Научная статья на тему 'Роль библиотеки вуза в формировании информационной составляющей общекультурных компетенций студентов'

Роль библиотеки вуза в формировании информационной составляющей общекультурных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / UNIVERSITY LIBRARY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медянкина Ирина Петровна, Бобров Леонид Куприянович

Рассмотрены вопросы формирования информационной составляющей общекультурных компетенций студентов. Определены взаимосвязи между теоретическими положениями, декларируемыми в государственных образовательных стандартах, и практической реализацией образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медянкина Ирина Петровна, Бобров Леонид Куприянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of university libraries in the formation of information component of general cultural competence of students

The authors consider the questions of formation of the informational component of general cultural competence of students. The relationship between the theories declared the state educational standards, and practical implementation of the educational process is defined.

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки вуза в формировании информационной составляющей общекультурных компетенций студентов»

ПРАКТИКА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 007

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Медянкина И.П.

Сибирский институт управления — филиал

РАНХиГС, Новосибирск

medjankina@sapa.nsk.su

Бобров Л.К.

Новосибирский государственный университет

экономики и управления — «НИНХ»

bobrov@nsuem.ru

Рассмотрены вопросы формирования информационной составляющей общекультурных компетенций студентов. Определены взаимосвязи между теоретическими положениями, декларируемыми в государственных образовательных стандартах, и практической реализацией образовательного процесса.

Ключевые слова: вузовские библиотеки, учебный процесс, общекультурные компетенции, информационные компетенции.

Введение

В современном мире, характеризуемом вступлением в эпоху глобализации, резко возрастает роль информации во всех областях человеческой деятельности, что выдвигает соответствующие требования к системе высшего образования1. В учебные программы подготовки специалистов по различным направлениям вводятся разнообразные дисциплины информационного профиля2. Вузовские библиотеки диверси-

1 Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования //Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 49-56.

2 Мировые информационные ресурсы: учеб.

пособие / Л.К. Бобров, Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, В. А. Цветкова. - Новосибирск: НГУЭУ. -2007. - 219 с.; Информационный менеджмент: учеб. пособие / Л.К. Бобров, Р.С. Гиляревский,

фицируют свою деятельность и во все большей степени становятся информационно-библиотечными центрами, генерирующими разнообразную информационную продукцию как для собственных нужд, так и для внешних потребителей3 с учетом ры-

И.И. Родионов, В .А. Цветкова, Я.Л. Шрайберг. -Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 312 с.

3 Бобров Л.К. Стратегическое управление информационной деятельностью библиотек в условиях рынка. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. -255 с.; Бобров Л.К. Организация стратегического управления информационной деятельностью библиотек и информационных центров в условиях рынка: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.25.05 / МГУКИ. - М., 2004. - 42 с.; Круглый стол «Библиотека без книг - неизбежность будущего?» / А. Г. Антипов, И.А. Гузнер, О.А. Донских, С.М. Ермоленко, !Ю.П. Ивонин, С.П. Исаков, Ю.Ю. Лесневский, И.В. Лизунова, Г.П. Литвин-цева, Н.И. Макарова, П.Д. Муратов, Л.А. Осьмук, Б.С. Сивиринов, О.В. Смирнова, С.А. Тарасова,

4

ночных рисков , причем эти центры непосредственно вовлекаются в учебный процесс и помогают студентам правильно сориентироваться в сложном информационном пространстве5. Отмеченные выше процессы, накладываясь на декларируемый в последние годы компетентностный подход к обучению и развитие дистанционных технологий образования, приводят к переосмыслению роли библиотеки вуза в формировании информационной составляющей общекультурных компетенций студентов, чему и посвящена данная статья.

Информационные компетенции: обзор дефиниций

В настоящее время требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, изложенные в Федеральных государственных образовательных стандартах, базируются на компетентностной модели обучения и предполагают формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций6. Согласно

М.В. Удальцова, Н.Л. Чубыкина, А.В. Шаповалов, Л.К. Бобров и др. // Идеи и идеалы. — 2011. — №2. -Т. 1. - С. 2-22; Воробьева Д.П., Бобров Л.К. О двойственности задач адаптации библиотек к рыночным условиям обслуживания // Идеи и идеалы. - 2012. - № 2(12). - Т. 1. - С. 127-134.

4 Бобров Л.К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания / / Научные и технические библиотеки. - 2006. -№ 2. - С. 54-58; Бобров Л.К., Щеглов !Ю.А. Учет рисков при выборе стратегий управления информационными продуктами и услугами // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 2. -С. 233-243.

5 Медянкина И.П., Таушканов Н.Н. Информационно-библиотечные ресурсы удаленного доступа в образовательном процессе : метод. пособие; Сиб. акад. гос. службы, Ин-т переподгот. специалистов. - Новосибирск, 2010. - 49 с.

6 Кузьмина ЮЮ.О. Компетентностный подход

в образовательном процессе высшей школы //

стандартам высшего профессионального образования, размещенным на сайте Министерства образования и науки, под компетенцией следует понимать «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», то есть сочетание эффективного применения знаний, умений и личностных качеств для решения конкретных задач7. В то же время Р.С. Йегер в докладе «Формирование компетенций. Факты, идеи и версии»8 утверждает, что начальными этапами эффективного процесса обучения являются получение и обработка информации, то есть умение работать с информацией требуется студенту уже на начальном этапе образовательного процесса.

Получение студентом профессиональных компетенций должного уровня и его дальнейшее непрерывное самообразование невозможны без навыков работы с информацией в среде современных информационно-коммуникационных технологий, то есть без формирования информационной компетенции как одной из

Высш. образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 2223; Чуркин И.ЮЮ. Компетентностный подход в образовании / И.ЮЮ. Чуркин, Н.А. Чуркина // Философия образования. - 2010. - № 3. - С. 121-127.

7 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http:// mon.gov.ru/dok/fgos// (21.09.2012).

8 Йегер Р.С. Формирование компетенций. Факты, идеи и версии : докл. // Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход : (книга-приложение 1) / Федер. агентство по образованию, Упр. междунар. образования и сотрудничества [и др.]; под науч. ред. В.И. Бай-денко. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 535 с.

ключевых9. Анализ публикаций, касающихся информационной деятельности и отражающих различные аспекты реализации компетентностного подхода в образовании, позволяет констатировать различные точки зрения относительно информационной, информационно-аналитической, информационно-коммуникационной, информационно-коммуникативной и информационно-технологической компетенций .

9 Тришина С.В., Хуторский А.А. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Эйдос: интернет-журнал. — 2004, 22 июня. — Режим доступа: http://www.eidos. ru/journal/2004/0622-09.htm (06.09.12); Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО // Инновации в образовании. — 2012. - № 1. - С. 5-21.

10 Астахова Л.В. Развитие информационно-

аналитических компетенций студентов в вузе / Л.В Астахова, А.Е. Трофименко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 12. — С. 16-23; Ивановская М.Н. Информационно-коммуникационная компетенция как условие профессионального становления личности / / Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6. - С. 209-211; Смирнова И.Г. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза // Перспективы науки. - 2011. - № 18. - С. 39-41; Трофимова Е.И., Иванова Т.В. Роль задач профессиональной направленности в формировании информационно-технологической компетенции будущих инженеров // Психология образования в политкультурном пространстве. - 2011. -№ 16. - Т. 4. - С. 61-67; Инютин Н.Г. Формирование информационно-технологической компетенции будущего «переводчика в сфере профессиональной коммуникации»: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2006. - 24 с.; Войно-ва Н.А., Войнов А.В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании. - 2004. -№ 4. - С. 111-118.; Табачук Н.П. Информаци-

В некоторых работах11 информационная компетенция помимо знаний, умений и навыков работы с информацией учитывает наличие творческого аспекта и способность личности создавать новые информационные продукты на основе развития критического мышления.

Под информационно-аналитической компетенцией понимается комплекс качеств, позволяющих студенту грамотно осуществлять аналитико-синтетическую обработку различной информации с целью получения новых знаний, необходимых для принятия управленческих решений. Информационно-аналитическая компетенция объединяет в себе четыре компонента (потребностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный и оценочно-рефлексивный). В основе такой точки зрения лежит семантический подход к определению информации и рассмотрение информационно-

онная компетенция студентов гуманитарного вуза // Высш. образование в России. - 2007. -№ 9. - С. 121-123; Петров В.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как фактор формирования профессиональных компетенций в подготовке специалистов в области связей с общественностью [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств» // Сайт научных конференций УдГУ. - Режим доступа: http:// eduspace.conf.udsu.ru/report?node = 1299420452 (29.08.2012).

11 Тришина С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.А. Хуторский / / Эйдос: интернет-журнал. - 2004. - 22 июня. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09. htm (06.09.12); Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО / Л.И. Лазарева // Инновации в образовании. -2012. - № 1. - С. 5-21.

аналитической деятельности с позиций

12

теории управления12.

Главные составляющие информационно-коммуникационной компетенции, относящейся к сфере использования информационных и коммуникационных технологий, — индивидуальные способности и качества специалиста13. Они проявляются в сформированном мышлении нового типа, которое характеризуется системностью, структурированностью и коммуникативной открытостью. Совокупность когнитивного, ценностно-мотивационного, оценочно-рефлексивного, коммуникативного и технологического компонентов составляет в целом информационно-коммуникативную

14

компетенцию .

Информационно- технологическая компетенция трактуется в привязке к про-фессиональнойспецифике по-разному. Так, с позиций инженерной деятельности это понятие трактуется как способность решать задачи, определяемые информационно-технологической деятельностью15. С точки зрения лингвиста-преподавателя, инфор-

12 Астахова Л.В., Трофименко А.Е. Развитие информационно-аналитических компетенций студентов в вузе / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. —

2011. - № 12. - С. 16-23.

13 Ивановская М.Н. Информационно-коммуникационная компетенция как условие профессионального становление личности / / Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 6. —

С. 209-211.

14 Смирнова И.Г. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза // Перспективы науки. - 2011. - № 18. - С. 39-41.

15 Трофимова Е.И., Иванова Т.В. Роль задач

профессиональной направленности в формировании информационно-технологической компетенции будущих инженеров // Психология образования в политкультурном пространстве. -

2011. - № 16. - Т. 4. - С. 61-67.

мационно-технологическая компетенция -это комплекс трех субкомпетенций: информационной, коммуникационной и технологической, в котором доминирует технологическая составляющая, ориентированная на проектировочные умения в части создания новых образовательных продуктов и их интеграции в имеющиеся учебно-методические комплексы16.

Исходя из представленного разнообразия трактовок и опираясь на терминологию государственных образовательных стандартов, представляется целесообразным рассматривать информационную компетенцию как информационную составляющую (или информационную компоненту) общекультурных компетенций.

Формирование информационной составляющей общекультурных компетенций студентов

Изучение ряда образовательных программ бакалавриата («Психология», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» и «Реклама и связи с общественностью») позволяет сделать вывод, что в результате освоения основных образовательных программ выпускник вуза в качестве составляющей общекультурных компетенций должен «понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества»17. Наря-

16 Инютин Н.Г. Формирование информационно-технологической компетенции будущего «переводчика в сфере профессиональной коммуникации»: автореф. дис. ... канд. пед наук: 13.00.08 / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2006. - 24 с.

17 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos// (21.09.2012).

ду с этим студент обязан овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Попытаемся акцентировать внимание на том, как оказывать влияние на формирование информационного компонента, устанавливая взаимосвязь между теоретическими положениями, декларируемыми в государственных образовательных стандартах, и практической реализацией образовательного процесса.

Очевидно, что результаты освоения образовательных программ и формирования информационного компонента общекультурных компетенций, видение которых изложено в государственных стандартах, зависит от содержания учебных курсов, которые должны включать в себя ряд сведений, начиная с представления об основных принципах развития информационной среды и заканчивая применением технических средств в процессе работы с информацией. Овладение студентами новой информацией, ее сопоставление с уже имеющимися знаниями дает им возможность понять принципы работы документальных и фактографических информационно-поисковых систем, а также возможности приложения информационных технологий к решению практических задач.

Анализ и обобщение опубликованных материалов18 позволяет сделать вывод, что

18 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos// (21.09.2012); Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО / Л.И. Лазарева //

предположительно компетентный в информационном плане индивидуум должен обладать качествами, которые условно можно разделить на два основных направления: первое касается формирования качеств (навыков), имеющих отношение к информационно-коммуникационным технологиям, второе - непосредственно работы с информацией (таблица).

Первое направление включает в себя грамотное обращение с компьютерной техникой, программными продуктами, работу в коммуникационной среде и прочее - словом, то, что студенты, как правило, изучают на занятиях по информатике.

Как видно из таблицы, эффективная работа с информацией предполагает в некоторой степени дополненный вариант совокупности информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных

Инновации в образовании. — 2012. — № 1. — С. 5—21; Войнова Н.А., Войнов А. В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании. — 2004. - № 4. - С. 111-118; Табачук Н.П. Информационная компетенция студентов гуманитарного вуза // Высшее образование в России. — 2007. — № 9. — С. 121—123; Петров В.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как фактор формирования профессиональных компетенций в подготовке специалистов в области связей с общественностью [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств» / / Сайт научных конференций УдГУ. — Режим доступа: http://eduspace.conf.udsu. ru/report?node=1299420452 (29.08.2012); Silvania V Miranda. Information needs and information competencies: a case study of the off-site supervision of financial institutions in Brazil [Электронный ресурс] / Silvania V Miranda, Kira M.A. Tarapanoff // Education Resources Information Center. — Режим доступа : http://www.eric.ed.gov/PDFS/EJ837268. pdf (24.10.2012).

Основные направления формирования информационной составляющей общекультурных компетенций

Работа с информационно-коммуникационными технологиями Работа с информацией

Понимание основных тенденций развития информационного окружения, принципов построения информационной архитектуры, способность к самостоятельному творческому освоению новых средств и технологий коммуникации, а также приемов работы с различными информационными ресурсами Способность осознавать потребность в информации (то есть ощущать пробел между имеющейся информацией и собственными знаниями), иметь намерение восполнить этот пробел и умение четко формулировать информационные потребности

Понимание основных принципов информационной безопасности Умение разработать стратегию поиска нужной информации, устанавливать и использовать критерии отбора информационных источников

Способность осваивать новые программы и приложения, необходимые для образовательной и профессиональной деятельности Способность к проведению эффективного информационного поиска в локальных и удаленных базах данных, классификации и оценке достоверности информации

Умение грамотно действовать в информационно-коммуникационной среде, в том числе вести эффективную дискуссию в сети, представлять и защищать свою точку зрения Обладание навыками постоянного отслеживания информации о передовых научных достижениях в области своей специализации

Умение использовать в своей деятельности современные информационные технологии (создание презентаций, работа с мультимедийными материалами и т. п.) Умение трансформировать информацию в полезные знания, а также хранить полученные знания, делиться ими и эффективно их применять

Способность к постановке задач по разработке интернет-приложений и оценке представленных приложений Умение грамотно оформлять имеющуюся информацию с учетом требований государственных стандартов

информационных потребностей19, что, по мнению Н.И. Гендиной20, является показателем наличия у студента информационной культуры.

Именно с целью повышения уровня информационной культуры вузовские библиотеки разрабатывают курсы для студентов различных форм обучения.

19 Гендина Н.И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования // Университетская книга. - 2010. - № 4. -С. 60-63.

20 Гендина Н.И. Образование для общества

знаний и проблемы формирования информа-

ционной культуры личности / Н.И. Гендина // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 3. - С. 40-48.

Формирование отдельных качеств, представленных в таблице, предполагает разносторонний подход. Например, умение хранить информацию может быть рассмотрено как с точки зрения организации информационного пространства на компьютере, так и с точки зрения упорядочения информации, системы доступа и поис-ка21. Опираясь на богатый опыт информационной деятельности, библиотекам вузов необходимо адаптировать программы своих учебных курсов применительно к совре-

21 Кузьмин Е.И. Сохранение информации: прошлое, настоящее, будущее / / Библиотековедение. - 2012. - № 3. - С. 11-16.

менным реалиям работы с электронной информацией.

Информационные компетенции в условиях дистанционного обучения

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, легитимизирует понятия «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение»22.

Поэтому наиболее остро проблема формирования информационных компетенций затрагивает студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий.

В этом процессе важную роль могут и должны играть вузовские библиотеки. Территориальная удаленность от вуза, необходимость выполнения учебных заданий в условиях дефицита информации и ограничений на распространение интеллектуальной собственности, недостаток навыков работы с информацией делают категорию студентов, обучающихся дистанционно, наиболее уязвимой с точки зрения наполнения и качества информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса. Собственной ресурсной базы, предоставляемой вузами в рамках учебного процесса студентам, обучающимся дистанционно, для подготовки часто бывает недостаточно. Информационными ресурсами и базами данных, доступ к которым обеспе-

22 Согласно закону, «дистанционные oбра-зовательные технологии» - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Под «электронным обучением» понимается организация образовательного процесса с применением необходимой для учебного процесса и содержащейся в базах данных информации, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей.

чивает по договору вузовская библиотека, студенты традиционно пользуются только на территории вузов. Они не всегда знают о доступе к электронно-библиотечным системам и о том, какая информация и какие ссылки размещены на 'еЬ-странице вузовской библиотеки. В то же время разворот библиотек в сторону студентов дистанционной формы обучения требует осознания специфики информационных потребностей данных студентов и пробелов в их знаниях, затрудняющих удовлетворение этих потребностей.

Анкетирование, проведенное в 20092011 годах в Новосибирском государственном техническом университете, Новосибирском государственном педагогическом университете и Сибирской академии государственной службы (в настоящее время Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС), позволило выявить у студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, дефицит знаний, необходимых для поиска нужной им информации. Несмотря на то что более 45 % студентов утверждают, что знают и умеют искать необходимую информацию, при ответе на вопрос «Недостаток каких знаний Вы испытываете при поиске информации?», до 39 % обучающихся признали, что они плохо ориентируются в сайтах, на которых можно найти достоверную информацию для использования ее в образовательном процессе. До 13 % учащихся не умеют работать в электронных каталогах и базах данных библиотек своих вузов, в электронных каталогах других библиотек23.

23 Медянкина И.П., Бобров Л.К. Исследование возможностей совершенствования информационно-библиотечного сопровождения в системе дистанционного образования [Электронный ресурс] // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция

Именно библиотека, обладающая богатыми традициями работы с информацией, способна внести значительный вклад в формирование информационной составляющей общекультурных компетенций у студентов. Учитывая удаленность студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий, вклад вузовской библиотеки предполагает реализацию следующего возможного комплекса вариантов действий в этом направлении:

• подготовка специального учебного курса для студентов, обучающихся дистанционно (возможно, в качестве дисциплины по выбору);

• разработка для студентов специального методического пособия - электронного путеводителя по информационным ресурсам, включающего, помимо собственно описания разнообразных информационных ресурсов и услуг, различные вспомогательные методические материалы (например, касающиеся основ информационного поиска, специфических особенностей информационно-поисковых систем и информационно-поисковых языков и т. п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание специализированного информационного портала, ориентированного на студентов, обучающихся дистанционно;

• размещение рекламных материалов об информационных продуктах и услугах библиотеки на страницах —-еЬ-сайта вуза, наиболее часто посещаемых студентами;

для библиотек: материалы междунар. конф., 16—20 ноября 2009 г., Звенигород, Московская обл. — Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России, 2009. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Медянкина И.П. Дистанционные технологии обучения : исследование информационных потребностей студентов // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 1. - С. 86-98.

• рассылка по электронной почте информационно-методических материалов с детальной информацией о доступных ресурсах и инструкцией по работе с ними;

• комплексное использование предыдущих вариантов.

Заключение

Информационная составляющая общекультурных компетенций студентов в условиях активного внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения приобретает важнейшее значение. Предложенные решения в части возможного участия вузовской библиотеки в формировании этих компетенций могут сдерживать ограничения, касающиеся финансовых ресурсов, кадрового потенциала вуза и других микроусловий, однако осуществление даже части таких решений может оказать несомненное положительное влияние на повышение информационной компетентности студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий.

Литература

Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования / Л.К. Бобров // Высшее образование в России, 2009. - № 9. - С. 49-56.

Мировые информационные ресурсы: учеб. пособие / Л.К. Бобров, Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, В.А. Цветкова - Новосибирск: НГУЭУ, 2007. - 219 с.

Информационный менеджмент: учеб. пособие / Л.К. Бобров, Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, В.А. Цветкова, Я.Л. Шрайберг. - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 312 с.

Бобров Л.К. Стратегическое управление информационной деятельностью библиотек в условиях рынка / Л.К. Бобров. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 255 с.

Бобров Л.К Организация стратегического управления информационной деятельностью библиотек и информационных центров в условиях рынка: автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Л.К. Бобров: 05.25.05 / МГУКИ. - М., 2004. -42 с.

Круглый стол «Библиотека без книг - неизбежность будущего?» / Антипов Г., Гузнер И. А., Донских О.А., Ермоленко С.М., Ивонин Ю.П., Исаков С.П., Лесневский Ю.Ю., Лизунова И.В., Литвинцева Г.П., Макарова Н.И., Муратов П.Д., Осьмук Л.А., Сивиринов Б.С., Смирнова О.В., Тарасова С.А., Удальцова М.В., Чубыкина Н.Л., Шаповалов А.В., Бобров Л.К. и др. // Идеи и идеалы. - 2011. - Т. 1. - № 2. - С. 2-22.

Воробьева Д.П. О двойственности задач адаптации библиотек к рыночным условиям обслуживания / Д.П. Воробьева, Л.К. Бобров // Идеи и идеалы. - 2012. - № 2(12). - Т. 1. - С. 127-134.

Бобров Л.К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания / Л.К. Бобров // Научные и технические библиотеки. - 2006. -№ 2. -

С. 54-58.

Бобров Л.К. Учет рисков при выборе стратегий управления информационными продуктами и услугами / Л.К. Бобров, Ю.А. Щеглов // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 2. - С. 233-243.

Медянкина И.П. Информационно-библиотечные ресурсы удаленного доступа в образовательном процессе: метод. пособие / И.П. Медянкина, Н.Н. Таушканов; Сиб. акад. гос. службы, Ин-т переподгот. специалистов. - Новосибирск, 2010. - 49 с.

Кузьмина Ю.О. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы / Ю.О. Кузьмина // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 22-23.

Чуркин И.Ю. Компетентностный подход в образовании / И.Ю. Чуркин, Н.А. Чуркина // Философия образования. - 2010. - № 3. -С. 121-127.

Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos// (21.09.2012).

Йегер Р.С. Формирование компетенций. Факты, идеи и версии: докл. / Йегер Р.С. // Бо-лонский процесс: результаты обучения и ком-петентностный подход: (книга-приложение 1) / Федер. агентство по образованию, Упр. между-нар. образования и сотрудничества [и др.] ; под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 535 с.

Тришина С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.А. Хуторский // Эйдос: интернет-журнал. - 2004, 22 июня. - Режим доступа: http://ww.eidos.ru/joumal/2004/0622-09.htm (06.09.12)

Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО / Л.И. Лазарева // Инновации в образовании. - 2012. -№ 1. - С. 5-21.

Астахова Л.В. Развитие информационно-аналитических компетенций студентов в вузе / Л.В. Астахова, А.Е. Трофименко // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 12. -С. 16-23.

Ивановская М.Н. Информационно-коммуникационная компетенция как условие профессионального становления личности / М.Н. Ивановская // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 6. - С. 209-211.

Смирнова И.Г. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза / И.Г. Смирнова // Перспективы науки. - 2011. - № 18. -С. 39-41.

Трофимова Е.И. Роль задач профессиональной направленности в формировании информационно-технологической компетенции будущих инженеров / Е.И. Трофимова, Т.В. Иванова // Психология образования в политкультурном пространстве. - 2011. -№ 16. - Т. 4. - С. 61-67.

Инютин Н.Г. Формирование информационно-технологической компетенции будущего «переводчика в сфере профессиональной

коммуникации»: автореф. дне. ... канд. пед. наук / Н.Г. Инютин: 13.00.08; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Нижний Новгород, 2006. — 24 с.

Войнова НА. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза / Н.А. Войнова, А. В. Войнов // Инновации в образовании. - 2004. - № 4. - С. 111-118.

Табачук Н.П. Информационная компетенция студентов гуманитарного вуза / Н.П. Табачук // Высш. образование в России. - 2007. -№ 9. - С. 121-123.

Петров В.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как фактор формирования профессиональных компетенций в подготовке специалистов в области связей с общественностью [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств» / В.Ф. Петров // Сайт научных конференций УдГУ. - Режим доступа: http:// eduspace.con£udsu.ru/report?node=1299420452 (29.08.2012).

Silvania V. Miranda. Information needs and information competencies: a case study of the offsite supervision of financial institutions in Brazil [Электронный ресурс] / V Silvania Miranda, M.A. Kira Tarapanoff // Education Resources Information Center. - Режим доступа: http: //www. eric.ed.gov/PDFS/EJ837268.pdf (24.10.2012).

Гендина Н.И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования / Н.И. Гендина // Университетская книга. - 2010. - № 4. - С. 60-63.

Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 3. - С. 40-48.

Кузьмин Е.И. Сохранение информации: прошлое, настоящее, будущее / Е.И. Кузьмин // Библиотековедение. - 2012. - № 3. -С. 11-16.

Медянкина И.П., Бобров Л.К. Исследование возможностей совершенствования информационно-библиотечного сопровождения в системе дистанционного образования / И.П. Медянкина, Л.К. Бобров // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: материалы междунар. конф., 16-20 ноября 2009 г., Звенигород, Московская обл. - Электрон. дан. -М.: ГПНТБ России, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Медянкина И.П. Дистанционные технологии обучения: исследование информационных потребностей студентов / И.П. Медянкина // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 1. - С. 86-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.