Научная статья на тему 'Роль этнопедагогики чувашского народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников'

Роль этнопедагогики чувашского народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЧУВАШСКИЙ НАРОД / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева Наталия Петровна

Рассматривается формирование духовно-нравственной ценностной ориентации старшеклассников средствами этнопедагогики чувашского народа. Выявляется уровень духовно-нравственного развития старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль этнопедагогики чувашского народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников»

УДК 37.017.925+37.034

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

THE ROLE OF THE ETHNOPEDAGOGICS OF THE CHUVASH PEOPLE IN THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUE ORIENTATIONS

OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Н. П. Кошелева N. P. Kosheleva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Рассматривается формирование духовно-нравственной ценностной ориентации старшеклассников средствами этнопедагогики чувашского народа. Выявляется уровень духовнонравственного развития старшеклассников.

Abstract. The formation of spiritual and moral value orientations of senior schoolchildren by means of the ethnopedagogics of the Chuvash people is considered. The article reveals the level of spiritual and moral development of senior schoolchildren.

Ключевые слова: этнопедагогика, чувашский народ, ценностная ориентация.

Keywords: ethnopedagics, Chuvash nation, values.

Актуальность исследуемой проблемы. Современное общество находится в состоянии глубокой социально-экономической напряженности. Перемены, произошедшие за последние десятилетия в России и в мире, привели к утрате старых духовных ценностей и идеалов, в то время как новые не были созданы. Заменой духовно-нравственной ориентации, бывшей некогда неотъемлемой составляющей воспитания подрастающего поколения, стали разрозненные системы ценностей отдельных групп людей, представляющих различные неформальные организации, распространение которых сегодня носит массовый характер.

Старшее поколение и современная молодежь сталкиваются с проблемой конфликта ценностей. Подрастающее поколение «оторвано от корней» и выстраивает свою собственную ценностную ориентацию, зачастую несущую только субъективную значимость, а не общечеловеческую. Многообразие и противоречивость ценностей в обществе на современном этапе дезориентирует подрастающее поколение. Неопределенность в том, чем следует руководствоваться при выборе ценностей и идеалов, приводит к произвольному духовно-нравственному развитию, последствия которого могут быть непредсказуемыми для общества.

Современные социальные институты пересматривают существующие ценностные ориентации. При этом они все же не могут решить проблему формирования духовнонравственных ценностей у подрастающего поколения, поскольку предлагаемые социальными институтами ценности поставлены в противовес другим: разрозненным, противоречивым, но более предпочитаемым школьниками. Ценностные ориентации семьи и школы не удовлетворяют интересы подрастающего поколения [1].

Процессы глобализации, ассимиляции, влияние западных стран приводят к тому, что народ утрачивает свою этническую принадлежность, а вместе с ней и многовековой культурный опыт, ценности, язык. При этом также, безусловно, наступает и духовно-нравственный кризис: народ потерял тот духовный «стержень», который на протяжении многих веков давала этнопедагогика. Народные традиции, обряды, особенности быта - это этнокультурная среда, в которой происходит духовная преемственность поколений, обмен опытом, закладываются социальные установки и ценностные ориентации. В этой среде человек отождествляет себя со своим народом, становится преданным месту, в котором вырос. Средства этнопедаго-гики, включающие в себя народную мудрость и практический жизненный опыт многих поколений, ориентируют подрастающее поколение на общечеловеческие ценности.

В то же время каждый народ обладает определенным своеобразием педагогической культуры. Чувашский народ в этом отношении отличается особенной консервативностью и верностью традициям. Этнопедагогика чуваш на протяжении многих веков осуществляла духовную преемственность поколений, сохраняя и обогащая национальную культуру. Стабильность системы ценностных ориентаций, прививаемых подрастающему поколению, сделала чувашский народ духовно сильным, устойчивым к негативным влияниям.

Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся старших классов раскрывает потенциал народного воспитания, доказавшего свою эффективность и состоятельность в ходе жизненной практики многих поколений. Значение этого опыта огромно. Дошедшая до нас из глубины веков мудрость народа транслирует вечные, общечеловеческие ценности, которые всегда находятся в центре внимания общества [2].

При этом отсутствуют работы, в которых отдельно исследуются особенности влияния чувашской этнопедагогики на формирование у воспитуемых ориентации на систему духовно-нравственных ценностей.

Материал и методика исследований. В процессе исследования нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы; наблюдение, беседа, диалог, анкетирование, интервьюирование, сравнение полученных данных, моделирование; метод рефлексии и интроспекции; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент. При обработке и интерпретации результатов исследования применялись методы математической статистики.

В ходе экспериментальной работы в СОШ № 2 г. Чебоксары нами были исследованы уровни сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся 9-11 классов. При определении показателей нравственной культуры подростков были использованы следующие критерии: глубина и обобщенность знаний о системе общечеловеческих ценностей, устойчивость личностной позиции учащихся в вопросах морального выбора, понимание содержания морально-нравственных норм, знание социально приемлемых и неприемлемых форм поведения. Также нами был проведен тест для выявления уровня духовно-нравственного развития учащихся.

На формирующем этапе исследования 189 старшеклассников были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты тестирования оказались невысокими: из 189 испытуемых 37 % показали низкий уровень духовно-нравственного развития, 59 % показали средний уровень и лишь 4 % - высокий. Такие результаты свидетельствуют о кризисном состоянии нравственной культуры учащихся. Выбор их ценностей произволен. Они имеют представления о социально одобряемых нормах поведения, но не видят смысла соответствовать им. Подрастающее поколение дезориентировано, испытывает так называемый «ценностный вакуум», что делает подростков особенно уязвимыми для негативных явлений окружающей действительности. При этом место общечеловеческих ценностей нередко занимают другие, субъективно значимые, материальные, а порой и асоциальные.

Понятие «ценности» для 89,6 % опрошенных означает такие общечеловеческие ценности, как семья, дружба, любовь, совесть, здоровье и ум. Остальные 10,4 % считают, что ценностью являются деньги, машины, квартиры.

На вопрос: «На какие ценности, на Ваш взгляд, ориентируется современная Россия?» 76,3 % старшеклассников ответили «деньги»; 13,8 % - здоровье; 5,3 % посчитали, что «в современной России нет ориентации на ценности»; 4,6 % - алкоголь, сигареты, наркотики.

Почти все учащиеся в своих ответах отметили важность сохранения и обогащения национальной культуры, но при этом практически единогласно решили, что в их собственной жизни народная культура и традиции не имеют особого значения. Это говорит о том, что подростки на самом деле не понимают, для чего нужны духовная преемственность поколений и усвоение жизненной мудрости из опыта предков.

Результаты тестирования показали необходимость внесения изменений в содержание учебно-воспитательной работы со старшеклассниками. Выявлены возможности использования идей этнопедагогики в ходе изучения подростками учебных дисциплин.

Анализируя литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели научные труды, связанные с понятиями «этнокультурное воспитание», «этнопедагогика», «этнопеда-гогика чувашского народа» (Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов, Н. М. Бадмахалгаева, Д. Н. Латыпов и др.), а также «ценности», «ценностные ориентации», «формирование духовно-нравственных ценностей» и «формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций» (Г. А. Аргунова, Н. П. Карпова, Н. П. Очирова, Э. М. Молчан и др.).

В настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в создании педаго -гических условий, способствующих эффективности процесса формирования духовнонравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. При этом необходимо обратить внимание на ряд противоречий между:

- потребностью общества в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения и невысоким уровнем развития духовности и нравственности у подрастающего поколения;

- практической эффективностью опыта чувашской этнопедагогики в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения и недооценкой его значения в учебно-воспитательной работе со школьниками;

- актуальностью включения этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс, а также в работу по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся школ и недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы.

В связи с этим использование приемов, методов и средств чувашской народной педагогики в работе с подрастающим поколением, создание теоретико-методической базы для включения этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс становятся особенно актуальными, способствуют укреплению национального самосознания подрастающего поколения и формированию у них ориентации на общечеловеческие ценности.

Наша экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной ценностной ориентации средствами этнопедагогики чувашского народа проводилась в ходе учебных занятий, внеклассных мероприятий, а также реализации специально разработанного в этих целях спецкурса «Система морально-нравственных знаний и опыта в контексте этнопедагогики чувашского народа».

Целью данного курса является перевод во внутренний план личности подростков системы общечеловеческих ценностей и норм, усвоение жизненного и духовного опыта предков через приобщение к культуре и традициям чувашского народа.

Содержание спецкурса направлено на ценностно-ориентировочную деятельность учащихся, развитие у них устойчивой личностной позиции в отношении этнокультурной принадлежности. В соответствии с разработанной программой спецкурса духовно-нравственное развитие подростков осуществляется на занятиях, включающих средства, прие -мы и методы этнопедагогики чувашского народа.

В ходе прохождения спецкурса старшеклассники погружаются в этнокультурную среду: изучают народные традиции, пословицы, сказки, песни, узнают об особенностях быта чуваш. В то же время они открывают для себя и современную культуру Чувашии: посещают выставки, театральные постановки, встречаются с писателями, художниками, изучают биографии известных людей. При этом они сами становятся активными участни -ками классных и внеклассных мероприятий: ставят спектакли по мотивам произведений чувашских авторов, показывают национальные обрядовые действия, поют народные песни на вечерах чувашской культуры, пишут сочинения о впечатлениях, которые получили, будучи вовлеченными в этнокультурную среду, рисуют картины, иллюстрирующие чувашские пословицы и поговорки.

В ходе контрольно-обобщающего эксперимента был проведен итоговый срез. Он показал значительное повышение показателей духовно-нравственного развития старшеклассников ЭГ по сравнению со сверстниками КГ (диаграмма 1):

в начале эксперимента

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

в конце эксперимента

Диаграмма 1. Распределение старшеклассников ЭГ по уровням духовно-нравственного развития

По сравнению с первым этапом эксперимента на контрольном этапе обнаружилось уменьшение количества учащихся с низким уровнем духовно-нравственного развития на 18 %, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 8 %, с высоким уровнем - на 9 %.

В то же время в КГ изменения не были столь существенны (диаграмма 2):

60%

50%'

40%

30%

20%-^ 10% 0%

59%

:£%

*

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

в начале эксперимента

в конце эксперимента

Диаграмма 2. Распределение старшеклассников КГ по уровням духовно-нравственного развития

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности средств, приемов и методов этнопедагогики, используемых в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками. Кроме количественных изменений у испытуемых ЭГ было отмечено: повышение интереса к национальной культуре, приведение личных ценностей в соответствие с общече -ловеческими, ориентация на нравственные нормы в ситуациях морального выбора, повышение культуры общения и поведения. Находя духовные ориентиры в многовековом опыте народной педагогики, подростки получили ответы на многие интересующие их вопросы, вовлеченность в процесс нравственного развития сформировала у них собственный опыт ценностного самоопределения и самопознания.

Резюме. Использование в учебно-воспитательной работе с учащимися старших классов средств, приемов и методов этнопедагогики чувашского народа способствует формированию личности подростка в соответствии с общечеловеческими ценностными ориентациями, а также приобретению собственного опыта ценностного самоопределения и самопознания.

Разработанный и апробированный нами спецкурс внесет вклад в воспитательную работу средних общеобразовательных школ по духовно-нравственному развитию старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргунова, Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. А. Аргунова. - Карача-евск, 2005. - 22 с.

2. Максимова, Н. А. Формирование нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогики чувашского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. А. Максимова. -Чебоксары, 2006. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.