Научная статья на тему 'Роль Бразилии в развитии интеграционных процессов на южноамериканском континенте'

Роль Бразилии в развитии интеграционных процессов на южноамериканском континенте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2858
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / БРАЗИЛИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕРКОСУР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / LATIN AMERICA / BRAZIL / INTEGRATION PROCESSES / MERCOSUR / REGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Посашкова Алла Вадимовна

В статье описывается роль Бразилии в продвижении интеграционных процессов на южноамериканском континенте и запуске одного из крупнейших интеграционных проектов в Латинской Америке Южноамериканского общего рынка, или МЕРКОСУР. Автор подробно рассматривает интеграционные инициативы, выдвигаемые Бразилией в период президентства И. Франку, Ф. Кардозу, Л.И. Лулы да Силвы, Д. Руссефф, особенности функционирования МЕРКОСУР и достижения данного субрегионального торгово-экономического блока в области интеграции. МЕРКОСУР имеет большой интеграционный потенциал и достиг значительных успехов, однако нельзя игнорировать ряд факторов, стагнирующих развитие региональной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Brazil in developing integration processes on the South American continent

This article describes the role of Brazil in promoting integration processes on the South American continent and launching one of the largest integration projects in Latin America the Common Market of the South, or Mercosur. The author conducts an in-depth analysis of such aspects as integration initiatives proposed by Brazil during the presidency of I. Franco, F. Cardoso, L.I. Lula da Silva and D. Rousseff. In addition, the article deals with specific features of Mercosur and achievements of this sub-regional trading bloc in integration. Mercosur has huge integration potential and has reached considerable success. Nevertheless, one cannot ignore a range of factors impeding regional integration development.

Текст научной работы на тему «Роль Бразилии в развитии интеграционных процессов на южноамериканском континенте»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 2

А.В. Посашкова*

РОЛЬ БРАЗИЛИИ В РАЗВИТИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЮЖНОАМЕРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

A.V. Posashkova THE ROLE OF BRAZIL

IN DEVELOPING INTEGRATION PROCESSES ON THE SOUTH AMERICAN CONTINENT

В статье описывается роль Бразилии в продвижении интеграционных процессов на южноамериканском континенте и запуске одного из крупнейших интеграционных проектов в Латинской Америке — Южноамериканского общего рынка, или МЕРКОСУР. Автор подробно рассматривает интеграционные инициативы, выдвигаемые Бразилией в период президентства И. Франку, Ф. Кардозу, Л.И. Лулы да Силвы, Д. Руссефф, особенности функционирования МЕРКОСУР и достижения данного субрегионального торгово-экономического блока в области интеграции. МЕРКОСУР имеет большой интеграционный потенциал и достиг значительных успехов, однако нельзя игнорировать ряд факторов, стагнирующих развитие региональной интеграции.

Ключевые слова: Латинская Америка, Бразилия, интеграционные процессы, МЕРКОСУР, региональная интеграция.

This article describes the role of Brazil in promoting integration processes on the South American continent and launching one of the largest integration projects in Latin America — the Common Market of the South, or Mercosur. The author conducts an in-depth analysis of such aspects as integration initiatives proposed by Brazil during the presidency of I. Franco, F. Cardoso, L.I. Lula da Silva and D. Rous-seff. In addition, the article deals with specific features of Mercosur and achievements of this sub-regional trading bloc in integration. Mercosur has huge integration potential and has reached considerable success. Nevertheless, one cannot ignore a range of factors impeding regional integration development.

Key words: Latin America, Braz.il, integration processes, Mercosur, regional integration.

Идея создания единой общности на южноамериканском континенте очень давно укоренилась в региональном политическом дискурсе и ведет

*Посашкова Алла Вадимовна — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: write2alla@mail.ru

свою историю еще с XIX в., когда испанские колонии вступили в фазу активной борьбы за независимость. В своей речи, адресованной Конгрессу в Ангостуре в 1819 г., национальный герой Венесуэлы Симон Боливар выдвинул проект «Конфедеративного союза»1, который, по задумке автора, должен был объединить все страны в Южной Америке. Для того времени, однако, эти идеи были утопическими и не имели экономических и технических условий для их реализации.

Лишь во второй половине XX в. стала складываться благоприятная среда для формирования интеграционных объединений, первыми среди которых были Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ, 1960), замененная в 1980 г. Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР, 1960), Андский пакт (1969), Карибская ассоциация свободной торговли (КАРИФТА, 1965), преобразованная в 1973 г. в Карибское сообщество (КАРИКОМ). На первом этапе попытки региональной интеграции были обречены на провал по причине слабого экономического потенциала государств — участников интеграции, несовместимости их экономических интересов и политических взглядов, политической нестабильности2. Хотя эти группировки и не достигли декларированных целей, они внесли значимый вклад в становление процессов региональной экономической интеграции, накопление интеграционного опыта и создание международно-правовых предпосылок формирования в 1990-е гг. двух крупнейших региональных объединений — Андского сообщества наций, возникшего на базе Андского пакта в 1996 г., и МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur), или Южноамериканского общего рынка, о котором и пойдет речь ниже.

Освободившись от гнета военной диктатуры в 1985 г., Бразилия приступила к неолиберальной модернизации экономики и перестройке хозяйственной жизни. Впоследствии Аргентина, Уругвай и Боливия осуществляли модернизацию своих экономических систем по образу и подобию именно бразильской модели реформирования3. В том же 1985 г. Бразилия заложила фундамент будущей международной экономической организации, приняв совместно с Аргентиной Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина—Бразилия4, к которой в 1990 г. присоединились Парагвай и Уругвай — буферные государства между Бразилией и Аргентиной. В начале 1990-х гг. Бразилия предприняла первые попытки создания экономического интеграционного объединения под своей эгидой. По инициативе президента Бразилии Ф. Мелу (1990—1992) в 1991 г. был

1 Funes P. Historia mínima de las ideas políticas en América Latina. Mexico, 2014.

2 См.: Рафалюк Е.Е. Интеграционные процессы: Опыт России и Бразилии //Журнал российского права. 2013. № 12.

3 См.: Иванова А.В. Потенциал Бразилии в роли лидера Латинской Америки: Возможные риски и соперники // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6.

4 Galeana P.Y. El liderazgo económico de Brasil en el Cono Sur. Tesis professional. Mexico, 2007. URL: http://catarina.udlap.mx/u_dl_a/tales/documentos/lri/yglesias_g_p/ (дата обращения: 14.11.2017).

создан интеграционный блок МЕРКОСУР, учрежденный Асунсьонским договором и включивший в свой состав Бразилию, Аргентину, Уругвай и Парагвай.

В 1993 г. следующим президентом Бразилии И.Франку (1992—1995) был выдвинут амбициозный проект, предлагавший сформировать зону свободной торговли на территории стран — участниц МЕРКОСУР, Андского сообщества наций и Чили, т.е. на территории почти всего южноамериканского континента, однако это предложение не получило должной поддержки. Годом позже, в 1994 г., Бразилия предложила очередной интеграционный проект — Южноамериканскую зону свободной торговли SAFTA (South American Free Trade Agreement), который задумывался как противовес объединению НАФТА (NAFTA, North American Free Trade Agreement)5. В рамках SAFTA должен был быть заключен ряд соглашений о формировании зон свободной торговли: между МЕРКОСУР и Андским сообществом, между МЕРКОСУР и ЦАОР, между SAFTA и некоторыми латиноамериканскими странами, не входившими в упомянутые интеграционные блоки. По замыслу Бразилии, именно МЕРКОСУР должен был стать интеграционным центром зоны свободной торговли SAFTA. Проект SAFTA был выдвинут на рассмотрение на I Всеамериканском саммите, прошедшем в 1994 г. в Майами, так же как и американская инициатива по созданию Всеамериканской зоны свободной торговли (FTAA, Free Trade Area for Americas). Однако, как и его предшественник, проект SAFTA не нашел необходимой поддержки. Инициатива Бразилии по созданию собственного регионального экономического пространства была сужена до мозаики двусторонних соглашений в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции, которые так и не привели к полноценному интегрированию экономик региона6.

В рамках МЕРКОСУР Бразилия с самого начала существования объединения настаивала на более тесной форме интеграции, а именно на переходе к таможенному союзу, в то время как Аргентина и Парагвай стремились ограничиться идеей зоны свободной торговли, не желая лишаться определенного уровня автономности внешнеторговый политики, равно как и возможности вести самостоятельные переговоры с третьими странами и прочими интеграционными объединениями. В итоге был принят бразильский сценарий, и в январе 1994 г. страны МЕРКОСУР подписали в Бразилии Протокол Оуро-Прето, который не только детально прописывал организационную структуру блока, но и подтверждал переход к таможенному союзу и приверженность идее строительства общего рынка7. Соглашение вступило в силу в 1995 г. и ознаменовало собой переход МЕРКОСУР от зоны свободной торговли к таможенному союзу.

5 См.: Костюнина Г.М. Интеграция в Латинской Америке // Международная экономическая интеграция: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. М., 2006.

6 Amorim C. Brazilian foreign policy under President Lula (2003—2010): An overview // Revista Brasiliera de política internacional. 2010. Vol. 53.

7 Protocolo de Ouro Preto. Artículo 3. 17.12.1994. URL: http://www.mercosur.int/innova-portal/file/721/1/1994_protocoloouropreto_es.pdf (дата обращения: 18.10.2017).

В годы президентства Ф.Э. Кардозу (1995—2003) региональной интеграции отдавалось приоритетное значение во внешнеполитической повестке. В этот период для участников МЕРКОСУР был введен единый внешний таможенный тариф, хотя и с многочисленными изъятиями в виде списков исключений, развивались внутризональная торговля и сотрудничество в области промышленности, был разработан специальный протокол, регулирующий вопросы по защите конкуренции в рамках объединения8, а также принята единая система стандартов для некоторых категорий товаров (пищевых продуктов, медицинских препаратов, продукции машиностроения), при этом за основу были взяты относительно высокие для латиноамериканского региона бразильские стандарты. С целью придания нового импульса региональной интеграции в 2000 г. Бразилия инициировала новый этап развития интеграционного объединения, названный «перезапуском МЕРКОСУР». В развитие этой инициативы в январе 2002 г. Совет общего рынка МЕРКОСУР одобрил план действий под названием «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР», который включал в себя следующие направления: усиление макроэкономической координации, реформирование механизма разрешения споров, укрепление торговой дисциплины и устранение барьеров во внутриблоковой торговле9.

Южноамериканское направление оставалось приоритетным во внешней политике президента Бразилии Лулы да Силвы (2003—2011), который выступил на XXIV саммите МЕРКОСУР 2003 г. с Программой консолидации Таможенного союза, в которой обозначил цели для Общего рынка стран Южного конуса до 2006 г.10, охватывавшие весьма обширный диапазон вопросов от признания дипломов об образовании до создания регионального парламента. Особое внимание уделялось, в частности, выработке эффективной политики с целью преодоления асимметрии развития различных государств — членов блока. Эта идея получила свое воплощение в виде решения о создании Фонда структурной конвергенции, одобренного на встрече с участием глав центральных банков и министров иностранных дел стран МЕРКОСУР 16 декабря 2004 г. Финансовые активы фонда, которые на 70% состояли из взносов Бразилии, должны были быть направлены на выравнивание уровней экономического развития государств — членов организации, причем 80% всех проектов приходились на долю Уругвая и Парагвая11.

8 Rowat M., Lubrano M., Porrata R. Competition Policy and MERCOSUR. World Bank Publications, 1997. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/1828814б87б1385718/pdf/ multi0page.pdf (дата обращения: 18.10.2017).

9 См.: Лавут А.А. MEPКOСУP: Современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № б.

10 См.: Хван М.С. Роль Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии в конце XX — начале XXI вв.: Дисс. ... канд. ист. наук. M., 2009.

11 Informe MERCOSUR numero 1б. BID-INTAL, 2011. URL: https://publications.iadb.org/ bitstream/handle/11319/5402/Informe%20MERCOSUR%20N%C2%B0%201б.pdf?sequence=1 (дата обращения 19.10.2017).

Широко известно, что в 1990-е гг. и в начале нулевых годов МЕРКОСУР потрясла серия «торговых войн», вызванных серьезными экономическими разногласиями между членами организации. С целью предотвращения подобной ситуации в будущем в 2006 г. Бразилией был предложен Механизм конкурентной адаптации, призванный защитить производителей «спорных» товаров от конкуренции со стороны партнеров по интеграции и таким образом ослабить напряженность в отношениях стран МЕРКОСУР12. В культурной же сфере в 2005 г. Бразилия приняла активное участие в поддержке латиноамериканского канала Те1е8иг, который должен был вещать в Бразилии, Аргентине и Венесуэле, а в перспективе охватить и весь регион. В этот же период сложился своего рода геостратегический альянс между Бразилией, Аргентиной и Венесуэлой, протокол о присоединении которой к МЕРКОСУР был подписан 4 июля 2006 г. В тот период, однако, завершить процесс вступления Венесуэлы в организацию не удалось из-за непримиримой позиции Парагвая, обвинявшего Каракас в открытом вмешательстве во внутренние дела других стран13.

Кроме всего прочего, в годы президентства Лулы были созданы Социальный институт МЕРКОСУР14, образовательная система МЕРКОСУР, принята новая система расчетов с отказом от доллара в пользу песо и реала во взаимной торговле между Бразилией и Аргентиной15. А 9 декабря 2005 г. на саммите МЕРКОСУР был подписан протокол о создании Парламента МЕРКОСУР, учредительное заседание которого состоялось в г. Бразилиа в декабре 2006 г. Данное событие было названо Лулой да Силвой ключевым в истории развития интеграционной группировки. Наконец, большим достижением этого периода явилось принятие в августе 2010 г. Таможенного кодекса, отсутствие которого составляло объективное препятствие на пути продвижения к таможенному союзу.

Преемница Лулы на президентском посту Д. Руссефф (2011—2016) продолжила линию своего предшественника, отводя вопросам развития сотрудничества в рамках МЕРКОСУР ключевую роль. В этот период организация была расширена за счет новых членов: Венесуэлы, являвшейся стратегическим союзником Бразилии и получившей статус полноправного члена МЕРКОСУР 31 июля 2012 г., и Боливии, подписавшей соглашение о вступлении в организацию в 2012 г. и ратифицировавшей его 17 июля 2016 г. В настоящий момент для юридического вступления в силу послед-

12 См.: Кудрявцева Е.Ю. Практика урегулирования торговых разногласий в интеграционном объединении МЕРКОСУР // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 6.

13 Венесуэла: Практика «боливарианского проекта» (результаты и риски) / Под ред. В.М.Давыдова. М., 2011. (Саммит)

14 Pucheta M. The Social Dimension of MERCOSUR // CELLS on-line papers. 2014. Vol. 3, Iss. 5. URL: http://www.law.leeds.ac.uk/assets/files/research/cells/Mauro-Pucheta-2014-Social-Dimension-of-MERCOSUR.pdf (дата обращения: 23.10.2017).

15 См.: Хейфец В.Л., Кудрявцева Е.С. Сравнение развития интеграционных процессов на постсоветском и южноамериканском пространствах: Опыт двух таможенных союзов // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2014. № 15.

него договорного акта требуется ратификация данного документа парламентом Бразилии16.

Важно отметить, что Бразилия стремится сочетать политику региональной интеграции с диверсификацией внешних связей, в особенности по линии Юг—Юг. В первое десятилетие XXI в. внешнеполитический курс Бразилии был направлен на максимально возможное расширение круга партнеров с целью упрочить ее «глобальный вектор»17. Примером тому могут служить активное участие Бразилии в форматах вроде БРИКС и ИБСА (Индия, Бразилия, ЮАР), активизация сотрудничества с африканскими странами. Именно посредством активного участия Бразилии МЕРКОСУР смог диверсифицировать внешнеэкономические связи, заключив в 2004—2005 гг. ряд важных соглашений: соглашение о преференциях в торговле с Индией, рамочное соглашение об условиях и механизмах для создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Египтом, рамочный договор о торговле с Марокко, договор о преференциальной торговле с Южноафриканским таможенным союзом, рамочный договор о торговле с Израилем (договор о ЗСТ был окончательно подписан в 2007 г.). В 2005 г. в столице Бразилии впервые прошел арабо-южноамериканский саммит18, на который были приглашены 12 южноамериканских стран и 22 государства — члена Лиги арабских государств, а годом позже, в ноябре 2006 г., в Нигерии в первый раз состоялся саммит Африка—Южная Америка19. Широкие межконтинентальные связи способны упрочить положение Бразилии внутри региона, и в международных организациях южноамериканский гигант все чаще позиционирует себя в качестве выразителя интересов всех латиноамериканских государств и развивающихся стран в целом.

Вместе с тем стоит отметить, что особую роль в притязаниях Бразилии на роль регионального лидера играет и психологический фактор: элементом национального менталитета бразильцев является убежденность в своем превосходстве над остальными народами Южной Америки20, поэтому в общественном сознании закрепилась мысль о том, что именно

16 Ingreso pleno de Bolivia al MERCOSUR esta pendiente de la ratification de Brasil //International Centre for Trade and Sustainable Development. 11.08.2017. URL: https://www.ictsd.org/ bridges-news/puentes/news/ingreso-pleno-de-bolivia-al-mercosur-est%C3%A1-pendiente-de-la-ratificaci%C3%B3n-de (дата обращения: 10.10.2017).

17 См.: Бразилия — «тропический гигант» на подъеме / Под ред. В.М.Давыдова. М., 2011. (Саммит)

18 Funk K. A Political Economy of Arab-Latin American Relations: Notes and Theoretical Reflections from within the "American Social Science" of IR. FLACSO-ISA Joint International Conference. Buenos Aires, 2014. URL: http://web.isanet.org/Web/Conferences/FLACSO-ISA %20BuenosAires%202014/Archive/7ecb7026-700a-4372-a480-f4c34c91ad35.pdf (дата обращения: 15.11.2017).

19 Fagundes Visentini P.G., Pereira A.D. The African Policy of Lula's Government. Univer-sidade Federal do Rio Grande do Sul, 2007. URL: https://www.ufrgs.br/nerint/folder/artigos/ artigo61.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

20 Chavez G. Brasil descubre America Latina // Pagina Siete. 06.07.2014. URL: http:// www.paginasiete.bo/opinion/2014/7/6/brasil-descubre-america-latina-26036.html (датаобраще-ния: 13.11.2017).

Бразилия как особый цивилизационный ареал должна вести за собой латиноамериканскую цивилизацию. Вопрос состоит в том, насколько правомерным можно считать статус Бразилии в качестве регионального лидера и есть ли предпосылки для реального объединения государств южноамериканского континента во главе с Бразилией. С одной стороны, можно выделить ряд сходств между этими странами, которые гипотетически способствуют ускорению хода интеграции, как, например, общее колониальное прошлое, общие религиозные корни (католицизм), универсальный для Латинской Америки испанский язык (исключение составляет португало-говорящая Бразилия), в некоторой степени социокультурное единство. С другой стороны, межкультурный диалог затрудняют исторически сложившееся соперничество между Бразилией и Аргентиной21, которая также претендует на региональное лидерство, атмосфера недоверия между некоторыми государствами Южной Америки, этно-расовые различия, связанные с тем, что нынешний состав населения представлен потомками эмигрантов из разных европейских стран, индейских аборигенов, негроидным населением, людьми смешанной расовой принадлежности. В Бразилии, допустим, очень заметно влияние африканских корней, поскольку еще в ХУ1—ХУШ вв. в страну ввозили десятки тысяч африканских рабов, потому бразильская культура является симбиозом негритянской, европейской и индейской культур. И все же тесная культурная связь в немалой степени подогревает популярность интеграционного тренда в латиноамериканском регионе.

Таким образом, можно утверждать о наличии целого ряда предпосылок, благоприятствовавших развитию интеграционных процессов в латиноамериканском регионе, страны которого тяготеют к идее общеконтинентального единства. Начиная с 1990-х гг. Бразилия играла основополагающую роль в инициации и продвижении проекта Южноамериканского общего рынка, поскольку руководство страны видело в региональной интеграции путь к укреплению собственных региональных позиций. На сегодняшний день МЕРКОСУР смог наиболее полно по сравнению с другими интеграционными объединениями Латинской Америки реализовать идею построения таможенного союза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бразилия — «тропический гигант» на подъеме / Под ред. В.М. Давыдова. М., 2011. (Саммит)

Венесуэла: Практика «боливарианского проекта» (результаты и риски) / Под ред. В.М. Давыдова. М., 2011. (Саммит)

Иванова А.В. Потенциал Бразилии в роли лидера Латинской Америки: Возможные риски и соперники // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6.

21 Brooks S.G. Producing Security: Multinational Corporations, Globalization, and the Changing Calculus of Conflict. Princeton, 2011.

Костюнина Г.М. Интеграция в Латинской Америке // Международная экономическая интеграция: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. М., 2006.

Кудрявцева Е.Ю. Практика урегулирования торговых разногласий в интеграционном объединении МЕРКОСУР // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 6.

Лавут А.А. МЕРКОСУР: Современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 6.

Рафалюк Е.Е. Интеграционные процессы: Опыт России и Бразилии //Журнал российского права. 2013. № 12.

Хван М. С. Роль Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии в конце XX — начале XXI вв.: Дисс.... канд. ист. наук. М., 2009.

Хейфец В.Л., Кудрявцева Е.С. Сравнение развития интеграционных процессов на постсоветском и южноамериканском пространствах: Опыт двух таможенных союзов // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2014. № 15.

Amorim C. Brazilian foreign policy under President Lula (2003—2010): An overview // Revista Brasiliera de política internacional. 2010. Vol. 53.

Brooks S.G. Producing Security: Multinational Corporations, Globalization, and the Changing Calculus of Conflict. Princeton, 2011.

Chavez G. Brasil descubre America Latina // Pagina Siete. 06.07.2014. URL: http:// www.paginasiete.bo/opinion/2014/7/6/brasil-descubre-america-latina-26036.html

Fagundes Visenini P.G., Pereira A.D. The African Policy of Lula's Government. Universidade Federal do Rio Grande do Sul, 2007. URL: https://www.ufrgs.br/nerint/ folder/artigos/artigo61.pdf

Funes P. Historia mínima de las ideas políticas en America Latina. Mexico, 2014. Funk K. A Political Economy of Arab-Latin American Relations: Notes and Theoretical Reflections from within the "American Social Science" of IR. FLACSO-ISA Joint International Conference. Buenos Aires, 2014. URL: http://web.isanet.org/Web/ Conferences/FLACS0-ISA%20BuenosAires%202014/Archive/7ecb7026-700a-4372-a480-f4c34c91ad35.pdf

Galeana P.Y. El liderazgo economico de Brasil en el Cono Sur. Tesis professional. Mexico, 2007. URL: http://catarina.udlap.mx/u_dl_a/tales/documentos/lri/ yglesias_g_p/

Informe MERCOSUR numero 16. BID-INTAL, 2011. URL: https://publications. iadb.org/bitstream/handle/11319/5402/Informe%20MERC0SUR%20N%C2%B0% 2016.pdf?sequence=1

Ingreso pleno de Bolivia al MERCOSUR esta pendiente de la ratificación de Brasil // International Centre for Trade and Sustainable Development. 11.08.2017. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news/puentes/news/ingreso-pleno-de-bolivia-al-mercosur-est%C3%A1-pendiente-de-la-ratificaci%C3%B3n-de

Protocolo de Ouro Preto. 17.12.1994. URL: http://www.mercosur.int/innovaportal/ file/721/1/1994_protocoloouropreto_es.pdf

Pucheta M. The Social Dimension of MERCOSUR // CELLS on-line papers. 2014. Vol. 3, Iss. 5. URL: http://www.law.leeds.ac.uk/assets/files/research/cells/Mauro-Pucheta-2014-Social-Dimension-of-MERCOSUR.pdf

Rowat M, Lubrano M, Porrata R. Competition Policy and MERCOSUR. World Bank Publications, 1997. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/1828814 68761385718/pdf/multi0page.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.