РОЛЬ БИРЖИ В ИНФРАСТУКТУРЕ ФОНДОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
© Алексеева С.С.*
Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Переход от административно-плановой экономики к рыночной, привел к развалу всех связующих систем поддерживающих производство и создающих необходимые условия для нормального функционирования производственных циклов. Вместе с тем он послужил толчком для создания новой многоукладной экономики, а также привел к восстановлению многих традиций существоващих в дореволюционной России, к ним с достаточной долей скептицизма можно отнести и становление так называемого фондового рынка - рынка ценных бумаг.
На сегодняшний день рынок ценных бумаг России, а развивается с каждым днем и расширяет сферу своих инвестиционных возможностей. Решающим фактором для столь быстрого развития рынка ценных бумаг послужила катастрофическая нехватка денежной массы. Одним из основных функций рынка ценных бумаг является привлечение дополнительного оборотного капитала путем эмиссии обеспеченных ценных бумаг-акций, облигаций, векселей, депозитарных расписок, индексов, паев через паевые фонды [1].
Фондовый рынок имеет большие возможности для дальнейшего развития. Он уже на деле доказал все перспективы и масштабы выгод, которые можно получить на организованном, регулируемом рынке ценных бумаг.
На сегодняшний день законодательная база фондового рынка развивается, регулируется государством в интересах защиты прав инвесторов. Одним из нормативных требований является четкое планирование выпусков займов, запрет на создание финансовых пирамид.
В качестве потенциальных и действующих участников рынка ценных бумаг России выступают около 2400 коммерческих банков. Более чем 2700 организаций имеют лицензии финансового брокера, инвестиционной компании и инвестиционного консультанта.
В качестве дилерско-брокерской сети по операциям с государственными ценными бумагами выступает также Центральный Банк РФ (около 90 территориальных управлений) и крупнейший Сберегательный Банк РФ, включающий 42 тысячи территориальных банков, отделений, филиалов и агенств. Банки многократно превосходят небанковские инвестиционные институты по обьемам капиталов, активов и финансовых операций. Многие небанковские финансовые компании являются дочерними предприятиями банков [4].
Республика Саха (Якутия) - одно из самых крупных национально-государственных образований в Российской Федерации. Богатство полезных
* Студент кафедры Менеджмента горно-геологической отрасли.
116
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
ископаемых определяет основное направление экономического развития региона - их добыча и переработка. На Якутию приходится 99 % общероссийской добычи алмазов (25 % мировой добычи), 60 % - олова, 100 - сурьмы, 25 % - золота. Уникальны запасы и качество угольных месторождений, их запасы оцениваются в 10 трлн. тонн., в основном они находятся в Ленском угольном бассейне. На половине территории Республики обнаружены нефтяные и газовые месторождения, промышленные запасы нефти оцениваются 260 млн. т., газа 1310 трлн. кубометров. В центральномВерхоянье открыт уникальный по запасам серебра (150 тонн) район.
Экономическая ситуация в Республике сложная. Это в основном объясняется тем, что Якутия, условно говоря, является экспортером валютного сырья и потребителем рублевых ресурсов. В связи с введением валютного «коридора» рентабельность добычи полезных ископаемых снизилась и в ряде случаев является убыточной (золото).
В Республике условно выделяются следующие финансовые потоки:
- алмазный - оцениваемый на сумму более 20 трлн. руб.
- северный завоз - по 96 г. около 4,8 трлн. руб.;
- золотой - на сумму около 1,5 руб.
Республиканский рынок ценных бумаг, как и российский все еще переживает трудный период становления и развития. С каждым годом совершенствуется механизм обращения ценных бумаг, четче определяются структуры, формирующие фондовый рынок [5].
Центральное место на рынке ценных бумаг должна занимать фондовая биржа, основной целью которой является депозитарно-клиринговое обслуживание, котировка и ведение листинга предприятий Республики Саха (Якутия).
На настоящий момент биржа бездействует, не выполняет никаких функций, которые она по роду своей деятельности обязана выполнять, Торговый зал биржа была вынуждена уступить другим коммерческим структурам, так как она не в состоянии оплачивать налог за аренду.
Уставный фонд ее остается в размере 100 миллионов рублей, в этом году биржа собиралась увеличить уставный фонд, но акционеры не внесли свои доли, так как дело явно движется к банкротству.
Причин бездеятельности биржи как минимум две:
- во-первых, банки не хотят терять проценты от дисконта векселей, которые неизбежно будут потеряны в условиях организованного биржевого рынка.
- во-вторых низкая ликвидность акций и отсутствие спроса на них.
Но с другой стороны причина может быть и не в этом. Более реальной
может показаться причина локальности (ограниченности) как территории, так и субьектов рынка. Все основные участники рынка хорошо знают друг друга, поэтому необходимость обращения к бирже отпадает сама собой [3].
Все таки необходимо отметить, что без биржи организованного рынка не выйдет, так как биржа является основным регулирующим органом. В
Маркетинг в России: современное состояние, перспективы развития
117
такой ситуации, которая сложилась на сегодняшний день, лучший выход -это заняться листинговой деятельностью, т.е. выступать гарантом сделок тех компаний, которые занесены в котировочный лист. Развитие листинга оживило бы не только биржевую деятельность, но и способствовало бы развитию фондового рынка в частности, и экономики в целом [2].
Список литературы:
1. Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране. Постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78.
2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг России: Сборник нормативных документов / Под общ. ред. С.О. Шохина. - М., 2006.
3. Биржевая деятельность / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, Р.В. Кор-неевой, В.А. Галанова. - М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом «О внесении дополнений в Закон РФ о банках и банковской деятельности в РСФСР» от 13 декабря 1991 г.).
5. Тумусов Ф.С. Финансы республики: от прошлого к будущему. - М.; Социально-экономическое положение Республики (основные статистические показатели). - Якутск: Госкомстат, 2009.