Научная статья на тему 'Роль дистанционного обучения в совершенствовании системы повышения квалификации'

Роль дистанционного обучения в совершенствовании системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
The peculiarities of distance learning as a main form of education in the system of professional development of teachers are defined in this article / and also advantages of this kind of education and its structure are characterized. / professional development through distance learning / virtual information center / learning materials / information environment / education portal.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанмурадов Дилмурад Бердимуратович

В статье определено значение дистанционного обучения как особой формы образования в системе повышения квалификации педагогов, охарактеризованы особенности и преимущества этого вида обучения и его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of distance learning as a main form of education in the system of professional development of teachers are defined in this article, and also advantages of this kind of education and its structure are characterized.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного обучения в совершенствовании системы повышения квалификации»

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Д. Б. Султанмурадов

В статье определено значение дистанционного обучения как особой формы образования в системе повышения квалификации педагогов, охарактеризованы особенности и преимущества этого вида обучения и его структура.

The peculiarities of distance learning as a main form of education in the system of professional development of teachers are defined in this article, and also advantages of this kind of education and its structure are characterized.

Ключевые слова: дистанционное повышение квалификации, виртуальный информационный центр, учебные материалы, информационная среда, образовательный портал.

Key words: professional development through distance learning, virtual information center, learning materials, information environment, education portal.

Дистанционное обучение очень быстро зарекомендовало себя как особая форма образования в мировой практике, как интерактивный метод обучения. Дистанционное обучение представляет собой педагогический процесс, основанный на использовании информационных технологий и телекоммуникаций. Оно осуществляется через учебные ресурсные центры, Интернет, электронную почту. Обучающиеся этим методом могут войти в виртуальный класс и пользоваться виртуальными слайдами. Дистанционное обучение -это процесс обладания знаниями, умениями и навыками на основе опосредованной связи участников, находящихся на расстоянии друг от друга, но объединенных образовательной средой благодаря психолого-педагогическим и информационно-коммуникационным технологиям. Оно ориентировано на саморазвитие личности, на подготовку к будущей специальности.

В Республике Узбекистан получили развитие центры дистанционного обучения, созданы и их региональные отделения, которые занимаются переподготовкой и повышением квалификации учителей в пределах региона. Дистанционное обучение осуществляется путем получения необходимого учебного, учебно-методического материала (через аудио, видео, компьютерные диски) из сети Интернет или из указанных центров, и педагог может повысить свою квалификацию самостоятельно. Дистанционное повышение квалификации - это виртуальный процесс продолжительностью в три месяца. Преимущества дистанционного повышения квалификации: (а) осуществляется без отрыва от работы; (б) сокращаются затраты на обучение; (в) используются новейшие информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, педагог получает доступ к мировой информации в области образования; (г) появляется возможность выбрать удобное время для усвоения материалов; (д) самообразование учителя происходит в ускоренном темпе в наиболее подходящее время и удобном месте и т. д.

Формирование комплекса поддержки виртуального учебного центра, действующего на основе образовательного Web-сервера, и развитие его перспективных направлений связано с административной, учебно-методической,

262

научно-исследовательской деятельностью виртуального центра. В соответствии с этим определяется информационная структура учебного центра, в котором наряду с дистанционным обучением могут выполняться творческие проекты. Планируя для себя порядок пользования информационными ресурсами, педагог одновременно может наблюдать за организацией управления учебным или творческим процессом, спецификой мониторинга. Понятно, что создание сайтов осуществляется поэтапно, по технологии «снизу-вверх», например, с обычного списка обучающихся до полной информации о деятельности виртуального учебного центра. Содержание образовательного сервера дополняется различными электронными учебными материалами. В этом аспекте основная роль принадлежит в первую очередь учителям, но и для учащихся открывается широкое поле деятельности. К примеру, преподаватели, а иногда и обучаемые могут подготовить Web-страницы в обзорные материалы или предложить список необходимых источников по предмету (или теме), аннотированные каталоги, участвовать в моделировании некоторых информационных программ. К сожалению, пока не разработан единый стандарт программного обеспечения. Для сохранения информационной среды при реализации дистанционного обучения в учебных заведениях или центрах (в масштабах республики или за ее пределами) необходимо создать программное обеспечение с учетом локальных особенностей регионов.

В республике созданы и функционируют курсы дистанционного повышения квалификации по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, основам экономических знаний, английскому, немецкому и французскому языком, родному языку и литературе, предметам начального обучения. На курсах используются современные методики и новые информационно-коммуникационные технологии.

В заключение следует отметить, что совершенствование дистанционного повышения квалификации имеет значение в обеспечении непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов, внедрении современных технологий в образовательный процесс.

Список литературы

1. Масофадан у^итиш технологиялари ва тамоиллари / О.Н. Рузимуродов, Т. Хайдаров. -Тошкент: Исти^бол, 2006.

2. У^итучиларни масофадан фйта тайёрлаш ва малакасини ошириш: ма^сад, исти^бол ва муаммолар (Идоравий ^ужжатлар туплами № 1-5, 2007-йил).

3. У^итучиларни масофадан фйта тайёрлаш ва малакасини ошириш: мафад, исти^бол ва муаммолар (Масофавий таълим ва унинг ташкилий - педогогик асослари буйича танланган мафлалар туплами №5, биринчи ^исм, идоравий фойдаланиш учун, 2007-йил).

4. Хал^ таълими ходимларини масофадан фйта тайёрлаш ва уларнинг малакасини оширишга доир меъёрий ^ужжатлар туплами (лойи^алар). - Тошкент, 2008.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.