Научная статья на тему 'Роль финансовой стратегии предприятия в формировании конкурентоспособного статуса региона'

Роль финансовой стратегии предприятия в формировании конкурентоспособного статуса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е. В.

Сложная финансово-экономическая ситуация в современной России, которой способствовали падение цен на нефть, антироссийские санкции западных стран, снижение валютного курса рубля и прочие негативные тенденции в экономике в 2014 году вызвали рост турбулентности на финансовых рынках. Поэтому актуальное значение в данных условиях приобретает необходимость более активного формирования и использования финансовой стратегии предприятий в контексте обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности Российской Федерации и развития ключевых отраслей реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансовой стратегии предприятия в формировании конкурентоспособного статуса региона»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 (ред. 04.11.2014) №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

3. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (ред. от 29.07.2015) «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

4. Соколова Е.С., Егорова Л.И. «Формирование системы внутреннего контроля наличных денежных средств в организации». Сборник «Инновационное развитие российской экономики». Материалы конференции, VI Международный научно-практический форум . 2013.

©И.В. Богачева, 2015

УДК 336

Е.В. Борисова

К.э.н., старший преподаватель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москва, Российская Федерация

РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СТАТУСА РЕГИОНА

Аннотация

Сложная финансово-экономическая ситуация в современной России, которой способствовали падение цен на нефть, антироссийские санкции западных стран, снижение валютного курса рубля и прочие негативные тенденции в экономике в 2014 году вызвали рост турбулентности на финансовых рынках. Поэтому актуальное значение в данных условиях приобретает необходимость более активного формирования и использования финансовой стратегии предприятий в контексте обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности Российской Федерации и развития ключевых отраслей реального сектора экономики.

Ключевые слова

Финансовая стратегия, конкурентоспособный потенциал, стратегическое управление, ресурсы.

В условиях рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект, реализуя собственную стратегию экономического поведения, действует на свой страх и риск и вынужден применять те или иные механизмы, которые должны обеспечивать безопасное функционирование соответствующего имущественного комплекса. Необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.

При разработке основ концепции управления конкурентоспособностью региона необходимо согласовывать направленность развития региона с целями и миссией субъектов рыночной деятельности и выделять три уровня системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия -стратегический, инновационный и оперативный. При этом конкурентоспособный потенциал предприятия определяется как совокупность организационных, финансово-экономических, информационных, технологических и других ресурсов предприятия, обеспечивающих ему устойчивые позиции на рынке [2. с.33].

Соответственно конкурентный потенциал региона представляет собой степень обеспеченности его факторами, способными привлекать и удерживать субъекты рыночной деятельности в партнерских отношениях, а также способствовать их постоянному развитию. От результативности использования

28

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

(реализации) конкурентного потенциала региона зависит его ожидаемая (или достигнутая) конкурентная позиция, то есть место (доля) и роль на национальном и мировом рынках [4. с.18].

Поскольку конкурентоспособность региона является следствием наличия конкурентных преимуществ субъектов рыночной деятельности, необходимо их поддерживать. Содействовать данному процессу можно путём выявления и анализа состояния существующих региональных факторов конкурентоспособности с целью определения стратегических возможностей для формирования новых конкурентных преимуществ.

Исследуя вопросы уровней системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия более подробно остановимся на стратегическом.

Это обусловлено тем, что в условиях конкурентных отношений важным признаком экономического поведения хозяйствующих субъектов, которые призваны самостоятельно защищать свои экономические интересы, оберегать и сохранять условия собственной деятельности является определение направлений развития предприятия.

Для рыночной экономики является нормой, когда многие предприятия исчезают, а на их месте возникают новые формы организации производственной деятельности. Такое исчезновение чрезвычайно болезненно для участников хозяйственной деятельности, которые должны готовиться к тому, что их предприятие станет лишним в системе общественного разделения труда и будет обречено на трансформацию в новую экономическую структуру. В связи с этим необходимо реагировать соответствующим образом на изменяющиеся потребности общества и противостоять угрозам со стороны внешней и внутренней среды.

Живучесть и защищенность предприятий в этих условиях определяется их адаптационной способностью к изменению среды деятельности и постоянной готовностью к её ухудшению, а значит, умением предприятия вовремя создать новые экономические возможности и принимать адекватные решения.

Важнейшим механизмом реализации таких возможностей является текущая финансовая деятельность хозяйствующего субъекта, реализующая преимущества хозяйственного поведения предприятия в условиях одновременности протекания каждодневных и перспективных экономических процессов.

Текущая финансовая деятельность хозяйствующего субъекта нуждается в соответствующем управлении, исходной и главной функцией которого выступает стратегическое финансовое планирование. Именно оно позволяет парировать угрозы внешней среды, упреждая ход развития событий наращиванием хозяйственного потенциала предприятия.

Генезис научного понятия стратегического финансового планирования в рыночной экономике непосредственно восходит, во-первых, к системе первичных финансов, т.е. финансов предприятия как системы экономических отношений в связи с распределением и перераспределением созданной на предприятиях стоимости и формированием различных целевых фондов денежных средств;

во-вторых, к дихотомии «поток-запас», определяющей признаки «текучести» процесса планирования, лежащего в основе исследуемого понятия;

в-третьих, к процессу финансовой деятельности, имеющему место в том числе и на предприятиях, завершающему определение искомой научной категории.

Важным атрибутом данного научного понятия является управленческий характер анализируемого экономического явления, связанного с совершенствованием управленческой деятельности на предприятии, для которой стратегическое финансовое планирование является первичным компонентом (наряду с организацией, мотивацией, контролем и регулированием) в структуре системы общих функций управления, впервые предложенных классиком теории управления Анри Файолем [5. с.245].

По мнению другого классика управленческой мысли, Р.Акоффа, «планирование - это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний, которые желательны и которые не появятся сами собой без определенных усилий, оно позволяет избежать ошибочных действий в процессе бизнес-деятельности и добиться снижения вероятности неудач в конкретных обстоятельствах» [1. с.45].

В данном контексте, как мы видим, что стратегическое финансовое планирование является определяющей стороной плановой функции управления.

29

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Финансовая стратегия - сформированная система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения.

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Это связано с тем, что основная цель общей стратегии - обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение конкурентной позиции связана с тенденциями развития соответствующего рынка.

Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает [3. с.58]:

- формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

- выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;

- ранжирование и поэтапное достижение задач;

- соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

- объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;

- создание и подготовку стратегических резервов;

- учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;

- определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;

- маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкур ентами.

Финансовая политика предприятия включает:

-политику формирования активов и структуры капитала (управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными активами, финансированием оборотных активов);

-политику управления активами и инвестициями (управление реальными, финансовыми и инновационными инвестициями);

- политику формирования финансовых ресурсов (налоговая, дивидендная, амортизационная инвестиционная политики);

-политику управления финансовыми рисками и предотвращения банкротства (привлечение финансового и товарного кредита).

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода формирования общей стратегии развития предприятия (так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода). Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии является предсказуемость развития экономики в целом и финансового рынка в частности (в современных условиях этот период не выходит за рамки трех лет).

2. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью этой деятельности является максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственного капитала и его высокорентабельное использование, оптимизацию структуры активов и используемого капитала, приемлемость уровня финансовых рисков в процессе хозяйственной деятельности и т.п. Формирование стратегических целей финансовой деятельности получает свое отражение в разработке системы целевых стратегических нормативов.

3. Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Этот процесс базируется на общей финансовой идеологии предприятия и системе целевых стратегических нормативов.

30

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

4. Конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации. В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов, а также внешняя и внутренняя синхронизация показателей во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития предприятия, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов между собой.

5. Оценка разработанной финансовой стратегии. Она проводится по следующим параметрам: ее согласованности с общей стратегией развития предприятия; внутренней сбалансированности системы целевых стратегических нормативов; реализуемости стратегии с учетом прогнозируемой конъюнктуры финансового рынка; приемлемости уровня финансовых рисков, связанных с ее реализацией; результативности стратегии.

Таким образом, разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.

Список использованной литературы:

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер с англ. Под ред. Л.А. Волковой. -СПб.: Питер, 2002.

2. Борисова Е.В. Защита от рейдерства в системе финансового контроля предприятия // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. №5.

3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия.-Киев.: Эльга, 2004.

4. Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3. С.366-371.

5. Файоль А. Общее и промышленное управление. -М.: ДиС, 2001.

© Е.В. Борисова, 2015

УДК 338

З.Т. Вахитова

старший преподаватель ФГБОУ «ГАУ Северного Зауралья», г. Тюмень

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА АГРАРНОЙ

СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты оценки эффективности использования средств государственной поддержки крестьянскими (фермерскими) хозяйств Тюменской области.

Ключевые слова

малый бизнес, государственная поддержка, субсидия

Одной из главных задач сельского хозяйства Тюменской области всегда будет максимальное обеспечение основными продуктами питания собственного производства. В Тюменской области значимую роль в производстве сельскохозяйственной продукции на душу населения занимает малый бизнес, а именно хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели. В 2013 г. в хозяйствах всех категорий на душу населения произведено 954 кг. зерна, из них 178 кг. произведено К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями, картофеля - 433 кг. из них 277,8 кг хозяйствами населения, овощей - 116 кг., из них 78,69 кг. хозяйствами населения, мяса - 77 кг., из них 48,51 кг. хозяйствами населения, молока - 389 кг., из них 185,55 кг. хозяйствами населения [3].

Сопоставляя нормы потребления основных продуктов питания с производством данных продуктов в области на душу населения хозяйствами всех категорий, установлено, что Тюменская область с лихвой

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.