Научная статья на тему 'Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта'

Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова М.Н., Путинцева Л.В.

Как стать врачом, любящим свое дело, и в то же время не потерявшим любовь к людям? Врачом-профессионалом, умеющим использовать передовые технологии современной медицины, новейшие средства диагностики и видеть за этим конкретных людей? Профессионалом, постоянном в саморазвитии, берущим на себя ответственность за всякую свою деятельность – и в то же время человеком, не забывающим о своих собственных духовных и душевных потребностях?.. Отвечая на эти и ряд других вопросов, трудно переоценить роль философии. Особенностью медицинского знания является его ценностная природа, вытекающая из качественного своеобразия отношений врач – пациент. Профессиональная культура врача невозможна без реализации синтеза ценностного и практического подходов к ситуации морального выбора. В курсе философии закладывается фундамент культуры этического мышления как ценностного основания принятия решений при разработке стратегии врачебной деятельности. Врач должен быть гуманитарным экспертом, способным вскрыть все реальные варианты морального выбора, выявить ценностные основания, цели и смысл каждого из них, с безусловной установкой на общечеловеческий кодекс нравственности. Философское образование студентов медиков содержит в себе возможности моделировать эвристические ситуации для формирования и развития этического знания – умения. Классические философские, религиозные и этические концепции создают возможность диалога нравственных исканий студента и нравственной мудрости человечества, помогают включиться ему в исторический опыт нравственной жизни. Философское знание способствует преодолению утилитарного отношения к человеку как к вещи, которой можно манипулировать, формирует представление о достоинстве человеческой личности, ее целостности и духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта»

1790

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 12

Ю: 2015-12-27-^5747 Тезис

Кузнецова М.Н., Путинцева Л.В.

Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии

Как стать врачом, любящим свое дело, и в то же время не потерявшим любовь к людям? Врачом-профессионалом, умеющим использовать передовые технологии современной медицины, новейшие средства диагностики - и видеть за этим конкретных людей? Профессионалом, постоянном в саморазвитии, берущим на себя ответственность за всякую свою деятельность - и в то же время человеком, не забывающим о своих собственных духовных и душевных потребностях?.. Отвечая на эти и ряд других вопросов, трудно переоценить роль философии.

Особенностью медицинского знания является его ценностная природа, вытекающая из качественного своеобразия отношений врач - пациент. Профессиональная культура врача невозможна без реализации синтеза ценностного и практического подходов к ситуации морального выбора.

В курсе философии закладывается фундамент культуры этического мышления как ценностного основания принятия решений при разработке стратегии врачебной деятельности. Врач должен быть гуманитарным экспертом, способным вскрыть все реальные варианты морального выбора, выявить ценностные основания, цели и смысл каждого из них, с безусловной установкой на общечеловеческий кодекс нравственности.

Философское образование студентов - медиков содержит в себе возможности моделировать эвристические ситуации для формирования и развития этического знания - умения.

Классические философские, религиозные и этические концепции создают возможность диалога нравственных исканий студента и нравственной мудрости человечества, помогают включиться ему в исторический опыт нравственной жизни. Философское знание способствует преодолению утилитарного отношения к человеку как к вещи, которой можно манипулировать, формирует представление о достоинстве человеческой личности, ее целостности и духовности.

Литература

1. Андриянова Е. А., Катрунов В.А., Кузнецова М. Н., Засыпкина Е. В., Павлова Л. А. Этический компонент как ресурс профессиональной подготовки врача/ Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. - Краснодар., 2013. - с. 6-8.

2. Матвеева Н. Н., Кузнецова М. Н. Взаимосвязь философии и личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций . -.2012- Т 3. - № 2 - с. 409-410.

Ключевые слова: философия, медицина, этическая культура

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.