Научная статья на тему 'Роль Б. Ю. Бринера в создании Владивостокского политехнического института (ДВГТУ)'

Роль Б. Ю. Бринера в создании Владивостокского политехнического института (ДВГТУ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обертас В. А.

Автором статьи раскрывается роль горного инженера и предпринимателя Бориса Бриннера в организации в 1918г. первого технического вуза Владивостока Владивостокского политехникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Б. Ю. Бринера в создании Владивостокского политехнического института (ДВГТУ)»

Позже программа обучения на кафедре архитектуры ДВПИ стала приобретать более региональный и самобытный характер, появились дополнительные дисциплины, отражающие специфику проектной деятельности в Приморском крае, стал сокращаться набор инженерных дисциплин, которые оказывали меньшее влияние в будущей творческой специализации архитекторов, но расширился набор творческих дисциплин.

В.А. Обертас

РОЛЬ Б.Ю. БРИНЕРА В СОЗДАНИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ДВГТУ)

АННОТАЦИЯ

Автором статьи раскрывается роль горного инженера и предпринимателя Бориса Бриннера в организации в 1918г. первого технического вуза Владивостока - Владивостокского политехникума.

ABSTRACT

The author of this article records the important role of the mining engineer and the commercial " enterpriser Boris Briner in the foundation of the first technical higher educational institute in Vladivostok. "

Как известно, первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке - Восточный институг, основанный в 1899 году, имел гуманитарную направленность. Его выпускники получали базовое образование, позволявшее им успешно работать в административных органах Приамурского края и его областей, городов, в консульских учреждениях и торговых представительствах, в армии, в торгово-промышленных компаниях и везде, где требовались знания языка, культуры, экономики и географии, юриспруденции сопредельных стран дальневосточного региона.

Между тем, в крае ещё в 90-е годы XIX века в связи с развитием промышленности, железнодорожного и морского транспорта, капитального строительству стала ощущаться нехватка инженерных кадров в области судостроения и судоремонта, гражданского и дорожного строительства, горного дела. Ещё больше нехватка этих кадров стала сказываться вскоре после окончания русско-японской войны, когда темпы промышленно-экономического развития региона значительно ускорились. В Приморье, Приамурье создаются новые предприятия пищевой, обрабатывающей, металлообрабатывающей промышленности, судоремонтные и судостроительные заводы, верфи, открываются угольные шахты, предприятия по добыче и переработке металлических руд, увеличивается объём капитального строительства. Приглашаемые для работы на этих предприятиях на контрактной основе специалисты из западной части страны, как правило, надолго в регионе не задерживались. Напрашивалась мысль, что решение кадровой проблемы следует искать в организации подготовки специалистов инженерного профиля непосредственно на Дальнем Востоке.

Уже в 1910 году в торгово-промышленных кругах и административных органах региона обсуждается вопрос о создании в крае своего инженерного вуза, так как восточней Томска высшего технического образования не существовало. В 1912 году будущий вуз уже называют Технологическим институтом, в котором должна осуществляться подготовка инженеров путей сообщения, горного дела, строительства, механической обработки металлов (1,2,3,4). К сожалению, до начала в 1914 году первом мировой войны окончательного решения об открытии инженерного вуза в Приамурском крае на уровне правительства принято не было, а затем вопрос был отложен "до окончания войны”.

Идея реализовалась только в 1918 году в условиях, которые, казалось бы, совершенно не способствовали развитию науки и образования. Шла гражданская война. В крае не было устойчивой государственной власти. Началась интервенция иностранных государств. Дальний Восток был фактически отрезан от основной части России. Но именно в это время во Владивостоке оказалось достаточно много высококвалифицированных инженеров и ученых различных специальностей. Одни из них работали по найму в Управлении Уссурийской железной дороги, в КВЖД. в военном и коммерческом портах" Владивостока, в промышленных компаниях. Другие перебрались на Дальний

Восток из центра России, будучи противниками Советской власти. Все они понимали, что в сложившихся условиях, когда прервана (и как думали. - надолго) связь с отечественными вузовскими центрами, единственный выход в обеспечении кадрами местной промышленности и хозяйства - это подготовка специалистов на месте.

Об этом и говорилось 28 июля 1918 года на организационном собрании Дальневосточного общества содействия высшему образованию. Председателем Общества был избран профессор Восточного института В.М. Мендрин, секретарем - инженер Владивостокского порта С.А. Данилов, будущий профессор ДВПИ (5). В состав Общества вошли профессора Восточного института, инженеры Дальзавода, военного и коммерческого портов, Владивостокской крепости, предприниматели, среди которых были У.К. Вильдеман, Г.И, Исаев, В.Г. Петри, Г.ЬС Червинский,

Э.В. Штильмарк, В.А. Свиньин, И.П. Ющенков и другие. Был среди членов Общества и Борис Юльевич Бринер - сын известного владивостокского предпринимателя Юлия Ивановича Бринера. горный инженер, директор - распорядитель АО "АГОТ". в состав которого входили принадлежавшие семье Бринеров рудники "Тетюхе" и "Верхний" (6).

Своей основной целью члены Общества наметили организацию и открытие в том же году7 инженерного вуза, в .котором должна была начаться подготовка инженеров по нескольким специальностям и экономистов. В течение августа - сентября прорабатывалась структура вуза, получившего название "Владивостокский высший политехникум" (ВВП), определялось место его размещения, решались вопросы по привлечению преподавателей. Было решено, что ВВП будет иметь статус "негосударственного учебного заведения". В конечном итоге вуз был открыт и 1-го ноября в нем начались занятия. В его составе было два факультета: технический с отделениями горным, механическим и инженерно-строительным и экономический. Его первым ректором был избран профессор В.М. Мендрин (5,6,7).

История создания этого первого на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири инженерного вуза, называвшегося сначала Владивостокским политехникумом (1918 г), Владивостокским

политехническим институтом (1919 год), Дальневосточным политехническим институтом (1930) и, наконец, с 1992 г. - Дальневосточным техническим университетом, достаточно подробно освещена в большом количестве статей и монографий, в которых указываются имена многих известных ученых и общественных деятелей. Принимавших участие в его организации или преподававших в нем в первые его годы (1, 2, 5. 7, 8, 9). Но ни в одной из этих публикаций в числе "отцов - основателей" института не называется имя упомянутого выше Б.Ю. Бринера, благодаря которому и стало возможным открытие политехникума именно в 1918 году.

Борис Юльевич Бринер (1889 - 1947) - средний сын основателя целой династии незаурядных людей Юлия Ивановича Бринера, купца 1-й гильдии, владельца транспортно - экспедиционной компании, судоверфей, золотых приисков, медно-цинковых и серебряных рудников и многого другого. Родился Борис Юльевич во Владивостоке и после окончания Владивостокской мужской гимназии поехал учиться в Петербургский горный институт, где и получил в 1911 году диплом горного инженера (10, 1 ]).

Можно предположить, что эту специальность он приобрел по совету отца, так как семейные горнорудные предприятия требовали квалифицированного управления. В 1912 - 1913 гг. вместе с горным инженером С.В. Масленниковым и геологом Э.Э. Анертом он проводит изыскания в районе р. Тетюхе, где открыл несколько перспективных участков полиметаллических руд, организует работу семейных рудников и начинает собирать коллекцию минералов, которая через несколько лет стала основой Геологического музея ДВПИ (ДВГТУ).

В 1914 году Б.Ю. Бринер уже директор - распорядитель акционерного общества "АГОТ", осуществлявшего добычу, обогащение и сбыт полиметаллических руд. Несмотря на молодость, он быстро приобретает авторитет в деловых кругах региона. Но его жизнь и деятельность не ограничивалась только предпринимательством. Он был разносторонне одаренным человеком: любил театр, музыку, занимался спортом, общественной деятельностью. В разные годы Борис Юльевич был членом Императорского общества спасения на водах, членом Владивостокского яхт - клуба, Общества Изучения Амурского Края, занимался и политической деятельностью: в 1920 г. он был избран депутатом Народного собрания ДВР от цензовой буржуазии и в первом коалиционном правительстве Дальнего Востока возглавлял министерство промышленности и торговли (11, 12). В то же время его ценили как специалиста горного дела и геологии. В течение трех лет он был членом Дальневосточной секции Российского геологического комитета (Дальгеолкома) (13). Вполне

естественно, что е 1918 году он вошел в состав Общества содействия высшему образованию и активно в нем работал П 4, 15).

В фондах исторического музея ДВГТУ, в личных коллекциях есть документы, свидетельствующие о том, что в открытии Владивостокского политехникума Борис Юльевич сыграл действительно значительную роль. Можно сказать, что вуз открылся на средства Бринера. Так, в письмах С.А. Данилова отмечается, что самым сложным для организации ВВП оказался вопрос его финансирования. Немалые средства были нужны на приобретение учебного оборудования, на заработную плату сотрудникам, на коммунальные расходы. Государственная власть в лице губернатора Дальневосточного края генерала Розанова, назначенного Сибирским правительством адмирала А В. Колчака, отказала в финансовой поддержке организуемому вузу как "частному учебному заведению" и лишь после обращения В.М. Мендрина непосредственно в Омск выделила субсидию в 50 тысяч рублей, которая полностью и не была получена (2, 14). Средства, предоставленные Владивостокской городской управой "были незначительны1'. И тогда Б.Ю Бринер предложил использовать для финансирования открытия вуза прибыль его АО "АГОТ" и часть его личных средств. Во время торжественного акта открытия политехникума 1 ноября 1918 года его ректор профессор В.М. Мендрин особо поблагодарил Бориса Юльевича за его щедрый вклад, "без которого вряд ли возможным стало бы сегодняшнее торжество" (14, 15).

Единственным условием выделения средств Б.Ю. Бринер поставил открытие в политехникуме горного отделения. Сам он стал одним из первых преподавателей специальных дисциплин этого отделения, где стал вести курсы лекций по минералогии и кристаллографии (13, 16, 17). В качестве наглядных пособий он предложил использовать его коллекции образцов рудных и нерудных минералов, собранные во время изысканий в Сихотэ-Алине, оборудовав для них "музейный кабинет" (18). Вероятно, эти коллекции и стали основой фондов организованного в 1922 году при Горном факультете Владивостокского политехнического института геологического музея, носящего ныне имя его организатора профессора А.И. Козлова.

Изложенное выше дает основание полагать, что Борис Юльевич Бринер внес значительный вклад в орт аштзацию первого технического вуза Дальнего Востока и в становление учебного процесса на его горном факультете. Его заслуги необоснованно забыты. Многогранная, талантливая личность Бориса Юльевича раскрыта еще далеко не полностью и ждет своего биографа-исследователя. *

ЛГ 4 * *

ЛИТЕРАТУРА

1. И.В. Горбачев. Родословная нашего вуза. //"Политехник", № 5, 1987.

2. Турмов Г.П., Болотина О.П.. Листая старые страницы. ( Из истории высшего образования на Российском Дальнем Востоке). //Очерки истории высшей школы Владивостока. - вып.4. Владивосток: Издательство ДВГТУ, 1999. -с.3-7.

3. Соколовский П.. Русская школа в Восточной Сибири и в Приамурском крае. -Харьков: ТЛ "Зильберберг и сыновья", 1914. -305 с.

4. РГИА ДВ. Ф. 28, оп. 1, Д.433, л.12; Д.655, л.15-16.

5. Наш Дальневосточный политехнический (под ред. Б.Ф. Титаева). Владивосток: Дальиздат, 1971.-262 с.

6. ИМ ДВГТУ Фонд И.В. Горбачева, Д. 157.

7. Горбачев И.В., Гуссов В.В., Дунаев Е.С. и др. ДВПИ за 40 лет (1981-1958). - Владивосток: б.и., 1958.

8. Кочешков Н.В., Турмов Г.П. К 100-летию высшего образования на Дальнем Востоке России // Труды профессорского клуба, №4, 1998. с.4-88

9. Турмов Г.П. Университетское образование в техническом вузе. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, "Уссури", кн. 1 - 1997. - 364 с.; Кн. 2 - 1999. - 448 с.

10. Горчаков А.А. : Бринеры: генеалогический портрет // Янковские чтения: материалы ГУ-У междунар научн. конф. -Владивосток: Изд - во ДВГУ, 2003. - с. 192-196.

11. Ильинская Н.И. Дороги и судьбы. -М: "Советский писатель"^ 1985 - 497с.

12. Никифоров П.М. Записки премьера ДВР.

-М: Госполитиздат. 1963. - 287 с.

13. Горный институт ДВГТУ: История и современность. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. -

88 с.

14. ИМ ДВГТУ: Фонд Горбачева И,В., док. 211. - ?

15. Обертас В.А. Личная коллекция материалов по истории ДВПИ, док. 17-23.

16. Горбачев И.В. Дальневосточный Горный институт и его предыстория // Очерки высшей школы Владивостока. - вып. .4. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999, - с. 13 -17.

17. Ремизовский В.И., Попов Н.М. Начало высшего геологического образования на Дальнем

Востоке /7 Там же, с,22 - 24. ' *

18. Музеи ДВГТУ: История и современность. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. - 92 с.

В.А.Обертас

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

АННОТАЦИЯ

Автор статьи анализирует особенности развития хозяйственного комплекса Владивостока в начале XX века и отмечает его активную интеграцию в экономику стран АТР.

. ABSTRACT

The author of this article analyzes the peculiarities of the economic development of Vladivostok in the first years of the XX age and marks its active integration in the economics of the Asiatic - Pasific region.

Владивосток, основанный в 1860 г. как русский военный пост в акватории залива Петра Великого и ставший через 10 лет военным портом-базой военно-морских сил России на Тихом океане, в первые три десятилетия своего существования оставался незначительным населенным пунктом российского Дальнего Востока, так как не имел прочной, градообразующей базы. Его население к 1890 г. едва достигало 13000 жителей, а хозяйственная деятельность проявлялась в функционировании 27 разрозненных кустарных и полукустарных казенных и частных предприятий с общим числом работающих менее 1,3 тысячи человек и торговле местным сырьем с сопредельными странами.

Казенные предприятия были представлены механическими и. судоремонтными мастерскими, кирпичными заводами, лесопилками. Частные - преимущественно кустарными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. По общему объёму промышленного производства в 1891 г. Владивосток находился на 15 месте среди городов Сибири и Дальнего Востока, уступая не только таким старым и развитым городам как Омск, Иркутск, Красноярск, Томск, но и дальневосточному Благовещенску.

Превращение его в крупный торгово-промышленный центр дальневосточного региона началось в 90-х годах XIX века в связи со строительством Уссурийской железной дороги (начало - 1891 г.), Владивостокского коммерческого порта (1890) , Китайско-Восточной железной дороги (1897), Владивостокской крепости с её мощной системой фортификационных сооружений (1898). Само по себе строительство этих дорог, портовых и крепостных сооружений потребовало огромного количества металла, леса, кирпича и камня, угля, оборудования, средств связи, продовольствия и предметов быта, жилищ для работающих. Так, только для прокладки рельсового пути между Владивостоком и Хабаровском потребовалось более одного миллиона деревянных шпал, для возведения мостовых переходов, других инженерных сооружений дороги, станционных зданий, депо - 40 тысяч кубометров рванного камня и более 7 млн. штук кирпича. На строительстве железных дорог было занято до 25000 работающих, на строительстве крепости - около 7000.

Всё это явилось мощным стимулом развития в крае промышленности и сельского хозяйства. К 1898 г. только во Владивостоке функционировало уже более сорока частных фабрично-заводских предприятий с общим годовым объёмом производства в 1081500 рублей, что в 10 раз превышало показатели 1890 года.

С постройкой железных дорог, коммерческого порта Владивосток становится важным транспортным узлом, позволяющим быстро перегружать с морских судов на железную дорогу грузы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.