Научная статья на тему 'Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов'

Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВЕРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ / ВСЕЛЕННАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / IDEOLOGY / SUCCESS / POLITICS / SOCIAL ECOLOGY / BELIEF / UNIVERSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Холодковская Наталия Викторовна

Статья посвящена изучению роли дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения современного студента. Статья имеет практическую значимость. В основе исследования лежит анонимное анкетирование студентов филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире. Статья позволяет ответить на вопрос: «Каков же современный российский студент начала XXI века?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Холодковская Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15427. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15427

УДК 316.346.32-053.6

Холодковская Наталия Викторовна,

кандидат химических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир holodkovskava.nataliva@mail.ru

Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов

Аннотация. Статья посвящена изучению роли дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения современного студента. Статья имеет практическую значимость. В основе исследования лежит анонимное анкетирование студентов филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире. Статья позволяет ответить на вопрос: «Каков же современный российский студент начала XXI века?»

Ключевые слова: социальная экология, мировоззрение, успешность, политика, вера, вселенная.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Социальная экология - это синтетическая дисциплина в том смысле, что она должна формировать экологическое мировоззрение студентов, опираясь на их базовые знания по физике, химии, биологии, психологии, философии, экономике, безопасности жизнедеятельности. Предполагается, что на этой естественнонаучной базе студент в дальнейшем будет строить свое представление о жизни, об окружающем мире и своем месте в этом мире, вообще о месте человека в пространстве и во времени. Таким образом, социальная экология - мировоззренческая дисциплина, и роль ее в формировании человека как личности, безусловно, велика [1].

С целью проверить, как изучение социальной экологии влияет на мировоззрение студентов, и было проведено данное исследование.

Было также интересно узнать, что представляет собой современный студент-первокурсник, поскольку можно смело утверждать, что к 2015 г. выросло новое постперестроечное поколение, впитавшее в себя иные идеалы по сравнению с идеалами их преподавателей.

Было проведено анонимное анкетирование 114 студентов первого курса ВПО и третьего курса СПО филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире. Студентам не нужно было указывать своего имени, но нужно было указать свой возраст и пол. Отвечать им было предложено только на те вопросы анкеты, которые они считали корректными и достойными своего ответа. (Поэтому базовое число опрошенных - 114 - для некоторых вопросов оказалось меньшим.)

В основном были заданы вопросы мировоззренческого характера; и, поскольку это новое поколение уже адаптировалось к форме ЕГЭ и частым школьным тестированиям, ответ на каждый поставленный вопрос предлагалось выбрать из 3-7 вариантов, что сокращало время на обдумывание и вносило желаемую конкретику.

Были предложены следующие 12 вопросов.

1) Как Вам кажется, наш мир (Вселенная, Солнечная система, Земля и жизнь на ней)?

- существовал и будет существовать всегда (вечно)

- создан Богом и существует по его усмотрению (воле)

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15427. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm. - ISSN 2304-120X.

- возник после Большого Взрыва

- жизнь в космосе существует вечно, и на Землю жизнь была занесена с других планет

- вечно существует бесконечное множество миров, и наш мир - один из них

2) Как Вам кажется, в нашем государстве люди живут по принципу?

- человек человеку - друг

- человек человеку - волк

- каждый сам за себя

- один за всех, все за одного

- ты - мне, я - тебе

3) Что такое, по-Вашему, «успешный человек»?

- человек, имеющий определенный набор материальных благ, полученных неважно каким путем (машину, особняк, яхту, виллу на побережье, личный самолет и т. п.)

- человек, добившийся всеобщего признания (депутат, нобелевский лауреат, артист и т. п.)

- признанный специалист своего дела (хороший автослесарь, хороший портной, хороший хирург или стоматолог, хороший повар, т. е. специалист, к которому идут люди)

- человек, ощущающий себя счастливым независимо от материального положения и мнения окружающих (как Диоген Лаэртский, живший в бочке, или отказавшийся от премии математического сообщества Перельман)

- человек, живущий небедно благодаря профессии и имеющий хорошую семью

4) Что нужно лично Вам, чтобы быть счастливым? (Пронумеруйте по степени важности.)

- здоровье

- деньги

- положение в обществе

- признание определенной группы лиц

- семья

- любовь

- успех в карьере или бизнесе

- взаимопонимание с близкими и друзьями

5) Готовы ли лично Вы пойти в политику, чтобы сделать жизнь нашего общества лучше?

- да

- нет, так как считаю политику «грязным делом»

- нет, так как от таких, как я, ничего не зависит

- нет, политика меня не интересует

6) Верите ли Вы в Бога?

- да

- нет

- не знаю

- скорее верю, чем нет

7) Приведите пример человека, личность которого могла бы быть для Вас образцом для подражания, или выберите из предложенного перечня.

- мои родители

- Костя Цзю (боксер)

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15427. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm. - ISSN 2304-120X.

- Ксения Собчак

- мать Тереза

- Виктор Конюхов (путешественник-одиночка)

- Дм. Сахаров (борец за права человека)

- Александр Солженицын (писатель)

- Ваш пример

- не имею примеров, которым хотелось бы подражать

8) Как Вам кажется, что нужно человеку, чтобы быть успешным в профессии (пронумеруйте по степени важности)?

- запас конкретных знаний и умений

- настойчивость и трудолюбие

- исполнительность

- везение

- хороший характер и умение сходиться с людьми

- приятная внешность, хорошие манеры, обаяние

9) Сколько детей хотели бы Вы иметь в Вашей будущей семье?

- нисколько

- больше одного не прокормлю

- два

- три

- Ваше число_____

10) Считаете ли Вы, что человек - сам творец своей судьбы?

- нет, все зависит от Бога (судьбы)

- нет, все зависит от случая

- нет, как сложатся обстоятельства, так и будет

11) Считаете ли Вы, что Россия является ведущей мировой державой?

- да, безусловно

- была, когда был Советский Союз

- сейчас - нет, но в будущем, возможно, станет ведущей

- никогда не была и не будет

- Ваш ответ

12) Где бы Вы хотели работать после окончания университета?

- в России в банке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уеду за границу

- в России на предприятии

- открою свое дело в России

- продолжу бизнес родителей

Анализ ответов студентов предлагается вашему вниманию.

На первый вопрос о происхождении Вселенной только 15% опрошенных ответили, что верят в теорию Большого Взрыва. Еще 33% склоняются к креационизму (Вселенную создал Бог), и абсолютное большинство (52%) верит, что Вселенная существует вечно, т. е. она несотворима.

На второй вопрос 90% студентов ответили, что наше общество живет по принципу «Каждый сам за себя», и только 5% считают, что в обществе реализуется принцип «Человек человеку - друг», а остальные 5% - «Человек человеку - волк».

да

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15427. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm. - ISSN 2304-120X.

Ответы на 3-й вопрос разделились следующим образом: 60% опрошенных считают успешным человеком «небедного профессионала, имеющего хорошую семью», 6% важнейшим критерием успешности посчитали приобретение (любым способом) материальных благ. Остальные ответы разделились почти поровну на три части: 10% успешным считают человека, добившегося признания общества, а 12%, наоборот, считают успешным человека, независимого от социума. И еще 12% считают успешным человека, являющегося хорошим специалистом в своем деле, что в совокупности с первыми 60% дает 72% - и это хорошо, так как говорит о том, что установка на профессионализм у молодежи сильна.

Ответы на 4-й вопрос и порадовали, и удивили. Так, 56% студентов (возраст которых не превышал 19 лет!) на первое место условием личного счастья поставили здоровье, 31% - любовь и семью, 7% - карьеру, 3% - деньги. Это говорит о том, что молодежь с установкой на здоровье вряд ли станет употреблять наркотики или алкоголь, скорее всего, она будет тяготеть к здоровому образу жизни, что, несомненно, радует, хотя возраст отвечавших удивляет. (Обычно в этом возрасте о здоровье еще всерьез не задумываются.)

Треть опрошенных самой главной ценностью для себя признают любовь и семью (31% поставил ее на первое место, а еще 40% - на второе). Если взять во внимание 90% студентов, считающих, что следует жить по принципу «Каждый сам за себя», то приходим к выводу, что в нашем обществе изживается такое негативное качество социализма, как иждивенчество. Есть надежда, что семья как ячейка общества будет крепнуть и активнее бороться за свое «место под солнцем», что в целом положительно скажется и на всем обществе.

Удивило в ответах на этот вопрос то, что среди поставивших любовь и семью на 5-е и 6-е места большинство было не юношей, а девушек; причем именно эти девушки приоритет отдавали карьере и положению в обществе (10% поставили любовь и семью на 5-е место, из них 7% карьеру поставили на 1 -е место, а еще 4% поставили на 2-е место положение в обществе).

Порадовал ответ и на 5-й вопрос. Чуть ли не половина студентов (45%) готова идти в политику, чтобы сделать жизнь нашего общества лучше. Это говорит об активной жизненной позиции современных молодых людей. Но в то же время примерно 1/3 (31%) считает ее «грязным делом», а еще 20% не верят, что от них что-то зависит. (И еще 4% политикой не интересуются.) В целом получается, что половина молодых людей готовы заниматься политикой, а другая половина не верит в то, что политики могут задать прогрессивное направление развития нашему обществу.

Шестой вопрос - «верите ли Вы в Бога?» - также показал, что за годы перестройки в обществе произошли существенные перемены. Так, 52% студентов ответили на него «да», и 24% - «скорее да, чем нет». Сомневаются 12%, и столько же (12%) четко сказали «нет». Еще лет 30 назад такие ответы были бы невозможны. Считать ли такой поворот от воинствующего атеизма к религиозному обществу положительной тенденцией? Если вспомнить, что «вера» и «уверенность» - это однокоренные слова, т. е. вера придает человеку уверенности в себе и в своих силах, то да.

Британский профессор Брюс Худ из Бристольского университета вообще пришел к выводу, что без веры в Бога Homo sapiens не смог бы выжить и современное общество было бы невозможно. Еще на заре цивилизации те группы людей, которые верили во Всевышнего, в упорядоченность мироздания, были более уверенны в себе и, таким образом, повышали степень своей выживаемости. Именно они и заложили основы современной цивилизации и дали ей импульс развития [1].

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15427. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm. - ISSN 2304-120X.

Очень порадовал ответ на 7-й вопрос: 59% опрошенных примером для подражания назвали своих родителей (из них 1% назвал образцами для подражания дедов и 3% - бабушек). Около 20% студентов не имеют образцов для подражания. Свои собственные примеры привели 10%, при этом однажды был назван спортивный тренер из школы, но никто не привел в качестве примера для подражания ни одного педагога!

Из предложенного списка знаменитостей (им воспользовались 11 % студентов) первое место занял Костя Цзю, второе поделили Солженицын, Сахаров и... Ксения Собчак (!) И мать Тереза, и Петр Конюхов остались без внимания. Зато в качестве собственных примеров приводились Абрамович, В. Путин, Анжелина Джоли, Петр I, Екатерина II.

В ответе на 8-й вопрос нужно было расставить по рангу качества, необходимые для достижения успеха в профессии и карьере. Знания поставили на первое место 53% студентов, трудолюбие на первом месте у 27%, хороший характер и умение ладить с людьми поставили на первое место 10%, везение - 8%. В личной беседе со студентами, когда было выражено недоумение по поводу того, что только 53% опрошенных посчитали важным приобретение знаний, студенты пояснили, что, по мнению их родителей, главное - не университетские знания, а опыт, который будет приобретен только в процессе работы после окончания вуза.

Девятый вопрос касался количества детей в будущих семьях студентов. Оказывается, 67% хотели бы иметь двух детей в семье, 20% - трех детей, 5% - одного ребенка, 6% - от четырех и более и 2% вообще не хотят иметь детей. Таким образом, резкого прироста рождаемости в ближайшем будущем ожидать не следует.

На 10-й вопрос - «Является ли человек сам творцом своей судьбы?» - утвердительно ответили 69% студентов; 12% считают, что все происходит по воле Бога, остальные думают, что все зависит от случая или обстоятельств. Если сопоставить количество «творцов своей судьбы» (69%) с числом верующих и тяготеющих к вере в Бога (52% +24% = 76%), то получается, что русская пословица «На Бога надейся, а сам не плошай» уже воплотилась в нашу действительность.

На 11-й вопрос 32% студентов ответили утвердительно, 24% думают, что великой державой был Советский Союз, и примерно столько же (23%) надеются на будущий расцвет России.

А вот ответ на последний вопрос очень огорчил: 36% опрошенных хотят уехать за границу! 8% студентов будут продолжать дело своих родителей, 31% хотел бы работать в банке (преимущественно это студенты СПО), а 9% - на предприятии. И только 7% хотят начать свой бизнес. Остальные не собираются работать (или продолжат учебу в магистратуре, или выйдут замуж).

В целом же проведенный анкетный опрос внушает оптимизм: основные ценностные установки нашей молодежи (здоровье, любовь и семья, знания, трудолюбие) являются правильными, общечеловеческими. И хотя огромную роль в обществе начинает играть религия, рассчитывает наша молодежь в основном на себя, на свои силы. В великое будущее России верит больше половины опрошенных (32% + 23% = 55%).

Данный анкетный опрос проведен до изучения студентами дисциплины «Социальная экология». Предполагается повторное его проведение в конце учебного года, когда будет ясно, как отразилось изучение этой дисциплины на формировании картины мира студента.

Ссылки на источники

1. Человек обладает врожденной верой в Бога // Знание - сила. - 2010. - № 3.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15427. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm. - ISSN 2304-120X.

Nataliya Kholodkovskaya,

Ph.D. of Chemistry, reader at Armavir branch of the Kuban State University, Armavir holodkovskava.nataliva@mail.ru

About “social ecology” meaning for student's ideology

Abstract. This article dedicate meaning of social ecology for student's ideology. It is based on student anonymous tests at Kuban State University. There are practical results in this article. It answer at the question: who is Russian student at 21 century?

Key words: social ecology, ideology, success, politics, belief, universe.

References

1. (2010). “Chelovek obladaet vrozhdennoj veroj v Boga”, Znanie - sila, № 3 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 03.12.15 Получена положительная рецензия 03.12.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 03.12.15 Опубликована 04.12.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Холодковская Н. В., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.