Научная статья на тему 'Роль финансового контроля в современной экономике'

Роль финансового контроля в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4635
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Наталья Сергеевна, Южакова Нина Алексеевна

Финансовый контроль по своей сути является неотъемлемой частью бюджетного процесса и, как следствие, бюджетного планирования государства. Обладая определенной спецификой, он несет в себе элемент стратегии эффективности бюджетных расходов каждого учреждения и страны в целом, так как нецелевое использование денежных средств влечет за собой негативные последствия в социальноэкономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансового контроля в современной экономике»

Разделение ИКТ-дисциплин на блоки и внедрение нескольких вариантов оценочных систем позволяет подстраивать процесс обучения под имеющиеся условия (количество зачетных единиц, отведенных на дисциплины блока, материально-техническое обеспечение, уровень профессиональной подготовки преподавателей и т.д.). Дальнейшим развитием предлагаемой идеи может стать индивидуальный выбор студентом оценочной системы для каждой дисциплины блока в зависимости от его личных целей и имеющихся ИКТ-навыков. Однако в настоящее время такой подход сопряжен со значительными организационными сложностями.

Список использованной литературы:

1. Хохлов Ю.Е. ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России. М.: Институт развития информационного общества, 2012.

2. ФГОС ВО по направлению «экономика». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения 01.02.2016).

© Мартыненко Ю.В., 2016

УДК 336

Михайлова Наталья Сергеевна

канд. экон. наук, старший преподаватель УрЮИ МВД России,

г.Екатеринбург, РФ E-mail: Lady.mix2014@mail.ru Южакова Нина Алексеевна преподаватель УрЮИ МВД России, г.Екатеринбург, РФ E-mail: Uzakova-29@mail.ru

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Финансовый контроль по своей сути является неотъемлемой частью бюджетного процесса и, как следствие, бюджетного планирования государства. Обладая определенной спецификой, он несет в себе элемент стратегии эффективности бюджетных расходов каждого учреждения и страны в целом, так как нецелевое использование денежных средств влечет за собой негативные последствия в социально-экономической сфере.

Ключевые слова

Финансовый контроль, бюджетная политика, государство.

Для того, чтобы государство могло эффективно реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику, а также обеспечивать выполнение социально-экономических программ, ему необходимо осуществлять должный контроль за законным формированием и использованием своих финансовых ресурсов. Необходим четкий контроль за осуществлением всех финансовых операций, как в масштабах страны, так и в масштабах отдельно взятого предприятия.

В последнее время происходит реформирование финансового контроля, а также совершенствуются налоговый, таможенный, бюджетный и банковский. Однако следует отметить, что уровень эффективности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

финансового контроля в стране оценивается как недостаточный. Возникает необходимость в переосмыслении роли и функций финансового контроля на современном этапе развития экономики страны.

Само понятие финансового контроля возникло еще в Киевской Руси, когда князья жили на доходы собственного государства и именно с того момента, как принято считать, возникла необходимость справедливого и рационального использования денежных средств казны. По мнению многих ученых история становления и развития финансового контроля взяла свое начало в XI веке и продолжается по настоящее время. Процесс взимания подати, его контроль и дальнейшее рациональное распределение полученных средств положили начало нынешней системе бюджетного процесса.

Вопросами трактовки понятия «финансовый контроль» занимались А.А. Анисимов, Т.А. Башкатова, В.А. Воронов, Е.Ю. Грачева, А.Н. Козырин, Т.В. Конюхова, Н.С. Малеин, Л.Н. Овсянников, В.М. Родионова, Р.Г. Сомоев, Н.И. Химичева, В.З. Шевлоков, С.О. Шохин, В.И. Шлейников и т.д.

Малеин Н.С. считал что, финансовый контроль - это регулируемая правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), направленная на обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе исполнения планов и заключающаяся в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных затрат [7, с.103]. В свою очередь Анисимов А. А. высказывался что, финансовый контроль в капиталистическом обществе есть надзор за надлежащей реализацией финансовой политики господствующего класса органами управления в процессе претворения последними функций государства [3, с.3].

По мнению Козырина А.Н. финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [4, с.48].

Конюхова Т.В. представляла финансовый контроль как контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов [6, с.25].

Шохин понимал под финансовым контролем - многоаспектную межотраслевую систему наблюдения наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета [8, с.27].

Как бы не трактовалось и не дополнялось рассматриваемое понятие, с годами система финансового контроля все больше приобретала упорядоченный характер: основные положения закреплялись в нормативных документах; появилось четкое распределение функциональных обязанностей между органами власти, которые должны осуществлять непосредственный контроль не только анализа целевого расходования финансов, но эффективного использования государственных средств и собственности; происходило становление единых принципов бюджетной системы государства, пренебрежение которыми влекло неизбежное наказание; разработка определенных форм государственной финансовой отчетности.

Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации система финансового контроля получила широкое развитие и создала определенные закономерности протекания экономических процессов.

Финансовый контроль можно классифицировать по нескольким критериям, перечень которых не является исчерпывающим (рисунок 1). Ему, как части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований и, которые закреплены в Конституции РФ, а также иных нормативных правовых актах.

Рисунок 1 - Критерии финансового контроля

В настоящее время в теории финансового контроля принято выделять следующие принципы:

- законность;

- независимость;

- гласность;

- объективность;

- ответственность;

- сбалансированность;

- системность [5, с.105].

Непосредственное предназначение контроля проявляется при реализации государством своих финансово-экономических функций, обеспечивая стабильное экономическое развитие страны. Являясь основным инструментом оптимизации использования денежных фондов государства, направляет и ориентирует бюджетную политику, обеспечивает законность осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъекта, а также защищает его экономические интересы.

В свою очередь государственная бюджетная политика представляет собой целый комплекс мероприятий для выполнения возложенных на нее социально-экономических, общественных, научно-технических и других подобного рода функций. Механизм бюджетной политики включает в себя определенные цели и задачи, направленные на формирование стабильной и прозрачной системы управления государственными финансами. Анализ эффективности деятельности отдельных направлений становится своеобразным ориентиром для дальнейшего проведения данной политики и показателем финансового потенциала государства.

Важную роль финансовый контроль играет в деятельности бюджетных учреждений, так как каждое из них систематически подвергается проверке с целью мониторинга использования бюджетных ассигнований.

Органами, осуществляющими контролирующую деятельность бюджетных организаций, являются: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской федерации [1].

Цель контрольно-счетных органов заключается в реализации закрепленных за ними функции в части осуществления проверок финансовой отчетности и оперативного предоставления органам власти достоверной и независимой информации о положении дел в бюджетной сфере страны (конкретного субъекта страны либо учреждения). Перед должностными лицами указанных органов лежит ответственность по контролю за исполнением бюджета, подготовке превентивных мер по устранению выявленных нарушений, проведению анализа и последующей оценке показателей на факт эффективности и целесообразности использования бюджетных ассигнований, определению степени обоснованности расходов, контролю поступлений и перечислений денежных средств и т.п.

Требуя соблюдения финансового законодательства, органы государственного финансового контроля систематически осуществляют проверки и ревизии бюджетных организаций, в ходе которых выявляют определенные его нарушения. Кроме этого, они исполняют полномочия по оценке уровня эффективности расходования финансовых ресурсов, а также использования государственной и муниципальной собственности, особенно в случае осуществления процессов ее приватизации и национализации, а также проверяют, насколько обоснованно предоставлены различные финансовые льготы и преференции [2, с.107].

Все выявляемые нарушения бюджетного законодательства можно классифицировать в определенные группы и обозначить основные (типичные) нарушения:

- неэффективное использование бюджетных средств: просроченная дебиторская задолженность; приобретение товарно-материальных ценностей ненадлежащего качества, приобретение имущества без фактической надобности; отсутствие контроля со стороны распорядителя бюджетных средств;

- нарушения, связанные с исполнением бюджета: нарушение порядка доведения денежных фондов (или недоведение); неправомерное изменение лимитов бюджетных обязательств;

- нарушение целевого характера бюджетных ассигнований: использование денежных средства на иные цели, не соответствующие смете доходов и расходов; неверное использование кодов экономической классификации; использование бюджетных ассигнований на покрытие штрафных санкций, наложенных на должностных лиц; неправомерные выплаты различного рода компенсаций лицам, не имеющим правовых оснований;

- нарушения, возникающие при использовании средств, выделяемых на строительные и ремонтные работы: нарушения при оставлении проектно-сметной документации; несоответствие требованиям нормативно-правовых актов; завышение (занижение) сумм (объемов работ);

- нарушения, возникающие при использовании энергоресурсов: завышение (занижение) показателей (нормативов); неиспользование (неисправность) приборов учета; использование энергооборудования без необходимости; несвоевременность технических и ремонтных работ;

- нарушения, возникающие при размещении и исполнении госзаказов: размещение недостоверных данных; несоблюдение условий, определенных документацией; нарушение порядка проведения процедуры; нарушения в работе комиссии; отсутствие контроля со стороны заказчика; приобретение товарно-материальных ценностей по завышенным ценам;

- нарушения, связаннее с завышением установленных показателей: переплата заработной платы; оплата расходов сверхнормативного показателя;

- несвоевременные платежи по бюджетным обязательствам, которые влекут собой начисление пеней и штрафов и т.п.

Таким образом, на основе сметно-бюджетного финансирования осуществляется поддержка хозяйственного сектора бюджетной сферы страны: все выделяемые денежные средства, предусмотренные бюджетом, направляются на определенные заранее мероприятия и распределение всех ассигнований происходит согласно сметам.

Хотелось бы отметить тот факт, что совершенствование бюджетной системы России неразрывно связано и с повышением эффективности системы финансового контроля бюджетных учреждений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер.закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ(ред. от 01.09.2012)] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — ст. 3823. — Режим доступа: [Консультант Плюс].

2. Боровяк С.Н., Ибрагимова Н.А., Пархоменко С.А., Тимошенко П.Н. Аудит эффективности использования бюджетных средств как перспективная форма осуществления государственного финансового контроля / С.Н. Боровяк, Н.А. Ибрагимова, С.А. Пархоменко, П.Н. Тимошенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 6 (45). - С. 105-111.

3. Анисимов А. Финансовый контроль в капиталистических странах. 1966. - с.99.

4. Козырин А.Н. Финансовый контроль. Финансовое право: Учебник Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. - 400 с.

5. Кондрат Е.Н. Государственный финансовый контроль: основополагающие начала (принципы) / Е.Н. Кондрат // Юридическая наука: история и современность. - 2012. - № 1. - С. 103-109.

6. Конюхова Т.В. Правовые акты об органах, осуществляющих финансовый контроль. // Законодательство и экономика. 1997. - №19/20 - с.24-29.

7. Малеин Н.С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. - М.: Наука, 1964. - 152 с.

8. Шохин С О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. - 352 с.

© Михайлова Н.С., Южакова Н.А., 2016

УДК 336.012.23

Моисеенко Татьяна Андреевна

Студентка 4 курса, ЭФ, ТУ СУР г. Томск, РФ E-mail: tanya.moiseenko.95@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

Аннотация

Статья посвящена проблемам расширения клиентской базы в банковском секторе в современных условиях, а также развитию клиентских отношений, определению значимых проблем в деятельности банка и причин их банкротства.

Ключевые слова

Банковский сектор, банкротство, клиентская база, взаимоотношение банка и клиента, привлекательность

клиента, лояльный клиент, программа лояльности.

Банковский сектор - очень важный элемент в развитии рыночных отношений, который является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма. Коммерческий банк в современной России становится основным элементом банковской системы. Так как именно развитие данного направления должно быть приоритетным, потому что действие кредитно-финансового механизма и определяет уровень развития экономики страны в целом.

Во время экономического спада коммерческие банки работают в области повышенного риска. Об этом свидетельствуют наиболее распространённые причины банкротства банков:

- неудачные поиски участников нового капитала;

- предоставление "плохих" кредитов;

- неудачная торговля закладными ценными бумагами;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.