ра «Творчество» набрала минимальное ко- ствующей методике психической подготов-
личество ситуаций. Промежуточное поло- ки специалистов. ,
жение занимают сферы «Досуг» и «Меж-
Разработка проблемы понимания пси-
личностное общение». Дополнительно было хологических явлений представляется нам изучено распределение ситуаций по всем четырем свойствам внимания. Результаты показали, что помимо необъективногоопи-
очень перспективной, и поэтому мы намерены продолжать исследования в этом направлении. Наши эксперименты будут спо-
сания внимания в целом (см. табл. 1,2) на- собствовать созданию наиболее продук-блюдаются несовпадения с реальностью тивных приемов и методов преподавания
внутри данного понятия, которые заключаются в ошибочном ассоциировании свойств
психологии в вузе.
Наиболее актуальны следующие иссле-
внимания преимущественно с какой-либо довательские задачи:
одной сферой жизнедеятельности: распре-
1) выявление механизма порождения
деление - «Быт», устойчивость и концент- идей при выполнении экспериментальных рация - «Производство», переключение -«Образование и наука». Такая неадекват-
ная расстановка обнажает недостаток знаний о данном психическом явлении, что мешает полноценному формированию умения выделять в объективной реальности соответствующие психические явления. Нельзя за-
задании;
2) выявление среднего показателя продуктивности психологического мышления;
3) установление возможной корреляции между показателями обобщенности психо-
логических понятии и его содержанием;
4) разработка методических приемов
бывать, что низкий уровень обобщенности формирования у студентов полноценных
понятия «внимание» закономерен при суще- научных психологических понятий.
РОЛЬ ЧУВСТВА ЮМОРА В СФЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
A.A. Сычев, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов
МГУ им. Н. П. Огарева
Информацион
ном мире кардинально отличается от ситуации, например, полувековой давности: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и миллионы компьютерных сайтов. Количество оцифрованной информации исчисляется терабайтами; эмпирические данные в раз- области исследования приводит к недосто-
ных областях науки перешли все возможные верным результатам, считаясь между тем
лизации, понять смехотворность которых можно даже поверхностно ознакомившись с достижениями сравнительной лингвистики или этнографии. Таким образом, узкая специализация, игнорируя сферы других наук, в процессе все большего дробления
границы, достаточные для их осмысления. Только официально признанных наук в современном мире - более пяти тысяч.
Профессиональная подготовка в таких условиях неизбежно ведет к все более узкой специализации, односторонности, к нарастающей изоляции исследований. Появляются глобальные философские теории о человеке и Вселенной, не берущие в расчет последние достижения естественных
в традиционном рационализированном сознании образцом научности.
Координация исследований, несомненно, выступает единственным реальным путем развития науки в целом. В образовательном пространстве не важнейшим, но достаточно продуктивным фактором такой интеграции является чувство юмора, используемое в процессе преподавания различных наук.
Критическая функция юмора. Акаде-
и точных наук; псевдоисторические кон- мическая наука, к сожалению, имеет свои-
цепции, замыкающиеся, например, на осо- ство застывать в иллюзии своей непогре-
бой роли России в рождении мировой циви- шимости, выдавая свои теории за раз и на-
А.А. Сычев, 2001
“29
і ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ^
всегда данную истину. Образование, ори- выбранный тон, поскольку человеку с кор*
ентированное только на накопление таких ректным и самокритичным чувством юмо-
общепризнанных знаний и заучивание фор- ра трудно не симпатизировать,
мулировок, далеко не полное. Все значи- Развлекательная функция юмора, В
мые изобретения человечества основаны непосредственном процессе вузовского
на сомнении в правомерности догматичес- образования существует, как уже говори-
кого знания и попытках его преодоления. В процессе образования воспитание критического отношения к миру обязательно, поскольку умение критиковать старые, отжившие теории (как научные, так и идеологические) является началом пути к со-
лось, проблема «информационной загруженности»: количество информации может достичь «точки пресыщения», при которой исчезают практически все стимулы для обучения и возникает устойчивый психологический барьер на пути восприятия мате-
зданию собственных теорий, к изобретени- риала. Смех снимает возникшее напряже-
ям, развитию, прогрессу. ние, сбрасывает негативную энергию.
Юмор - один из способов вычленить Обычная шутка может разрядить атмосфе-
недостатки и несоответствия в разнообраз- ру усталости и вернуть слушателей к ак-
ных теориях и гипотезах, показать аудитории их абсурдность и нежизнеспособность,
тивному восприятию материала.
Несомненно и то, что чувство юмора -
облекая их в нарочито гиперболизирован- лучший способ борьбы со скукой на заня-ную, алогичную форму. Здесь, однако, важ- тиях. Полушутливые и комические приме-
на некая грань, за которую опасно выходить - «голое отрицание» ничего, кроме разрушения, не приносит. Ценность крити-
ры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции; вовремя сделанный эмо-
ческого отношения к научной теории - в ее циональный акцент на ключевой проблеме
созидательности, в желании противопоставить нелепости свое, более обоснованное и логичное, видение сути предмета. Следует добавить, что в современном информационно ориентированном обществе критическая функция юмора помогает не только по-иному взглянуть на общеприня-
позволяет слушателям более точно понять ее суть. В современном научном стиле на Западе подобный прием довольно широко практикуется, во многих серьезных исследованиях используются юмористические примеры и сравнения, что идет чаще всего не в ущерб, а во благо исследованию. Что
тые теории, но и отсеять из огромного по- бы ни говорили, но увлекательность не мо-
нфор
мации нечто действительно важное и относящееся к делу.
При рассмотрении критической функции чувства юмора не менее важным аспектом в процессе образования и воспитания является проблема самокритичности.
жет быть противопоставлена фундаментальности. Научный стиль в современном русском языке обладает более жесткими рамками, что объясняется скорее не косностью, а традиционностью; тем не менее расширение его границ уже происходит: появляются научно-популярные работы,
Человек, который способен и умеет призна- школьные учебники, написанные в юмори-
вать свои ошибки, является более перепек- стическом ключе.
Особенно плодотворен данный процесс в плане кооперации различных научных сфер: поданные в доступной, интересной
тивным специалистом в своей области, чем тот, кто с упорством отстаивает доводы, абсурдность которых очевидна. Самокри-
тичность, связанная с юмором, — показа- форме рассуждения о новейших достиже-тель того, что человек не «стоит на мес- ниях различных наук, грамотно представте». Юмористическое отношение к соб-
важно
ленная терминология, обилие запоминающихся примеров способны дать неспециа-не — корректное признание недостатков, листу в изучаемой сфере большое количе-
сделанное с улыбкой, помогает сохранить ство материала для размышления и со-
репутацию и добиться симпатий в отличие поставления данных. Юмористика, конеч-
оттого же признания, сделанного с «вымученной» миной. Здесь важен правильно
30
но, не может полностью заменить многоплановые монографии, но вполне способна
дать общее представление о новейших проблемах, подготовить читателя к более серьезным трудам и, главное, заинтересовать неподготовленного человека в дальнейшей работе в выбранном направлении и расширении своего научного кругозора.
Кроме монотонной серьезности в подаче материала нужно отметить и другую крайность - пресыщенность комическими примерами. Большое количество шуток и юмористических сравнений может вызвать эмоциональную пресыщенность и, как следствие, притупленность реакции. Между смешным и серьезным должен существовать своеобразный паритет - юмор становится юмором только на фоне серьезности, а нечто серьезное кажется более значимым на фоне развлекательности.
Объединительная функция юмора. Уже Цицерон в своем трактате «Об ораторе» подчеркивает важную роль комических приемов в процессе установления контакта с аудиторией. Чувство юмора - необходимое качество и в работе преподавателя. Оно во многом способствует установлению положительного психологического климата в коллективе, порождает заинтересованность в преподаваемой дисциплине. Юмор помогает в борьбе со скованностью, отчужденностью слушателей, заставляет их включиться в общий процесс обучения. Преподавание в подобных условиях превращается из односторонней подачи материала в диалог: появляется обратная связь, выступающий чувствует эмоциональный отклик аудитории, реакцию на сказанное.
Совместный смех объединяет не только преподавателя и аудиторию, но самих членов аудитории. Издавна «со-смеяние» играло социальную функцию сплочения разрозненных индивидуумов в единый коллектив: не случайно существует специфический профессиональный, сословный, национальный юмор. Коллективный смех всегда требует единомышленников; «чужие» здесь выступают не субъектами, а, скорее, объектами смеха. Создание атмосферы сопричастности и единства - один из важных факторов успешного обучения и воспитания. Чувство плеча, гордость за свою школу, группу, университет - признаки успешности образования и высоких рейтингов образовательных учреждений.
Общекультурная функция юмора. В проблеме воспитания чувства юмора важная роль должна отводиться его общекультурным основам: этически и эстетически значимый смех противостоит банальной, низкопробной юмористике. Произведения ряда признанный российских и зарубежных писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов представляют собой ту базу, на которой формируется и развивается хороший вкус личности. Понимание тонких оттенков и обобщений, сделанных классиками мирового искусства, позволяет явно и четко определить грань между чувством юмора и многочисленными подделками под него. Такая эстетическая граница присуща, как правило, человеку образованному; она не позволяет смеху превратиться в грубость, вульгарность, дешевый популистский прием.
В процессе воспитания личности значимую роль играет этическая составляющая юмора. Настоящий смех не может быть грубым и разрушающим. Во все века критерием истинности и ценности смеха была именно созидательность. Цель смеха - исправлять нравы, т. е. побуждать человечество стремиться к моральному совершенству.
Смех также тесно связан с национальной культурной спецификой. Юмор представляет собой необходимый компонент национального характера, тем более важный для изучения, что раскрывается он как на рациональных, так и на эмоциональных уровнях мировоззрения, разносторонне отображая понимание этносом норм, традиций и ценностей. Многие шутки принципиально не переводимы с одного культурного кода на другой, поскольку они подразумевают тонкую связь ассоциаций, характерную для определенных языков, традиций, норм общения. В процессе изучения чужой культуры понимание национальных особенностей, в наглядном виде представленных в этническом юморе, способно дать исследователю намного больше, чем многочисленные трактаты о ментальности того или иного народа. Юмор, естественно, искажает реальность, гиперболизируя осмеиваемые явления, однако суть этих явлений схватывается точно и наглядно -например, остроумие французов, пунктуаль-
с ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ^
ность немцев, сдержанность англичан. Национальный юмор, конечно, в какой-то мере мифологичен, но в нем не больше мифов, чем в основе самого национального характера.
ми, которые сумели совместить то, что до них казалось несовместимым, Общие механизмы чувства юмора и научного творчества позволяют сделать вывод об их
Творческая функция юмора. Чувство определенной зависимости. Действитель-
юмора отображает способность человека но, «физики шутят» не хуже чистых гума-
замечать точки соприкосновения разнород- нитариев, а мировая мысль всегда попол-
ных понятий, реалий и совмещать их в единое суждение (3. Фрейд называл этот процесс сгущением). По сути дела, схожим образом работает и творческое мышление: вестных ученых. Поощрение юмора, таким
образом, одновременно является и поощ-
нялась юмористическими афоризмами, шутками, историями и даже книгами (как. например, у математика Л. Кэрролла) из-
изменивших
торию человечества, были сделаны людь- рением творческого мышления.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИЧИНЫ ИХ ДЕГРАДАЦИИ
Н.В. Дворников, аспирант кафедры психологии МГУ им. Н.П. Огарева
Цель данного исследования - показать которое пристально следит за соблюдени-причины деградации способностей челове- ем морали.
Исследуя как психоаналитик пренатальный опыт, я убедился в гениальности
ка с точки зрения дианетики. Его новизна состоит в выявлении влияния бессознательной области на снижение способное- открытия 3. Фрейда о наличии бессозна-
тей. Практическая значимость исследова- тельного (см.: Фрейд 3. Психология Бес-
ния связана с восстановлением иповышени- сознательного. М., 1989). о том, что ребе-
нок делает множество записей еще в утробе матери: «Мама чихнет, а зародыш получает удар, который погружает его внес-
ем способностей, побочным продуктом при этом является решение проблем, связанных с психосоматическими заболеваниями.
Прежде всего необходимо определить- сознательность” Мама слегка задевает
ся с тем, что является способностью. Я угол стола, и голова ребенка оказывается
понимаю ее как одаренность (пригодность) вмятой внутрь. Папа бьет маму - ребенок
ума чувствовать, излагать и решать специальные и общие проблемы. Изначально природа всем этим наделила человека, но негативно влияют на работу разума.
получает “инграмму”» (Хаббард Л.Р. Указ. соч.). Полученные записи в последующем
в течение жизни он растрачивает свои способности. Что происходит с разумом? Какие причины влияют на сознание? Над
филосо-
Сначала существовало мнение, что зародыши записывают данные с помощью «обостренного слуха», т.е. в моменты опасности и особенно «беспамятства». Извест-
фов и ученых, занимающихся разумом че- но, что пренатальные инграммы2 проще
ловека. Было открыто, что падению спо- всего найти, еслл в них содержится много
собностей предшествует пренатальное' боли. В работах Л.Р. Хаббарда, Д. Стивен-
развитие (см.: Хаббард Л.Р. Дианетика. Со- са (Анализ ума. Киев, 1998), Ф. Фанча (Со-
временная наука душевного здоровья. М..
1993). Еще в старые времена пожилые жен-
«утробном
щие модули процессинга., Киев, 1996), Т. Деф-
летсона (Ученые утверждают: человек может жить вечно! // Невероятное Леген-
отмечали, что его след остается в детях, дарное Очевидное. 1996. № 11 (32))дока-
Многие такого рода интуитивные мысли зано, что боль записывают клетки реактив-
ного банка, а не аналитического ума человека. А реактивный' инграммный банк4
основаны на действительных наблюдениях. Например, дети, рожденные вне брака.
часто несчастливы, особенно в обществе, состоит исключительно из клеток. Инграм-
©Н.В. Дворников, 2001