Научная статья на тему 'Роль “Большой тройки” (Великобритания, франция, германия) во внешней политике ЕС'

Роль “Большой тройки” (Великобритания, франция, германия) во внешней политике ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
395
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль “Большой тройки” (Великобритания, франция, германия) во внешней политике ЕС»

НА УЧНАЯ ЖИЗНЬ

РОЛЬ "БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ" (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ) ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЕС

14 марта 2016 г. в Москве состоялась конференция "Германия, Франция, Великобритания в ЕС - разносторонний треугольник?", организатором которого выступил отдел страновых исследований Института Европы РАН (ИЕ РАН). В мероприятии приняли участие видные эксперты и учёные из ЙЕ РАН, ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, МГИМО (У) МИД РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, представители РСМД, Фонда им. К. Аденауэра в Москве, филиала фонда Ф. Эберта в Москве, Российско-британской торговой палаты, российские и зарубежные дипломаты. Модератор конференции заместитель Директора ИЕ РАН по научной работе к.э.н. В.Б. Белов напомнил, что двусторонние отношения внутри ЕС и ранее обсуждались на конференциях в ИЕ РАН: так, в 2015 г. в стенах института состоялся круглый стол, посвященный отношениям внутри франко-германского тандема, кроме того, Центр британских исследований и Центр германских исследований ИЕ РАН на регулярной основе проводят круглые столы, к участию в которых привлекают ведущих экспертов-англоведов и германистов РФ. Прошедшая конференция стала в определённом смысле уникальной, поскольку привлекла к дискуссии специалистов по трём ведущим странам ЕС, предложив новый формат для обсуждения. Перед участниками были поставлены актуальные вопросы, связанные с траекторией развития ЕС, в частности, можно ли говорить о появлении геополитического треугольника Великобритания-Франция-Германия, каким образом пересекаются интересы трёх держав и какое влияние они могут оказать на формирование стратегии Европейского Союза.

Конференцию открыл директор ИЕ РАН д.полит.н. Ал.А. Громыко. Он отметил, что на протяжении многих лет исторически тесно связанные страны Великобритания, Франция и ФРГ практически никогда не выступали единым фронтом. Сегодня эти три государства схожи статистически, но не концептуально. В понимании экспертного сообщества, они никогда не были "Большой тройкой" ЕС, этот термин обычно относили к другим геополитическим союзам и блокам (коалициям). В частности, он скорее ассоциируется со странами-участницами Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций. История нередко ставила эти три государства по разные стороны баррикад, и сегодня они как экономически, так и политически отличаются друг от друга, выступая при этом своеобразными "законодателями мод в Европе". Динамика развития отношений между вершинами этого треугольника, в том числе соперничество, конфронтация и сотрудничество между отдельными его углами не только становились предпосылками к развитию Европы, но и создавали им самим немало проблем (например, в случае отсутствия единого курса по отношению к России). Таким образом, перетягивание каната между тремя крупными игроками в интеграционном объединении становится как препятствием для ЕС, так и залогом его внутреннего развития.

На конференции были представлены четыре вводных доклада, которые определили содержание дискуссии и позволили составить максимально полную картину расклада политических сил в Европе. Обсуждались вызовы, с которыми сталкивается ЕС на современном этапе: ситуация на Ближнем Востоке и Украине, вопрос выхода Великобритании из ЕС, миграционный кризис, а также отношения с Россией.

Г.н.с. отдела страновых исследований ИЕ РАН д.полит.н. A.A. Синдеев открыл дискуссию, представив доклад о позиции Европейского Союза в отношении актуальных проблем как внутри самого ЕС, так и внешних вызовов и угроз. Он подчеркнул, что попытки говорить сегодня о Европе как о едином целом свидетельствовали бы о поверхностном понимании происходящих в ней процессов. ЕС, как случалось и ранее, переживает очередной этап своего развития через политический кризис. Так, председатель Европейской комиссии Ж.-К. Юнкер отмечал, что Европейский Союз, несмотря на кризисную ситуацию и проблему десолидаризации, не утратил потенциал к росту. Разногласия в вопросе концептуальных основ интеграции и определение её целей - главные проблемы ЕС на современном этапе. В период кризисного регулирования идеи политического реализма должны превалировать над таким элементом демократической модели, как коллективный метод принятия решений, который в условиях политического кризиса становится скорее тормозящим фактором в управлении интеграцией. Вторым важным вопросом повестки дня в Брюсселе наряду с миграционным кризисом становится проблема разночтений среди стран-участниц принимаемых решений и их невыполнение. Одна из главных задач, стоящих перед ЕС сегодня, - создать механизмы эффективного управления. В этом контексте нельзя недооценивать высокий потенциал тандема Франция - Германия в разработке мер по преодолению кризисных явлений в ЕС.

Руководитель Центра британских исследований ИЕ РАН к.филос.н. Е.В. Ананьева подчеркнула, что грядущий референдум о выходе Великобритании из ЕС и прогнозы его исхода стали центральной темой не только политической жизни этой страны, но и во многом определили текущую повестку Брюсселя. Докладчик представила феномен "брекзит" (Brexit) как результат тактических, конъюнктурных шагов премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона в попытке умиротворить евроскептиков в собственной партии и предотвратить отток избирателей к Партии независимости Соединённого Королевства в преддверии парламентских выборов 2015 г., что поставило под угрозу стратегические цели страны. Важно отметить, что проведение референдума напрямую зависело от победы партии тори на выборах. По мнению Е. В. Ананьевой, на результат референдума окажут влияние три фактора: во-первых, рост численности иммигрантов в стране, во-вторых, отсутствие понимания большинством населения Великобритании различий между мобильными гражданами ЕС и мигрантами из третьих стран (не членов ЕС), в-третьих, тот факт, что, по данным опросов, сторонники и противники членства Британии в ЕС распределены примерно поровну (по 37-38%), а 25% ещё не определились. Именно за голоса неопределившихся и идёт жёсткая борьба. При этом деловые круги Великобритании не считают брекзит желательным.

Что касается внешнеполитических задач страны, то британское правительство считает основной угрозой национальной безопасности деятельность террористической организации "Исламское государство", хотя борьба с ней служит одновременно и точкой соприкосновения российско-британских интересов. Тем не менее Великобритания продолжает антироссийскую риторику, не исключает агрессию со стороны РФ в отношении партнёров по НАТО. Такая риторика объясняется не только украинским кризисом: она выступала как средство косвенного давления на партнёров по ЕС при переговорах по условиям членства Британии в нём, средства прямого давления на население перед референдумом, и её активная фаза может продлиться до голосования в парламенте по модернизации системы "Трайдент"'.

Заместитель руководителя Центра германских исследований к.и.н. Е.П. Тимошен-кова представила анализ роли ФРГ в ЕС и в сложившемся треугольнике. Она напомнила о многолетней дискуссии о необходимости трансформации Германии из мощной экономической державы в регионального политического лидера Евросоюза и её большего участия в формировании его внешней политики. Правительство А. Меркель реагирует на кризисные явления в ЕС "как пожарный". Одна из причин - отсутствие внятной внешнеполитической стратегии. Аналитики сходятся во мнении о том, что сложившуюся кризисную ситуацию следует использовать как шанс, чтобы повысить поли-

140

Научная жизнь

тический вес страны и перейти к активному посредничеству. Германия должна вырабатывать новые формы сотрудничества, например, такие как формат "Нормандской четвёрки". Одновременно она должна придерживаться идеи политического урегулирования конфликтов. Так, разрешение сирийского кризиса и напрямую связанного с ним миграционного кризиса в Европе могут дать ЕС стимул к объединению, а активное участие немецкого государства в решении этих вопросов поможет заработать репутацию страны-миротворца. Так же важно участие в посткризисном урегулировании. На настоящий момент ФРГ уже согласовала с Великобританией комплекс мер по предоставлению гуманитарной помощи Сирии. Важно, что среди немецких политиков существует консенсус по "брекзиту" - этаблированные немецкие политические партии не поддерживают выход Великобритании из ЕС.

Свой взгляд на позицию Франции представил руководитель Центра французских исследований НЕ РАН д.и.н. Ю.И. Рубинский. Отметив важную роль франко-германского тандема в становлении и развитии Евросоюза, он констатировал изменение баланса сил в сторону ФРГ. Разные экономические модели трёх держав обусловили различный уровень устойчивости к кризисным явлениям в экономике, а их понимание посткризисного устроения Евросоюза стало расходиться. В отношении британского референдума французское руководство занимает более жёсткую позицию, чем ФРГ. Франция не намерена идти на уступки и подвергать угрозе дальнейшую интеграцию в ЕС. Важная особенность французской внешней политики - приоритетное развитие южного вектора: особая позиция по разрешению греческого кризиса и поддержка южноафриканских стран, в то время как вектор внешней политики Германии направлен на восток ЕС. Франция также открыто критикует правительство А. Меркель за попытки найти выход из миграционного кризиса в Европе за счёт соглашения с Турцией. Великобритания, в свою очередь, с самого начала миграционного кризиса в Европе занимала жёсткую позицию, отказываясь в рамках квот принимать мигрантов, незаконно пересекших границу ЕС. Однако соглашение между Брюсселем и Анкарой, в рамках которого все мигранты, нелегально пересекшие Эгейское море и прибывшие в Грецию, будут депортированы в Турцию, было положительно встречено британским руководством. По мнению Д. Кэме-рона, возвращение мигрантов из Греции в Турцию заложит основу для решения миграционного кризиса и пресечёт маршруты нелегальной миграции через Балканы.

В ходе дискуссии руководитель Центра политической интеграции ИЕ РАН к.полит.н. Л.О. Бабынина рассмотрела вопрос институционального оформления механизма т.н. разноуровневой интеграции. Появление нескольких мощных интеграционных групп по аналогии с франко-германским тандемом, по её мнению, усложнит процессы регулирования в ЕС. Она отметила, что концепции отношений по формуле "центр-периферия" ещё менее жизнеспособны в силу того, что политические центры в ЕС не совпадают с экономическими. В конечном счёте подобные модели вносят разноголосицу в сложные и неоднородные интеграционные процессы на европейском пространстве. Возможный выход Британии из ЕС не повлечёт за собой эффект домино, поскольку в ЕС нет другой страны, которая по политическому влиянию и инициативе была бы сравнима с Великобританией, а значит, была бы способна добиться подобных уступок со стороны ЕС. Брюссель заявил, что договорённости об "особых условиях" для Великобритании не будут распространяться на остальные страны-члены, если она решит выйти из ЕС по итогам референдума. Ассоциация свободной торговли и Единое экономическое пространство, в которых состоит Великобритания, не смогут восполнить Соединённому Королевству утрату выхода на Единый внутренний рынок ЕС.

Директор Российско-британской торговой палаты А. Томпсон отметил, что предстоящий референдум предоставит уникальную возможность британцам выразить своё отношение к европейской интеграции, поскольку с 1973 г. (год вступления Британии в ЕС) в стране выросло целое поколение, которое не имело шанса высказаться по данному вопросу. Предыдущий референдум об участии Великобритании в европейской интеграции состоялся в 1975 г. Тогда 67% населения выступили за сохранение членства страны в ЕЭС.

В дискуссии также приняли активное участие заместитель директора ИЕ РАН по научной работе член-корр. РАН проф., д.э.н Фёдоров В.П., руководитель Информационного центра Европейского Союза в ИЕ РАН, проф., д.э.н. Борко Ю.А., руководитель Центра партийно-политических наук ИЕ РАН к.и.н. Швейцер В.Я.; ведущий научный сотрудник Центра социальных исследований ИЕ РАН, доцент кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ к.полит.н. Фёдоров С.М., научный сотрудник ИЭ РАН Меден Н.К.

Состоявшаяся конференция дала уникальную возможность специалистам в области изучения отдельных стран шире взглянуть на предмет своего исследования, сопоставить разные подходы к решению актуальных проблем, с которыми сталкивается ЕС, а также сформулировать перспективы выхода из современных кризисов, основываясь на предложениях, выдвигаемых странами "Большой тройки".

Годоеанюк К.А., с.н.с. Центра британских исследований ИЕ РАН, Иванова А.К., м.н.с. отдела стран Западной Европы и Америки ИНИОН РАН, аспирант ИЕ РАН сотрудник ФМП МГУ.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

(«Круглый стол»)

В Институте Европы РАН 20 апреля 2016 г. прошёл международный круглый стол "Роль гражданского общества в европейском интеграционном процессе". В его работе приняли участие учёные, общественные деятели, представители российского гражданского общества, зарубежные специалисты.

Открывая мероприятие, зам. директора ИЕ РАН член-корр. РАН М.Г. Носов подчеркнул важность обсуждаемой темы, поскольку в современном мире гражданское общество находится в центре внимания не только политических элит многих стран, но и академического сообщества. В этой связи было бы важно анализировать и изучать опыт деятельности гражданского общества в странах ЕС, соотнося его с процессами формирования гражданского общества в РФ.

Зам. директора ИЕ РАН д.э.н. профессор О.В. Буторина обратила внимание на необходимость всестороннего изучения и объективной оценки опыта деятельности гражданского общества в странах ЕС. Со вступительным словом к собравшимся обратился также зав. отделом социально-политических исследований ИЕРАНд.и.н. В.Я. Швейцер.

Руководитель Центра проблем социального развития д.и.н. М.В. Каргалова сделала доклад на тему: "Гражданское общество как один из акторов развития европейской интеграции на современном этапе". С докладами также выступили: ведущий научный сотрудник ИЕ РАН к.и.н. A.A. Канунников - "Опыт Европейского союза в выстраивании диалога с гражданским обществом", директор Института федерализма и гражданского общества д. полит, н. АН Аринин - "Проблемы развития гражданского общества в странах ЕС и России", сотрудник Национального института развития к.и.н. Е.И. Новоселов - "Профсоюзы в современном гражданском обществе государств-членов ЕС", ведущий научный сотрудник ИЕ РАН к.и.н. В.П. Журавель - "Взаимодействие гражданского общества и органов власти стран ЕС и России в противодействии терроризму (сравнительный анализ)".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.