Научная статья на тему 'Роль E-learning обучения в становлении общепрофессиональной компетентности студентов профессионально-технических школ Королевства Бахрейн'

Роль E-learning обучения в становлении общепрофессиональной компетентности студентов профессионально-технических школ Королевства Бахрейн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / ключевая компетентность / базовая компетентность / формирование профессиональной компетентности / профессионально-техническое образование / e-learning обучение / королевство бахрейн

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулла С. Б.

В статье раскрывается сущность общепрофессиональной подготовки и рассматривается профессиональная компетентность выпускников как результат профессионально-технического образования в Королевстве Бахрейн. Дается характеристика e-learning обучения. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулла С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of professional competence of graduates as a result of vocational education. It reveals the core of professional preparation and gives characteristics of e-learning. It also cites the results of experimental work conducted.

Текст научной работы на тему «Роль E-learning обучения в становлении общепрофессиональной компетентности студентов профессионально-технических школ Королевства Бахрейн»

РОЛЬ E-LEARNING ОБУЧЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН

Работа предоставлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. В. Акулова

В статье раскрывается сущность общенрофесснональной подготовки и рассматривается профессиональная компетентность выпускников как результат профессионально-технического образования в Королевстве Бахрейн. Дается характеристика e-learning обучения. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы.

The article is devoted to the issue of professional competence of graduates as a result of vocational education. It reveals the core of professional preparation and gives characteristics of e-learning. It also cites the results of experimental work conducted.

Формирование профессиональной компетентности выпускников является одной из наиболее важных задач, стоящих перед современным профессионально-техническим образованием Королевства Бахрейн.

Существующая подготовка будущих специалистов не в полной мере удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня, так как не сориентирована на быструю адаптацию выпускников на рынке труда, на их непрерывную самообразовательную деятельность и профессиональное творчество. Поэтому в последние годы министерство образования

страны приняло ряд мер с целью улучшения подготовки студентов для нужд социальноэкономического развития страны. Из этих проектов можно выделить компетентност-ный подход и использование e-learning обучения в профессиональной подготовке кадров. Рассмотрим их более подробно.

В Королевстве Бахрейн принято выделять две составляющие профессиональной компетентности выпускников - ключевую и базовую .

П од ключевой компетентностью (key competence) понимается способность ра-

ботника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной карьеры. Ключевая компетентность необходима в любой профессиональной деятельности. В профессионально-технических образовательных учреждениях ключевая компетентность развивается через такие дисциплины, как «духовное воспитание», «современные проблемы», «информационные технологии» и ряд других.

Под базовой компетентностью (core competences) понимается составляющая компетентности, необходимая для определенных видов профессиональной деятельности (инженерной, педагогической, медицинской и др.), обеспечивающая профессиональное развитие личности в быстро меняющемся мире. Базовая компетентность развивается через такие учебные модули, «как решение проблем» (problem solving), «работа с другими» (working with others), «малые проекты» (small projects).

Для того чтобы модули «работа с другими», «решение проблем», способствовали становлению у студентов базовой компетентности, учебный процесс учреждений среднего профессионально-технического образования строится как процесс поиска студентами способов решения проблем. Студентам даются задания, направленные на рассмотрения проблем, с которыми сталкивается общество в настоящее время, например: взрыв коммуникаций, или энергетический кризис, или загрязнение окружающей среды и т. п. Такой тип заданий относится к исследовательским.

Ряд заданий требуют от студентов решения (в форме case-study) какой-либо частной проблемы - например, человек нашел работу в другом городе и ему необходимо найти квартиру для проживания.

Задания могут содержать требования по разработке проекта для достижения какой-либо цели. От студентов требуется обосновать причины возникновения данной проблемы, выяснить, какие решения этой про-

блемы сегодня существуют, найти и обосновать альтернативные варианты решения.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов происходит в процессе обучения, которое обеспечивает трансформацию одного типа деятельности (познавательного)в другой (профессиональный). Реализация такого процесса требует нового содержания профессионального образования и новой организации учебно-профессионального пространства. Это возможно за счет применения e-learning'a. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, а также системы связи науки и образования.

Программа подготовки специалистов со средним профессионально-техническим образованием рассчитана на три года. Учебный план включает в себя три блока дисциплин - общеобразовательные, общепрофессиональные и специализированные предметы.

Каждый блок содержит несколько дисциплин и направлен на формирование профессиональной компетентности студентов. Остановимся подробнее на блоке общепрофессиональных дисциплин. Он является базовым для всех выпускников среднего профессионально-технического образования.

Для педагогического эксперимента из этого блока был выбран модуль «Работа с другими». Освоение этого модуля предполагает наряду с самостоятельным обучением обучение в группах, парах. В результате студент получает так называемую зачетную единицу (credit unit).

Содержание модуля можно разделить на две части. Первая часть информационная. В ней содержится диагностическая информация о результатах начальной диагно-

стики готовности и мотивации студентов к изучению модуля, а также информация о роли изучаемого модуля в развитии необходимых для выпускников профессиональ-

2

ных навыков .

Вторая часть - проблемная, в которой студентам предлагается выполнить проект, направленный на решение жизненной или научной проблемы.

Достижение профессиональной компетентности студентами при изучении модуля будет более успешным при условии использования e-learning платформы.

Суть e-learning обучения состоит в передаче знаний, управлении и поддержке студентов в процессе обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий (ICT), которые включают в себя программное и аппаратное ре-

3

шения .

В настоящее время в Королевстве Бахрейн уже спроектирована качественная сетевая инфраструктура с современной е-

learning платформой, соответствующая ми-4 т?

ровым стандартам . Большинство школ включены в единую образовательную сеть Edu Net, и ожидается, что к 2009 г. все государственные школы Королевства Бахрейн будут объединены ею, в том числе и профессионально- технические школы. В настоящее время доступ к образовательному порталу осуществляется либо через Интранет либо через Интернет .

E-learning платформу можно определить как информационно-ресурсную среду, обеспечивающую интерактивность участников образовательного процесса на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

E-learning платформа не заменяет преподавателя. Главное изменение состоит в смене ведущего субъекта образовательного процесса: вместо обучающего им становится обучаемый. Преобразуется динамика взаимодействия образовательного учреждения с миром, с окружающей средой. Изменяются роли всех участников обра-

зовательного процесса - студентов, преподавателей, администраторов, родителей и т. д.

Портал e-learning платформы обеспечивает доступ к богатству электронных ресурсов обучения. Множество ресурсов обучения в e-learning платформе помогает студентам отслеживать продвижение в обучении, улучшать выполнение работы, получать удовлетворение от обучения. Студенты могут взаимодействовать с преподавателями и между собой через многократную связь и инструменты сотрудничества типа электронной почты, форумов обсуждения и групповых исследований. В то же время может проводиться онлайн-тестирование, обеспечиваться доступ к проверенным домашним работам, к полученным оценкам и школьному календарю.

E-learning платформа содержит обширное собрание учебных проектов, авторских разработок, что дополняет профессиональные ресурсы педагога. В дополнение к имеющимся преподаватели могут легко создавать собственные обучающие материалы. Через e-learning платформу преподаватели имеют возможность быстро опубликовать свои работы по изменению содержания обучения для удовлетворения потребностей студентов, сообщить сложные идеи и понятия. Они также могут обеспечить эффективную поддержку студентов через онлайн-сопровождение.

С помощью e-learning платформы преподаватели могут дать индивидуальную оценку студенческим работам, отследить прогресс каждого студента в обучении. Они могут оценить выполнение домашних заданий и сообщить в режиме онлайн оценки студентам. Кроме того, через форумы обсуждения и электронную почту они могут непосредственно взаимодействовать со студентами и их родителями, коллегами, администрацией.

Отчетность, которую предоставляет е-learning платформа, дает преподавателю возможность осуществлять мониторинг, отслеживать деятельность студентов, находя-

щихся на образовательном портале. У каждого студента имеется электронное портфолио, которое служит для записи его учебной деятельности.

Приведем результаты опытно-экспериментальной работы, суть которой заключалась в использовании возможностей е-leaгning платформы для изучения модуля «Работа с другими». В эксперименте участвовали 38 студентов, 20 из них - это экспериментальная группа, остальные- контрольная. В обеих группах перед началом обучения проводился тренинг, который является необходимым для студентов. Модуль предполагает изучение таких тем, как работа в группе, роль команды, мозговая атака, выбор и формирование проекта, планирование работы, способы поиска и сбора информации, планирование времени, способы записей и, наконец, как оценивать успех выполнения работы.

Для экспериментальной группы перед началом обучения проводилась подготовка студентов по использованию e-learning платформы, а именно изучалось, как использовать образовательный портал. Студенты знакомились с интерфейсом образовательного портала, электронным портфолио и тем, как его можно использовать для записи выполняемых задач обучения. Акцентировалось внимание на необходимости использования электронной почты для взаимосвязи студентов между собой, а также связи с преподавателем.

У студентов контрольной группы содержание модуля было только в бумажной версии, у студентов экспериментальной группы кроме бумажной версии был доступ к содержанию модуля в электронном виде, имелись ссылки на webquest по определенным темам.

Рис. 1 . Результат контрольной группы

Рис. 2. Результат экспериментальной группы

В эксперименте оценивались такая профессиональная компетентность студентов, как «работа с другими», которая включает в себя следующие компоненты: интерактивность, ответственность, работа с информацией и планирование.Перед экспериментом у студентов контрольной и экспериментальной групп умения были фактически одинаковые.

В ходе исследовании установлено, что у студентов экспериментальной группы оказались более развиты умения интерактивности (взаимодействия с другими) 86%

(63% - контрольная группа) и умения работать с информацией и 88%, (69%). Умения планировать свою деятельность и ответственность в обеих группах оказались одинаково сформированными (рис. 1,2).

Результат эксперимента позволяет сделать вывод о том, что e-learning обучение способствует становлению общепрофессиональной компетентности студентов «работа с другими», прежде всего развивая умения интерактивного взаимодействия и работы с информацией, в том числе в электронном виде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Atwan A. Evaluation of the technical education development in Bahrain, Educational Research and development center. Ministry of education. Kingdom of Bahrain, 2005. P. 125-136.

Quality Assurance Manual // Units description. Secondary Technical Education. Ministry of Education. Kingdom of Bahrain, 2005.

3

Cross J., Hamilton I. The DNA of eLearning. Internet Time Group: www.internettime.com, 2002;

Badrul K. A framework for E-learning: http://www.bookstoread.com/framework/.

4

Annual report on development projects. Schools of the future Project. Ministry of education. Kingdom of Bahrain, 2006: http://www.education.gov.bh/annual-report/pdf/2006/Lpdf

Рлектронный ресурс]. - Режим доступа: www.edunet.bh/Eduwave/elearningMe_en.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.