Научная статья на тему 'Роль философии в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза'

Роль философии в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЙ КЛУБ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЭССЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHILOSOPHICAL CLUB / COLLECTIVE RESEARCH WORK / ESSAYS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Светлана Сергеевна, Родина Елена Николаевна

В статье рассматривается опыт организации внеаудиторной работы кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Данная работа построена на проведении философских олимпиад, конкурсов эссе, функционировании студенческого научно-исследовательского философского клуба. Подобная работа организована как дополнение к аудиторной работе в решении актуальных задач формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of philosophy in the formation of professional competence of students of pedagogical high school

The article examines the experience of organizing extracurricular work of philosophy Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevieva. This work is built on a philosophy holding contests, essay contests, the functioning of student research philosophy club. Such work is organized as a supplement to classroom work in solving urgent problems of formation of professional competence of students of pedagogical high school.

Текст научной работы на тему «Роль философии в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза»

УДК 378 : 001.891 ББК 74.584 Котова Светлана Сергеевна

аспирант кафедра философии Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

г. Саранск Родина Елена Николаевна кандидат философских наук, преподаватель кафедра философии Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

г. Саранск Kotova Svetlana Sergeevna graduate student Department of Philosophy Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseveva

Saransk Rodina Elena Nikolaevna candidate of the philosophical sciences, senior teacher department of Philosophy Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev

Saransk rodina197621 @rambler.ru

Роль философии в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза2 The role of philosophy in the formation of professional competence of students of pedagogical high school

В статье рассматривается опыт организации внеаудиторной работы кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Данная работа построена на проведении философских олимпиад, конкурсов эссе, функционировании студенческого научноисследовательского философского клуба. Подобная работа организована как

2Работа проводится при финансовой поддержке в рамках проекта 3.1.2. «Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических работников вуза» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

дополнение к аудиторной работе в решении актуальных задач формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза.

The article examines the experience of organizing extracurricular work of philosophy Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevieva. This work is built on a philosophy holding contests, essay contests, the functioning of student research philosophy club. Such work is organized as a supplement to classroom work in solving urgent problems of formation of professional competence of students of pedagogical high school.

Ключевые слова: философский клуб, научно-исследовательская работа, эссе, профессиональная компетентность.

Key words: philosophical club, collective research work, essays, professional competence.

Современная школа, как средняя, так и высшая призвана дать учащимся не только готовые знания, сформировать навыки, а, прежде всего, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Процесс образования должен быть ориентирован на инновационное развитие, как на постоянно возобновляемый процесс создания новшеств во всех сферах общества. Для востребованности в условиях нелинейного развития социальной среды будущему специалисту в любом виде деятельности недостаточно обладать суммой знаний в определенной области, необходимы умения гибко применять их в изменяющихся и нестандартных ситуациях. Поэтому высшие уровни профессиональной компетентности заключаются в умениях оперативно реагировать и решать сложные и нестандартные проблемы, применять фундаментальные знания и принципы в широких и непредсказуемых контекстах, а также в готовности к диалогу и сотрудничеству с другими людьми.

Деятельность преподавателя вуза должна быть направлена на использование возможностей своей учебной дисциплины для формирования у студентов надпредметных (социальных, коммуникативных, когнитивных, информационных) компетентностей. [6, с. 46]. Подобный подход также предполагает воспитание человека способного к рефлексии, к осмыслению бытия и самого себя, этических и эстетических ценностей с учетом актуальных общественных потребностей, ведущего к созданию новой социальной реальности. Эта задача не менее актуальна в свете проблем современности, характеризующихся кризисом

86

гуманистических идеалов, нигилизмом по отношению к традиционном морали, утверждении социал-дарвинистской идеологии.

Философское знание побуждает индивидов к рефлексии, осознанию внутреннего содержания нынешней творческой эпохи, поиску средств выхода общества из критического состояния. В процессе приобщения к философии происходит формулировка мировоззренческих идеалов и ориентиров, определяющих отношение человека к миру, к себе и другим людям. Изучение философских текстов, данных не в учебниках и хрестоматиях, а через работы крупнейших мыслителей разных эпох способствует развитию мышления, логики, творческих способностей через приобретаемые навыки интерпретации, помогает в становлении нравственного сознания личности.

Философия, изученная в качестве учебного курса, не определяет автоматически мировоззренческих установок студента. Поэтому значительным потенциалом обладает внеаудиторная деятельность, осуществляемая кафедрой философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. Не менее двух раз в учебном году проводятся конкурсы философских эссе и олимпиады по философии. Функционирует философский клуб, созданный в 2003 году при кафедре.

Эссе (от франц. «попытка», «проба») - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

у—\ Ч_/ и ч_/

Этот жанр, насчитывающий четыреста лет в европейской культуре и имеющий почти тысячелетнюю историю в литературе Востока, до сих пор популярен. Секрет его долголетия заключается в уникальных свойствах, позволяющих установить связь между читателем и писателем или писать для себя, потому что эссе - это обязательно диалог, и, прежде всего, с самим собой.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Этот стиль отличается образностью, афористичностью и установкой

на разговорную интонацию и лексику. С тех пор как эссе утвердилось в виде специфического жанра, его отличает, подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, феномен природы, объект речи, который описывает или переживает автор. Нужно помнить, что наличие конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Эссе побуждает к рефлексии, позволяет студенту выразить свою индивидуальность

Значительным потенциалом обладает такая форма деятельности как философская олимпиада, влияющая на формирование позитивных мотивов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. Современные исследователи склоняются к представлениям, согласно которым ключевой, системообразующей характеристикой потенциала личности является не выдающийся интеллект или высокая креативность, как считалось ранее, а мотивация. Мотивационный компонент одаренности связан с выявлением побудительной причины деятельности. При всем разнообразии позитивных мотивов, все они могут быть типизированы и отнесены к той или иной группе: мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью или участием в олимпиаде (увлекает процесс обучения, общение с членами жюри, преподавателями вузов, сверстниками из других регионов, вызывает азарт соревновательная сторона олимпиады и пр.); мотивы, связанные с содержанием изучаемой дисциплины (увлечение историей жизни и творчества отдельных философов, конкретным философским направлением, желание узнать существующие подходы к решению философских проблем, заинтересованность метатеоретическим характером философского знания и постановкой предельных вопросов о бытии и мышлении и пр.); социально детерминированные мотивы долга и ответственности (перед регионом, вузом, преподавателями, командой); престижная мотивация (мотивы личного самоутверждения, самосовершенствования).

Интеллектуальная работа, выполняемая на основе развития позитивных

мотивов оказывается более эффективной и ведет к развитию способностей, так как она связана с активностью центра положительных эмоций. В конечном счете, более продуктивными могут оказаться изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу индивиды.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Развитие творческой индивидуальности студентов взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы, поскольку человек живет и развивается в системе отношений с окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека. На оптимальное развитие данных процессов направлена деятельность философского клуба.

С 80-х годов XVIII века в истории высшей школы сложилась традиция приобщения студентов к научной деятельности через «дружеские ученые общества». Первым было «Собрание университетских питомцев для упражнения в сочинениях и переводах» в Московском университете, студенческое «Математическое общество», созданное в 1810 году на естественно-математическом факультете. Во втором десятилетии XIX века в академическое пространство университетов прочно вошли студенческие «Общества наук», юридические общества, общества «любителей словесности» и воздухоплавания, научнолитературные, историко-литературные, технические общества [1].

Целями философского клуба МордГПИ им. М. Е. Евсевьева является развитие творческого потенциала личности, формирование философского мировоззрения, укрепление традиций толерантности, диалога культур и гуманизма. Цели достигаются путем решения задач консолидации и активизации интеллек-

туальных способностей бакалавров в области философии и других гуманитарных форм знания, подготовки и реализации программы мероприятий (конференций, круглых столов и др.) для обсуждения актуальных проблем современности с позиции философии, активное сотрудничество для развития традиции философствования и интеллектуальной аналитики актуальных проблем современности.

Работа клуба строится на самостоятельном научном поиске студентов, их самообразовании в совокупности с творческой работой преподавателей в качестве консультантов, анализирующих интересы участников и стимулирующего мотивацию к философским исследованиям. Предлагаемые темы заседаний соответствуют критерию научности, актуальны в условиях современности, обладают высоким эвристическим и этическим потенциалом. Организация работы клуба ориентирована на реализацию активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта членов клуба, как отправного момента для активной коммуникативной деятельности, направленной на совместную разработку проблемы.

Подобная работа помогает решить ряд задач, среди которых формирование культуры будущего специалиста на основе изучения обширного историко-культурологического материала и достижений мировой философской мысли, гуманистическая ориентация личностных качеств студентов на основе анализа решения «вечных» проблем человечества, пробуждение у студентов интереса к исследовательской деятельности, интеграция студенческой группы и создание коллектива на основе совместной научной деятельности.

Основной формой деятельности философского клуба является дискуссия. Дискуссия как один из методов проблемного обучения находит все большее применение, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении какой-то проблемы, дает возможность применить знания и навыки на практике, генерируя при этом новые идеи [4].

Термин «дискуссия» в переводе с латинского означает «исследую». Обсуждение, самостоятельная оценка и позиция - неотъемлемые характеристики дискуссии, превращающие спор в научный конструктивный диспут [2, с. 5].

Этот вид аргументации направлен на всестороннее обсуждение предмета разногласий. Ее средствами служат не мнения сторон, а позиции, характеризующиеся убедительным логическим обоснованием. Основополагающей составляющей дискуссии является наличие практически и теоретически значимой проблемы для обсуждения (с социальной, культурологической, политической и других точек зрения), но само по себе существование проблемы не обеспечит проведения плодотворной дискуссии [5].

Для проведения дискуссии необходима способность адекватно аргументировать свои высказывания, убедительно представлять свою точку зрения, доступно доказывать свои взгляды. Основу аргументации составляют причинно-следственные отношения. Стиль и способы аргументирования зачастую обоснованы национально и продиктованы культурной идентичностью как индивидуума, так и социума. Как известно, цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения, а выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством [3, с. 133]. Таким образом, в дискуссии постепенно образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются.

Таким образом, организация внеаудиторной работы кафедрой философии МордГПИ, основанной на приобщении студентов к философскому знанию способствует развитию у них социальных, коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей. В тоже время подобная работа помогает ста-

новлению нравственного сознания личности, основанного на понимании ответственности за содержание и качество деятельности в любой сфере жизни и за формирование ценностных установок и ориентиров, направляющих на решение проблем практической гуманизации мира.

Библиографический список

1. Зеткина, И. А. Студенческий научно-исследовательский педагогический клуб: опыт организации и работы / И. А. Зеткина, П. В. Замкин // Гуманитарные науки и образование, 2011. - №1(5). - С. 10-14.

2. Зеткина, И. А. Студенческий дискуссионный клуб исторического кино / И. А. Зеткина, С. С. Еремина, С. М. Косолапов // Учебный эксперимент в образовании, 2012. - №3. - С. 4-8.

3. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. / М. В. Кларин. -М. : Эксперимент, 1995. - 176 с.

4. Морозова, И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов / И. Г. Морозова // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. - № 1. -C. 25-35.

5. Мурзенко, Л. В. Учебная дискуссия как средство формирования меж-культурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования / Л. В. Мурзенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб. - 2010. - № 121. -С.197-201.

6. Татьянина, Т. В. Курсы повышения квалификации как средство развития профессиональной компетентности педагога высшей школы / Т. В. Татьянина // Гуманитарные науки и образование, 2012. - №4 (12). - С. 4548.

Bibliography

1. Zetkina, I. A Student Research Pedagogical club: the experience of the organization and work / I. A. Zetkina, P.V Zamkin // Humanities and Education, 2011. - No 1 (5). - Pp. 10-14.

2. Zetkina, I. A. Student debating historical movie / I. A. Zetkina, S. S. Eremina S. M. Kosolapov // Educational experiment in education, 2012. - No 3. - Pp. 4- 8.

3. Clarin, M.V. Innovation in the global pedagogy: teaching based on research, games and discussions. The analysis of foreign experience. / M.V. Clarin. - M. : Experiment, 1995. - 176 p.

4. Morozova, I.G. Use of discussion in the classroom of a foreign language within a problem-based learning in the preparation of today’s professionals / I.G. Morozov // Foreign languages. Theory and Practice, 2010. - № 1. - Pp. 25-35.

5. Murzenko, L.V. Training discussion as a means of forming cross-cultural competence among students of language schools in the conditions of distance education / L.V. Murzenko // Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. - St. Petersburg. - 2010. - № 121. - Pp.197-201.

6. Tatianina, T.V. Service training as a means of developing professional competence of high school teacher / T. Tatianina // Humanities and Education, 2012. -No 4 (12). - Pp. 45-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.