Научная статья на тему 'Роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина в изучении градостроительства Западной Сибири 1-й половины ХХ в'

Роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина в изучении градостроительства Западной Сибири 1-й половины ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

В статье анализируется важный источник по градостроительству Западной Сибири первой половины XX века – материалы Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Основатель Музея – профессор С.Н. Баландин – собрал большой материал по этому периоду – фотографии реальной застройки городов, фотокопии архитектурных и градостроительных проектов, обмерных чертежей памятников и фрагментов застройки. Города Западной Сибири в это время развивалась очень динамично и за полвека изменились до неузнаваемости. Музейные фотографии – единственное визуальное свидетельство об ушедшей эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the photo archive of Balandin’s Museum of Siberian Architectural History for studying of town planning in Western Siberia of the first half of the XXth century

This article analyzes collections of Balandin’s Museum of Siberian Architectural History as an important source for studying of town planning in Western Siberia of the first half of the XXth century. The founder of the Museum, Professor S.N. Balandin, gathered a large volume of information about this period. There are photos with architectural city views, photocopies of architectural and town planning projects, results of architectural monuments’ measurements. Western Siberian cities developed dynamically and for half a century changed their appearance greatly. Photos in museums' collections are the only visual documents of the bygone era.

Текст научной работы на тему «Роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина в изучении градостроительства Западной Сибири 1-й половины ХХ в»

С.С. Духанов, г Новосибирск

Роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им, С.Н. Баландина в и іучении градостроительства Западной Сибири 1-й половины XX is.

Период интенсивного формирования городов Западной Сибири, н который определилось их современное значение її наиболее характерные градостроительные черты, пришелся на 1-ю половину XX гс. Вместе с гем ряд особенностей регионального градостроительного процесса этого времени крайне усложняет историко-градострои-гельное изучение Западной Сибири, Это связано с тем. что историческая ситуация 1-й половины XX в, отличалась динамизмом и неустойчивостью: происходило постоянное перемещение ноля градостроительной активности в Западной Сибири, а также постоянная сиена градостроительных концепций н отечественном ірадострои-гельстве. В результате характерной чертой процесса формирования западносибирских городов стало постоянное и непредсказуемое изменение исходных данных и ситуаций для проектирования* разните городов в форме последовательно! о «напластования» различных генеральных планов, а іакже постоянная мимикрия их городской среды, сопровождавшаяся изменениями и утратами фрагментов застройки.

Очевидно, что изучать гакое сложное и противоречивое взаимодействие различных архитектурном радо строп гельных процессов 6е:) соответствующих графических материалов и источников прак-

-! ЗI -

тичсеки невозможно. Таким Образом, сама специфика градостроительства Западной Сибири l-ii половины XX в. делает актуальной при проведении историко-градостроительных исследований опору на графические материалы, а значит, введение в научный оборот и изучение новых графических источииков;

Материалы Музея истории архитектуры Сибири им. С И, Баландина (НГАХА) представляют несомненный интерес для исследователя* занимающегося изучением истории градостроительства и архитектуры Западной Сибири 1 -й половины XX к. Сергей Николаевич Баландин (1930-2004) систематически собирал материалы по архитектуре и градостроительству Западной С ибири для будущего Музея в течение длительного времени. Сегодня фотографические фонды городов Западной Сибири Музея содержат уникальные иллюстративные материалы по сибирскому градостроительству указанного периода. Они представлены в основном богатыми фотографическими рядами. Это фотографические материалы Фонда Новосибирска (Ф] I. Он. 5. К. 1> 2 и 3) и Фонда городов Сибири (ФГС) - по западносибирским городам Омску (ФГС. Oil 3-1, Оп. 3-2), Барнаулу (ФГС. Он. 4. К. 1 и К. 2), Томску (ФГС Он, 9. К. 1 и К, 2), городам Кузбасса (ФГС. Он. 13. К. 1) и др. Кроме того, градостроительные материалы первой половины XX в. представлены в фондах сибирских архитекторов, например, в фонде архитектора А.Д. Крячкова (ФК).

С хронологической и типологической точек зрения материалы фондов подразделяются на несколько групп.

1. Первую группу материалов представляют оригиналы фотографий и фотооткрыток 1-й половины XX в., сделанные современниками градостроительных процессов того времени. Как правило, в этих материалах зафиксирована градостроительная реальность городов Сибири 1-й половины XX в. Прежде всего, это фотофиксации осуществленной и осуществляемой в натуре застройки -гражданские и промышленные объекты; общественно-культурные и жилые здания и сооружения; городская среда. Такие фотографические «портреты» зданий и юродских пространств дают представление о реализованной застройке, о первоначальном облике зданий, сооружении и улиц. Наконец, на таких снимках представлена tie только «парадная», но и массовая жилая застройка западносибирских городов того времени. Особый интерес представляют CROCO-

-132-

бранные фото-зарисовки повседневной жизни городов, сделанные неизвестными ныне фотографам и-архитекторами. Судя по всему» их интересовала «сюжетно-бытовая» сторона архитектуры и градостроительства. На таких снимках представлены различные стадии строительства и функционирования городских объектов и сооруж'е-ний, і» гакже происходящие вокруї этих объектов повседневные II праздничные события. Такие фотографии позволяют судить не только об архитектурно-градостроительном облике юродов гого времени, но н об особенностях формирования п функционирования их городской среды.

Значение 'л'ой і рунпы материалов определяется спецификой градостроительства Западной С ибири в 1-й половине XX к, ')то был период бурного роста; города постоянно получали все новые, притом мощные внешние импульсы для развития. При этом постоянно и принципиально изменялись концепции отечественной архитектуры и градостроительства, втом числе и взгляды па ю. каким должен бы 11> город. Слабая строительная база не поспевала за резкими ново-рогами «архитектурной моды». Возведенные фрагменты застройки «забрасывались», «прерывались» и «наслаивались» друї на Друга. Характерной чертой западносибирских городов стали постоянные перестройки возведенных общественно’культурных и жилых зданий, т. е. постоянная мимикрия городской среды, В результате этого многие конкретные градостроительные ситуации и пространства, в которых работал и архитекторы и проектировщики 1-й половины XX в., мы можем увидеть только на фотграфиях, сделанных их современниками.

Таким образом, эта группа фотографических материалов зафиксировала реальные градостроительные процессы изменения «морфологии» городской среды западносибирских городов на протяжении 1-й половины XX в.

2. Вторая группа материалов проектная документация по сибирским городам, выполненная в 1-й половине XX в, и представленная в фотокопиях, отпечатанных во 2-й половине XX в. Оригиналы, с которых сделаны фотокопии, происходят из центральных, ведомственных;, региональных и личных архивов проектировщиков (и ныне, видимо, уже утрачены). Как правило, это фотокопии уникальных проектных материалов 1920-х 1950-х гг.: экспозиционных

-133-

стендов, отмывок и чертежей проектной документации (к юм числе на стадии эскизного проекта). Сюда входят фотокопии генеральных планов городов, ^хем зонирования их территории, Организации транспорта, фотокопии проектов де тальной планировки отдельных районов, кварталов и городских общественных центров, рекреационных іон (набережных, парков культуры и отдыха) и т.д. Также фотокопии градостроительных панорам и отдельных фрагментов застройки (так называемых «птичек» и перспектив), выполненных когда-то в технике отмывки.

Значение этой группы материалов прежде всего в том, что перед нами реальные рабочие проекты, подлежавшие осуществлению н частично действительно реализованные ікі протяжении 1-й половины XX в. Вторая их особенность її том* что это работы местных проектных организаций, которые, как правило, не публиковались в периодической печати того времени, Не предназначались для публикации по определению и рабочие чертежи планировок, анали <ы і ра-достроитеяьных ситуаций, материалы вариантного проектирования (эскизы и пп.). В результате этот интереснейший п тает графических материалов по истории градостроительства Западной Сибири ныне сохранен лишь в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. СЛ. Баландина.

Графические материалы этой группы дают представление об эволюции методик реального градостроительного проектирования на протяжении 1-й половины XX в., дают возможность проследить изменения в подходах проектировщиков к городу. Также эти источники позволяют изучать роль региональных архитектурных сил в формировании западносибирских юродов. Они дают представление об особенностях трактовки местными архитекторами градостроительных концепций того времени, об их отношении к градостроительным проблемам городов, а гакже выявить таченпе градостроительных идей, закладывавшихся ими в генеральные планы для дальнейшего развития городов Западной < нбирп.

В частности, большой научный интерес представляют фотокопии съемок существующей застройки из предпроекі ных материалов генеральных планов. Э то связано е тем, что относительно частая смена направленности советского градостроительства вкупе со слабой строительной базой западносибирских городов способствовали «на-

-134-

пластованию» в них в процессе формировании фрагментов застройки, связанных с различными градостроительными идеями и градостроительными практиками. Постоянные перепланировки вели к противоречивому взаимодействию заложенных в генпланах идей, которые, как правило, или принадлежали к разным градостроительным подходам, или основывались на разных исходных данных. Наличие материалов, зафиксировавших реально осуществлявшуюся на территории городов застройку, дает возможность сопоставлять реальные градостроительные ситуации и процессы с программными установками генеральных планов.

Большое значение материалы указанной группы имеют для и зучения градостроительства «областных столиц» Западной Сибири Омска, Барнаула и Томска. Дело в том, что в отличие от Новосибирска и городов Кузбасса, Омск, Барнаул и Томск на рубеже 1920-х 1930-х гг. не стали местом размещения объектов тяже-

лой индустрии ii находились в состоянии градостроительного затишья. Градостроительная активность в них начинается только с середины 1930-х гг в связи с новым подходом к размещению производительных сил и упразднением Запей б края, когда они становятся административными центрами и в них начинаются работы по генеральной планировке. Составлением генеральных планов лих городов занимались, как правило, уже не столичные проектировщики, а местные архитектурные силы. В результате, как было отмечено выше, графические материалы планировок этих городов не были опубликованы и ныне доступны для исследователей лишь в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

Поскольку генеральные планы Омска, Барнаула и Томска начали составляться в совершенно иной исторической ситуации {середина

вторая половина 1930-х гг.), то в них был представлен несколько иной по характеру комплекс из взаимно «накладывавшихся» л руг на друга градостроительных идей и практик. Это должно было обусловить и ряд градостроительных особенностей западносибирских городов этой группы. Анализ материалов фондов Музея по этим городам позволяет предполагать, что их генеральные планы составлялись под влиянием комплекса градостроительных идей, сложившегося в отечественном I радоетроительстве во 2-й половине

-135-

1930-х начале 1940-х гг Графические материалы свидетельствуют о влиянии Неї градостроительство Западной Сибири этого времени градостроительных идей генерального плана реконструкции Москвы и ленинградской градостроительной школы повышении роли исторического центра при реконструкции городов, реплики проекта Дворца Советов, стремление к созданию общегородской системы озеленения, общественных центров-улЕЩ и т,д. Фотокопии эскизов планировок позволяют заглянуть «внутрь» творческого процесса, проследить эволюцию градостроительных идей в ходе проектирования. В это!і связи представляют несомненный интерес, например, материалы по проектированию обществен но-культурного центра города Омска во 2-й половине 1930-х - начале 1950-х гг (см. рис. 1 и 2).

Таким образом, эта группа материалов зафиксировала реальные градостроительные проекты (а также ход их создания), выполнен? ные для городов Западной Сибири в 1-й половине XX в.

3. Третья группа материалов представлена фотокопиями градостроительных проектов для Западной Сибири, опубликованных в редких печатных периодических изданиях 1-й половины XX в, зарубежных „ центральных и региональных, в гом числе из сибирских газет.

Уникальными материалами являются фотокопии проектов генеральных планов городов Западной Сибири из труднодоступных местных периодических изданий 1920-х гг. Это материалы конкурса на проект планировки города-сада Щеглове ка (будущего Новокузнецка), схема перепланировки Новониколаевска инженера И.И, Загривке, проекты городов-садов из статей, опубликованных сибирскими инженерами, авторами этих проектов, в редких сибирских изданиях и др. Ценность фотокопий этих проектных материалов в том, что они в наибольшей степени отразили авторскую графику оригиналов, донесли эти проекты до нас, гак сказать, в первоначальном виде.

Материалы по проектированию городов Кузбасса в основном являются фотокопиями материалов, опубликованных в крупных архитектурных и градостроительных периодических изданиях 1920 1930-х гг Несмотря на то, что центральные периодические издания 1-й половины XX в. относительно доступны для исследователя, зна-

-136-

чей не этой группы источников в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.II. Баландина, в их комплексности* состоит в том, что они собраны в одном месте и связаны с другими материалами по градостроительству этих городов.

ПрофессоромС.Н. Баландиным были собраны материалы порайонной и генеральной планировке городов Кузбасса. В фондах Музея они связаны с другими материалами по истории градостроительства Кузбасса более раннішії градостроительными проектами, материала ми геодезических съемок ситуаций, фотофиксациями и т.п. В результате дижс известные, казалось бы, материалы, собранные вместе и встроенные в исторический контекст градостроительных процессов, начинаю! работать по-новому* Также С.II. Баландиным были собраны фотокопии проектов архитектурных комплексов и сооружений для городов Кузбасса (конкурсных и заказных), разработанных на рубеже 1920-І930-х гг Эги проекты были либо опубликованы в редких изданиях 1920-х 1930-х гг., либо остались неизвестны-

ми, сохраняясь в личных архивах архитекторов. В первой половине 1930-х гг. эти проекты были осуществлены со многими изменениями, а поскольку они, как правило, нигде не публиковались, то сегодня лить материалы Му ієя позволяют судить об их первоначальном архитектурно-градостроительном замысле.

Таким образом, эта группа графических материалов дает представление прежде всего об общественной стороне градостроительного проектирования для Западной Сибири того времени, о проектах, вынесенных в свое время на суд профессионалов и городской общественности.

4. Четвертую і руппу материалов представляют копии и фотокопии графических материалов обмеров памятников и съемок фрагментов существующей застройки городов Западной Сибири, проводившихся [і последней четверти XX века. (3 этих материалах представлены ныне утраченные фрагменты застройки.

Необходимо отметить, что рассмотренные фонды - это лишь часть материалов Музея истории архитектуры Сибири им. С,Н. Баландина по истории градостроительства Западной Сибири первой половины XX в. С'опоставление с оригиналами и фотокопиями экспозиционных проектных и учебных материалов из основных залов Музея может значительно расширить источниковую базу. В этом

-137-

отношении «изюминкой» Музея являются учебные г радостроительные проекты 1-й половины XX в. (как правило* выполненные вСиб-сгрине), представленные в оригиналах или фотокопиях. Они дают представление об учебных методиках градостроительного проектирования того времени, особенностях графической подачи градостроительных проектов и т.п.

Хочется отметить, что профессором С.Н, Баландиным при формировании рассмотренных выше материалов Музея истории архитектуры Сибири был применен прием, ставший сегодня актуальным в архитектуроведении и, в частности, при проведении историко-градостроительных исследований. При изучении архивных материалов и других первичных источников современные исследователи стремятся изучать не только градостроительные проекты, но и г радостроительную реальность того времени (работы по советскому градостроительству К). Л. Косен ко во it, М. Г Мееровнча и др.). Таким образом, роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С.П. Баландина для изучения градостроительства Западной Сибири 1-й половины XX в. заключается в том, что он содержит широкую источниковую базу; которая позволяет изучать не только творческие идеи архитекторов, нашедшие отражение в і радо строительных проектах для Западной Сибири, ной градостроительную реальность западносибирских городов этого периода реальный ход градостроительного процесса в регионе. Кроме материала, зафиксировавшего реальные градостроительные процессы в городах Западной Сибири, С.Н. Баландин уделил большое внимание и реальной проектной дєн гельности 1-й половины XX в. Причем не голько широкоизвестным градостроительным проектам столичных архитекторов, но также градостроительным проектам и проектной документации, которые были выполнены в региональных проектных мастерских.

Из-за безвременной кончины основателя Музея, Сергея Николаевича Баландина, источники поступления многих материалов (а значит, их история и творческие связи) остались неизвестны, ара-бота по подготовке фондов не была завершена. Поэтому большой научной задачей работников Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина стала огромная работа по классификации и обработке материалов фотоархива, формированию фондов и введение их в научно-исследовательский процесс.

-138-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.