Научная статья на тему 'Роль аудита, управления персоналом и финансовых норм бюджета'

Роль аудита, управления персоналом и финансовых норм бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ / ПОКАЗАТЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / СТАНДАРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ФИНАНСОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НОРМЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / AUDIT / AUDITOR / INTERNAL CONTROL PROCEDURES / ACCOUNTING PRINCIPLES / FORM AND CONTENT OF DOCUMENTS / INDICATORS OF PERSONNEL MANAGEMENT / STANDARD CLASSIFICATION OF EXPENSES / PSYCHOMETRIC TESTS / HUMAN RESOURCES AND PERSONNEL MANAGEMENT / THE CONCEPT OF PERSONNEL MANAGEMENT / FINANCIAL COMPETENCE / STANDARDS / BUDGET / BUDGET OF THE RELATIONSHIP / FINANCIAL POWERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котилко Валерий Валентинович, Грицюк Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены понятие и сущность современного аудита, современные характеристики управления персоналом и тенденции изменения подходов к бюджету страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котилко Валерий Валентинович, Грицюк Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of audit, personnel management and financial standards of budget

In the article the concept and essence of modern audit, modern characteristics of personnel management, and trends in the approaches to the country's budget.

Текст научной работы на тему «Роль аудита, управления персоналом и финансовых норм бюджета»

ГосударстВеНнЫй СоВетНиК, 2014

Татьяна Владимировна ГРИЦЮК

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Ф Г Б О У ВПО "Российского государственного университета туризма и сервиса" (Москва) E-mail: 99.monstr99@mail.ru

Профессор,

доктор экономических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Совета по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН (СОПС) E-mail: kotilko@yandex.ru

Валерий Валентинович КОТИЛКО

УДК 33; 645.99

В.В.Котилко, Т.В.Грицюк

Роль аудита, управления персоналом и финансовых норм бюджета

Встатьерассмотреныпонятие исущностьсовременногоаудита, современныехарактеристики управления персоналом и тенденции изменения подходов к бюджету страны.

Ключевые слова: аудит, аудиторская организация, процедуры внутреннего контроля, принципы бухгалтерского учета, форма и содержание документов, показатели управления персоналом, стандартная классификация расходов, психометрические тесты, человеческие ресурсы и управление персоналом, концепция управления персоналом, финансовые компетенции, нормы бюджета, бюджетные правоотношения, финансовые полномочия.

V.V.Kotilko, T.V.Gritsiuk

The role of audit, personnel management and financial standards of

budget

In the article the concept and essence of modern audit, modern characteristics of personnel management, and trends in the approaches to the country's budget.

Key words: audit, auditor, internal control procedures, accounting principles, form and content of documents, indicators of personnel management, standard classification of expenses, psychometric tests, human resources and personnel management, the concept of personnel management, financial competence, standards, budget, budget of the relationship, financial powers.

Роль аудита в развитии функции контроля

и создания системы бизнеса и бизнес

процессов в градообразующем секторе экономики

удит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Допустимой ошибкой является максимальная степень отклонения от установленных экономическим субъектом процедур контроля, которую аудиторская организация определила на стадии планирования. При проверке верности оборотов и сальдо по счетам допустимой ошибкой является максимальная ошибка в сальдо или в определенном классе проводок, которую аудиторская организация согласна допустить, чтобы совокупное влияние таких ошибок на весь процесс аудита позволило ей утверждать с достаточной степенью достоверности, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных ошибок. Если аудитор полагает, что в проверяемой совокупности содержится ошибка, ему необходима большая по объему выборка, чтобы проверить, что общая величина таких ошибок в совокупности не превысит размер допустимой ошибки. Малый размер выборки используется, если аудитор предполагает, что совокупность свободна от ошибок. Для любой выборки аудиторская организация обязана:

1) анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

2) экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;

3) оценить риски выборки.

Формируя выборку, следует описать, для достижения каких конкретных целей она проводится, и оценить ошибки, найденные в выборке, применительно к этим целям. Если поставленные цели проверки не были достигнуты с помощью выборочного исследования, то аудиторская организация может провести альтернативные аудиторские процедуры.

Аудиторская организация может оценить качественный аспект ошибок, т.е. их сущность, вызвавшую их причину, а также установить их влияние на другие участки аудита.

Оценка системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля являются важным этапом при планировании аудита, поскольку на основе этой оценки определяются суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. Надежность системы внутреннего контроля находится в прямой зависимости с детальностью и временем проведения аудиторских процедур. При подтверждении эффективности системы внутреннего контроля аудитор может сократить

количество проводимых аудиторских процедур и (или) уменьшить объем выборки.

Основные сферы, требующие особого внимания при оценке процедур внутреннего контроля:

1) окружение;

2) безопасность;

3) соответствие законодательству и прочим правилам и требованиям;

4) собственный и контрольный риски и их влияние на процедуры.

Аудитору следует получить письменные разъяснения руководства по поводу наличия системы внутреннего контроля с целью первичной оценки ее эффективности. В ходе планирования аудитор должен сделать дальнейшие шаги в достижении понимания системы бухгалтерского учета проверяемой общественной организации. С этой целью аудитор должен проверить соблюдение основных принципов бухгалтерского учета;

1) непрерывность ведения бухгалтерского учета;

2) двойное отражение операции на счетах;

3) правильность денежной оценки имущества, обязательств и хозяйственных операций;

4) соблюдение учетной политики в течение года, документирование хозяйственных операций;

5) проведение инвентаризаций и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета;

6) правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

7) соответствие данных синтетического и аналитического учета.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 утверждено правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита». Названный стандарт разработан с учетом международных стандартов аудита. Он устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой отчетности.

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессио-

Государственный СоВетНиК, 2014

нальным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае необходимости можно было передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию. Новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как: 1) характер аудиторского задания; 2)требования, предъявляемые к аудиторскому заключению; 3) характер и сложность деятельности аудируемого лица; 4) характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица; 5) необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу; 6) конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.). Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом. Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора. Однако они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Рабочие документы в соответствии со стандартом должны содержать:

1) информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

2) выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

3) информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

4) информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

5) доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

6) доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;

7) доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

8) анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

9) анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

10) сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

11) доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

12) сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

13) подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

14) копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

15) копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшийся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

16) письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

17) выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

18) копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

Управление персоналом

Основная идея контролинга персонала: введение обоснованных (необходимых и до-

статочных) плановых значений показателей по всем элементам системы управления персоналом.

Прямые затраты на персонал связаны с оплатой отработанного времени или выполненного объема работ. Они четко привязаны к отработанному времени, поэтому данный вид затрат рассматривается как переменный.

Косвенные затраты обусловлены необходимостью возмещения дополнительных расходов. Они определяются в расчете на одного работника и в значительной степени не зависят от времени, затраченного на труд.

Международная стандартная классификация расходов на рабочую силу

1. Прямая заработная плата и жалование

2. Оплата за неотработанное время

3. Премии и подарки

4. Питание, напитки и другие выплаты в натуральной форме

5. Расходы на жилье работников, которые на себя берет работодатель

6. Расходы работодателей на социальное обеспечение

7. Расходы на профессиональную подготовку (гонорар и другие выплаты за услуги внешних инструкторов учебных заведений, учебные материалы, компенсация работникам их расходов на учебу и т.п.)

8. Расходы на социальные услуги

9. Прочие расходы на рабочую силу, например, расходы, связанные с перевозкой сотрудников на работу и с работы, которые берет на себя работодатель (включая компенсацию затрат работникам), рабочей одеждой, наймом и другими элементами.

10. Налоги, рассматриваемые в качестве расходов

Затраты найма и отбора - это все затраты, отнесенные на одного успешного (т.е. принятого в организацию) кандидата; затраты на предоставление рабочего места - затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового сотрудника; проводимые до выхода на работу, в отличие от обучения на рабочем месте.

Псиохометрический интерактивный тест по социальной роли в коллективе стратегического предприятия

Выделяют следующие типы темперамента:

а) сангвиник;

б) пессимист;

в) реалист;

г) оптимист.

Выделяют следующие управленческие навыки:

а) технические,

б) специальные,

в) общие,

г) проблемные.

К принципам построения системы организационного поведения относятся:

а) усреднённости;

б) потенциальных имитаций;

в) прогрессивности;

г) оперативности.

В модели включения человека в организационное окружение с позиции организации, человек выступает в роли:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) основы, на базе которой строится вся деятельность осуществляющаяся организацией

б) физического лица с набором определенных навыков и потребностей

в) ресурса организации, который она наряду с другими ресурсами использует в своей деятельности

г) легко заменяемого звена в организационной культуре.

В модели включения человека в организационное окружение, человек предстает как:

а) часть организации, призванная выполнять свою роль в ней и сводить свои физиологические и другого рода потребности к минимуму

б) социальное существо с неограниченными постоянно растущими потребностями и определенными знаниями, опытом, моралью и др.

в) социальное существо с определенными потребностями, опытом, знаниями, навыками, моралью, ценностями и т.д.

г) биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знаниями, навыками, моралью и т.д.

Отличия управления человеческими ресурсами и управления персоналом

Управление человеческими ресурсами

• стратегическая направленность;

• активный характер;

• превентивная деятельность.

Управление персоналом

• оперативная направленность;

• относительно пассивный характер;

• разрешение уже сложившихся проблем и диспропорций.

Характеристика кадровых решений организации. Все многообразие принимаемых кадровых решений условно можно классифицировать в зависимости от следующих признаков:

• по функциональному признаку;

• по производственному признаку;

• по характеру полномочий и ответственности за разработку и реализацию кадровых решений;

• по содержанию принимаемых решений и их роли в управлении организацией;

• по степени стратегической направленности принимаемых кадровых решений.

1. Классификация принимаемых кадровых решений по функциональному признаку основана на выделении направлений регулиро-

вания трудовых отношений и занятости на предприятии.

Сюда в первую очередь относятся области формирования человеческих ресурсов, их развития, перераспределения и использования.

В рамках данных направлений могут быть выделены более узкие, конкретные области разработки и реализации кадровых решений. Их обычно относят к функциям управления человеческими ресурсами.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние на сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, наоборот, играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей.

Большой потенциал развития персонала имеется на рабочих местах. Намечаются изменения в планировании карьеры. Карьерные устремления сотрудников не должны ограничиваться возможностями продвижения вверх по иерархической лестнице. Им должны предоставляться эквивалентные варианты, например, в форме участия в специальных проектах. Развитие персонала должно быть тесно связано с общеорганизационным развитием. Определенные шансы в этом плане дает широко обсуждаемый в настоящее время и уже внедряемый в практику менеджмент знаний.

Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к. всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов.

В отечественной литературе существует несколько определений управления персоналом, из которых основными являются:

Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается, как разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию це-

лей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников.

Содержательный (функциональный) подход. Данный подход основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации, он показывает какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей, в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на том, что должно дать управление персоналом для организации. Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание.

Организационный подход. С точки зрения этого подхода управление персоналом можно определить как комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются механизмы, технологии, инструменты и процедуры реализации функций управления персоналом.

Подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала, определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов.

Учитывая основные подходы к управлению персоналом, сама система управления персоналом имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.

Управление персоналом, являясь социальным, содержит в себе несколько аспектов. Выделяют следующие аспекты управления персоналом:

Технико-экономический - отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственные условия и т.д.;

Организационно-экономический - содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.;

Правовой - включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;

Социально-психологический - отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы;

Педагогический - предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничеством и др.

Концепция управления персоналом содержит базовые принципы управления и его общую направленность, ее положения уникальны в отдельно взятой организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:

• Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;

• Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);

• Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);

• Систему общей и профессиональной подготовки кадров;

• Адаптацию работников на предприятии;

• Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);

• Оценку деятельности и аттестацию кадров;

• Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);

• Формирование кадрового резерва;

• Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями.

Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития.

Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежа-

щим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.

Сущность организации рабочих мест

Рабочее место - это часть производственного пространства или зона трудовых действий, оснащенная необходимыми средствами труда, на котором выполняется порученная функция (задание, работа) исполнителем или группой исполнителей. Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

Планировка - рациональное размещение рабочих мест на производственной площади и целесообразное пространственное размещение в горизонтальной и вертикальной плоскости в пределах рабочего места всех элементов оснащения, необходимых для выполнения производственного задания.

Основные задачи планировки рабочих мест (всех ее видов) следующие:

• создать удобные и безопасные условия труда;

• наиболее эффективно использовать производственные площади;

• улучшить использование рабочего времени исполнителей за счет устранения излишних движений, хождений и т.п.

Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочего места.

Финансовые вопросы и внутренние

финансовые компетенции финансовой нормы бюджета

В Федеральном закона о федеральном бюджете РФ на 2013 -2015 годы уточняется порядок определения места реализации в отношении услуг, связанных с перевозкой, оказываемых иностранными лицами на территории Российской Федерации, услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания, используемых за пределами территории Российской Федерации для добычи (лова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).

В целях формирования законодательной базы по косвенным налогам Таможенного союза в 2016 году были ратифицированы Протокол о порядке взимания косвенных налогов при

выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе. Помимо этого нормы глав 21 и 22 Кодекса были приведены в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза, вступившим в силу с 1 июля 2016 года.

Предусматривается совершенствование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налого-

обложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).

Указанным законопроектом предусматривается постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и развитие патентной системы налогообложения.

Бюджетные назначения бюджетной политики РФ и федеральный долг

В 2014 году была принята и начала реали-зовываться Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2019 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ РФ, СВЯЗАНННЫЕ С РЕГУЛИИРОВАНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

г

Полномочия финансовых о рганов в сфере бюджета РФ

V

Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов

Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов, финансовые органы муниципальных образований.

V

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)

V

Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств РФ.

V

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета)

Рис. 1. Финансовые полномочия участников бюджетного процесса

Рис.2. Бюджетные правоотношения России

Г^Су^^Рс^^ВеНнЫй ^оВетНиК, 2014

Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

Сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, внедрения государственных и муниципальных заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.

Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета.

Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Опыт 2013-2014 годов доказал правиль-

ность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения доходов бюджетной системы с учетом благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на некоторые естественные монополии.

При принятии решений о ставках акцизов на табачную и алкогольную продукцию целесообразно учитывать не только фискальный эффект, но и необходимость снижения негативного влияния табакокурения и употребления алкоголя на здоровье населения.

Однако следует подчеркнуть, что такого рода меры должны сопровождаться усилиями по предотвращению проникновения на российский рынок более дешевой контрабандной подакцизной продукции.

Необходимо последовательно устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для этого надо завершить уже начатую работу по мерам поддержки инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котилко В.В. Направления технологического развития и модернизации российской экономики в рамках инновационного сотрудничества со странами СНГ (методика отбора инновационных проектов). В сб.: Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем. М. Финансовый университет, 2011.

2. Котилко В.В. Инновационное развитие регионов в условиях модернизации экономики России. В кн. Региональная экономика. Инновационное развитие регионов России. М.: Финансовый университет, 2011. С. 4-9.

3. Котилко В.В. Проблемы модернизации стран СНГ // Экономика и финансы организаций и государства. 2012. № 4. Т.3. С. 26-33.

4. Грицюк Т.В., Котилко В.В., Лексин И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2013. 560 с.

5. Грицюк Т.В., Котилко В.В. Финансы предприятий на примере регионов. М. Финансы и статистика, 2014. С. 488.

6. Котилко В.В., Грицюк Т.В. Анализ опыта бюджетного выравнивания на уровне муниципальных образований и на муниципальном уровне // Научное обозрение: теория и практика. 2014. № 1. С. 108-118.

7. Грицюк Т.В., Дегтяренко В., Котилко В.В. Стратегии бюджетного планирования и бюджетные прогнозы в Российской Федерации, СНГ и странах Восточной Европы. В кн.: X Международная научно-практическая конференция "Научный прогресс на рубеже тысячелетий - 2014". 27 мая - 5 июня 2014 г. Publishing House "Education and Science" s.r.o. (Чехия, Прага). 2014.

8. Грицюк Т.В., Котилко В.В. Финансовые компетенции бюджета РФ и макроэкономические прогнозы бюджета РФ // Государственный Советник. 2013. № 2 (6). 2014. С. 28-39.

9. Котилко В.В., Грицюк Т.В. Анализ опыта бюджетного выравнивания на уровне муниципальных образований и на муниципальном уровне // Научное обозрение: теория и практика. 2014. № 1. С. 108-118.

10. Котилко В.В. Методика учета мер государственной политики, влияющих на показатели и принципы распределения консолидированного бюджета Российской Федерации // Государственный советник. 2014. №

11. Котилко В.В., Грицюк Т.В. Стратегические и оценочные параметры бюджета РФ на основе анализа сценариев в Российской Федерации // Вестник развития науки и образования. 2013. № 4. С.90-97.

1. Kotilko V.V. Napravleniia tekhnologicheskogo razvitiia i modernizatsii rossiiskoi ekonomiki v ramkakh innovatsionnogo sotrudnichestva so stranami SNG (metodika otbora innovatsionnykh proektov). V sb.: Effektivnoe gosudarstvennoe upravlenie v usloviiakh innovatsionnoi ekonomiki: formirovanie i razvitie innovatsionnykh sistem [Direction of technological development and modernization of the Russian economy in the framework of the innovative cooperation with the CIS countries (the method of selection of innovation projects). In Proc.: Effective public management in the innovation economy: the formation and development of innovative systems]. Mosocow, Finansovyi universitet, 2011.

2. Kotilko V.V. Innovatsionnoe razvitie regionov v usloviiakh modernizatsii ekonomiki Rossii. V kn. Regional'naia ekonomika. Innovatsionnoe razvitie regionov Rossii [Innovation development of the regions in the conditions of modernization of the Russian economy. In a book.: Regional economy. Innovative development of Russian regions]. M.: Finansovyi universitet, 2011. pp. 4-9.

3. Kotilko V.V. Problems of modernization of the CIS countries. Ekonomika i finansy organizatsii i gosudarstva -Economics and Finance organizations and the state, 2012, no.4, V.3, pp. 26-33 (in Russian).

4. Gritsiuk T.V., Kotilko V.V., Leksin I.V. Biudzhetnaia sistema Rossiiskoi Federatsii [Budget system of the Russian Federation]. Moscow, Finansy i statistika, 2013. 560 p.

5. Gritsiuk T.V., Kotilko V.V. Finansypredpriiatii naprimere regionov [Finance enterprises on the example of the regions]. Moscow, Finansy i statistika, 2014. p. 488.

6. Kotilko V.V., Gritsiuk T.V. Analysis of the experience of fiscal equalization on the municipal level and at the municipal level. Nauchnoe obozrenie: teoriia i praktika - Scientific review: theory and practice, 2014, no.1, pp. 108-118 (in Russian).

7. Gritsiuk T.V., Degtiarenko V., Kotilko V.V. Strategii biudzhetnogo planirovaniia i biudzhetnye prognozy v Rossiiskoi Federatsii, SNG i stranakh Vostochnoi Evropy. V kn.: X Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia "Nauchnyi progress na rubezhe tysiacheletii - 2014". 27 maia - 5 iiunia 2014 g. [Strategy budget planning and budget forecasts in the Russian Federation, CIS and Eastern Europe. In the book: X international scientific-practical conference "Scientific progress on the Millennium - 2014". 27 may - 5 June 2014]. Publishing House "Education and Science" s.r.o. (Prague, Czech Republic), 2014.

8. Gritsiuk T.V., Kotilko V.V. Financial competence of the Russian budget and the macroeconomic forecasts of the budget of Russia. Gosudarstvennyi Sovetnik - The State Counsellor, 2013, no. 2 (6), pp. 28-39 (in Russian).

9. Kotilko V.V., Gritsiuk T.V. The analysis of the experience of fiscal equalization on the municipal level and at the municipal level. Nauchnoe obozrenie: teoriia i praktika - Scientific review: theory and practice, 2014, no.1, pp. 108-118 (in Russian).

10. Kotilko V.V. Methodology for public policies that affect performance and the principles of distribution of the consolidated budget of the Russian Federation. Gosudarstvennyi sovetnik - The State Counsellor, 2014, no.1, pp. 49-56 (in Russian).

11. Kotilko V.V., Gritsiuk T.V. Strategic and estimated parameters of the budget of the Russian Federation on the basis of the analysis of scenarios in the Russian Federation. Vestnik razvitiia nauki i obrazovaniia - Bulletin of the development of science and education, 2013, no.4, pp.90-97 (in Russian).

1. С.49-5б.

REFERENCES

Информация об авторах:

Котилко Валерий Валентинович

(Россия, Москва) Профессор, Академик РАЕН. Доктор экономических наук. Главный научный сотрудник. "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития РФ и РАН E-mail: kotilko@yandex.ru

Information about authors:

Kotilko Valerii Valentinovich

(Russia, Moscow) Professor, Academician of RANS Doctor of Economic Sciences. Chief researcher Council for the Study of Productive Forces» of Economic Development of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences E-mail: kotilko@yandex.ru

Грицюк Татьяна Владимировна

(Россия, Москва) Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Российский государственный университет туризма и сервиса E-mail: 99.monstr99@mail.ru

Gritsiuk Tat'iana Vladimirovna

(Russia, Moscow) PhD in Economics Associate Professor of the Department "Personnel

Management" Russian State University of Tourism and Service E-mail: 99.monstr99@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.