Научная статья на тему 'Роль андрогогики в анализе образовательной сущности туризма'

Роль андрогогики в анализе образовательной сущности туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян А. Л.

В статье исследуется роль андрогогики в деле рассмотрения образовательной сути туризма. Андрогогика, как, по сути, среда «скрытой» педагогики позволит стать решению проблем перехода образования в форму ноосферного образования, а также с решением социально-экономических, экологических или же геополитических проблем, с необходимостью радикального изменения сознания людей, их мировоззрения и нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль андрогогики в анализе образовательной сущности туризма»

РОЛЬ АНДРОГОГИКИ В АНАЛИЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ТУРИЗМА

© Бабаян А. Л.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье исследуется роль андрогогики в деле рассмотрения образовательной сути туризма. Андрогогика, как, по сути, среда «скрытой» педагогики позволит стать решению проблем перехода образования в форму ноосферного образования, а также с решением социально-экономических, экологических или же геополитических проблем, с необходимостью радикального изменения сознания людей, их мировоззрения и нравственных ценностей.

С древнейших времен и, по сей день, люди привычно связывают науку об обучении и воспитании человека с педагогикой. Буквальный же перевод этого слова с греческого означает вождение ребенка, т.е. обучение и воспитание подрастающих поколений. Расширительное толкование этого понятия объясняется тем, что на протяжении многих веков в образовании людей не делали существенных возрастных разграничений. В средние века, например, образование не связывалось с возрастом.

В конце второго тысячелетия важнейшим фактором развития и даже выживания всего человечества становится образование взрослых. Ныне человечеству угрожают многие глобальные кризисы: экологический, ядерный, демографический, истощение ресурсов, угроза голода, социальные и национальные конфликты. Но главная опасность нашей эпохи -кризис компетентности человека, причем человека именно взрослого, осуществляющего основные социально-экономические функции в обществе. Именно в эти годы проблемой номер один в жизни каждого вовлеченного в общественную жизнь индивида стало отставание темпов его развития, повышения уровня его компетентности во всех областях общественного бытия от темпов стремительных изменений всего окружающего его мира (ноосферы, по выражению В.И. Вернадского) и связанного с ним умножения стрессовых ситуаций каждого человека. Недостаточная компетентность отдельных людей и всего общества в целом является первопричиной всех перечисленных выше угроз и кризисов.

Андрагогика (от гр. андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн -вести) - направление в педагогике, по сути - педагогика, направленная специально на взрослых и потребности их возрастной группы. Понятие

* Докторант кафедры «Экономика и экономическая безопасность», кандидат химических наук

«андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики К. Каппом. Термин не имеет широкого распространения, хотя существуют кафедры андрагогики и учебники по этой дисциплине.

Андрагогические основы и технологические приемы обучения взрослых, находясь в периоде становления и развития, тем не менее уже оказывают воздействие на всю сферу образования. Между тем андрагогика еще не обрела вид стройной научной системы и окончательный статус одной из самостоятельных наук об образовании, ее теоретические и научнометодические основы еще не стали предметом масштабных исследований ни в нашей стране, ни за рубежом.

Субъектом образовательной деятельности в андрагогике является взрослый человек. Он оценивает, анализирует, отбирает знания и внутренне их корректирует на основе своего опыта, мотиваций, ценностных ориентаций, которые в свою очередь, обусловлены этапами взросления и социальным статусом человека.

Обучаемый взрослый включен в сферу профессионального труда. Профессиональная жизнь человека циклична и каждый цикл имеет свои особенности (профессиональное самоопределение, профессиональная самоидентификация, опредмечивание профессионального опыта). Циклы профессионализации, содержание и характер труда, развивая систему требований, образовательных запросов, мотиваций предопределяют необходимый уровень образования взрослого, способствуют в кратчайшие сроки с минимальными финансовыми затратами оперативно и результативно освоить и нарастить свой профессиональный опыт.

Взрослый обучаемый характеризуется также рядом специфических личностных особенностей, связанных с повышением компетентности, личностным состоянием, определенными барьерами восприятия образовательной деятельности.

Что же на самом деле наука андрагогика? По сути это взгляд на образование взрослых как на систему, призванную компенсировать недостатки средней и высшей школы.

Ни средняя, ни высшая школа не способны научить человека раз и навсегда, в этой связи андрагогике отводится особая роль в продолжение этого процесса на протяжении жизни взрослого человека.

На развитие андрагогики оказало влияние следующие социальные факторы [1]:

1. Общее и всестороннее усложнение общественной жизни (социальная неопределенность). Возрастание требований к человеку жить в меняющемся обществе.

2. Расширение диапазона видов деятельности современного человека. Неспособность средней и высшей школы справиться с требованиями, предъявляемыми НТР.

3. Быстрое устаревание некогда приобретенной компетентности. (сократившиеся сроки ее функциональной пригодности). Необходимость учиться всю жизнь (никто не может научить раз и навсегда).

4. Повышение доли людей зрелого возраста (больше досуг и круг личностных проблем).

Андрагогика создает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и методические основы деятельности, общие и профессиональные знания, освоить достижение культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. Ан-драгогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека.

Нетрудно заметить, что сфера туризма в полной мере отвечает всем необходимым условиям, способствующим приобретению и формированию этих знаний и умений.

Отправляясь в туристическое путешествие человек, попадает в особую среду. Она образована природными и географическими условиями, в которых проходит путешествие, а также всей окружающей социальнобытовой обстановкой.

Предметом андрагогики является социальное образование, т.е. многоаспектное образование взрослых, осуществляемого в институтах формального, неформального и информального образования в соответствии с социокультурными условиями. Она раскрывает принципы, средства и методы, с помощью которых повышается социализирующая (и социореабилитирующая) функция образовательного процесса.

Приоритетной функцией педагогики, андрагогики туризма является вскрытие закономерностей в области воспитания средствами туризма, туристского образования, а также управления отраслевыми образовательными и воспитательными системами.

Все выше приведенные характеристики показывают, что процесс обучения взрослых имеет свою специфику.

Взрослый сам творит свою образовательную ситуацию, то есть черпает знания из тех областей, которые необходимы ему для самореализации.

Наиболее подходящей средой для достижения целей самореализации (повышения уровня развития личности), несомненно, является туристская среда. Значительный педагогический потенциал туристской среды обусловлен рядом её особенностей [2]. Прежде всего, она в отличие от традиционной (институциональной) среды образовательных учреждений является неформальной (внеинституциональной) и окказиальной. Каждый участник воспринимает себя в туризме как часть этой среды, не противо-

поставляет себя ей и не рассматривает её воздействие как внешнее, искусственно навязанное и несвободное, вызванное необходимостью.

Человек в туристическом путешествии не разделяет свой статус личности и статус субъекта туристической деятельности, а воспринимает их в нерасчленённом единстве. В современных институциональных учреждениях, напротив, человек проводит разграничение своих ролей как свободной личности и как носителя определённых функций, например, функций работника или студента. В связи с этим туристская среда воспринимается как свободная и жизненная, она более естественна для человека, чем институциональная среда образовательных учреждений. В любое путешествие люди едут не для того, чтобы учиться, вырабатывать различные навыки, а, прежде всего, отдыхать, узнавать что-то новое. Поэтому большинство событий в походе воспринимается эмоционально позитивно, как естественная часть отдыха.

Из педагогической практики известно, что обучающее воздействие лишь тогда становится эффективным, а нужные качества и формы поведения формируются лишь в том случае, когда воздействие на личность не противоречит её стремлениям, а внешние стимулы и воздействия превращаются во внутренние стимулы поведения. По мнению Ю.М. Лагусева [3], туристская среда в этом плане может способствовать успешной социализации личности, помогая нормальному ходу социальной адаптации. Через туристскую деятельность возможно более глубокое понимание личностью различных процессов, происходящих в обществе. Она же может считаться одним из источников формирования культуры человека.

Согласно распространённому в современной педагогике и социальной психологии деятельностному подходу, развитие социальных качеств человека происходит в ходе процесса социализации личности, который реализуется, во-первых, в реальных социальных группах, во-вторых, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними по поводу этой деятельности, а в-третьих, в конкретных ситуациях общения [4].

Наличие определенной общности людей, т. е. конкретной группы представляет, таким образом, один из важнейших системообразующих факторов развития социальных качеств личности. Туристическая группа в условиях путешествия (похода) является замкнутой, она складывается случайным образом, в нее попадают малознакомые (или незнакомые) люди, в связи с чем присутствует эффект новизны, а привычные стереотипы общения не оказывают сильного влияния. Объединяет участников общая для всех цель - успешное прохождение маршрута, её достижение является гарантией хорошего отдыха. Достижение цели похода, в первую очередь, мотивирует участников на преодоление трудностей общения и жизни в

походе. Таким образом, члены группы становятся субъектами социального взаимодействия: в процессе общения и совместной деятельности они испытывают воздействия со стороны других участников и со стороны руководителя, а также и сами, в свою очередь, могут оказывать воздействие.

Вторым условием развития личности в туристическом походе выступает специфическая совместно-разделенная деятельность участников по организации бытовых условий жизни коллектива и преодолению естественных препятствий на маршруте. Эта деятельность является личностно значимой для каждого участника, но их индивидуальные цели соединяются в общей цели успешного прохождения маршрута в заданные сроки.

Ситуации межличностного взаимодействия эффективно используются для приобретения участниками необходимого социального опыта. Причём они возникают как спонтанно в ходе совместной деятельности, так и инициируются целенаправленно руководителем посредством внедрения специальных тренинговых упражнений и игр.

Роль андрогогики в деле рассмотрения образовательной сути туризма нельзя переоценить, ведь данная, относительно молодая наука, являясь тем самым базисом, пространством «скрытой» (свернутой) педагогики, на основе которого она имеет все шансы в недалеком будущем стать своеобразным каркасом, способствующем в решении проблем перехода образования в форму ноосферного образования [5], а также с решением социально-экономических, экологических или же геополитических проблем, с необходимостью радикального изменения сознания людей, их мировоззрения и нравственных ценностей.

Список литературы:

1. Основы андрагогики / Под ред. И.А. Колесниковой. - М., «Академия», 2003.

2. Лихолетов В.В., Почебут Д.А. Размышления о педагогическом потенциале туристских походов / В.В. Лихолетов, Д.А. Почебут // Образование и наука. - 2008. - № 4. - С. 23-39.

3. Лагусев Ю. М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.М. Лагусев. - М.: РМАТ, 2002. - 385 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

5. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. -СПб.: Астерион, 2001. - 537 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.