49].

Объектом государственного регулирования являются и социальные отношения, в первую очередь отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, мелкое и среднее предпринимательство, а также сфера социального обеспечения. Главный предмет государственного воздействия в долгосрочном аспекте — рост национального богатства и национального имущества.

В современных условиях экономическая роль и функции государства усложнились настолько, что управлять без единого комплексного подхода просто невозможно. В других странах он давно освоен. Пора брать его на вооружение и в России. В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировом рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т. п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах. Основным направлением структурной политики Российского государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение ряда взаимосвязанных целей:

— содействие повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг;

— исправление накопленных структурных деформаций, реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно сдерживаемого системой бюджетных субсидий, не востребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополистом;

— завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики «переходного типа» (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики;

— ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Не менее важной представляется возможность выработки обоснованной системы стратегических приоритетов среднесрочного и долгосрочного развития экономической политики. На практике долгосрочные приоритеты структурно-инвес-тиционной политики формируются совместно с отечественным капиталом при ориентации не только на текущие, но главным образом на перспективные конкурентные преимущества национальной экономики. Это соответствует принятым в мировой практике принципам государственной инвестиционной политики «движения за частным капиталом», нацеленным на «опережающий спрос».

Проблема государственного регулирования социально-экономической сферы напрямую связана с эффективностью функционирования самого государства. В сегодняшней России сложилась парадоксальная ситуация: наличие промышленного потенциала, финансовой базы реформ, квалифицированных кадров, богатых природных ресурсов, т. е. всех тех факторов, которые необходимы для эффективной экономики. Отсутствует при этом самое необходимое звено-эффектив-ное государственное управление, без которого невозможны результативные социально-экономические преобразования [Делягин, 2004]. С вопросом о государственных инвестициях также тесно связана тема эффективного управления государственной собственностью. Известен миф, активно пропагандируемый либеральными экономистами, что эффективны предприятия, потому что там всю де-

ятельность контролирует хозяин, заинтересованный в прибыли. На самом деле, в огромной частной корпорации с миллионами акционеров и сотнями предприятий по всему миру хозяйский глаз играет ничуть не большую роль, чем в государственном концерне. В управлении этими структурами нет никакой принципиальной разницы. Вопрос только в том, чтобы сделать эффективным контроль, обеспечить реальную ответственность за результат работы и материальную мотивацию персонала. Это возможно и в государственной организации. В первую очередь важно создание экономических механизмов управления, вложения средств в человеческий фактор. Еще одно важное направление государственного регулирования при проведении социально-экономических реформ - поддержка государством малого и среднего бизнеса. Система государственной поддержки малого предпринимательства - совокупность форм ресурсного, правового, организационного, социального и другого обеспечения государственного становления и устойчивого развития малого предпринимательства, охватывающая следующие элементы: цели, принципы, методы, функции, государственные и общественные органы, структуру и программы государственной поддержки.

Система малого предпринимательства является функцией действия политических инструментов на факторы развития малых предприятий с целью достижения определенных задач в развитии сектора малого предпринимательства. Стратегия развития малого предпринимательства имеет два основных подхода:

— целенаправленное и последовательное развитие макроэкономических условий для всех предприятий всех форм собственности;

— протекционистский подход, включающий разработку и реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства.

Россия в целом и большинство ее регионов пошли по второму пути.

Методы содействия развитию малого предпринимательства в исследуемый период приобретали адресный, целевой характер с акцентом на использование внутреннего потенциала малого предпринимательства. Все большее внимание уделяется повышению предпринимательской культуры, созданию положительного имиджа предпринимателей. Для этого более активно необходимо привлекать средства массовой информации, особенно телевидение. Кроме этого, целесообразно организовать широкое обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности, создав для этого сеть специализированных учебно-методических центров; обеспечить создание системы правовой информации для объектов малого предпринимательства; осуществлять взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей и привлекать их к разработке и реализации нормативно-правовых актов, региональных программ и мер поддержки малого предпринимательства. Экономическая политика российского государства должна обеспечивать не только высокие и устойчивые темпы роста, но формировать принципиально новое качество экономического роста, ключевым моментам здесь является необходимость освоения новых направлений социальной политики, которые прямо или косвенно стимулировали бы трудовую активность граждан. Исходным условием формирования эффективной экономической системы должна стать эффективная социальная политика государства [Агангебян, 2004, с. 196].

Особенно важна регулирующая и контролирующая роли государства в тех сферах, которые напрямую соприкасаются с теневым сектором экономики, находятся под влиянием преступных группировок. Это касается в первую очередь

рынка алкогольной продукции, где государство в течение ряда лет тщетно пытается установить монополию на производство и продажу спиртосодержащих продуктов, распространения наркотических веществ (численность наркоманов в стране неуклонно увеличивается), рынка табачных изделий и т. п.

Государство устранилось из таких сфер, которые требуют именно строгого контроля со стороны государства и представляют угрозу национальной безопасности страны. Это игорный бизнес, в последние годы широко распространившийся по всем регионам России. Россия остается единственной страной в мире, где игорный бизнес никак не регулируется, развивается стихийно и бесконтрольно. Игорный бизнес классифицируется как социально опасный, т. к. угрожает психическому здоровью населения. В Москве оборот игорного бизнеса оценивается в 5-6 млрд. долл., а в бюджет города попадает всего 2 млрд. руб., все остальные находятся в теневом обороте [Рыжков, 2006]. Очевидно сращивание государственных структур и теневого бизнеса к взаимной выгоде и тех и других. Тем временем, несмотря на тревогу общественности, игорный бизнес в стране продолжает набирать силу, морально и психические уродуя подрастающее поколение. В демократическом гражданском обществе, а именно к такому обществу должна двигаться Россия, государство выражает общие интересы народа и содействует их наилучшей реализации. В социально-экономической области эти общие интересы, как было показано выше, означают достижение передовых в мире рубежей по уровню экономического развития, прежде всего по эффективности общественного производства, качеству жизни населения, его благосостоянию. Решение этих задач позволит России войти в авангард стран мира, определяющих прогресс цивилизации [Львов, 2004].

Если проследить тенденции государственного регулирования социально-экономической жизни общества, то виден все больший крен государства в сторону регулирования социальной сферы. Государство за счет средств бюджета обеспечивает помощь обездоленным — инвалидам, безработным престарелым — главным образом на адресной основе. В то же время оно содействует развитию малого бизнеса, предоставляя налоговые, финансовые льготы, создавая государственные центры его поддержки, обучая этому бизнесу домохозяек и т. п. Расширение малого бизнеса дает дополнительный доход семье, улучшает ее жизнь, является мощнейшим средством борьбы с бедностью.

Обеспечивая бесплатность всеобщего среднего образования, государство делает его доступным для всех. Доступность лечения — тоже забота государства. В странах с платной медициной это достигается путем льготного страхования малоимущих слоев населения. В ряде капиталистических стран реализовано бесплатное здравоохранение, что предполагает высокие налоги с населения (до 40-50 % от доходов).

В интересах общества государство обычно достаточно жестко регулирует миграцию и там, где есть нехватка рабочей силы, стимулирует ее. Почти повсеместно стимулируется привлечение в страну людей с капиталом или специалистов по дефицитным интеллектуальным видам деятельности (ученых, конкретно специалистов по информационным технологиям, и т. п.).

До сих пор мы подчеркивали роль государства в развитых рыночных странах, которая формируется и в России, но пока мы находимся в переходном периоде к рынку. В это сложное время роль государства еще более значительна, ибо именно по его инициативе разрушается старый социалистический уклад и формиру-

ется новый частнокапиталистический. Возникающему новому рынку нужна серьезная государственная поддержка. По мере становления рыночной экономики эта сфера деятельности нашего государства постепенно будет сокращаться.

Системной основой воздействия государства на развитие национальной экономики является его социально-экономическая политика, формируемая Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ. Несмотря на предпринимаемые субъектами государственного управления усилия по регулированию рыночных процессов, до сих пор отсутствует эффективная целостная политика государства в осуществлении социально-экономических преобразований. Ведущие российские ученые в целях повышения роли государства в экономике и социальной сфере предлагают создать механизм демократизации власти, устраняющий его оторванность от народа, возлагающий на нее всю полноту ответственности за результаты принимаемых решений, обеспечивающий общественный контроль за деятельностью государства. Юридической базой, обеспечивающей функционирование указанного механизма, могло бы стать принятие закона об обязательствах государства и ответственности за их выполнение, в т. ч. персональной. Существующая ныне безответственность государства перед обществом в реализации курса социально-экономических преобразований не только резко снижает их эффективность, но и приводит нередко к отрицательным последствиям, ухудшающим уровень жизни большинства населения страны.

Политическая воля государства в этом направлении могла бы существенно скорректировать курс социально-экономических реформ, усилить регулирующую роль государства в социально-экономической сфере, придать ей целостный, последовательный, системный характер.

Библиографический список

1. Абалкин Л.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2002.

2. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2004.

3. Делягин М. Кризис и обновление // Литературная газета. 2004. № 51-52.

4. Львов Д. Экономика должна быть нравственной // Литературная газета. 2004. № 51—52.

5. Рыжков В. Медведи прыгают 3-4 оборота // Новая газета. 2006. № 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.