Научная статья на тему 'Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества'

Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4277
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / CHILDREN'S ORGANIZATIONS / CIVIL SOCIETY / YOUTH MOVEMENTS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астафьева Валерия Сергеевна

Рассматриваются проблемы развития детских и молодежных объединений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Астафьева Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE CHILDREN'S AND YOUTH ASSOCIATIONS IN FORMATION OF A CIVIL SOCIETY

Problems of development of children's and youth associations in a modern society are considered.

Текст научной работы на тему «Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества»

УДК 316.32-053

РОЛЬ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ВС. АСТАФЬЕВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Рассматриваются проблемы развития детских и молодежных объединений в современном обществе.

Ключевые слова: гражданское общество, детские организации, молодежное движение, социализация.

Образование гражданского общества стало возможным с развитием политической сферы, институциализацией негосударственных органов управления. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью независимых организаций. Во многих передовых странах высокоразвитое гражданское общество обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в его структуре формировались мощные защитные ассоциации (общества защиты прав человека, защиты прав потребителей и т.п.).

Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в том или ином государстве, является способность его населения к самоорганизации (разумеется, что её цели и мотивы носят творческий, созидательный и инновационный характер, и она создается на добровольных началах) [1; 2]. Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче в том возрастном периоде, когда формируется собственно личность. Начинать нужно с молодого поколения, которому завтра жить в обществе, государстве, формировать его политику и направления деятельности.

Именно поэтому сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) должно стать развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания юношества через его участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления. Образование детских и молодежных организаций является едва ли не самым ярким проявлением той гражданской инициативы, которая «работает» на формирование гражданского общества. Рост количества детских и молодежных объединений, их разнообразие, обусловленное целями и направлениями деятельности, выступает признаком конструктивного развития общества, формой проявления гражданской инициативы молодого поколения. Вместе с тем, многие объединения характеризуются неустойчивостью, недостаточным профессионализмом, «мнимой» активностью. К сожалению, в настоящее время в России не все детские и молодежные организации в полной мере понимают свои цели, задачи и приоритеты.

В связи с этим, важное теоретическое и практическое значение приобретает вопрос об эффективности существующих на сегодняшний день юношеских объединений. Также нельзя не отметить следующие факторы сдерживания развития и взаимодействия с государством детских и молодежных общественных организаций:

- отношение в целом к молодежному движению, которое по-прежнему остается на периферии внимания государства;

- отсутствие позиций в законодательстве, регулирующих формы взаимодействия органов власти и общественных негосударственных структур, слабое развитие способов общественного контроля;

- отсутствие механизмов и технологий, позволяющих детям и молодежи (через своих лидеров или иными способами) принимать участие в принятии государственных решений и соответственно нести за них ответственность.

Поэтому низки ожидания молодого поколения по отношению к государству, вызывают недоверие властные структуры.

Детские и молодежные общественные объединения, будучи формой проявления социальной активности молодого поколения, перешли сегодня на качественно иной уровень развития. Переживая в связи с трансформацией российского общества новый этап становления, они постепенно институциализируются, начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Их разнообразие по масштабам, целям и особенностям мировоззрения представляет большой интерес для социологического анализа.

Переход от подвижной неустойчивой структуры к стабильной всегда сопровождается широким спектром проблем и противоречий. Развитие детских и молодежных объединений в современных условиях характеризуется неустойчивостью, быстрыми темпами изменений. Им приходится «выстраивать» свою деятельность в реформируемом обществе, опираясь на новые ориентиры, искать иные, более эффективные, чем в предыдущие годы формы взаимодействия с юным поколением, политической властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой. Задача усложняется тем, что в государстве нет четкого понимания того, для чего нужны такие организации, какая помощь им необходима и как грамотно взаимодействовать с ними для обоюдной пользы.

Детские и молодежные объединения, с одной стороны, выступают в качестве субъектов социальной политики, реализующих интересы различных групп детей и молодежи - тем самым они способствуют усилению роли детских и молодежных инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности - в этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и контроля молодого поколения. Поэтому приобретает значимость вопрос об их доминирующих социальных функциях.

Кроме того, в последние годы увеличивается количество «искусственных» объединений, создаваемых волей государства, различными политическими партиями, экстремистскими организациями, коммерческими структурами. Их объединяет одно - манипуляция детьми и молодежью для достижения своих, не всегда позитивных целей. В данном случае, ни о каких факторах формирования гражданского общества речь не идет.

По состоянию на 1 января 2006 года, в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, который ведется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», включены 58 организаций, из них: 14 детские, 44 молодежные, 28 общероссийских, 28 межрегиональных, 2 международных. В целом российское общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Более 50% общественных организаций работают одновременно по многим направлениям. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем юношества. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д. [2, с.73]. Обществом признается социальная значимость этих организаций, выполняющих функцию социализации, заключающуюся во включении субъекта в систему социальных отношений, помогающих постигать новые социальные роли. Такие детские и молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели. Готова ли наша молодежь к жизни, основанной на гражданской ответственности? Что она должна знать, чтобы достичь цели? Прежде всего уметь моделировать жизненные ситуации. Очень важно научить молодого человека быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, в незнакомом коллективе, понимать, в чем его ответственность на новом месте, как сочетаются его права и обязанности. К какому результату он должен прийти, работая в группе. Уметь мириться с какими-то особенностями новых коллег, предугадать проблемы, которые могут возникнуть, чувствовать себя уверенно в новой обстановке. Все это занимает важное место в гражданском образовании. Оно формирует знания об обществе, об общественных ценностях и умения строить на их основе свою жизнь.

Юношеские общественные организации и объединения можно также рассматривать как особый социальный институт воспитания. В них заложена высокая нравственная составляющая, представленная в отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности целях. Особенности организационного строения детских и молодежных организаций связаны с реализацией следующих содержательных положений:

- уважение к личности, ее правам;

- развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации;

- формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к

социальному творчеству;

- повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.

В работе детских и молодежных организаций на первое место выдвигается решение нескольких задач:

- формирование социальных знаний и умений;

- создание условий для выбора сферы социальной деятельности и подготовки к этой деятельности;

- педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей;

- профилактика асоциального поведения;

- программирование поведения и деятельности, адекватных возрасту и возможностям;

- организация взаимодействия социальных институтов в оказании адресной помощи объектам социальной защиты.

Останавливаясь на вопросах более эффективного взаимодействия государства и детских и молодежных объединений по формированию гражданского общества, отметим следующее.

1. Идеи по созданию сверху общероссийских, общефедеральных юношеских организаций по типу комсомола или пионерской организации неприемлемы в современном обществе, которое стремится создавать гражданские институты. В противном случае это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур. Многие бывшие пионерские и комсомольские лидеры не отказываются до настоящего времени от этой идеи. Формирование любой организации бюрократически-административным способом («сверху», по инициативе государства) в настоящее время гарантирует конфликт в детском и молодежном движении.

2. Должна быть разработана долгосрочная федеральная программа по работе с детьми и молодежью, которая существовала бы не только на бумаге, но и воплощалась в жизнь под контролем как государственных, так и общественных структур.

3. Большое значение имеет подготовка кадров. Практика показывает, что эффективно и квалифицированно решать проблемы молодежной политики на федеральном уровне сегодня способен лишь узкий круг специалистов, прошедших соответствующую практическую школу либо в госорганах по делам молодежи, либо в крупных молодежных организациях. Общественная социальная практика - лучшая школа организационной культуры, умения вести диалог, работать с людьми, находить компромисс.

4. Необходимо создать условия для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых руководителей страны с представителями молодежных и детских общественных организаций. Это даст возможность преодолеть отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.

5. Важно организовать информационное обеспечение взаимодействия государственных структур и юношеских организаций, создать банки данных, помогающие наладить взаимовыгодное сотрудничество с некоммерческими детскими и молодежными организациями.

Таким образом, эффективность деятельности общественных объединений зависит от целого комплекса условий, относящихся не только к ним самим, но и к сфере их функционирования. Процесс становления гражданского общества напрямую зависит от уровня правосознания людей и их способности реализовать одно из основополагающих прав человека - создавать различные организации и вступать в них для защиты своих интересов. Нужно отметить, что гражданская позиция складывается из разнообразных качеств, среди которых - патриотизм, законопослушание, толерантность, недопустимость компромисса с совестью, позитивное отношение к историческому прошлому государства, причастность к его настоящему, национальная гордость [3, с.78].

Современный этап развития детского и молодежного движения характеризуется переходом от одной детской и молодежной организации, созданной государством, к многообразию общественных

формирований; динамичностью; определенной независимостью от государственных органов и личностной ориентированностью; отражает все те инновационные процессы и явления, которые происходят в жизни нашего общества. Будучи явлением социальным, в то же время детское движение выступает сегодня самостоятельным фактором развития личности. Но нельзя забывать о позитивном багаже почти векового детского движения, а именно: идеи общественно значимых дел, социальных инициатив, шефской и трудовой заботы, работы по месту жительства, вариантных программ возрастного подхода.

На сегодня определилась основная цель детских и молодежных организаций - через самоактуализацию, саморазвитие личности, через приобщение к значительным социокультурным ценностям, через включенность в социально значимую деятельность - воспитание гражданина своей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов Р. Социальное участие в отечественном общественно-педагогическом движении ХХ века. - М.: Педагогика, 2005.

2. Скоробогатова В. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2000 - №4 (116).

3. Социология молодежи: энциклопедический словарь. - М: Академия, 2008.

ROLE OF THE CHILDREN'S AND YOUTH ASSOCIATIONS IN FORMATION OF A CIVIL SOCIETY

Astafieva V.S.

Problems of development of children's and youth associations in a modem society are considered.

Key words: civil society, children's organizations, youth movements, socialization.

Сведения об авторе

Астафьева Валерия Сергеевна, окончила МИГУ (2004), аспирантка кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - социология управления, организация детских и молодежных организаций в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.