Научная статья на тему 'Роль геоинформационных систем в развитии туристского рынка республики Башкортостан'

Роль геоинформационных систем в развитии туристского рынка республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГИС / ИНТЕРНЕТ / БИЗНЕС-КАРТА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ГИС / TOURISM / GDS / INTERNET / BUSINESS MAPS / TOURISTIC GDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамадеева Зульфия Анваровна, Ахунов Артур Равилевич

В статье описываются возможности геоинформационных систем (ГИС) в помощи развитию туристско-рекреационного сектора экономики на примере Республики Башкортостан. Рассмотрены геоинформационные интернет-ресурсы, предоставляющие в открытом доступе информацию, способствующую привлечению туристов в различные страны мира. Предложено создание туристических ГИС и рассмотрены два основных подхода к их разработке. Предложена и описана содержательная часть проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GEO-DATA SYSTEMS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article describes the opportunities of geo-data systems (GDS) for development of tourism and recreation sector in the case of the Republic of Bashkortostan. Geo-data internet resourses are considered, providing publicly available information promoting to attract tourists from various countries of the world. The establishment of a tourist GDS is proposed and two basic approaches to their development are considered. Content of the project is suggested and described.

Текст научной работы на тему «Роль геоинформационных систем в развитии туристского рынка республики Башкортостан»

за промежуток времени: квартал, полугодие, год. На- Ниже представлен комплекс мероприятий по

пример, за хорошие показатели сохранности доярка мотивации персонала на примере оператора машин-

при привязном содержании может получить допол- ного доения в ЗАО «Бирюли» Высокогорского муни-

нительную премию в конце года. ципального района РТ.

Комплекс мероприятий по мотивации персонала

№ п/п Показатели Действующие расценки Направленная мотивация

Ежемесячно

1 Оклад, руб. - 4 800,00 (35% от заработной платы)

2 За 1 ц произведенной продукции (молока), руб.:

- при доении в молокопровод (закрепление 50 коров) 66,50 6,00

- при доении в переносные молочные ведра (закрепление 25 коров) 88,50 8,00

3 За выполнение стандарта доения (технологии), руб. 3 500,00

4 За соблюдение системы 58, руб. 2 500,00

5 Надбавка за работу с первотелками (при формировании новой группы) 10% 1 500,00

6 Надбавка за классность

1 класс 20% 1000 руб.

2 класс 10% 500 руб.

7 Выявление коров в половой охоте (за 1 голову), руб. 30,00

8 Осеменение коровы в течение 3-х месяцев после отела, руб. 500,00 50,00

9 Осеменение коровы через 3 месяца после отела, руб. 200,00 -

Средняя заработная плата в месяц, руб. 11598 13510

Единовременная премия за сохранность коров в группе по итогам года:

1 Выбраковка менее 10 коров (20%), руб. 40000,00

2 Выбраковка менее 13 коров (26%), руб. 20000,00

3 Выбраковка менее 15 коров (30%), руб. 10000,00

В процессе внедрения на каждом этапе необходимо проводить обучение всего персонала ферм. Это позволяет оперативно выявлять имеющиеся проблемы, обсуждать их непосредственно с исполнителями и находить правильное решение.

По данным программы [2] ожидаемые результаты на 2013 год: повышение производительности - не менее 15,2 %; увеличение рентабельности - не менее 24,1 %.

Как и любое нововведение, внедрение ЬЕАТЧ-технологий на молочных фермах представляет собой долгий и сложный процесс, результатами которого являются увеличение производительности труда, снижение себестоимости производимой продукции, повышение дисциплины труда, возможность постоянного развития без излишних затрат и т. д. В связи с этим, наряду с развитием систем снижения производственных потерь, авторы предполагают продолжение исследований в направлении адаптации современных информационных систем к условиям повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных логистических цепочек.

Слисок литературы: 1. Ахмадеееа Г.Ч., Дегтярев Г.Л., Миигалеев Г.Ф. и др. Современные методы организации, управления и технологии бережливого производства. - Казань: Изд-во Казан, гос. тех. ун-та, 2010.

2 .Долгосрочная целевая программа «Реализация проекта «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2011-2013 годы».

3. Ахмадеееа Г.Ч., Родионов В.В., Суетнна Т.А., Миигалеев Г.Ф. Организация бережливого машиностроительного производства на основе проектных методов управления // Труды Межвузовского научно-практического семинара «Бережливое производство» и технологии повышения эффективности экономики». -Елабуга, 2009.

List of literature:

1. Akhmadeeva G.Ch. Degtyarev G.L, Míngaleev G.F. and other. Modem methods of organization, management and technology of lean production. - Kazan: Publishing house of Kazan, state technical University, 2010.

2. Long-term target program «Realization of the project

«Lean production» in the Republic of Tatarstan in 2011 2013.

3. Akhmadeeva G.Ch, Rodionov V.V., Snetin T.A., Minga-leev G.F. Lean Organization of machine-building produc-

tion on the basis of project management methods. Proceedings ofthe Interuniversity scientific-practical seminar «lean production» and technologies to increase the efficiency of economy». - Elabuga, 2009.

Ахунов А.Р.

кандидат географических наук, доцент ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Хамадеева З.А.

кандидат географических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 330.101

РОЛЬ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В статье описываются возможности геоинформационных систем (ГИС) в помощи развитию туристско-рекреационного сектора экономики на примере Республики Башкортостан. Рассмотрены геоинформационные интернет-ресурсы, предоставляющие в открытом доступе информацию, способствующую привлечению туристов в различные страны мира. Предложено создание туристических ГИС и рассмотрены два основных подхода к их разработке. Предложена и описана содержательная часть проекта.

Ключевые слова: туризм, ГИС, Интернет, бизнес-карта, туристическая ГИС.

THE GEO-DATA SYSTEMS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article describes the opportunities of geo-data systems (GDS) for development of tourism and recreation sector in the case of the Republic of Bashkortostan. Geo-data internet resourses are considered, providing publicly available information promoting to attract tourists from various countries of the world. The establishment of a tourist GDS is proposed and two basic approaches to their development are considered. Content of the project is suggested and described.

Key words: tourism, GDS, Internet, Business maps, touristic GDS.

Спрос на услуги туристского сектора экономики Российской Федерации неуклонно растет. За период с 2005 по 2012 год число выездов населения за границу с целью туризма возросло почти в два раза, с 6,4 до 15,3 млн. человек [5].

Увеличилось количество туристских фирм, почти вдвое за аналогичный период, с 5,1 до 10,2 тыс. Также неуклонно растет число стран, доступных для прямого авиасообщения. Выбор для желающего отдо-

хнуть становится богаче и сложнее с каждым годом. Поэтому успешность туристского сектора каждого государства зависит от легкости доступа к информации о качестве, условиях и преимуществах отдыха.

Благодаря сети Интернет можно просмотреть информацию практически о любом возможном месте отдыха и даже подобрать тур. Но в большинстве случаев этой информации недостаточно, чтобы сформировать ясное представление о том или ином месте отдыха.

В туристских агентствах информация бывает не совсем достоверной, так как они, в первую очередь, заинтересованы в реализации продукции, а за качество предоставляемых услуг несут ответственность туроператоры. Поэтому 100% гарантии на соответствие действительности информации, предоставляемой турагентствами, нет.

Единственной достоверной информацией могут служить отзывы людей, отдыхавших в искомом месте. Но личное мнение каждого субъективно. То, что для одного является подходящим, для другого может оказаться неприемлемым. Также существует возможность того, что часть отзывов пишут сами сотрудники отелей и туристских фирм.

Поэтому важно более активное и эффективное внедрение информационных технологий в туристскую индустрию. Необходимо создать единую базу данных всех привлекательных для отдыха точек планеты с использованием геоинформационных систем.

«ГИС - это аппаратно-программный человеко-машинный комплекс, обеспечивающий сбор, обработку, отображение и распространение пространственно-координированных данных, интеграцию данных и знаний о территории для их эффективного использования при решении научных и прикладных географических задач, связанных с инвентаризацией, анализом, моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой и территориальной организацией общества» [1].

Такая туристская ГИС поможет облегчить выбор места отдыха и улучшить сервис в туристских фирмах. Туристскую ГИС можно будет объединить с базами данных туроператоров. Это позволит объединить все предложения в одной базе и упростить, ускорить подбор туров.

По мнению АлександраГалиновского, генерального директора компании «Мегатек», специализирующейся на создании программного обеспечения для туристской индустрии, в ближайшее время необходимо создание единого информационного пространства для всех туроператоров: «Единое пространство - это информационные хранилища всех игроков туристского рынка, объединенных между собой с помощью неких программных средств» [6]. Другими словами, предложения всех туроператоров должны формировать единую информационную базу, которая будет доступна всем туристским агентствам целиком, без необходимости искать информацию в базе данных каждого туроператора в отдельности.

Для создания туристской ГИС можно использовать уже имеющуюся ГИС глобального уровня - Google Earth [4] либо при необходимости создать свою собственную базу данных, что будет крайне дорогостоящим предприятием.

Система Google Earth, уже в имеющемся виде, имеет множество инструментов, позволяющих использовать их в качестве ресурсов для привлече-

* Г1пл1:к

ГЧКЛП [№ШМ4Г»Й №иИГЫ

КЦЛЙС Мф, Runnr№ Mi

□ Q

В ;<B.jisJ m, ..и., 1BUÄ

* Метки

* о iraM^isaa^Kwvjwtt'ir.-N

(■¿чдгие« t тфи чЯй слй! "3D-

1Л1НН1 ШГЛЮ»«н

Б UpeüihHidt ucnv

г Спаи

Fl У- • I IliLkHill

i. ■ НцчЩннн+^ч*

Gü *

it e üiipn.»

r=HH

< Vt Sa«™« И □ или

■' ■ ФсшграОмм •■ —

-

' Сс-пг".пи4и»"ч>

3 * „р,...

i Ком

Рис. 1. Возможности Google Earth в выборе места отдыха

Источник: Google Earth [2]

ния туристов. В первую очередь это интерактивная карта местности территории всей планеты с массой сопутствующей информации, включая фотографии местности, которые в основном выложены самими пользователями. Важно и то, что на карту уже нанесены все отели и курорты с указанием контактной информации (см. рис. 1).

Сейчас в тестовом режиме функционирует новый сервис Google Earth под названием «Maps GL», который предоставляет возможность пользователям рассматривать Землю не только по снимкам из космоса, но и виртуально прогуляться по мировым столицам и крупнейшим городам мира благодаря системе панорамных 3D-chhmkob (рис. 2).

Рис. 2. Изображение окна интерактивной прогулки в Париже вблизи Лувра в Google Earth [2]

На данном этапе можно совершить прогулку лишь по автомобильным дорогам крупнейших городов мира. Но в дальнейшем планируется увеличение доступных для прогулок точек земного шара.

Данный сервис можно использовать не только для городов, но и для презентации отелей, курортов, парков, заповедников и других мест планеты, представляющих повышенный интерес для туристов.

Таким образом, Google Earth является отличным источником информации для человека, который ищет место для отдыха и готов самостоятельно забронировать номера, купить билеты, оформить визу и т. д. Но лишь единицы готовы на такие подвиги. Поэтому целесообразным будет разместить в Google Earth информацию о имеющихся туроператорах, у которых есть туры с остановкой именно в том или ином отеле со всей сопутствующей информацией, включая стоимость и даты. Сотрудничество туристских операторов с подобными ГИС поможет привлечь больше клиентов и тем самым увеличить прибыль. Также такая глобальная ГИС может стать частью единого информационного пространства, о котором упоминалось ранее.

Структура глобальной туристской ГИС должна связывать в себе всю информацию, которая может быть полезной при выборе места отдыха (см. рис. 3).

В туристской деятельности на уровне областей и республик можно использовать частные настольные ГИС.

Наиболее распространенное применение такие ГИС могут получить в качестве инструмента для создания демонстрационного материала, иллюстрирующего маршрут путешествия, парки отдыха, туристские базы с фотографиями местности и всей сопроводительной информацией. Другими словами, для создания своеобразного интерактивного рекламного проспекта, который можно демонстрировать клиентам непосредственно у туроператоров для облегчения выбора места отдыха. Но так как в большинстве случаев люди, прежде чем обратиться в туристскую фирму, ищут первоначальную информацию в сети Интернет, есть смысл расположить ее там в открытом доступе. Это позволит привлечь больше клиентов.

Еще одним важным фактором улучшения сервиса туристских фирм является обеспечение безопасности

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГУЛКА

Рис. 3. Содержание и структура туристской ГИС

клиентов. Этому может способствовать постоянное наблюдение за передвижением своих клиентов, чтобы в случае необходимости оказать помощь. Примеры подобных систем наблюдения можно увидеть в организациях, занимающихся перевозками грузов и пассажиров. Для контроля своевременной доставки предметов и объектов в транспортном средстве устанавливается ОРБ-маячок, который в режиме реального времени показывает местонахождение транспортного средства на карте.

В условиях постоянно развивающихся мобильных технологий данный сервис может оказаться достаточно дешевым. Так как на большинстве современных мобильных телефонов уже стоят СР8-приемники, благодаря которым человек может найти свое местоположение, а также передать эту информацию по средствам сотовой связи на другой телефон или компьютер.

Данная услуга наиболее актуальна для экстремального туризма и экскурсионных поездок в отдаленные от населенных пунктов территории, разумеется, если там имеется сотовая связь. В противном случае можно использовать спутниковые ОРБ-маячки. Но не каждый человек даст согласие на передачу сообщения о своем местоположении. Эту услугу можно предлагать как дополнительную и добровольную. Или можно ограничиться оснащением ОРБ-маячком руководителя группы. В случае, если потеряется один из членов группы, это позволит сузить территорию поиска.

Такая забота о своих клиентах будет увеличивать доверие к туристской фирме, поднимая ее статус и тем самым увеличивая число клиентов и прибыль.

В связи с ростом конкуренции в туристской отрасли увеличиваются требования как к туристским центрам, так и к туроператорам, предоставляющим услуги потенциальным клиентам. И ГИС хорошо подходит в качестве одного из инструментов привлечения клиентов, а также способствует улучшению качества и безопасности отдыха туристов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время все более актуальным становится вопрос развития внутреннего туризма.

Данный вопрос неоднократно поднимался на уровне правительства Республики Башкортостан. Территория республики обладает большим туристско-рекреационным потенциалом, это обусловлено разнообразием природных условий, благоприятными климатическими условиями, богатством растительного и животного мира, большим количеством культурно-исторических памятников.

Туристская деятельность стимулирует развитие таких отраслей экономики, как связь, транспорт, торговля, общественное питание, строительство, сельское хозяйство, народные художественные промыслы.

При наличии благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в социально-экономической структуре республики остается ма-ловостребованным. Въездной и внутренний туризм в Республике Башкортостан развит недостаточно. На территории республики туристские услуги оказывают лишь 16 организаций, в их числе только 5 туроператоров, в то время как выездной туризм представлен более чем 300 турфирмами. Материальная база многих мест размещения туристов (гостиниц, баз отдыха, загородных оздоровительных лагерей и др.) характеризуется высокой степенью морального и физического износа [3].

По данным Башкортостанстата на 2012 год, на территории Республики Башкортостан насчитывалось 158 санаторно-курортных организаций и турбаз, которые способны принять 23 348 человек. Учитывая, что численность населения республики на 2012 год составляла 4064200 человек, одновременно отдохнуть в вышеуказанных организациях может лишь 0,57% населения республики. При этом большая часть населения о многих санаторно-курортных комплексах даже не знает. Сайты есть лишь у крупных домов отдыха и санаториев. В данном случае создание общей базы ГИС для республики становится достаточно актуальным.

Несмотря на то что мест в санаториях и домах отдыха не так много, необходимо приложить усилия для обеспечения 100% их заполнения с целью уве-

личения прибыли для обеспечения их дальнейшего развития: рост количества мест, качества обслуживания и др. Другими словами, спрос должен значительно превышать предложение, тогда данная сфера станет интересна для инвесторов.

Туристская база данных ГИС должна быть доступна в Интернете и включать в себя следующую информацию:

1. Место нахождения.

2. Маршрут от любого населенного пункта, включая рейсы всех доступных видов транспорта.

3. Контактная информация.

4. Число номеров и мест в них с описанием и делением на категории.

5. Стоимость проживания.

6. Площадь территории.

7. Численность персонала.

8. Фотографии территории и номеров или сервис-интерактивная прогулка (подобно Google Maps).

9. Описание сервиса и услуг (питание, отдых, развлечения).

10. Система бронирования номеров.

11. Прогноз погоды.

12. Температура воды в водоемах (если они есть).

13. Полезные ссылки.

Существует два варианта создания туристской ГИС.

Создание туристской ГИС Республики Башкортостан на основе уже имеющихся ГИС-сервисов, таких как Google Maps, о которых говорилось ранее, возможно. Но из-за своей открытости в ней слишком много неструктурированной и неточной информации. К примеру, при попытке найти санаторий «Ассы» поисковая система указывает и на Белорец-кий район, где находится санаторий, и на г. Стерли-тамак. Добавление в нее корректной информации приведет лишь к увеличению путаницы.

По нашему мнению, более целесообразно создание отдельной независимой ГИС республики. Наилучшим вариантом в данном случае может быть создание туристской ГИС в рамках более крупной территориальной базы ГИС по республике, то есть в качестве раздела информации, к примеру бизнес-карт. Бизнес-карта - это электронная географическая карта, отражающая динамическую, интерактивную, территориальную, многослойную, взаимосвязанную базу данных природного, экологического, социального, экономического, политического содержания по различным объектам и уровням экономико-географического исследования (микро, мезо, макро).

40k ' ь.:,:«..-. *

Контактная информация

ж

Kjtm

KflWTJIfT JO

Другн* фаю Я ЩЫ&п. а илп-ллимыаы пидн

Сюимжгь НрО»ЯВЛ-1ММ ■

Ьриинртнзние ш

Лощп&ше »

ЫН1фРрШЦ11 х -

Фотограф«*! н пидоо

БО ' Горний иослрт

Q d Lj wmi.uiTipftril ?адег9.ырх

ФОК "Эваздный"

htypVJHGttUIH РЛМСН

PicftySrtllH &рц,«5С1№»н

>«1 а |Я7.1

—MU> ItyrlTW иптрр nj Т + + i [JtJUIM T1 9«шл оиениа

Рис. 4. Электронная географическая бизнес-карта Республики Башкортостан, раздел «Туристические объекты» (составлен авторами с использованием материалов www.umpo.ru)

Диагностика территориальной организации хозяйства и населения региона с использованием бизнес-карт позволяет выявить тенденции, сформировать выводы о социально-экономической конкурентоспособности рассматриваемой территории [1].

Основой для бизнес-карты Республики Башкортостан должна служить точная векторная карта с возможностью детализации территории до уровня населенного пункта. Вся информация должна быть проверенной и достоверной, полученной из первоисточника.

В результате пользователь должен получить картографический \¥еЬ-сервис, внешне схожий с уже имеющимися ресурсами, для удобства пользования и восприятия, но содержащий более полную и точную информацию по территории Республики Башкортостан, включая информацию о туристских объектах (рис. 4).

В перечне предоставляемой информации будут ссылки на интернет-ресурсы, связанные с данным объектом. В случае, когда у организации нет собственного сайта, она может получить персональный доступ для редактирования и пополнения информации, что поможет частично компенсировать отсутствие собственного информационного ресурса.

Таким образом, туристская ГИС, реализованная посредствам бизнес-карт, может стать востребованным и полезным ресурсом как для людей, желающих отдохнуть, так и для организаций, предоставляющих этот отдых.

Список литературы: 1. Ахунов А.Р. Экономико-географическая оценка территориальной организации хозяйства с использованием электронных бизнес-карт (на примере Республики Башкортостан): автореферат кандидатской диссертации / А.Р. Ахунов // РИЦ БашГУ. - Уфа: 2010. - 24 с.

2. Кошкарев А.В. Картография и геоинформатика: пути взаимодействия / А.В. Кошкарев // Изв. АН СССР. - М.: 1990. - № 1. - С. 32.

3. Постановление Правительства Республики Башкортостан № 57 от 12 февраля 2009 г. «О комплексной Программе развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года».

4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. google.com/earth/index.html

5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. gks.ru.

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. turbooks. ru/stati/tekhnika-tekhnologij a-v-turizme/95 -in-formacionnye-tekhnologii-v-turizme.html.

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. umpo.ru.

List of literature:

1. Akhunov A.R. Economic-geographical assessment of territorial organization of economy and with the use of electronic business cards (on the example of the Republic of Bashkortostan): author's abstract of candidate thesis / A.R. Akhunov // RIC BashSU. - Ufa: 2010. - 24 p.

2. Koshkarev A.V. Cartography and Geoinformatics: ways of interaction/ A.V. Koshkarev // Izv. SSSR, ser. geography. - M.: 1990. - № 1. - P. 32.

3. Resolution of the government of the Republic of Bashkortostan № 57 dated 12th February 2009 «On the complex Program of development of tourism in the Republic of Bashkortostan up to 2020».

4. Electronic resourse. - URL: http://www.google.com/ earth/index.html.

5. Electronic resourse. - URL: http://www.gks.ru.

6. Electronic resourse. - URL: http://www.turbooks. ru/stati/tekhnika-tekhnologija-v-turizme/95-informa-cionnye-tekhnologii-v-turizme.html.

7. Electronic resourse. - URL: http://www.umpo.ru.

Антропов В.А.

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики УрО РАН, Россия, г. Екатеринбург

Шеломенцев А.Г.

доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института экономики УрО РАН, Россия, г. Екатеринбург

УДК 001.38

УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В контексте планируемой реформы РАН анализируются проблемы, стоящие перед формированием цельной научно-образовательной системы России: раздельное функционирование академической и вузовской науки, трудность поиска оптимального распределения научных исследований между ними, их взаимопротивопоставление. Приводятся примеры позитивного опыта создания интегративных научно-образовательных структур на Урале, в том числе с участием Института экономики УрО РАН.

Ключевые слова: вузовская и академическая наука, эволюция научно-образовательной системы, интеграция науки и образования.

UNIVERSITIES AND THE REFORM OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

In the context of the reform of RAS planed are analyzed the problems staying by forming entire scientific-educational system of Russia: separate functioning of academic and higher educational science, difficulty of the search of optimal allocation of scientific researches between them, their mutual contradistinction. The examples are referred of positive experience of creating integrative scientific-educational structures in Ural including those with participation of the Institute of economics of UB RAS.

Key words: high school and academic science, evolution of scientific-educational system, integration of science and education.

Принятие Федерального Закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] неожиданно вызвало широкую дискуссию и, как следствие, поляризацию точек зрения по отношению к данному документу. Законом определены правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук (РАН), а также установлен порядок управления и финансового обеспечения РАН.

Однако какое влияние окажет реформа РАН на дальнейшее развитие университетов и в целом на университетское образование? С этих позиций, по нашему мнению, проблема в широкой научной прессе пока еще не рассматривалась.

На самом ли деле наука сейчас находится в стороне от учебного процесса, подготовки кадров для инновационной экономики России? А широко обсуждаемые проблемы и механизмы интеграции [2], создаваемые и уже функционирующие научно-образовательные центры (НОЦ) [3], кластеры [4] и другие интегративные структуры, к сожалению, в большинстве случаев не дали ожидаемых результатов? Было бы логичным уже на этом этапе сначала проанализировать причины неудач идущих реформ и затем скорректировать образовательную политику в этой сфере. Но Минобрнауки России пытается инициировать новые модернизационные процессы, слабо представляя масштабы и глубины последствий принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.