Научная статья на тему 'Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках'

Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1587
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / COMPETITION / NATURAL MONOPOLY AGENTS / ELECTRICITY / ANTI-TRUST LEGISLATION / CURRENT REGULATORY ISSUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптин Дмитрий Викторович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования антимонопольного законодательства правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности; усиления значения антимонопольного регулирования в сферах деятельности субъектов естественных монополий в период их реформирования, в частности, реформирования электроэнергетической отрасли; роль органов регулирования в обеспечении надежности и бесперебойности снабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the anti-trust regulation in the development competition relations on the natural monopolies markets

This article considers the questions of improving anti-trust legislation legal control of competition protection, prevention and suppression of monopolistic activity, reinforcement of the role of anti-trust regulation application in the business of natural monopoly agents during the period of their development, particularly reforming of power industry; role of the regulator in electricity security of supply.

Текст научной работы на тему «Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках»

Д. В. КОПТИН

Дмитрий Викторович Коптин — соискатель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Ю. А. Лаврикова СПбГУЭФ.

В 2000 г. окончил Санкт-Петербургский институт машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ».

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — государственное регулирование тарифов.

^ ^ ^

РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ РЫНКАХ*

Антимонопольное регулирование — это комплекс административных и экономических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции, поскольку именно ее наличие и состояние определяют эффективность функционирования рыночного механизма как регулятора экономики. На современном этапе развития российской экономики защита конкуренции приобретает особую значимость, так как следствием разрушения конкуренции являются замедление экономического роста, отступление от законов рыночной среды и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениям экономики.

В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти. В настоящее время существует два типа антимонопольного законодательства — американское и западноевропейское. Критерием отнесения к одному или другому типу выступает принципиальное отношение к самому факту существования монополистических взаимодействий. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства более либерален, поскольку он распространяется не на все монополии, а только на те, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.

В России исторически сложилась преимущественно монополизированная экономическая среда как итог тотального огосударствления и административно-командной системы управления. Сегодня федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, является Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России).

Особый блок образуют полномочия ФАС России в отношении такой инфраструктурной отрасли, как электроэнергетика. В частности, ФАС России должна осуществлять контроль и надзор: за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках; за перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества; за суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний; за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии; за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством РФ; за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об электроэнергетике"» с 1 апреля 2006 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности

ГРНТИ 06.58.55 © Д. В. Коптин, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. Н. Петрова..

по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

Среди организаций, которые приняли решение о разделении видов деятельности, ее проводят путем реорганизации в форме выделения (в том числе передачи функций аффилированному лицу), передачи функции по сбытовой деятельности (по передаче электроэнергии) другим организациям.

Следует отметить, что промышленные предприятия, которые совмещают деятельность по производству и передаче электрической энергии, указывают на то, что энергетические объекты вместе с производственными мощностями являются единым промышленным комплексом и их разделение приведет к нарушению технологического процесса производства продукции и большим финансовым потерям.

Одним из полномочий ФАС России, относящихся к регулированию естественных монополий, является контроль за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.

Для решения данной задачи приказом ФАС России от 14 ноября 2007 г. № 378 утвержден Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее — Порядок).

Указанный Порядок устанавливает правила выявления и пресечения случаев манипулирования ценами на электрическую энергию, осуществляемого участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее — оптовый рынок), системным оператором, сетевой организацией путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, в том числе с использованием своего исключительного (в том числе временного) положения на оптовом рынке (отдельных ценовых зонах оптового рынка), которые приводят к значительному изменению цен (цены) на электрическую энергию [1].

Следует отметить, что данный Порядок распространяется не только на участников оптового рынка, но и на инфраструктурные организации, что является новым этапом в защите участников оптового рынка от злоупотреблений указанными организациями своим исключительным положением.

Установление и пресечение фактов манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке осуществляются антимонопольным органом путем принятия решений и выдачи обязательных для исполнения предписаний по результатам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Здесь следует обратить внимание на следующее. Пунктом 5 ст. 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что в отношении субъектов, манипулирующих (имеющих возможность манипулировать) ценами на электрическую энергию, могут быть применены следующие меры: государственное регулирование цен (тарифов); ограничение цен в ценовых заявках; введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок; обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования [2]. Порядок применения указанных мер должен быть утвержден Правительством РФ.

Таким образом, с одной стороны, негативные последствия к нарушителям будут применяться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ на основании предписания (в соответствии с Законом о защите конкуренции), а с другой стороны, порядок применения мер должен быть определен Правительством РФ.

Поэтому следует внести соответствующие изменения в Закон о защите конкуренции, установив исключительную компетенцию Правительства РФ в определении порядка применения мер ответственности.

В условиях рыночной модернизации российской экономики и ее интеграции в мировую хозяйственную систему объективные причины привели к становлению естественно-монопольных рынков как неотъемлемого элемента рыночной структуры экономики. Необходимо отметить, что в государственной политике преобладает фискальный подход к естественным монополиям, рыночные преобразования в этих отраслях зачастую рассматриваются как источник пополнения бюджетных поступлений, в то время как реструктуризация естественно-монопольных рынков без анализа эффективных форм и последствий реформирования может нанести ущерб национальной экономике. В ходе приватизации существенно сократилась государственная собственность, и субъекты естественно-монопольных рынков остались практически последним оплотом государственного сектора и государственной безопасности. Важно и то, что международные финансовые организации проявляют повышенный интерес к реструктуризации и институциональной трансформации российских естественно-монопольных рынков, что затрудняет мотивацию экономических преобразований в естественно-монопольных отраслях.

На наш взгляд, антимонопольная политика в отношении естественных монополий должна строиться так, чтобы противодействовать не самим монополиям, а злоупотреблениям монопольным положением. Для этого необходимо активизировать усилия антимонопольных органов в отношении виновных в злоупотреблении монопольным положением, демократизировать организацию бизнеса и процедуры его контроля, обращения в суды для решения споров между органами государственной власти и экономическими субъектами.

Следует указать на особенность российского законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции: нигде в мире, кроме России и некоторых стран СНГ, дела о пресечении недобросовестной конкуренции не рассматриваются в административном порядке, поскольку это исключительная

компетенция судебных органов. Функции антимонопольных органов по пресечению недобросовестной конкуренции оправдывали себя в предшествующий период начала перехода к рыночным отношениям, когда судебные органы не обладали достаточным опытом для разрешения дел в этой области. Развитие конкурентных отношений в России достигло такого уровня, когда назрела необходимость отнесения дел о пресечении недобросовестной конкуренции к исключительной компетенции судов. Антимонопольные органы должны, на наш взгляд, сосредоточить свою работу на сугубо антимонопольных делах по преследованию монополистической деятельности, а также развитию конкуренции, стремиться к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Кроме того, роль государства, соответственно, должна усиливаться в тех секторах деятельности естественных монополий, где механизм рынка не справляется, а именно в социальном регулировании деятельности естественных монополий. Роль государства также важна в проведении общей экономической политики, поскольку реструктуризация субъектов естественных монополий не может рассматриваться в отрыве от промышленной политики государства, энергетической стратегии и общеэкономической программы развития на перспективу. Считаем необходимым реформирование естественных монополий осуществлять преимущественно через частичную, косвенную приватизацию, путем повышения эффективности управления государственными акционерными компаниями. Крупные сетевые инфраструктурные объекты естественных монополий целесообразно сохранить в государственной или долевой (государственно-частной) формах собственности как основу госсектора страны [3].

В условиях трансформируемой экономики необходимо усилить рыночную мотивацию тарифного регулирования деятельности естественных монополий.

ЛИТЕРАТУРА

1.. Приказ ФАС России от 14 ноября 2007 г. № 378 «Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования

ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)». 2.. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

3. Сафаров Г. Г., Барыкин С. Е. Экономика и финансы энергетического комплекса. СПб.: А-Принт, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.