Научная статья на тему 'Роль чувства юмора в сфере интеграции образования'

Роль чувства юмора в сфере интеграции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль чувства юмора в сфере интеграции образования»

ра «Творчество» набрала минимальное ко- ствующей методике психической подготов-

личество ситуаций. Промежуточное поло- ки специалистов. ,

жение занимают сферы «Досуг» и «Меж-

Разработка проблемы понимания пси-

личностное общение». Дополнительно было хологических явлений представляется нам изучено распределение ситуаций по всем четырем свойствам внимания. Результаты показали, что помимо необъективногоопи-

очень перспективной, и поэтому мы намерены продолжать исследования в этом направлении. Наши эксперименты будут спо-

сания внимания в целом (см. табл. 1,2) на- собствовать созданию наиболее продук-блюдаются несовпадения с реальностью тивных приемов и методов преподавания

внутри данного понятия, которые заключаются в ошибочном ассоциировании свойств

психологии в вузе.

Наиболее актуальны следующие иссле-

внимания преимущественно с какой-либо довательские задачи:

одной сферой жизнедеятельности: распре-

1) выявление механизма порождения

деление - «Быт», устойчивость и концент- идей при выполнении экспериментальных рация - «Производство», переключение -«Образование и наука». Такая неадекват-

ная расстановка обнажает недостаток знаний о данном психическом явлении, что мешает полноценному формированию умения выделять в объективной реальности соответствующие психические явления. Нельзя за-

задании;

2) выявление среднего показателя продуктивности психологического мышления;

3) установление возможной корреляции между показателями обобщенности психо-

логических понятии и его содержанием;

4) разработка методических приемов

бывать, что низкий уровень обобщенности формирования у студентов полноценных

понятия «внимание» закономерен при суще- научных психологических понятий.

РОЛЬ ЧУВСТВА ЮМОРА В СФЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A.A. Сычев, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов

МГУ им. Н. П. Огарева

Информацион

ном мире кардинально отличается от ситуации, например, полувековой давности: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и миллионы компьютерных сайтов. Количество оцифрованной информации исчисляется терабайтами; эмпирические данные в раз- области исследования приводит к недосто-

ных областях науки перешли все возможные верным результатам, считаясь между тем

лизации, понять смехотворность которых можно даже поверхностно ознакомившись с достижениями сравнительной лингвистики или этнографии. Таким образом, узкая специализация, игнорируя сферы других наук, в процессе все большего дробления

границы, достаточные для их осмысления. Только официально признанных наук в современном мире - более пяти тысяч.

Профессиональная подготовка в таких условиях неизбежно ведет к все более узкой специализации, односторонности, к нарастающей изоляции исследований. Появляются глобальные философские теории о человеке и Вселенной, не берущие в расчет последние достижения естественных

в традиционном рационализированном сознании образцом научности.

Координация исследований, несомненно, выступает единственным реальным путем развития науки в целом. В образовательном пространстве не важнейшим, но достаточно продуктивным фактором такой интеграции является чувство юмора, используемое в процессе преподавания различных наук.

Критическая функция юмора. Акаде-

и точных наук; псевдоисторические кон- мическая наука, к сожалению, имеет свои-

цепции, замыкающиеся, например, на осо- ство застывать в иллюзии своей непогре-

бой роли России в рождении мировой циви- шимости, выдавая свои теории за раз и на-

А.А. Сычев, 2001

“29

і ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ^

всегда данную истину. Образование, ори- выбранный тон, поскольку человеку с кор*

ентированное только на накопление таких ректным и самокритичным чувством юмо-

общепризнанных знаний и заучивание фор- ра трудно не симпатизировать,

мулировок, далеко не полное. Все значи- Развлекательная функция юмора, В

мые изобретения человечества основаны непосредственном процессе вузовского

на сомнении в правомерности догматичес- образования существует, как уже говори-

кого знания и попытках его преодоления. В процессе образования воспитание критического отношения к миру обязательно, поскольку умение критиковать старые, отжившие теории (как научные, так и идеологические) является началом пути к со-

лось, проблема «информационной загруженности»: количество информации может достичь «точки пресыщения», при которой исчезают практически все стимулы для обучения и возникает устойчивый психологический барьер на пути восприятия мате-

зданию собственных теорий, к изобретени- риала. Смех снимает возникшее напряже-

ям, развитию, прогрессу. ние, сбрасывает негативную энергию.

Юмор - один из способов вычленить Обычная шутка может разрядить атмосфе-

недостатки и несоответствия в разнообраз- ру усталости и вернуть слушателей к ак-

ных теориях и гипотезах, показать аудитории их абсурдность и нежизнеспособность,

тивному восприятию материала.

Несомненно и то, что чувство юмора -

облекая их в нарочито гиперболизирован- лучший способ борьбы со скукой на заня-ную, алогичную форму. Здесь, однако, важ- тиях. Полушутливые и комические приме-

на некая грань, за которую опасно выходить - «голое отрицание» ничего, кроме разрушения, не приносит. Ценность крити-

ры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции; вовремя сделанный эмо-

ческого отношения к научной теории - в ее циональный акцент на ключевой проблеме

созидательности, в желании противопоставить нелепости свое, более обоснованное и логичное, видение сути предмета. Следует добавить, что в современном информационно ориентированном обществе критическая функция юмора помогает не только по-иному взглянуть на общеприня-

позволяет слушателям более точно понять ее суть. В современном научном стиле на Западе подобный прием довольно широко практикуется, во многих серьезных исследованиях используются юмористические примеры и сравнения, что идет чаще всего не в ущерб, а во благо исследованию. Что

тые теории, но и отсеять из огромного по- бы ни говорили, но увлекательность не мо-

нфор

мации нечто действительно важное и относящееся к делу.

При рассмотрении критической функции чувства юмора не менее важным аспектом в процессе образования и воспитания является проблема самокритичности.

жет быть противопоставлена фундаментальности. Научный стиль в современном русском языке обладает более жесткими рамками, что объясняется скорее не косностью, а традиционностью; тем не менее расширение его границ уже происходит: появляются научно-популярные работы,

Человек, который способен и умеет призна- школьные учебники, написанные в юмори-

вать свои ошибки, является более перепек- стическом ключе.

Особенно плодотворен данный процесс в плане кооперации различных научных сфер: поданные в доступной, интересной

тивным специалистом в своей области, чем тот, кто с упорством отстаивает доводы, абсурдность которых очевидна. Самокри-

тичность, связанная с юмором, — показа- форме рассуждения о новейших достиже-тель того, что человек не «стоит на мес- ниях различных наук, грамотно представте». Юмористическое отношение к соб-

важно

ленная терминология, обилие запоминающихся примеров способны дать неспециа-не — корректное признание недостатков, листу в изучаемой сфере большое количе-

сделанное с улыбкой, помогает сохранить ство материала для размышления и со-

репутацию и добиться симпатий в отличие поставления данных. Юмористика, конеч-

оттого же признания, сделанного с «вымученной» миной. Здесь важен правильно

30

но, не может полностью заменить многоплановые монографии, но вполне способна

дать общее представление о новейших проблемах, подготовить читателя к более серьезным трудам и, главное, заинтересовать неподготовленного человека в дальнейшей работе в выбранном направлении и расширении своего научного кругозора.

Кроме монотонной серьезности в подаче материала нужно отметить и другую крайность - пресыщенность комическими примерами. Большое количество шуток и юмористических сравнений может вызвать эмоциональную пресыщенность и, как следствие, притупленность реакции. Между смешным и серьезным должен существовать своеобразный паритет - юмор становится юмором только на фоне серьезности, а нечто серьезное кажется более значимым на фоне развлекательности.

Объединительная функция юмора. Уже Цицерон в своем трактате «Об ораторе» подчеркивает важную роль комических приемов в процессе установления контакта с аудиторией. Чувство юмора - необходимое качество и в работе преподавателя. Оно во многом способствует установлению положительного психологического климата в коллективе, порождает заинтересованность в преподаваемой дисциплине. Юмор помогает в борьбе со скованностью, отчужденностью слушателей, заставляет их включиться в общий процесс обучения. Преподавание в подобных условиях превращается из односторонней подачи материала в диалог: появляется обратная связь, выступающий чувствует эмоциональный отклик аудитории, реакцию на сказанное.

Совместный смех объединяет не только преподавателя и аудиторию, но самих членов аудитории. Издавна «со-смеяние» играло социальную функцию сплочения разрозненных индивидуумов в единый коллектив: не случайно существует специфический профессиональный, сословный, национальный юмор. Коллективный смех всегда требует единомышленников; «чужие» здесь выступают не субъектами, а, скорее, объектами смеха. Создание атмосферы сопричастности и единства - один из важных факторов успешного обучения и воспитания. Чувство плеча, гордость за свою школу, группу, университет - признаки успешности образования и высоких рейтингов образовательных учреждений.

Общекультурная функция юмора. В проблеме воспитания чувства юмора важная роль должна отводиться его общекультурным основам: этически и эстетически значимый смех противостоит банальной, низкопробной юмористике. Произведения ряда признанный российских и зарубежных писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов представляют собой ту базу, на которой формируется и развивается хороший вкус личности. Понимание тонких оттенков и обобщений, сделанных классиками мирового искусства, позволяет явно и четко определить грань между чувством юмора и многочисленными подделками под него. Такая эстетическая граница присуща, как правило, человеку образованному; она не позволяет смеху превратиться в грубость, вульгарность, дешевый популистский прием.

В процессе воспитания личности значимую роль играет этическая составляющая юмора. Настоящий смех не может быть грубым и разрушающим. Во все века критерием истинности и ценности смеха была именно созидательность. Цель смеха - исправлять нравы, т. е. побуждать человечество стремиться к моральному совершенству.

Смех также тесно связан с национальной культурной спецификой. Юмор представляет собой необходимый компонент национального характера, тем более важный для изучения, что раскрывается он как на рациональных, так и на эмоциональных уровнях мировоззрения, разносторонне отображая понимание этносом норм, традиций и ценностей. Многие шутки принципиально не переводимы с одного культурного кода на другой, поскольку они подразумевают тонкую связь ассоциаций, характерную для определенных языков, традиций, норм общения. В процессе изучения чужой культуры понимание национальных особенностей, в наглядном виде представленных в этническом юморе, способно дать исследователю намного больше, чем многочисленные трактаты о ментальности того или иного народа. Юмор, естественно, искажает реальность, гиперболизируя осмеиваемые явления, однако суть этих явлений схватывается точно и наглядно -например, остроумие французов, пунктуаль-

с ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ^

ность немцев, сдержанность англичан. Национальный юмор, конечно, в какой-то мере мифологичен, но в нем не больше мифов, чем в основе самого национального характера.

ми, которые сумели совместить то, что до них казалось несовместимым, Общие механизмы чувства юмора и научного творчества позволяют сделать вывод об их

Творческая функция юмора. Чувство определенной зависимости. Действитель-

юмора отображает способность человека но, «физики шутят» не хуже чистых гума-

замечать точки соприкосновения разнород- нитариев, а мировая мысль всегда попол-

ных понятий, реалий и совмещать их в единое суждение (3. Фрейд называл этот процесс сгущением). По сути дела, схожим образом работает и творческое мышление: вестных ученых. Поощрение юмора, таким

образом, одновременно является и поощ-

нялась юмористическими афоризмами, шутками, историями и даже книгами (как. например, у математика Л. Кэрролла) из-

изменивших

торию человечества, были сделаны людь- рением творческого мышления.

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИЧИНЫ ИХ ДЕГРАДАЦИИ

Н.В. Дворников, аспирант кафедры психологии МГУ им. Н.П. Огарева

Цель данного исследования - показать которое пристально следит за соблюдени-причины деградации способностей челове- ем морали.

Исследуя как психоаналитик пренатальный опыт, я убедился в гениальности

ка с точки зрения дианетики. Его новизна состоит в выявлении влияния бессознательной области на снижение способное- открытия 3. Фрейда о наличии бессозна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тей. Практическая значимость исследова- тельного (см.: Фрейд 3. Психология Бес-

ния связана с восстановлением иповышени- сознательного. М., 1989). о том, что ребе-

нок делает множество записей еще в утробе матери: «Мама чихнет, а зародыш получает удар, который погружает его внес-

ем способностей, побочным продуктом при этом является решение проблем, связанных с психосоматическими заболеваниями.

Прежде всего необходимо определить- сознательность” Мама слегка задевает

ся с тем, что является способностью. Я угол стола, и голова ребенка оказывается

понимаю ее как одаренность (пригодность) вмятой внутрь. Папа бьет маму - ребенок

ума чувствовать, излагать и решать специальные и общие проблемы. Изначально природа всем этим наделила человека, но негативно влияют на работу разума.

получает “инграмму”» (Хаббард Л.Р. Указ. соч.). Полученные записи в последующем

в течение жизни он растрачивает свои способности. Что происходит с разумом? Какие причины влияют на сознание? Над

филосо-

Сначала существовало мнение, что зародыши записывают данные с помощью «обостренного слуха», т.е. в моменты опасности и особенно «беспамятства». Извест-

фов и ученых, занимающихся разумом че- но, что пренатальные инграммы2 проще

ловека. Было открыто, что падению спо- всего найти, еслл в них содержится много

собностей предшествует пренатальное' боли. В работах Л.Р. Хаббарда, Д. Стивен-

развитие (см.: Хаббард Л.Р. Дианетика. Со- са (Анализ ума. Киев, 1998), Ф. Фанча (Со-

временная наука душевного здоровья. М..

1993). Еще в старые времена пожилые жен-

«утробном

щие модули процессинга., Киев, 1996), Т. Деф-

летсона (Ученые утверждают: человек может жить вечно! // Невероятное Леген-

отмечали, что его след остается в детях, дарное Очевидное. 1996. № 11 (32))дока-

Многие такого рода интуитивные мысли зано, что боль записывают клетки реактив-

ного банка, а не аналитического ума человека. А реактивный' инграммный банк4

основаны на действительных наблюдениях. Например, дети, рожденные вне брака.

часто несчастливы, особенно в обществе, состоит исключительно из клеток. Инграм-

©Н.В. Дворников, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.