Научная статья на тему 'Роль библиографической информации в формировании учебно-методического комплекса'

Роль библиографической информации в формировании учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / TEACHING AND METHODOLOGICAL AIDS / BIBLIOGRAPHIC INFORMATION / BIBLIOGRAPHIC LANGUAGE / BIBLIOGRAPHIC PRODUCTS / INFORMATION PROVISION / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плахутина Екатерина Николаевна

Рассмотрена библиографическая информация учебно-методических комплексов (УМК), раскрыта ее роль в процессах создания УМК и построения информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The bibliographic information of teaching and methodological aids is considered. The author shows the role of bibliographic information in the forming such aids and information space.

Текст научной работы на тему «Роль библиографической информации в формировании учебно-методического комплекса»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 1, с. 73-75

Библиографоведение

УДК 01 : 378.16 ББК 74.58 : 78.5

РОЛЬ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

© Е. Н. Плахутина, 2012

Башкирский институт физической культуры 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 67

Рассмотрена библиографическая информация учебно-методических комплексов (УМК), раскрыта ее роль в процессах создания УМК и построения информационного пространства.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, библиографическая информация, библиографический язык, библиографическая продукция, информационно-библиографическое обеспечение, информационное пространство.

The bibliographic information of teaching and methodological aids is considered. The author shows the role of bibliographic information in the forming such aids and information space.

Key words: teaching and methodological aids, bibliographic information, bibliographic language, bibliographic products, information provision, information space.

В каждом вузе формируются и используются информационные ресурсы разного характера (например, бухгалтерская информация, учебная информация и т. д.). Их совокупность позволяет говорить о едином информационном пространстве вуза.

Формирование информационного пространства вуза, рассмотренное в ракурсе педагогической деятельности, обуславливает специфику информационных ресурсов, поэтому при их характеристике необходимо использовать дополнительное слово -«образовательные». Информационные образовательные ресурсы (ИОР) представляют собой совокупность информации, организованной для эффективного учебного процесса. Учебный процесс в данном случае представляет собой коммуникацию, а обеспечение учебного процесса информационными образовательными ресурсами позволяет говорить об учебно-методическом обеспечении. Если учебный процесс представить как систему взаимодействия студента, приобретающего знания, педагога и некой совокупности информации, то перед педагогом стоит задача по оптимизации процесса обучения, а именно: при доступных временных, стоимостных и других затратах создать хорошо структурированный комплекс информационных образовательных ресурсов, доступный для пользования и отвечающий цели высшего профессионального образования. Необходимость структурирования информации обуславливает комплексную организацию информационных образователь-

ных ресурсов, то есть формирование учебно-методического комплекса (УМК). Важным является и тот факт, что для эффективного «извлечения» знаний из информации необходима «организаци-онность» и «упорядоченность» последней [1, с. 13], поскольку разрозненная, фрагментарная информация плохо усваивается учащимися и не формирует целостного знания.

Учебно-методический комплекс в широком понимании - это совокупность всех информационных образовательных ресурсов (планов, программ, учебных изданий и т. д.). Учебно-методический комплекс по конкретной дисциплине является научно обоснованной системой информационных образовательных ресурсов для преподавания и изучения данной дисциплины, то есть для наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных соответствующими образовательными программами.

При комплексном подходе происходит не простое суммирование, а синтез, интеграция информационных образовательных ресурсов. Главную роль в упорядочении и структурировании разрозненных информационных образовательных ресурсов для формирования УМК играют целенаправленные действия преподавателя, создающего, ку-мулирующего и передающего (распространяющего) информацию. Информационное пространство преподавателя стремится к целостности, и в то же время в силу коммуникационной сущности информации проявляются ее концентрация и рассеивание

БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

в информационном пространстве вуза [1, с. 17-18]. Для обеспечения единства информационного пространства вуза на уровне учебно-методического комплекса по дисциплине необходимо применить целый ряд теоретических, организационных, методических мер и технологий, среди которых следует особо отметить использование вторичной (библиографической) информации.

Первичный и вторичный уровни информационного пространства формируются в соответствии с первичной и вторичной (библиографической) информацией. Вторичный уровень информационного пространства выполняет связующую роль. О роли библиографической информации в объединении информационных ресурсов писала Т. Ф. Берестова. Появление первичного информационного ресурса сформировало необходимость его обозначать и зафиксировать информацию о нем. Так появляется вторичная информация, и, как следствие, сформировались особые разновидности (уровни) информационного пространства - первичный и вторичный [1, с. 24-25]. Библиографическая информация удерживает рассеянные информационные ресурсы вокруг центра того или иного информационного пространства, она организует связь между ними [1, с. 36]. Появившись, библиографическая информация стала способом вторичного регулирования отношений в системе документных коммуникаций и, по словам О. П. Коршунова, явилась тем самым противопоставлением «внешнему реальному хаосу рассеивания документов, всем случайностям хранения и распространения», поскольку «через библиографию опосредуется функционирование документов как источников знаний» [4, с. 214-215].

В результате библиографирования первичных информационных образовательных ресурсов и (или) целенаправленного преобразования ранее созданной библиографической информации возникает библиографическая продукция. Она включает в себя все формы библиографической информации, в том числе библиографические записи, библиографические ссылки, списки использованной и (или) цитируемой литературы, которые функционально не предназначены для распространения библиографической информации, но используются в библиографическом поиске. В ГОСТ 7.0-99 понятие «библиографическая продукция» определяется как информационная продукция, содержащая библиографическую информацию. Информационная продукция представляет собой документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем, то есть систем, предназначенных для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. Библиографическая продукция (биб-

лиографические ссылки и списки) помогает упорядочить и структурировать информационные образовательные ресурсы учебно-методического комплекса.

Вуз является информационной системой, в которой библиографическую продукцию создают специалисты соответствующего профиля (сотрудники библиотеки, редакторы) и непрофессионалы (преподаватели). Библиографическую информацию учебно-методических комплексов, как правило, составляют преподаватели, поэтому данный вид библиографической продукции можно отнести по субъекту деятельности к непрофессиональной. Это вызывает необходимость обучения профессорско-преподавательского состава правилам составления и оформления библиографической информации.

Важным элементом рабочей программы, являющейся организационно-методическим ядром УМК, выступает библиографическая информация об основных и дополнительных информационных образовательных ресурсах. Перед преподавателем стоит непростая задача: не только отобрать источники, отражающие современное состояние данного направления науки, но и соотнести уровень представленных источников с уровнем подготовки студентов. Конечный результат (библиографический список) представляет собой информационно-библиографическое обеспечение по дисциплине. Информационно-библиографическое обеспечение, в соответствии с ГОСТ 7.0-99, представляет собой «совокупность информационно-библиографических ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации». В данном случае речь идет о библиографической информации, предназначенной для информирования и ориентации студентов в первичных информационных образовательных ресурсах по дисциплине.

В официальных документах нет разграничения двух понятий - «информационно-библиографическое обеспечение» и «учебно-методическое обеспечение», библиографический аспект здесь не выделен. В письме заместителя руководителя Рос-обрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак в состав рабочей учебной программы дисциплины было включено учебно-методическое обеспечение, под которым подразумевается библиографическая информация, отражающая основную и дополнительную литературу. Как следствие в нормативных документах, разрабатываемых вузами (положения об учебно-методическом комплексе), произошло смешение двух понятий. В настоящей статье под учебно-методическим обеспечением понимается первичная информация, а выражение «информационно-библиографическое обеспечение» (ИБО) используется для обозначения библиографической информации, содержащейся в информационных

Е. Н. Плахутина, 2012, № 1, с. 73-75

образовательных ресурсах учебно-методических комплексов: рабочей программе, учебнике и т. д. ИБО в данном обозначении выступает в качестве библиографической модели учебно-методического комплекса. Библиографическая модель представляет собой оптимальный состав информационных образовательных ресурсов. От качества и глубины библиографической информации во многом зависит качество учебно-методического комплекса.

Преподаватель как специалист в определенной области знания обеспечивает научность и актуальность библиографической информации.

Одним из актуальных вопросов является эффективность библиографической продукции. Критерий эффективности обозначает качественный признак объекта и определяет общий уровень оценки. При составлении библиографических списков УМК следует учитывать такие качества библиографической информации, как полнота, точность, актуальность, доступность и др. [2]. Для обеспечения обозначенных качеств необходимо привлекать сотрудников библиотеки. Это поможет правильно отразить информационные образовательные ресурсы УМК, имеющиеся в библиотеке и поэтому доступные студентам. Актуальность библиографической информации обес-

печивается организованным библиотекарями оповещением студентов о новых поступлениях литературы по данной дисциплине. Полнота и точность библиографического отражения первичных информационных образовательных ресурсов является необходимым условием эффективности их использования.

Таким образом, библиографическая информация имеет большое значение при создании учебно-методических комплексов и формировании информационного пространства вуза. Это обуславливает необходимость участия библиотечных работников в составлении библиографических списков УМК.

Список литературы

1. Берестова Т. Ф. Информационное пространство библиотеки. - М. : Либерея, 2007. - 240 с.

2. ВохрышеваМ. Г. Теория библиографии : учеб. пособие. - Самара, 2004. - 367 с.

3. ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиографии, библиотечному и издательскому делу : справ., док., практика применения. - М., 2009. - С. 13-36.

4. Коршунов О. П. Библиография: теория, методология, методика. - М. : Книга, 1986. - 287 с.

Материал поступил в редакцию 10.10.2011 г.

Сведения об авторе: Плахутина Екатерина Николаевна - заведующая библиотекой,

соискатель Челябинской государственной академии культуры и искусств, тел.: (347) 273-72-26, e-mail:plahutina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.