Научная статья на тему 'Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля'

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1254
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ-ЭКОНОМИСТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / THE HUMANITIES / EDUCATION IN THE HUMANITIES / MULTICULTURAL COMPETENCIES / ECONOMIC DEPARTMENT STUDENTS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Татьяна Викторовна

Рассматриваются причины отсутствия заинтересованности студентов-экономистов в изучении дисциплин гуманитарного цикла, определяется роль данных дисциплин в процессе формирования всесторонне развитой личности. Выявленные автором преимущества использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяют говорить о возможности их применения для мотивации обучающихся к освоению гуманитарного блока в вузе экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING THE HUMANITIES AT ECONOMIC EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article provides with reasons for lack of Economic department students’ interest in studying the Humanities along with determination of the given subjects in the process of formation of comprehensively developed personality. Thus, the advantages of using electronic educational resources during students’ training described in the article lead to the suggestion of using them in order to motivate students to master the Humanities at Economic educational institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля»

УДК 378 (14.35.07)

Т. В. Дорофеева

роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля

Рассматриваются причины отсутствия заинтересованности студентов-экономистов в изучении дисциплин гуманитарного цикла, определяется роль данных дисциплин в процессе формирования всесторонне развитой личности. Выявленные автором преимущества использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяют говорить о возможности их применения для мотивации обучающихся к освоению гуманитарного блока в вузе экономического профиля.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, гуманитарное образование, общекультурные компетенции, студенты-экономисты, электронные образовательные ресурсы, электронный учебник.

Преподавание дисциплин гуманитарного цикла (история, философия, психология, иностранный язык, риторика, культурология, русский язык и культура речи) в высшем учебном заведении экономического профиля имеет свою специфику. Она обусловлена особенностями уровня, объема и качества полученных студентами знаний во время обучения в общеобразовательных учреждениях, а также, что особенно важно, их представлением о будущей профессии. Очень часто восприятие данных дисциплин как «излишних» для выбранной ими профессии делает занятия по истории, философии и русскому языку совершенно бесполезным предметом.

Нередко встречается негативное отношение студентов ко всему циклу гуманитарных дисциплин в системе высшего образования. Особенно часто это проявляется у молодых людей, интересы которых уже практически сформировались и осознанный выбор ими был сделан в пользу обучения именно на экономическом факультете, т. е. свое будущее они видят в связи с выбранной ими экономической специальностью, а значит, уверены в необходимости изучения лишь специальных дисциплин.

Однако является несомненным тот факт, что «изучение гуманитарных и общественных дисциплин позволяет повысить общий уровень культуры, расширить мировоззренческий кругозор молодых людей с дипломами по экономической специальности - и потому не оставаться им узкими специалистами, интересы и знания которых ограничены пределами, определяющимися исключительно профессиональной и производственной необходимостью» [1].

Кроме того, интеграция России в открытое образовательное пространство через развитие международных контактов и связей в политике, экономике, науке и культуре создает предпосылки для признания идеи о гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования через реализацию гуманитарного образования в неразрывной связи с естественно-научным, обще-

теоретическим и профессиональным образованием. Это объясняется тем, что «в обществе имеется ясное понимание того, что образование должно не только включать специальную подготовку, но и формировать личность, воспитывая у нее гражданские качества, а также учить человека успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире, развивать у него способность своевременно осваивать новую информацию и находить эффективные пути решения тех или иных производственных задач» [2]. Разрешить данную проблему возможно при помощи интеграции знаний, которая обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки современных экономистов.

Вот некоторые общекультурные компетенции, которые определены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»):

- «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

- владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16)» [3].

Также стандарт определяет, что «при разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности» [3].

Таким образом, речь идет о необходимости того, чтобы цели образовательного процесса соотносились в той или иной мере с процессами духовного воспитания личности, в результате которого должно быть сформировано ценностное отношение обучающегося к жизни на основе раскрытия в нем глубинных творческих начал, созидательного потенциала во всех видах деятельности. Подобная деятельность воплощает образцы духовности человека, его устремленности к всеобщему благу, к совершенству своей жизни на путях нравственности и служения людям.

Именно гуманитарные дисциплины позволяют сформировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным и духовным потенциалом, а также развивают способности к самоуправлению, эффективному поведению и творчеству, незаменимы в развитии коммуникативных, общекультурных и профессиональных компетенций.

Решить проблему несоответствия степени заинтересованности студентов-экономистов в изучении гуманитарных дисциплин требованиям стандарта и современного общества возможно при помощи составления программ, которые призваны учитывать уровень знаний, получаемый молодыми людьми в средней школе, интересы студентов, специфику их будущей профессии.

Более того, в связи с тем, что мировая тенденция образования в настоящее время предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий, открываются новые возможности привлечения интереса к гуманитарным дисциплинам при помощи широкого внедрения в обучение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

В чем же заключаются преимущества использования данных ресурсов в процессе изучения гуманитарных дисциплин?

Одной из основных отличительных особенностей гуманитарных знаний является их неформализованный характер. «Учебные издания по гуманитарным дисциплинам обычно содержат информацию преимущественно в текстовом виде и сопровождаются наличием обширного иллюстративного материала. Это служит препятствием при создании ЭОР, поскольку такие тексты трудно поддаются структурированию, необходимому для гипертекстовой организации учебного материала, что требует основательной дидактической подготовки авторов учебных изданий» [4].

Таким образом, электронным образовательным ресурсом, который наиболее часто используется при изучении гуманитарных дисциплин, является учебник, основанный на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала, -электронный учебник. Хороший электронный учебник содержит минимум текстовой информации из-за того, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и снижению восприятия и степени усвоения знаний.

Важную роль в электронном учебнике играет компоновка текстового, графического и другого материала. «Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке» [5].

В электронном учебнике «должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети ШетеЬ> [6].

Мультимедиаприложения позволяют максимально усилить образовательные эффекты, основанные на психологических особенностях восприятия учебной информации.

Электронные образовательные ресурсы по гуманитарным дисциплинам, помимо электронного учебника, могут включать хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу или банк контрольных вопросов и заданий.

Такие ресурсы можно классифицировать по разным критериям. Так, например, О. М. Гуркова

[5] предлагает распределить их по признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе:

- программно-методические ЭОР: учебный план, учебная программа;

- обучающие ЭОР: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;

- вспомогательные ЭОР: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник;

- учебно-методические ЭОР: методические указания, методические рекомендации;

- контролирующие ЭОР: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

Следует отметить, что электронные образовательные ресурсы по гуманитарным дисциплинам ориентированы на различные категории обучающихся. Этим определяется многоуровневый модульный характер их структуры. Гипертекстовая структура ЭОР позволяет дополнить базовый учебный материал специализированными блоками, связанными с различными предметными областями, в которых работают студенты, и составляющими вариативную часть учебных дисциплин.

Представляется возможным выделить следующие преимущества использования ЭОР в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля:

1. Усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения студентов происходит на основе мультимедиаинформации. Это позволяет сде-

лать процесс обучения более динамичным.

2. Учебная информация имеет компьютерную визуализацию, что помогает представить как реально протекающие, так и «виртуальные» процессы и явления.

3. Появляется возможность архивного хранения достаточно больших объемов информации.

4. Разрешается проблема быстрого нахождения и доступности источников знаний, например поиск по различным онлайн словарям верного написания или толкования лексической единицы.

5. Осуществляется формирование информационной компетентности и информационной культуры, что не реализуется в процессе освоения гуманитарного блока в традиционной форме.

6. Происходит индивидуализация и дифференциация процесса обучения, например, за счет компоновки заданий по разным степеням сложности.

7. Появляется возможность осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности. Это преимущество, на наш взгляд, особенно ярко проявляется в процессе овладения орфографической и пунктуационной грамотностью при изучении дисциплины «русский язык и культура речи».

8. Формируются навыки работы с сетевыми партнерами, что влияет на развитие компетенции социального взаимодействия.

Использование ЭОР является очень эффективным средством в обучении и воспитании молодого поколения, позволяющим сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности студента.

4.

Список литературы

Матисов С . К ., Худолей С . С . Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Материалы 77-й Международной науч ,-техн . конф . «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров» . 2012 . Кн . 14 . С . 315-318 . Каплина С . Е . Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф . дис.... д-ра пед . наук. Чебоксары, 2008. 47 с.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г . N 747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)» . [200?] . URL: http://base. garant.ru/197653/

Можаева Г . В . , Фещенко А. В . Электронные ресурсы в историческом образовании . [200?] . URL: http://edu2 . tsu. ru/historynet/informatika/ posobia/his_educ

Гуркова О . М . Электронный учебник как эффективное средство для повышения качества образования . [200?] . URL: http://www. kgau .ru/ img/konferenc/2009/115. doc

Тыщенко О . Б . Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе. 2008. № 10 . С . 8992.

2

3

5

Дорофеева Т. В., ст. преподаватель.

Региональный финансово-экономический институт.

Ул. Ломакина, 17, Курск, Россия, 305029.

E-mail: tgalcova@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.12.2012.

T. V Dorofeeva

THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING THE HUMANITIES AT ECONOMIC EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article provides with reasons for lack of Economic department students’ interest in studying the Humanities along with determination of the given subjects in the process of formation of comprehensively developed personality. Thus, the advantages of using electronic educational resources during students’ training described in the article lead to the suggestion of using them in order to motivate students to master the Humanities at Economic educational institution of higher education.

Key words: the Humanities, education in the Humanities, multicultural competencies, Economic department students, electronic educational resources, electronic textbook.

Regional Financial and Economic Institute.

Ul. Lomakina, 17, Kursk, Russia, 305029.

E-mail: tgalcova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.