Научная статья на тему 'Роль географического образования в становлении ноосферного общества'

Роль географического образования в становлении ноосферного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4298
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субетто Дмитрий Александрович, Погодина Виктория Леонидовна

Формирование ноосферного (духовного, экологического) общества невозможно без ноосферного образования. Суть географической науки утверждает необходимость интеграции современных естественнонаучных и гуманитарных знаний. Миссия географического образования заключается в обеспечении социоэкологической гармонизации мира. Гуманистическая география способна предвидеть ближайшие и отделенные последствия принимаемых социально-значимых решений. Системные географические знания воспитывают внутреннюю культуру личности, формируют компетенции, позволяющие специалистам нового поколения осознать свое место в социуме и оценить роль в окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль географического образования в становлении ноосферного общества»

ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ

УДК: 91(07)

ББК: 26.8

Д.А. Субетто, В.Л. Погодина

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ НООСФЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Формирование ноосферного (духовного, экологического) общества невозможно без ноосферного образования. Суть географической науки утверждает необходимость интеграции современных естественнонаучных и гуманитарных знаний. Миссия географического образования заключается в обеспечении социоэкологической гармонизации мира. Гуманистическая география способна предвидеть ближайшие и отделенные последствия принимаемых социальнозначимых решений. Системные географические знания воспитывают внутреннюю культуру личности, формируют компетенции, позволяющие специалистам нового поколения осознать свое место в социуме и оценить роль в окружающем мире.

Движением России к демократическому обществу и становлением рыночной экономики, обусловлена необходимость решения задач включения отечественного образования в состав основных государственных приоритетов. Российское высшее образование не может игнорировать общемировые тенденции современного времени, которые обусловливают существенные изменения в системе образования. В числе основных тенденций мирового развития к особо значимым следует отнести:

- ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных экологических проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках междуна-

Среда обитания

Terra Humana

родного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

Преобразование системы отечественного образования призвано поддержать место и международный престиж России, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Реформация и модернизация российского образования должна опираться как на емкий отечественный опыт, его положительные результаты, так и быть ориентирована на текущие и особенно на перспективные потребности общества (3).

Географическое вузовское образование является одной их традиционных и одновременно современных звеньев в структуре высшего образования России и других стран. Поэтому в нем отражаются все основные тенденции развития системы высшего образования настоящего периода.

Необходимость преобразования российской системы высшего образования обусловлена как общемировыми тенденциями, так и комплексом внутренних важнейших социально-экономических и социально-культурных факторов, проявившихся в период государственно-политического и социально-экономического преобразования за последние двадцатилетие. Произошла адаптация этой системы к принципиально новым условиям политической жизни, укрепились на российской почве базовые принципы демократического гражданского общества. При этом высшие учебные заведения реализовали академическую автономию, были приняты законы, обеспечивающие многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, негосударственный сектор высшего образования превратился в серьезного конструктивного конкурента государственному. На фоне безусловно положительных преобразований на системе всего образования, и высшего в том числе, тяжело отразился социально-экономический кризис. Он вызвал серьезные деструкции в системе «государство-образование-общество».

На современном этапе можно констатировать, что главный кризисный этап перестройки высшего российского образования преодолен. Однако, действующая система образования пока существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. В системе отечественного географического образования серьезными проблемами, требующими экстренного решения являются с одной стороны устаревшее и перегруженное содержание учебно-методических пособий по географии, сочетающаяся с оторванностью от реальных потребностей жизни, а с другой стороны - опасная недооценка обществом значения географического образования, игнорирование программами среднего образовательного звена роли географии в станов-

лении и развитии культуры молодого человека. Остается нерешенной проблема создания условий использования современных информационных технологий в географическом образовании, что в том числе приводит к неспособности учащихся вести поиск и отбор информации.

Целевая установка высшего географического образования должна заключаться в подготовке социально мобильного и ответственного выпускника - географа, способного успешно работать в выбранной сфере, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения им в процессе обучения и воспитания универсальными и профессиональными компетенциями.

Географии принадлежит особая роль в формировании общественного гуманитарного и экологического сознания. В начале XXI века учеными, деятелями культуры, политиками признается, что ноосферное (духовное, экологическое) общество, следовательно и ноосферное образование, являют собой переход к единственной модели устойчивого развития - способной обеспечить гармонию между обществом и природой1. Устойчивое развитие человечества невозможно вне реализации принципа управляемости социоприродной эволюцией, с учетом реализации требований закона опережающего развития качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе2. Образовательное общество становится главной формой реализации ноосферного общества.

Стратегия ноосферной, гармоничной социоприродной эволюции, определяет современный этап нового синтеза всех наук на основе общественного интеллекта и образовательного общества. Условием подобного синтеза становится фундаментализация и гуманизация образования. Ноосферное образование обеспечивает становление и развитие менталитета человека, способного глобально гуманистически мыслить и локально творчески созидающе действовать. Поскольку человек космопланетарен, а соответственно и ноосферен по своей сущности, то ноосферное образование представляет собой форму реализации непрерывного образования в России и в мире в целом.

Подобный ноосферный подход к образованию определяет новый взгляд на место географии в системе современного непрерывного образования, в системе его фундаментальных оснований, а не только в тех секторах профессионального образования, которые готовят специалистов в области геологии, географии, геополитики, геоэкономики, геоэкологии и т.п. Интеграционные процессы в современной науке все чаще приводят к использованию первого корня «гео», что является отражением усиления роста взаимосвязи «геофактора» со всеми процессами социобиосферного развития человечества.

География в системе школьного и вузовского образования - учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у школьников и студентов системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. Она знакомит учащихся с территориальным подходом как ведущим методом научного познания и важным способом воздействия на социально-экономические процессы посредством осуществления разнообразных мероприятий региональной политики. Таким образом, географические науки, следовательно, и географическое образование, призваны обеспечить социоприродную, сгармонизированную эволюцию

Среда обитания

Terra Humana

на базе принципа управляемости. Поэтому изменяется роль комплекса наук о Земле. Реалии современного мира актуализируют «географизацию» образования. Следовательно, география должна занимать важное место, как в системе школьных дисциплин, так и включаться в структуру фундаментальной подготовки всех направлений в высшей школе.

Географическая наука обладает огромным потенциалом для интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, поэтому в общеобразовательной подготовке именно географические дисциплины являются фундаментом для развития экологического мировоззрения. Дисциплины географического содержания необходимы для обеспечения фундаментальности и целостности вузовской подготовки к работе по специальности, а также для воспитания внутренней культуры личности. Отсутствие элементарных знаний по географии мешает человеку понять свое место и оценить свою роль в окружающем мире.

Формирование специалистов нового поколения в области психологии, политологии, педагогики, культурологии, политологии, связей с общественностью, безопасности жизнедеятельности, управлению организациями и персоналом и других основывается на идее гуманизации образования и науки. Гуманистическая география, выступающая, в частности, одним из ведущих направлений в «европейском образовании» интенсивно развивается и в мировой науке. Развитие гуманистической географии связано с глобальным характером происходящих в обществе перемен, обострением взаимодействия между людьми в современной поликультурной среде. Суть геогуманистических представлений заключается в том, что земная поверхность, как и все остальное в пространстве преломляются через культурологическую и личностную сенсорику традиций и воображений. Гуманистический подход в географии следует считать фундаментальным явлением. Умение прогнозировать и применять меры по предупреждению негативного воздействия на экосистемы, умение применять здоровьесберегающие технологии, способность предвидеть ближайшие и отделенные последствия принимаемых социально-значимых решений, формирование гендерного сознания - это неполный перечень тех ключевых компетенций, которые могут быть развиты при изучении географических дисциплин.

На современном этапе развития общества наиболее востребованными оказались специальности, после освоения которых выпускник может рассчитывать на высокооплачиваемую работу. География, за некоторым исключением, не из их числа. Поэтому специалисты полагают, что в условиях экономического расслоения общества, когда недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи, государство должно особое внимание уделить научным и образовательным направлениям, имеющим культурологическое значение, формирующим экологическое сознание человека, нацеленным на выстраивание стратегии устойчивого развития общества и сохранения природной среды.

В системе профессиональной подготовки географа и учителя географии проявляются все проблемы российского высшего образования. Среди основных следует отметить:

- разрыв между качественным уровнем географических знаний выпускников школ и требованиями вступительных испытаний в вузах;

- старение учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов на фоне необходимости использования современных образовательных и научных технологий в процессе подготовки бакалавров и магистров географии;

- слабый доступ каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы, неполное обеспечение возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями;

- недостаточное финансирование такой необходимой формы научной и образовательной работы студентов-географов, как прохождение полевых практик, участие в экспедициях;

- малая эффективность внедрения современных экономических механизмов в систему высшего образования, в том числе, не позволяющих обеспечивать достойный уровень заработной платы вузовских работников;

- недостаточное взаимодействие учебных заведений профессионального образования между собой, низкий уровень интеграции вузов с научными учреждениями Российской академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, в том числе обусловленной сложностью получения разрешения на оплачиваемые поездки (на конференции, семинары, консультации, курсы повышения квалификации и т.д.) в пределах России и зарубежных стран;

- отсутствие сопряжения структуры высшего образования в международном масштабе, необходимом для расширения экспорта образовательных услуг и вхождением России в единое образовательное поле Европы;

- недостаточная связь системы высшего образования с рынком труда, как на федеральном, так и региональном уровнях и, как следствие, отсутствие заинтересованности предприятий в организации практик и приглашении молодых специалистов на работу;

- отсутствие современной системы трудоустройства выпускников вузов и низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки.

При разработке стратегии географического образования необходимо учесть следующие особенности:

- динамизм географических объектов наряду с устоявшимися закономерностями и тенденциями возникают и развиваются новые процессы и явления, требующие соответствующей научной и практической оценки;

- возрастающая динамика информационных объемов (выпускаемой научной и учебной литературы, статистической и иной экономической и социальной информации, публикуемой на бумажных и электронных носителях);

- система географической науки интенсивно развивается по самым разным направлениям и специализациям (появляется все больше междисциплинарных исследований, а следовательно и междисциплинарных учебных курсов).

Важной на современном этапе задачей является восстановление позиций России на международном рынке образования, создание современной, соответствующей мировым стандартам системы обучения. Это может содействовать интеграции российской системы образования в мировое

Среда обитания

Terra Humana

образовательное сообщество. На процессы развития высшего географического образования оказывают влияние такие направления как:

- вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

- взаимодействие с европейскими государствами в вопросах создания общего образовательного пространства;

- развитие международной академической мобильности (принятие мер, обеспечивающих участие представителей российской системы образования в процессе международного обмена «носителями» знаний);

- обеспечение участия России в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

- разработка и осуществление вузами России целевых инновационных программ, их участие в международных проектах и программах.

В целях дальнейшего развития международной деятельности в области высшего географического и географо-педагогического образования следует осуществить:

- выработку предложений в международные договоры Российской Федерации по вопросам интеграции российского образования в международное образовательное сообщество, расширения международных академических обменов;

- содействие российским образовательным учреждениям во вхождении в международный рынок образовательных услуг, организация выставок-ярмарок достижений российского образования;

- организацию работы по распространению русского языка в зарубежных странах и усиление языковой подготовки студентов российских вузов;

- содействие в инициировании и реализации международных программ и проектов с участием российских образовательных учреждений, а также в распространении позитивных результатов международного сотрудничества;

- приоритетное сотрудничество со странами - бывшими республиками Советского Союза, в которых русский язык может стать основой для международного общения ученых, преподавателей и студентов;

- сохранение общего образовательного пространства со странами СНГ и образовательная поддержка соотечественников за рубежом;

- развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР.

Вузам страны пока не удалось преодолеть кризисные тенденции в кадровом обеспечении системы высшего географического образования. Одной из серьезнейших проблем остается отток из вузов выдающихся ученых, талантливых педагогов, а также отказ молодых преподавателей от работы в вузе как в связи с неподобающе низким уровнем материальнотехнического оснащения образовательных заведений высшего звена, так и низкой заработной платой, что не позволяет одновременно заниматься наукой и преподавательской деятельностью в университетах. Следствием нынешнего социально-экономического положения работников высшего образования является снижение престижа педагогического труда. Это не может не сказываться на качестве профессионального образования.

Модернизация образовательной системы требует нового качества педагогического корпуса. С учетом происходящих процессов обновления содержания образования и появлением новых педагогических технологий важно развивать систему повышения квалификации и переподготовки. Необходимо возродить традиции периодического и обязательного прохождения повышения квалификации преподавателей одного вуза в другом, для чего, возможно, следует создать межвузовский орган, способный координировать и инициировать деятельность высших учреждений в этом отношении.

Требует совершенствования система подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В том числе необходимо разработать и воплотить в практику комплекс мер по повышению эффективности функционирования аспирантуры и докторантуры. Важно усилить государственную поддержку аспирантов и докторантов. В географических исследованиях нужно учесть, что научные работы требуют значительных средств для организации экспедиций, лабораторных анализов и т.д. С целью стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы необходимо расширить масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе в форме грантов на конкурсной основе. Остается нерешенным противоречие между требованиями к соискателю при решении вопросов о присуждении ему ученой степени или присвоении ученого звания и возможностью издательской деятельности в вузах. Такая деятельность нередко выстраивается вузами без какого-либо стратегического обоснования плана публикаций. Зачастую успешность ее зависит лишь от инициативы автора, нередко издающего свои труды за собственные средства.

В развитых странах современного мира прочно укрепился принцип «учиться всю жизнь». Однако в настоящее время высшие учебные заведения, в том числе занимающиеся подготовкой преподавателей географии, не уделяют должного внимания системе дополнительного и послевузовского профессионального образования. Примеры прохождения повышения квалификации учителей при географических факультетах российских вузов весьма малочисленны. Такое положение нельзя признать нормальным. Речь, естественно, не идет об обязательном полном принятии на себя вузами роли успешно функционирующих институтов усовершенствования учителей. Тем не менее, в ряде вузов страны институты такого профиля работы включены в структуру университета3. Это облегчает контакты, оптимизирует условия для сотрудничества между профессорско-преподавательским составом и учительством. Работа перестает быть формальной. Такая форма организации является выгодной как для процесса подготовки специалистов, так и для повышения квалификации учителей. Этот опыт, безусловно, может быть рекомендован в практику. Для дальнейшего развития системы дополнительного и послевузовского профессионального образования требуется решение ряда принципиальных вопросов. Основными являются формирование механизма тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, а также законодательное закрепление обязанностей работодателя по обеспечению непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков работников.

Ведущие ученые и специалисты в области образования активно обсуждают вопросы, связанные с разработкой концептуальных основ и со-

Среда обитания

Terra Humana

ставлением стандарта высшего образования нового поколения в сфере профессиональной подготовки4. Такой стандарт должен учитывать цель модернизации образования, состоящую в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия с современными социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности и государства. Поэтому необходимыми условиями достижения нового качества профессионального, в том числе географического, образования являются:

- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости, приближение профессионального образования к потребностям территорий и региональным рынкам труда;

- повышение эффективности рынка профессионального образования, устранение его сегментации, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей;

- устранение диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

- структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов, профессионально-корпоративных образовательных комплексов (ассоциаций), учебно-научно-производственных объединений;

- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, реализация положений Закона РФ «Об образовании» об автономии учебных заведений;

- радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений, информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов;

- углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ;

- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и механизма непрерывного обновления содержания профессионального образования, осуществление государственной поддержки ведущих научных школ с определением форм такой поддержки, интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

- формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования;

- нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования.

Отмеченные условия определяют концептуальные основы разработки стандарта нового поколения. Формирование стандарта идет по двухуров-

невой системе - подготовки бакалавра и магистра. В научно-педагогическом российском сообществе пока нет единства мнений в отношении своевременности и необходимости введения двухуровневого высшего образования. Некоторые авторы продолжают отстаивать позиции традиционного моноуровневого образования, отмечая, что при современных предложениях по построению стандарта и, следовательно, выстраиванию образовательной программы слишком большой объем времени уделяется общему образованию, за счет которого уменьшается собственно професси-ональный5. В частности, особо активно высказываются сомнения в отношении необходимости профилизации бакалавра. Большинство деятелей науки и образования понимает неотвратимость перехода России к многоуровневой системе высшего образования, а значит, актуальность поиска оптимальных путей такого перехода. В перспективе бакалавры с продолжительностью обучения четыре года, составят основную долю специалистов для рынка труда (до 80 % специалистов). Возможности подготовки бакалавра географии имеют свою специфику. За четырехлетний период, который отводится стандартом на подготовку бакалавра, сформировать компетентностно-квалификационные характеристики выпускников можно лишь по направлению «география». Такие направления подготовки как «естествознание» или «естественнонаучное образование» не обеспечивают столь качественных результатов. Наиболее востребованными профилями подготовки бакалавров географии могут стать «Физическая география» и «Гуманитарная география». Для магистра географии профили, естественно, более разнообразны: «Ландшафтоведение», «Геоморфология и палеогеография», «Геохимия ландшафтов и география почв», «География океана», «Криолитология и гляциология», «Биогеография», «Природопользование и геоэкология», «Эволюционная география», «Гуманитарная география России», «Гуманитарная география зарубежных стран», «География мирового хозяйства», «Политическая география», «Региональная политика», «Медицинская география», «Рекреационная география и краеведение», «Страноведение и международный туризм», «Геоинформационные системы», «Географическое образование» и др. Современные подходы к формированию и внедрению образовательных программ позволяют значительно расширить профилизационный спектр подготовки, в том числе учитывающий требования конкретного региона или временного периода.

На современном этапе развития высшей школы в России для решения в пользу перехода на двухуровневую систему высшего образования можно привести следующие доводы: продолжение образования по магистрским программам обеспечивает возможность возврата к образованию после практической деятельности специалистом, четко осознающим для себя цель образования на новом уровне; благодаря введению профилизации, содержание образования будет лучше связано с последующей практической деятельностью, а значит, в процессе образования может осуществляться решение конкретных профессиональных или научных задач. Поэтому разрабатываемый ныне федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального географического образования третьего поколения должен определить комплексную федеральную норму качества высшего географического образования и уровни подготовки как бакалавра географии и так и магистра географии. При этом необходимо

Среда обитания

Terra Humana

использовать в качестве концептуального подхода в построении стандарта и разработке на его основе образовательных программ компетентност-ный подход6.

Исследуя качество подготовки географов и учителей географии вузами страны, анализируя учебные программы и применяемые технологии обучения, а также оценивая профессиональную компетентность молодых специалистов - выпускников вузов, нередко приходится констатировать ряд объективных противоречий: между необходимостью применять знания в реальных условиях и профессиональной деятельности, требующей определенной готовности, самоотдачи и психологическими возможностями выпускников; между объективной ограниченностью человеческих знаний и необходимостью их целенаправленного систематического восполнения в соответствии с конкретными решаемыми проблемами в процессе профессиональной деятельности; между фундаментальным содержанием учебных дисциплин, являющимся объективной основой в систематизации, интеграции и обобщении научных и методических знаний, и недостаточной сформированностью методологических умений выпускников, необходимостью их интеграции в процессе применения в решении практических профессиональных проблем; между широкими возможностями учебных дисциплин для умственного развития, формирования методологической культуры студентов и фактической организацией обучения.

В современном обществе компетентностный подход положен в оценку качества образования. Такой подход утверждает необходимость задачного построения содержания подготовки, создания условий для выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, активной самостоятельной образовательной деятельности, комбинирование независимой и аутентичной оценки. Под компетенциями понимается интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Основными видами профессиональной деятельности выпускников университетов по направлению география следует признать: научно-исследовательскую, проектно-производственную, организационно-управленческую, экспертно-аналитическую, культурно-просветительскую и педагогическую деятельность. Следовательно, классифицировать компетенции можно по таким категориям: а) универсальные: общенаучные компетенции, системные и инструментальные компетенции, социально-личностные и общекультурные компетенции; б) общепрофессиональные компетенции (в соответствии с видами деятельности); в) профильно-специализированные компетенции.

Проблема качественной подготовки выпускника является главной. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. В связи с этим должна быть реформирована система процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев. Для оценки своей деятельности и сопоставления с другими образовательными учреждениями вузы обязаны проводить регулярно са-мообследования по согласованным критериям. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным

или конечным требованиям соответствующей образовательной программы необходимо создавать фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Введение балльно-рейти-новой системы оценки позволяет более объективно оценивать знания, умения и уровень приобретенных студентом компетенций7.

Повышение качества образовательной подготовки и создание системы его контроля является, пожалуй, ключевым фактором. В этой связи в вузах должен трансформироваться подход к построению образовательного процесса. Внедрение новых форм его организации (кредитная технология обучения), распространение современных методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглые столы, деловые игры, кейс-метод, проектное обучение, технологии развития критического мышления и др.) является неотъемлемым условием. Существенной корректировке должны подвергнуться и подходы к оценке качества учебных достижений. Традиционное определение степени формирования знаний, умений, навыков является в настоящее время недостаточным. Высокую степень значимости приобретает оценка степени развития таких качеств личности как способность к экстраполяции, умение видеть закономерности, обобщать факты, делать выбор, основываясь на логичных рассуждениях, использовать старые идеи для генерации новых.

От специалиста новой формации требуется не автоматическое, даже на высоком уровне выполнение задания, а творческое отношение к процессу с постоянным его совершенствованием. Именно способность осмысливать процесс, принимать решения в соответствии с изменившейся ситуацией, мыслить различными сценариями, действовать в условиях нескольких альтернатив - качества, которые необходимо развивать в высшей школе.

К сожалению, многие вузы, осуществляющие профессиональную подготовку географов, пока не имеют лабораторий, оснащенных современным оборудованием, позволяющим изучать свойства географических объектов, моделировать строение геокомплексов, структуру геосистем, изучать динамику географических процессов. Особое значение для подготовки магистров играет и обеспечение кафедр факультетов географии современной компьютерной техникой и программными средствами, позволяющими выполнять комплексную интерпретацию географических данных, моделировать строение географических объектов и комплексов, изучать географические процессы, решать производственные и научно-производственные задачи в соответствии с профилем магистерской программы. Один из путей решения проблемы - оформление договоров с научно-исследовательскими институтами, центрами, лабораториями, занимающимися проведением работ указанного профиля, предоставляющими базу для обеспечения эффективной научно-практической работы. Следует срочно решать проблему острой нехватки атласов и тематических карт для высшей школы. Это негативно отражается на качестве подготовки географа. Тем не менее, географические атласы наряду с учебниками и иными учебными пособиями входят в учебно-методические комплексы высшей школы. Анализ современного состояния обеспечения географического образования атласами приводит к выводу о необходимости нового подхода к созданию и использованию географических атласов. Так, для высшего географического образования основным учебным атласом долгие годы был Географической

Среда обитания

Terra Humana

атлас для учителей средней школы. Следует ускорить работу по выпуску нового издания этого атласа. Тем не менее, даже обновленный атлас на современном этапе не сможет полностью отвечать потребностям учебного процесса географических специальностей. Назрела необходимость создания учебных тематических атласов для высшей школы по основным областям географических знаний. Особенно актуально это становится в связи с введением магистерской ступени географического образования. Хотя в создании атласов отдельных регионов (областей, республик и т.д.) в России опыт большой, однако в настоящее время в региональном компоненте географического образования далеко не все субъекты России имеют современные качественные учебные географические атласы, предназначенные хотя бы для средней школы. Региональные атласы также должны отличаться по целевой направленности. Так, не следует издавать региональные атласы, которые для увеличения коммерческой привлекательности делаются универсальными по содержанию - пригодными и для школьников, и для студентов, и для «всех, кто интересуется географией родного края». Это неизбежно приводит к снижению обучающих свойств атласов.

Значительно расширяет возможности применения атласов в обучении появление и распространение электронной формы атласов. Однако широкое внедрение электронных атласов повлечет за собой и поиск новых форм учебной деятельности в электронном режиме по формированию и закреплению географических знаний, умений и навыков.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования должны активнее использовать информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается применение в рамках учебно-воспитательного процесса мультимедийных средств обучения, чему способствует ряд факторов. Прежде всего, это оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и современным программным обеспечением. Современное развитие информационных технологий предоставило новую уникальную возможность организации и проведения различных форм занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. Во-первых, внедрение имеющихся разработок позволяет самому обучаемому выбрать время и место, необходимое для обучения, во-вторых, использовать в обучении все возможности мультимедийных средств обучения. Это усиливает возможности индивидуализации обучения. Одним из наиболее применяемых способов использования мультимедиа при изучении географии является демонстрация фрагмента конспекта лекций. Возможно и иллюстративное использование мультимедиа, при котором лекции и занятия проводятся традиционным способом, а мультимедиа в виде компьютерных презентаций сопровождают, иллюстрируют речь лектора.

Все более востребованной формой представления информации являются электронные учебники. Практика их использования показала, что наиболее эффективно применение электронных учебников в процессе овладения студентами первичными знаниями (в ходе самостоятельной работы), а также отработки навыков и умений, необходимых для их профессиональной подготовки.

Одним из средств, обеспечивающим создания современного информационного пространства является геоинформационная система (ГИС). Та-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кая система как одна из разновидностей картографических средств обучения должна рассматриваться как полифункциональное и комплексное средство обучения. Для автономного применения в полевых условиях предназначены мобильные геоинформационные системы, базирующиеся на программно-аппаратных комплексах, объединяющих ОР8-приемник, мобильный (карманный или планшетный) компьютер, оснащенный специализированным программным обеспечением. Эти устройства позволяют в режиме реального времени определять местоположение на местности, производить сбор, автоматизированную обработку, отображение, анализ и актуализацию данных непосредственно на изучаемых объектах, что способствует увеличению производительности работ, снижению трудозатрат при повышении качества исследований, достоверности и надежности результатов. В ряде случаев мобильные геоинформационные технологии облегчают трудоемкие задачи проведения и фиксирования полевых исследований, они могут быть предназначены в том числе и для использования в период проведения экспедиционных работ студентами.

Использование мультимедийных средств в преподавании не только облегчило педагогический процесс, но и определило его новые возможности в организации обучения студентов. Так, например, в физической географии в основу использования мультимедиа положено отображение процессов, происходящих в геосферах. Однако эти процессы зримо и наглядно отражаются в облике Земли в виде физико-географических явлений и объектов: различных типов климата, форм рельефа, родов, типов и видов ландшафтов. Поэтому показ процесса обязательно должен завершиться показом его следствий. Если мультимедийное сопровождение лекционного или практического занятия может быть отнесено к авторским, создаваемым педагогом в соответствии со своей логикой выстраивания материала и методико-технологическими приоритетами, то создание учебных фильмов - задача, которую невозможно выполнить без специальных условий. Российская методика обучения географии высшей школы располагала системой учебных фильмов, которые создавали у студентов, например, визуальный образ территорий, или являлись яркой иллюстрацией к пояснению особенности проявления того или иного природного, социально-экономического процесса или явления. В настоящее время можно констатировать наличие противоречия: при столь разнообразной форме подачи и широком выборе фильмов различного содержания, практически невозможно найти сюжеты, которые могли бы использоваться в процессе формирования специалиста - географа. Эту проблему, естественно, невозможно решить усилиями одного вуза, для создания циклов учебных фильмов (для школьников и студентов) необходимо создать творческие группы, в состав которых должны входит профессионалы по созданию кино, а также ученые и преподаватели. Один из самых логичных вариантов решения проблемы - создания подобного киноцентра при РГО.

Имеется положительный опыт создания иллюстративного специализированного фотосайта для тех, кто интересуется географией горных и полярных стран. В сети появилась первая редакция интернет-проекта «Геофотобанк. Коллекция фотографий горных стран и полярных регионов»8. Материалы данного специализированного фотосайта предназначены для профессионального использования и предусматривают определённый те-

Среда обитания

Terra Humana

оретический уровень подготовки пользователя. В качестве потребителя этого информационного продукта кроме преподавателя, студента, абитуриента и школьника, могут быть путешественники, альпинисты, туристы, все те, кто нуждается в получении какой-либо специальной информации по определенной территории.

Полевые практики и экспедиции - традиционная и обязательная форма организации учебной деятельности в процессе подготовки географа. Все вузы, реализующее основные образовательные программы подготовки географа, должны располагать специализированными полигонами и базами практик. Однако подавляющее большинство учебно-научных стационаров имеет устаревшее оборудование, которое не отвечает современным требованиям к материально-технической базе, обеспечивающей проведение предусмотренных учебным планом видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов. Качественная подготовка бакалавра и магистра по направлению географии будет возможна при условии не только обустройства администрациями вузов и факультетов полигонов и баз учебных географических практик помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей, но и обеспечению их современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений (в соответствии с профилем подготовки), вычислительной техникой для проведения камеральных работ. Следует активизировать межвузовский обмен, по взаимному обучению студентов в условиях их пребывания на научно-учебных стационарах вузов (желательно не только из различных регионов, но и разных стран).

Рассмотренные вопросы обсуждались на Первой международной научной конференции «География: наука и образование в системе «Общество - школа - университет»9, проводившейся по инициативе Федерального агентства по образованию, Русского географического общества, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Института географии РАН в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена с 26 по 30 ноября 2007 г.

В заключение можно сформулировать следующие выводы.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуализация глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, стимулируют реформирование и модернизацию российского образования.

Географии принадлежит особая роль в формировании общественного гуманитарного и экологического сознания в период формирования и развития ноосферного подхода к образованию. Такой подход к образованию определен усиление роста взаимосвязи «геофактора» со всеми процессами социоэкологического развития мира. Поэтому, недооценка обществом значения географического образования, его роли в становлении и развитии культуры может иметь серьезные последствия. Изучение географии способствует расширению кругозора, выработке мировоззрения, формирования у школьников и студентов системного и

социально ориентированного представления о Земле как о планете людей. Это определяет необходимость обязательного включения географических дисциплин как в систему среднего образования, так в структуру фундаментальной подготовки всех направлений в высшей школе. Создание современной соответствующей мировым стандартам российской системы обучения может содействовать ее интеграции в мировое образовательное сообщество.

1 Немчин А.М., Субетто А.И., Суслов Е.Ю., Суслов Ю.Е. Теоретические основы и методология социально-экономического управления России XXI века: Ноосферный аспект (Монография) / Под ред. А.И.Субетто. - СПб., 2006.

2 Субетто А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего образования в контексте европейских и мировых тенденций» - М. - Уфа, 2007.

3 География: наука и образование в системе «общество - школа - университет». Материалы юбилейной международной научной конференции / Под ред. В.П.Соломина. - СПб., 2007.

4 Байденко В.В. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. - М., 2005.

5 Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: русское видение /Под. ред. Г.А. Бордовско-го. - СПб., 2006.

6 Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под научной ред. В.И. Байденко. - М., 2006.

7 Субетто А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего образования в контексте европейских и мировых тенденций» - М. - Уфа, 2007.

8(Geo Photo Bank. Mountain & Polar Region Photography): www.geophotobank.com.

9 География: наука и образование в системе «общество-школа-университет»: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Российского государственного педагогического университета и 75-летию факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена в рамках инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Сборник статей. - СПб., 2007.

Среда обитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.