Научная статья на тему 'Роль АК «АЛРОСА» в экономике Республики Саха (Якутия)'

Роль АК «АЛРОСА» в экономике Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НДФЛ / ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ФОТ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ / ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗАВИСИМОСТИ С ПЕРЕДАТОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т.Н.

В статье исследована динамика поступлений налога на прибыль и НДФЛ Республики Саха (Якутия). С помощью метода множественной регрессии проанализированы налоговые доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с финансовой деятельностью АК АЛРОСА (ОАО). Построена модель, адекватно описывающая зависимость налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от прибыли до налогообложения и фонда оплаты труда АК АЛРОСА (ОАО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль АК «АЛРОСА» в экономике Республики Саха (Якутия)»

7. Для обеспечения работы реорганизованной ОСУ на МСП необходимо создать подразделение, координирующее деятельность служб предприятия на этапе экономического развития.

8. В ходе исследования сформулировано основное направление реорганизации структур управления малым бизнесом, в условиях экономического развития.

9. Разработаны основные ОММ структур управления (всего восемь), при реорганизации управления малым предприятием для достижения конкретной цели экономического развития. Они позволяют по критериям эффективности отобрать необходимую модель для конкретной экономической ситуации.

10. Сформирован метод выбора наиболее привлекательных ОММ структур управления на примере необходимости экономического развития и сформулированы основные направления работы менеджмента: выбор политики капиталовложений в экономическое развитие предприятий; анализ и отбор наиболее привлекательных объектов вложений; формирование оптимальной структуры управления предприятием для получения и возврата внешних заимствований.

Список литературы:

1. www.nisse.ru.

2. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: пер. с англ. / научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И. Елисеева; Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1996, - 624 с.

3. Шнайдер Дитер И.Г. Технологический маркетинг. - М., 2003. - 478 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: «Дело», 1993. - 702 с.

5. Фаткин Л.В. Парадоксы менеджмента. - М.: Проблемы теории и практики управления, 2002. - 196 с.

РОЛЬ АК «АЛРОСА» В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

© Попова Т.Н.*

Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье исследована динамика поступлений налога на прибыль и НДФЛ Республики Саха (Якутия). С помощью метода множественной

* Научный сотрудник отдела финансовых проблем.

регрессии проанализированы налоговые доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с финансовой деятельностью АК АЛРОСА (ОАО). Построена модель, адекватно описывающая зависимость налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от прибыли до налогообложения и фонда оплаты труда АК АЛРОСА (ОАО).

Ключевые слова: доходы бюджета Республики Саха (Якутия), налог на прибыль, НДФЛ, прибыль до налогообложения, ФОТ, регрессионный анализ, множественная регрессия, двухфакторная модель зависимости с передаточными отношениями.

Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее место по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.

Республика Саха (Якутия) имеет выраженную экспортно-ориентированную экономику с высокой зависимостью от сырьевых отраслей - алмазодобычи, угледобычи, золотодобычи, нефтегазовой промышленности. Добывающая промышленность является основной отраслью рыночной специализации региона (коэффициент специализации промышленности РС (Я) в 2013 г. составляет 5,36). В структуре ВРП Республики Саха (Якутии) доля добычи полезных ископаемых составляет 36,1 %. На территории РС (Я) осуществляют свою деятельность такие крупные российские компании, как «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Мечел», постепенно входят в регион «Газпром», «Роснефть» и «РусГидро».

Основными сферами специализации промышленности региона являются добыча алмазов, угля, золота. Алмазодобывающая промышленность является бюджетообразующей отраслью экономики Республики Саха (Якутия). Якутская алмазоносная провинция является крупнейшей в России - на ее долю приходится 90 % запасов и 95 % добычи. На государственном балансе полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) учитываются 40 месторождений алмазов [3]. Крупнейшим продуцентом алмазов является акционерная компания «АЛРОСА».

Распоряжением Президента РС (Я) от 16.05.2013 г. №391-РП был принят Комплексный план по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) [5]. Однако исполнение доходной части бюджета РС (Я) по итогам 2013 года характеризуется снижением доли налоговых поступлений. Так, удельный вес налоговых поступлений к общему объему доходов государственного бюджета в 2013 г. составил 41,7 %, и сократился в сравнении с показателями 2012 г. на 5,9 %. В связи с этим, определение наиболее эффективных методов оценки и прогноза налоговых доходов бюджета является одной из актуальных задач.

Цель исследования - разработать математическую модель, адекватно описывающую влияние финансов горнодобывающих предприятий на объём доходов бюджета. Комплексный экономико-математический анализ проведен на примере АК «АЛРОСА» ОАО.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать динамику доходов по налогу на прибыль и НДФЛ государственного бюджета РС (Я) во взаимосвязи с прибылью до налогообложения и фондом оплаты труда АК АЛРОСА (ОАО);

- провести факторный анализ с помощью метода множественной регрессии;

- на основе результатов факторного регрессионного анализа дать функциональное описание модели зависимости налоговых доходов бюджета РС (Я) от двух параметров: прибыли до налогообложения и фонда оплаты труда АК АЛРОСА (ОАО);

- дать структурное описание модели, адекватно описывающей влияние различных факторов на объём налоговых доходов бюджета;

В качестве гипотезы выдвигается возможность применения методологии двухфакторного моделирования в прогнозировании доходов бюджета РС (Я).

Компания «АЛРОСА» играет важнейшую роль в экономике региона, являясь самым крупным работодателем и самым крупным налогоплательщиком Республики Саха (Якутия).

По итогам 2013 г. АК «АЛРОСА» обеспечила 40 % общего объема производства в республике, доля в валовом региональном продукте составила 21 %. При этом на протяжении последних пяти лет доля платежей компании в общем объеме налоговых поступлений в бюджет региона составляет в среднем 25 % [3].

Общий объем выплаченных налоговых обязательств АК «АЛРОСА» (ОАО) в бюджеты и внебюджетные фонды в 2013 году составил 26 881,2 млн. руб. В государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2013 году компания выплатила всего 15093,1 млн. руб. налогов, что составляет более 26 % в общем объеме всех налоговых поступлений в бюджет региона. Сумма налоговых выплат в федеральный бюджет выросла более чем в 3 раза по отношению к 2012 году - 8010,6 млн. руб. Налоговые выплаты АК «АЛРОСА» (ОАО) в бюджеты муниципальных образований в отчетном 2013 году составили 491,3 млн. руб.

Поступления по налогу на доходы физических лиц от АК «АЛРОСА» в бюджет РС (Я) за 2013 год составили 4 082,1 млн. руб. с ростом к показателям 2012 года на 141,3 млн. руб. или на 3,5 %. Увеличение данного показателя связано, прежде всего, с ростом номинальной начисленной заработной платы на 13,9 % по РС (Я). На 01.01.2014 г. численность персонала компании, занятого на территории РС (Я), составила 28227 человек.

При этом, в 2013 году налоги, формирующие доходную часть консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) составили: налог на прибыль - 37 %, НДФЛ - 25 %, налог на добычу полезных ископаемых - 17 %, налог на имущество - 15 %.

Налоговые доходы в 2013 году поступили в сумме 57086,98 млн. руб. По сравнению с 2012 годом поступления налоговых доходов сократились на 2857,59 млн. руб. или на 4,7 %. за счет сокращения поступлений по налогу на прибыль организаций.

Основные параметры государственного бюджета РС (Я) и АК «АЛРОСА» ОАО представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные параметры государственного бюджета РС (Я) и АК «АЛРОСА» ОАО, млрд. руб.

Наименование показателя 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Доходы бюджета РС (Я) 42,8 51,7 56,0 65,3 79,6 92,6 104,9 126,1 140,1 153,8

Налоговые доходы бюджета РС (Я) 20,4 23,8 24,8 33,0 35,9 34,5 47,1 60,0 69,3 57,0

Налог на прибыль РС (Я) 5,6 7,5 6,9 10,6 13,9 7,7 14,6 23,7 27,3 21,1

НДФЛ РС (Я) 6,5 7,7 9,2 11,9 14,3 15,8 17,4 19,7 22,8 25,3

Выручка АК «АЛРОСА» 64,1 72,1 75,8 71,8 73,9 63,8 96,8 117,7 129,4 138,2

Прибыль до налогообложения АК «АЛРОСА» 15,6 17,7 18,7 21,1 14,5 12,1 28,8 41,5 49,1 43,4

Налог на прибыль АК «АЛРОСА» 3,2 3,5 5,5 4,7 2,4 0,1 3,2 8,1 7,8 7,4

ФОТ АК «АЛРОСА» 11,4 12,5 13,7 15,2 18,0 15,7 17,1 23,3 29,7 32,8

Источник: [4, 6].

Поступление налога на прибыль в бюджет РС (Я) в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилось на 6281,3 млн. руб. или на 22,93 %, а по сравнению с 2004 г. увеличилось на 15436,5 млн. руб. или на 272,14 %. Сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций связано, прежде всего, с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве [1]. Введение с 1 января 2012 года в Налоговый кодекс института консолидированных групп налогоплательщиков, как новых налоговых преференций, крайне негативно сказалось на поступлении налога на прибыль. Кроме того, причиной сокращения поступлений по налогу на прибыль является снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Максимальный прирост наблюдается в 2011 г. - 9165,8 млн. руб., а минимальный в 2013 г. - (-6281,3) млн. руб. Средний темп роста составил 1,16, это значит, что поступление налога на прибыль в бюджет РС (Я) ежегодно увеличивалось в среднем на 16 %. Средний абсолютный прирост равен 1715,17, следовательно, поступление налога на прибыль в бюджет РС (Я) ежегодно увеличивалось в среднем на 1715,17 млн. руб.

Налог на доходы физических лиц по объему поступлений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) уступает только налогу на при-

быль и занимает второе место в общей структуре доходов бюджета республики. Удельный вес налога на доходы физических лиц в налоговых доходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составляет 25,3 %. Поступление НДФЛ в бюджет РС (Я) в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось на 2579,2 млн. руб. или на 11,3 %, а по сравнению с 2004 г. на 18869,5 млн. руб. или на 289,03 %. Максимальный прирост наблюдается в 2012 г. - 3117,1 млн. руб., а минимальный в 2005 г. - 1254,6 млн. руб. Средний темп роста за весь период составил 1,16, соответственно, поступление НДФЛ в бюджет РС (Я) ежегодно увеличивалось в среднем на 16 %. Средний абсолютный прирост равен 2096,61, следовательно, ежегодное увеличение поступления НДФЛ в бюджет РС (Я) составляет в среднем 2096,61 млн. руб.

Одним из важных показателей экономического состояния компании является прибыль до налогообложения, представляющий собой промежуточный показатель между прибылью от реализации и чистой прибылью. Как видно из таблицы 1 прибыль до налогообложения АК «АЛРОСА» в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилась на 4743,2 млн. руб. или на 9,85 %, а по сравнению с 2004 г. увеличилась на 25780 млн. руб. или на 146,27 %. Максимальный прирост прибыли до налогообложения АК «АЛРОСА» наблюдается в 2011 г. - 22696,2 млн. руб., а минимальный зафиксирован в 2008 г. -(-14728) млн. руб. Средний темп роста составил 1,11, что означает ежегодное увеличение прибыли до налогообложения АК «АЛРОСА» среднем на 11 %. Средний абсолютный прирост равен 2864,44, следовательно, прибыль до налогообложения АК «АЛРОСА» ежегодно увеличивалась в среднем на 2864,44 млн. руб.

ФОТ АК «АЛРОСА» в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 3 млн. руб. или на 10,34 %, а по сравнению с 2004 г. увеличился на 21 млн. руб. или на 190,91 %. Максимальный прирост наблюдается в 2011 г. - 6 млн. руб., а минимальный в 2009 г. - (-3) млн. руб. Средний темп роста за весь период составил 1,13, это значит, что с каждым годом ФОТ АК «АЛРОСА» увеличивался в среднем на 13 %. Средний абсолютный прирост равен 2,33, следовательно, ежегодное увеличение ФОТ АК «АЛРОСА» в среднем составляет 2.33 млн. руб.

Моделирование налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может осуществляться различными методами, в том числе с использованием регрессионных моделей. Методы корреляционно-регрессионного анализа позволяют в известной мере, но всегда удовлетворительно надежно оценить влияние того или иного учтенного признака-фактора на результативный признак и включить его в модель (либо исключить), в зависимости от существенности вклада в исследуемую вариацию результативного признака-фактора [2].

Структурное описание данной двухфакторной модели представлено на рис. 1.

х - сумма прибыли до налогообложения и фонда оплаты труда АК «АЛРОСА»; х1 - прибыль АК «АЛРОСА» до налогообложения; х2 - фонд оплаты труда АК «АЛРОСА»;

^1(х1) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость налоговых доходов бюджета РС (Я) от прибыли до налогообложения АК «АЛРОСА»; ^2(х2) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость налоговых доходов бюджета РС (Я) от фонда оплаты труда АК «АЛРОСА»; у - налоговые доходы бюджета РС (Я).

Рис. 1. Структурное описание двухфакторной модели с передаточными отношениями

Модель представляет собой систему из двух параллельно соединенных звеньев. Входная величина системы одновременно подается на входы двух звеньев, а ее выходная величина равна сумме выходных величин отдельных звеньев. Входные величины х1 и х2 преобразуются в выходные у1 и у2 передаточными отношениями (функциями).

Изображения выходных величин звеньев через их передаточные функции запишутся так:

У\ = Ж X) У 2 = Ж2 (х2 )

Так как, х = х1 + х2, то передаточная функция системы:

У = Ж (х) = Щ^) + ^2 (Х2 )

(1) (2) (3)

(4)

Передаточная функция системы, состоящей из параллельно соединенных звеньев, равна сумме передаточных функций этих звеньев. Отсюда, возникает структурное описание модели с передаточными отношениями (функциями).

Функциональное описание двухфакторной модели зависимости налоговых поступлений бюджета РС (Я) от прибыли до налогообложения и фонда оплаты труда АК «АЛРОСА» проведено методом множественной регрессии.

■ = 0.924 (6)

= 0.903 (7)

■ = 0.889 (8)

Для функционального описания модели исследована динамика налоговых поступлений в бюджет РС (Я) во взаимосвязи с прибылью до налогообложения и фондом оплаты труда АК «АЛРОСА» с 2004-2013 гг. (табл. 1).

В результате расчетов получено уравнение двухфакторной модели:

у = 4753.24 + 0.72х1 + 0.9х2 (5)

Коэффициенты парной корреляции свидетельствуют о тесной связи каждого фактора с результатом:

1259204331.44 - 26296.15 • 40628.19 Гух1 = 12894.79 • 16021.35

871745793.59 - 18979.36 • 40628.19 Гух2 = 6958.41 • 16021.35

578878523.91 - 18979.36 • 26296.15 гХ1 х2 = 6958.41 • 12894.79

Если связь между переменными в естественном масштабе линейная, то изменение начала отсчета и единицы измерения этого свойства не нарушат, так что и стандартизованные переменные будут связаны линейным соотношением.

Частные коэффициенты эластичности:

31 = 0.47 (9)

32 = 0.42 (10)

Следовательно, увеличение прибыли до налогообложения (от своего среднего значения) или фонда оплаты труда АК «АЛРОСА» на 1 % увеличивает в среднем налоговые доходы бюджета РС (Я) на 0.47 % или 0.42 %. Таким образом, подтверждается большее влияние на налоговые поступления в бюджет РС (Я) фактора - прибыль до налогообложения АК «АЛРОСА».

Проверка адекватности модели осуществляется расчетом коэффициента корреляции, отражающего тесноту совместного влияния факторов на результат:

?ё /, 295421116.56

КУ1 - у )2

Я = - 1 --= Л/1 - чс^оостоо! = 0.94

' 2566835918.81 094 (11)

Близость к единице коэффициента корреляции свидетельствует о сильном влиянии прибыли до налогообложения и ФОТ АК «АЛРОСА» на налоговые поступления в бюджет РС (Я).

Нескорректированный коэффициент детерминации:

Я2 = 0.942 = 0.89 (12)

Это указывает на весьма высокую степень обусловленности вариации результата вариацией факторов.

Оценка значимости уравнения множественной регрессии осуществляется путем проверки гипотезы о равенстве нулю коэффициент детерминации рассчитанного по данным генеральной совокупности: Я2 или Ь1 = Ь2 = ... = Ьт = 0 (гипотеза о незначимости уравнения регрессии, рассчитанного по данным генеральной совокупности).

Для ее проверки использован Б-критерий Фишера.

Б-статистика. Критерий Фишера.

К2 = , _£__, 29542111656 = 089

К = 1 - Х(У. " 7)2 = 1 - 2566835918.81 = 0 89 (13)

Чем ближе этот коэффициент к единице, тем больше уравнение регрессии объясняет поведение У.

Более объективной оценкой является скорректированный коэффициент детерминации:

"Я2 = 1 - (1 - 0.89^ус°1- = 0.852 (14)

Таким образом, полученная модель (рис. 1), адекватно описывает зависимость общего объема налоговых поступлений в бюджет РС (Я) от прибыли до налогообложения и фонда оплаты труда АК «АЛРОСА» (ОАО) и позволяет утверждать о тесной взаимосвязи описанного результирующего фактора с параметрами, заложенными в данную модель. Отсюда, метод множественной регрессии является одним из эффективных инструментов изучения процесса поступлений налогов в бюджет РС (Я) и может применяться для оценки степени влияния того или иного учтенного признака-фактора на доходы бюджета на стадии планирования и обоснования проекта бюджета.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сидорова Н.И. Налог на прибыль предприятий: значение для бюджета и государства и влияние на доходы налогоплательщика // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. - 2001. - № 2. - С. 45-53.

2. Скляр А.В., Цацулин А.Н. Моделирование налоговых поступлений в региональные бюджеты // Управленческое консультирование. - 2012. - № 1.

3. Официальный информационный портал РС (Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gov.ru.

4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru.

5. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Consultant.ru.

6. Официальный сайт АК «АЛРОСА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alrosa.ru/.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА НА ЗАО «НОВОЕНИСЕЙСКИЙ ЛХК»

© Прокопьева С.А., Девятловский Д.Н.*

Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета, г. Лесосибирск

В данной статье рассмотрены теоретические основы исследования основного капитала, анализ его эффективности, рекомендации и предложения по повышению эффективности использования основного капитала на ЗАО «Новоенисейский ЛХК».

Ключевые слова: основной капитал, анализ, эффективность, предприятие.

Актуальность данной темы заключается в том, что одним из направлений улучшения инвестиционного климата предприятия является эффективное использование его основного капитала.

В условиях перехода к рыночным методам хозяйствования важнейшей задачей управления экономическими субъектами является максимизация финансового результата, что создает необходимые предпосылки для повышения технико-технологических характеристик производства товаров, работ и услуг, повышения конкурентоспособности продукции, оптимизации состава и структуры имущества и персонала, и, как следствие, повышения уровня жизни населения. Одной из важнейших задач, которую необходимо решить для реализации данной цели, является повышение эффективности использования основного каптала предприятия [1].

Основной капитал представляет собой наиболее капиталоемкий сегмент имущества субъекта хозяйствования, следовательно, от эффективности его использования в наибольшей степени зависит финансовая эффективность капиталовложений в целом. Кроме того, управление основными средствами по той же причине несет в себе наибольшую долю риска утраты платежеспособности, так как вложение капитала в основные средства, не приносящее своевременного и адекватного финансового результата более чем какой-либо другой сегмент имущества, способно разбалансировать финансовые потоки предприятия и привести к его банкротству.

* Доцент кафедры Экономики и управления на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.