Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования учащейся молодёжи в период социальных преобразований'

Роль дополнительного образования учащейся молодёжи в период социальных преобразований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Л. В.

В статье рассмотрено влияние нестабильности на возможности дополнительного образования учащейся молодёжи. Акцентируются последствия затянувшейся сложной социальной ситуации в стране, отражающиеся на современном этапе развития дополнительного образования и его функциях. Также анализируется состояние дополнительного образования в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of additional education in the period of social reorganization

The article examines the influence of social instability on the opportunity of additional education for students. The consequences of a dragged-on and difficult social situation in Russia affect modern additional education development and its functions on the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования учащейся молодёжи в период социальных преобразований»

Литература

1. Васильев В.И., Максимов А.М., Петров Е.Е., Цыпкин Г.Г. Тепломассоперенос в промерзающих и протаивающих грунтах. М.: Наука, 1996. 224 с.

2. Самарский A.A., Вабищевич П.Н. Вычислительная теплофизика. М.: УРСС, 2003. 784 с.

3. МаксимовА.М., Цыпкин Г.Г. Математическая модель промерзания водонасыщенной пористой среды // Журнал вычислительной математики и математической физики. 1986. Т. 26. № 11. С. 1743-1747.

4. Мордовской С.Д., Изаксон В.Ю., Петров Е.Е. Математическое моделирование двухфазной зоны при промерзании-протаива-нии многолетнемерзлых пород. Новосибирск: Наука, 1997. 122 с.

VS. Leveriev

NUMERICAL MODELING OF FREEZING SATURATED MEDIA HEAT MODE

The purpose of this work is creating and numerical realization of the mathematical model that could take into account multiple additional factors: supercooling effect, the dependence of temperature on pressure and salt concentration, convectional heat exchange at fluid filtration. Unlike traditional Stefan problem definition with formation of phase change front, this model consider formation of extensive phase change zone, that known as two phase zone. It allows more precisely describe studied processes and effects. The results of this work might be applied to industrial and road building projection in permafrost environment

—4МН*--------------

УДК 37.013

Л.В. Степанова

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В статье рассмотрено влияние нестабильности на возможности дополнительного образования учащейся молодёжи. Акцентируются последствия затянувшейся сложной социальной ситуации в стране, отражающиеся на современном этапе развития дополнительного образования и его функциях. Также анализируется состояние дополнительного образования в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день.

Современная социально-экономическая ситуация в стране влияет на специфику деятельности дополнительного образования учащейся молодёжи.

Сегодня забота о детях провозглашена одной из важнейших задач ООН. Ещё в конце XX века ООН признала, что одной из самых острых проблем человечества стала проблема развития, воспитания и образования подрастающего поколения. Трудности, с которыми сталкивается общество в решении этой проблемы, проистекают из-за несоответствия между устремлениями молодого поколения в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и тем, что общество предлагает этому поколению и требует от него, - с другой. Эти противоречия преследуют детей, их родителей, воспитателей и педагогов особенно остро и проблематично в последние годы.

В настоящее время человечество вступило в новый этап развития международной политики, строящейся с учётом изменений, происходящих в странах Восточной Европы и бывшем СССР. Мировое сообщество пришло к осознанию того, что от качества социального развития и духовно-интеллектуального потенциала подрастающего поко-

ления зависит будущее цивилизации. Поэтому проблема развития личности стала одной из приоритетных проблем педагогики в нашей стране. В связи с этим наряду с такими важными проблемами, как здоровье детей, социальное сиротство, положение детей-инвалидов, детей с девиантным поведением (алкоголизм, беспризорность, наркомания, преступность несовершеннолетних), С каждым годом возрастает значение занятости детей в свободное время.

В первую очередь, эта проблема связана с созданием и эффективной организацией деятельности дополнительного образования учащейся молодёжи [1]. Учащаяся молодёжь представляет собой категорию населения, социальный статус которой определяется принадлежностью к какому-либо месту учёбы. Поэтому возрастная категория этой части молодёжи широка, согласно Педагогическому энциклопедическому словарю [2], к ним относятся молодые люди от 14 до 28 лет. Она объединяет школьников общеобразовательных учреждений, учащихся ПТУ и колледжей, а также студентов высших учебных заведений. Мы знаем, что наибольшее влияние на учащуюся молодёжь оказывают семья, средства массовой информации, ближай-

шее окружение, учителя, различные учреждения дополнительного образования.

В настоящее время учащаяся молодёжь как социально-педагогическое явление имеет ряд трудностей. Во-первых, углубляющийся в стране социально-экономический кризис обостряет ситуацию незащищённости подрастающего поколения с точки зрения правового отношения. Во-вторых, долгое время длящийся низкий престиж духовности, нравственности в нашей стране вызвал «голодание» по этим качествам, которые необходимо вовремя поддержать. В-третьих, нравственный вакуум, падение культуры определённой части населения убивают в детях уверенность в своих силах и возможностях. В-четвёртых, переход к рыночным отношениям усиливает дифференциацию детей, ведёт к появлению значительной группы обездоленных. В-пятых, распад страны вызвал резкое обострение международных национальных противоречий, что отрицательно сказывается на формировании мировоззрения детей. В-шестых, традиция отношения к детям как к объекту воспитания, а не как к активному субъекту социальной жизни, преодолевается у нас в стране крайне медленно [3].

Социально-экономические процессы, неадекватно протекающие в городской и сельской местностях, одновременно характеризуются ярко выраженными негативными тенденциями, которые вносят глубокую психологическую дисгармонию в жизнь большинства семей, что естественным образом отражается на мировоззрении и поведении детей.

Ухудшение социально-экономических условий повлекло за собой обнищание большинства семей. В связи с этим родители вынуждены зачастую больше думать о заработке и тратить на это все своё время. Многие не интересуются проблемами детей в школе, взаимоотношениями их со сверстниками, мало времени уделяют общению с ними. Дети остаются предоставленными самим себе.

Средства массовой информации не несут ответственности за содержание и направленность своей продукции, что приводит к нравственной деградации и бездуховности молодёжи. Конечно, целенаправленная социальная работа с отдельными детьми или группами детей имеет положительный результат, например, выражающийся в умении ребёнка адекватно реагировать на, скажем, ту же рекламу, несущую только материальную направленность содержания или в умении ребёнка отстаивать свою точку зрения по поводу какой-либо насущной жизненной проблемы. Но в среде учащейся молодёжи устойчиво проявляются безответственность, агрессивность, апатияит.п. [7], [9].

Школа не может полностью удовлетворить потребности ребёнка, так как понятие «образование» сводится к понятию «обучение» (забывается традиционная роль воспитателя детей и подростков). Среди детей повсеместно растёт чувство тревожности, незащищённости, отчего возникает проблема отчуждённости подрастающего поколения от жизни общества. Все это создало трудности для нормального развития ребёнка и его подготовки к жизни.

Проблемы, рассмотренные выше, привели к тому, что функцию социально-педагогической защиты учащейся молодёжи взяло на себя дополнительное образование детей (ДОД). Эта система, пропагандируя сохранение и развитие лучших традиций внешкольного образования и воспитания, прежде всего, считает важной защиту прав каждого ребёнка на саморазвитие и самореализацию, свободного выбора деятельности, сроков и сложности обучения. Поэтому наряду с воспитательной, развивающей и образовательной функциями образования дополнительное образование реализует информационную, коммуникационную, компенсаторную и адаптационную функции.

В контексте данной темы в ряде стран Европы и в Америке выделяется особое направление социальной политики - социальная работа, которая ориентирована на поддержку социально-экономической, правовой, культурно-образовательной защищённости, на адаптацию подрастающего поколения к быстроменяющимся социально-экономическим условиям: поддержка и формирование здорового образа жизни, профилактика и коррекция поведения подростков, организация форм досуга в микросреде.

В ряде стран Азии, таких как Китай, Япония, Южная Корея, переживших трудности социально-экономического кризиса, происходит интенсивное развитие системы образования, которая даёт положительный результат в разностороннем становлении подрастающего поколения. В последние годы в странах Азии стали серьёзно относиться как к достаточному финансированию системы образования , так и к другим видам обеспечения (кадровому, программно-методическому, управленческому, организационному и др.) [4]. В педагогических исследованиях, научных и публицистических работах по развитию системы образования и воспитания в странах Азии подчёркивается прямая связь процветания экономического устройства стран с развитием образования и воспитания. Поэтому дополнительное образование в этих странах относится к наиболее востребованной сфере для решения проблем воспитания.

Проблемы резкого снижения уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, дистанцирования учреждений дополнительного образования от детей с трудными судьбами в нашей республике и в целом по России приводят к детской безнадзорности, повышают риск попадания их в криминогенную среду. Поэтому весьма остро встаёт задача защиты подрастающего поколения от негативных явлений действительности, от приобщения их к вредным привычкам и т.п.

Будущее любого общества зависит от уровня образовательного, духовного, социально-нравственного, физического, умственного развития подрастающего поколения. Развивать детей - значит усиливать инновационный, творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы разумного и прогрессивного будущего социума [5]. Поэтому в нашей республике стали уделять большое

внимание дополнительному образованию детей и проблемам свободного времени учащейся молодёжи.

Согласно данным Министерства образования РС (Я), дополнительным образованием охвачены около 40% учащейся молодёжи. Как результат повышения качества ДО детей в РС (Я) в 2005 году достигнуты высокие показатели на Всероссийских и Международных конкурсах по спортивному, эколого-биологическому направлениям, по художественно-эстетическому воспитанию. За этот же период вырос качественный состав педагогических работников занятых в ДО, созданы и продолжают создаваться сетевые взаимодействия по профильному образованию, увеличилось количество занятых ДО учащихся, улучшилось программно-методическое обеспечение ДО [6], [8]. Особенно большое внимание данной проблеме уделяется учреждениями ДО Намского, Ленского, Нюрбинского, Нерюнгринского, Амгинского улусов, которые признаны лучшими в Дальневосточном регионе.

На прошедшем 4-7 апреля 2006 года совещании руководителей ДО детей возлагаются большие надежды на систему ДО нашей республики в развитии технического творчества. Исследование этих направлений будет способствовать повышению социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала России в целом.

В контексте социальной политики ведущими ценностными ориентирами системы ДО является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе ДОД ориентирована на физическое совершенствование ребёнка, формирование ЗОЖ, воспитание спортивного резерва. Примером может служить организованная нами клубная деятельность на базе средней образовательной школы с. Маган и Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова в период с 2004 по 2006 годы. Разработанные специальные программы, ориентированные на развитие личности учащихся и студентов, адаптированные с учётом социума, способствовали более глубокому осмыслению членами клубов проблемы ЗОЖ и вовлечению их в

физкультурно-оздоровительный процесс. Кроме того, в этих программах приоритетными являются патриотическое воспитание, развитие художественного творчества и эколого-биологическое образование.

Таким образом, в целях как личностного, так и профессионального развития в учреждениях ДО и других образовательных учреждений эффективным является внедрение социально-педагогических проектов. Востребованными становятся объединения, создающие условия для развития коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, лидерских и нравственных качеств, организации социализирующего досуга детей и молодёжи, способствующих их социальной адаптации и гражданскому становлению.

Литература

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 352 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

3. Литвак P.A. Социализация личности ребёнка в деятельности детских общественных объединений. Челябинск: ЧГПУ, 2000. 168 с.

4. Микаберидзе Г.В. Южная Корея: образовательная стратегия для XX века // Педагогика. 1998. № 3. С. 97-102.

5. Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования / Информация для педагогов дополнительного образования // Дополнительное образование. 2004. № 2. С. 52-54.

6. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования / Сост.: М.П. Петрова, Е.И. Кычкина. Якутск: М-во образования Респ. Саха (Якутия), Респ. центр ДОД, 2006. 82 с.

7. Лернер П. Среда обитания растущего человека в изменяющемся мире // Народное образование. 2005. № 2. С. 44-50.

8. Развитие системы дополнительного образования детей РС(Я) в условиях местного самоуправления / Сост.: М.П. Петрова, Е.И. Кычкина. Якутск, РЦ ДОД МО РС (Я), 2006. 48 с.

9. Чистякова П.И. Учреждение дополнительного образования детей и средства массовой информации: проблемы взаимодействия // Дополнительное образование. 2004. № 6. С. 9-11.

L. V Stepanova

ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE PERIOD OF SOCIAL REORGANIZATION

The article examines the influence of social instability on the opportunity of additional education for students. The consequences of a dragged-on and difficult social situation in Russia affect modern additional education development and its functions on the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

■4MN*'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.