_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
большинство людей могут получить травмы.
2.Если не соблюдать режим тренировки и не давать отдыху организму могут начаться проблемы с сосудисто-сердечной системой организма.
3.Универсальность кроссфита говорит нам о том, что вы будете универсален во всем, но не более того. Вы не сможете добиться каких-то высот, но вы сможете дать фору любому спортсмену.
Вывод
Из выше перечисленного мы можем сделать вывод о том, что это очень удобный и полезный вид спорта для студентов технического университете. Основной задаче должна быть тщательная подготовка и разминка перед тренировкой. Примерное время пары по физкультуре 1 час 30 минут, а примерное время занятие кроссфита 50 минут, плюс необходимо время на разминку минут 30. Это дает нам возможность заниматься этим видом спорта всю пару. Так же среднее количество пар по физкультуре в университете 1-2 пары в неделю, что дает нам достаточно времени на отдых и восстановление организма. Так как мы рассматриваем кроссфит для студентов, а не для олимпийских чемпионов, то соответственно снижается планка в физических возможностях что позволяет нам тренировать студентов не для каких-то высот, а для развития в них индивидуальных физических способностей. Так же за такой коротки срок мы сможем увеличить все физические показатели до максимума.
Список используемой литературы. 1. Безлюдов П.П. Мужчина, будь сильным всегда! / Безлюдов П.П. выпуск 1, М.: Физкультура и медицина, 2009. - 192с.
© Егоров О.И., Сафонова О.А., 2017
УДК 376.37
Ейкина Анастасия Вадимовна
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет Г. Смоленск, Российская Федерация Е-mail: anastasiprokofeva@gmail. com
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В статье раскрывается понятие дидактическая игра; рассматриваются ее компоненты и значение для развития связной речи, высших психических функций детей, имеющих общее недоразвитие речи; делаются выводы о необходимости применения дидактических игр в процессе коррекции данного нарушения.
Ключевые слова
Связная речь. Связное высказывание. Общее недоразвитие речи. Дидактическая игра.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности [1, с. 214].
Детей необходимо специально обучать связной речи, так как самостоятельно они не могут овладеть умением строить высказывания.
У дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи (далее ОНР) отмечаются трудности в овладении и пользовании связной речью. Выделяют четыре уровня недоразвития речи, в нашей статье мы будем говорить о третьем - развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Основной вид деятельности у детей дошкольного возраста - игра. Превращая в игру скучный процесс обучения, можно добиться от ребенка выполнения всех необходимых задач, что приведет к достижению цели - сформированности связной речи.
Поэтому целесообразно использовать дидактические игры в коррекционной работе с детьми с ОНР для развития высших психических функций, всех сторон языка, формирования и развития связной речи. Их суть заключается в том, что специально создаются правила с целью обучения и воспитания детей, которые преподносятся в игровой форме. Такая игра «...имеет педагогическую и игровую задачи, правила, действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом через игровую задачу, действия и правила» [3, с. 44]. Решая ее, ребенок не чувствует принуждения. При этом обязательно должны присутствовать элементы занимательности, например, поиска, сюрпризности, отгадывания. Все это является главной особенностью дидактической игры [1].
В дошкольных учреждениях при формировании связных высказываний такая игра может служить и методом, и средством, быть формой обучения, а также самостоятельным видом деятельности.
Необходимыми элементами любой дидактической игры являются подчиненные программе занятия дидактические задачи, которым, в свою очередь, подчиняются содержание, правила и игровые действия.
Такие задачи могут быть очень разнообразными и быть направлены, например, на развитие умения составлять диалогические высказывания, формирование умения строить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения, монологические описательные связные тексты и другое [4, 5].
Окружающая действительность отражается в содержании дидактических игр (люди, их взаимоотношения, быт, труд, природа). Например, в содержании дидактической игры должны отражаться те лексические темы, заложенные в программе, которые ребенок должен пройти и освоить в соответствии с его возрастом и периодом коррекционной работы (Например: в программе преодоления ОНР III уровня во втором периоде обучения, должны быть организованы дидактические игры по развитию связных диалогических и монологических высказываний по темам: «Одежда», «Домашние животные», «Дикие животные», их различение, «Новый год», «Весна») [5, с.103].
Что и как должен делать ребенок, чтобы достичь цель, определяют правила. Им принадлежит огромная роль, так как они помогают развивать у детей способности торможения, воспитывают умение сдерживаться и управлять своим поведением, развивают память [4].
Играя в дидактические игры, ребенок опирается на эти правила. Таким образом, он должен постоянно о них помнить. В ходе игры, приходится обращаться к своему жизненному опыту; запоминать новые слова, способы, модели построения связных высказываний. Следовательно, большую роль во всем этом играет память. У детей с ОНР III отмечаются следующие проблемы: трудности словесной памяти, удержания многоступенчатой инструкции, количества элементов, последовательности выполнения действия. Для запоминания чего-либо, таким детям требуется больше времени, чем необходимо «норме» [2].
Игровое действие тоже имеет большую роль в дидактической игре, так как оно способствует проявлению активности, вызывает чувство удовлетворения. Игровое действие делает занятие более увлекательным, интересным для ребенка, повышает его внимание и создает предпосылки для более глубокого, продуктивного усвоения материала, предотвращает утомляемость и истощаемость, свойственную таким детям [4, 5].
Ребенок выполняет дидактическую задачу без особого напряжения, так как его внимание сконцентрировано на действии игры и следованию ее правилам. Таким образом, формирование, развитие, коррекция каких-либо качеств происходит незаметно для него самого [4]. Сам того не подозревая, в игре ребенок решает скрытые дидактические задачи, и активно овладевает связными высказываниями.
Детям с ОНР III уровня сложно долгое время удерживать, концентрировать внимание на каком-то определенном объекте или в той или иной ситуации, они очень отвлекаемы, быстро утомляются, если выполняют однотипную работу. Известно, что произвольное внимание на занятии у детей с ОНР постепенно уменьшается. Детям сложно перестроится с одного действия на другое и контролировать сразу несколько объектов или выполнение операций. Поэтому огромное значение имеет мотивация ребенка на занятие [2]. Мотивацией в данном случае являются дидактические игры.
Как отмечали Алексеева М.М. и Яшина Б.Е., педагог не должен вмешиваться в ход игры для
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
пояснения каких-то отдельных моментов, например, объяснение слов; так как таким образом он сбивает внимание ребенка, разрушает игровую атмосферу, привносит дидактизм, сухость, а это снижает мотивацию, интерес, что в свою очередь, способствует расстройству, прекращению игры. С другой стороны, педагог играет большую роль в организации игры. Он сам, его действия, его речь являются примером для подражания детям [1].
Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что использование дидактических игр при коррекции ОНР у дошкольников имеет массу достоинств:
1) процесс обучения происходит интенсивнее во времени, эффективнее и продуктивнее, чем с применением обычных заданий и упражнений;
2) ребенок усваивает связные высказывания незаметно для него самого;
3) помимо развития речи, развиваются все остальные высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, моторика;
4) развиваются такие качества личности, как целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в себе;
5) у ребенка отмечается мотивированность на занятие, интерес при выполнении заданий;
6) преобладание положительных настроений у всех участников коррекционного взаимодействия. Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений // М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Косякова О. О. Логопсихология: Учеб. пособие для вузов // Косякова О. О. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. - 254 с.
3. Муравьева Г. Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студ. и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. - 2 изд., испр. - Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. - 132 с.
4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: материалы о детском саде / Е. И. Удальцова. - Минск: Изд-во «Народная асвета», 1976. - 128 с.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова -М.: Просвещение, 2016. - 207 с.
© Ейкина А.В., 2017
УДК 376.37
Запрудина Мария Валерьевна
студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected] Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент СмолГУ,
СТАНОВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В данной статье рассматривается лексическая организация русского языка с точки зрения двух подходов: лингвистического и психолингвистического. Выявлены и установлены существующие