Научная статья на тему 'Роль А. А. Кокеля в зарождении русского авангардизма'

Роль А. А. Кокеля в зарождении русского авангардизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1285
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНГАРД / ХУДОЖНИК / ЖИВОПИСЬ / АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО / КАТАЛОГ / ВЫСТАВКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / АКВАРЕЛЬ / VANGUARD / AN ARTIST / PAINTING / ABSTRACT ART / CATALOGUE / EXHIBITION / ARTISTIC LIFE / WATER COLOURS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Владимир Александрович

На основе междисциплинарного подхода и системного анализа исследована роль А.А. Кокеля как одного из зачинателей русского авангарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. KOKEL'S CONTRIBUTION IN THE RUSSIAN VANGUARD REVIVAL

On the basis of interdisciplinary approach to analyzing A.Kockel's heritage the author comes to the conclusion that the artist be recognized as a founder of Russian vanguard.

Текст научной работы на тему «Роль А. А. Кокеля в зарождении русского авангардизма»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 75(477)(092) Кокель

В.А. ВАСИЛЬЕВ

РОЛЬ А.А. КОКЕЛЯ В ЗАРОЖДЕНИИ РУССКОГО АВАНГАРДИЗМА

Ключевые слова: авангард, художник, живопись, абстрактное искусство, каталог, выставка, художественная жизнь, акварель.

На основе междисциплинарного подхода и системного анализа исследована роль А.А. Кокеля как

одного из зачинателей русского авангарда.

V.A. VASILYEV

A. KOKEL'S CONTRIBUTION IN THE RUSSIAN VANGUARD REVIVAL

Keywords: vanguard, an artist, painting, abstract art, catalogue, exhibition, artistic Hie, watercolours.

On the basis of interdisciplinary approach to analyzing A.Kockel's heritage the author comes to the conclusion that the artist be recognized as a founder of Russian vanguard.

В ноябре 1909 г. художественная жизнь Петербурга ознаменовалась появлением нового общества художников «Союз молодежи», положившего начало одному из наиболее ярких явлений в культуре - русскому авангарду. Инициаторами создания «Союза» стали Е.Г. Гуро, М.В. Матюшин и бывшие члены группы Н.И. Кульбина «Треугольник» - И.С. Школьник, Ц.Я. Шлейфер и Э.К. Спандиков. На пост председателя и казначея был приглашен известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л.И. Жевержеев.

Целью «Союза» в уставе, официально утвержденном 16 февраля 1910 г., провозглашалось «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствование взаимному сближению лиц, интересующихся искусством». Несмотря на то, что руководители «Союза» придерживались линии умеренного новаторства, выставки демонстрировали, по существу, все многообразие течений современного авангарда - от постимпрессионизма до беспредметничества [1. С. 110].

В контексте этого новаторского направления в изобразительном искусстве зарождения русского авангарда представляют значительный научный интерес опыты А.А. Кокеля в стиле «пластического авангарда», сделанные им в 1904-1907 гг. Это раскрывает широкий диапазон его художественных поисков во время учебы в Петербургской академии художеств.

Обратимся к необычному произведению раннего творчества А.А. Кокеля, интригующему своей экспрессией, «Обнаженная мужская модель лежащая» (1906-1907). Обращают на себя внимание пастозность живописного рельефа и многослойная фактура (до 4-5). Вероятно, до конечного результата работа доводилась без натуры. Колорит работы интонирован на градациях холодных и теплых тонов через гармонию дополнительно-родственных цветов. В верхней части над фигурой, лежащей в раскованном положении, проступает подмалевок голубого тона, который служит колористическим объединяющим началом для длинных и редких полос-мазков: белых, зеленых, синих, желтых, красных. В нижней части под фигурой - густые и длинные полосы-мазки с преобладанием теплых и «горячих» цветовых тонов, с вкраплениями холодных: розовых, лиловых, синих, голубых. Характерно отсутствие черного цвета. Если в верхней части преобладают мазки вертикальной направленности, то в нижней - горизонтальной.

В цветопластическом решении обнаженной фигуры искусствовед отмечает преобладание длинных пастозных светлых (белильных) мазков, нанесенных по направлению основных частей тела. Сама модель высветлена в тональном отношении, словно «купается» в рефлексах как теплых, так и холодных тонов. Правая нога приподнята, переходит в абстрактное пятно, смешивается с «холодным» фоном, а голова почти «сливается» с нижним «горячим» фоном. Длинные стреловидные мазки разных цветовых тонов пересекают фигуру и фон.

Форма и пространство в работе решаются одновременно, а живописная среда выведена на передний план. В дилемме «мазок или пятно» полностью преобладают феерия и ритм длинных мазков: резких по чистоте и свежести цветовых тонов, что, несомненно, персонифицирует почерк художника. Картина «излучает» сияющий свет и «звучание» многоцветной узорчатости. Доминирует мажорный тон, нет тревожных интонаций.

Работа наглядно иллюстрирует процесс непростого развития пластического «авангарда» художника от картины к картине: «Обнаженная модель (Фехтовальщик)» (1904-1905); «Натурщик - ракурс. Академический этюд» (1904-1905(9)); «Мужской торс с верхним освещением» (1906); «Обнаженная мужская модель с желтой драпировкой (Мужская модель с кувшином)» (1906-1907); «Обнаженная мужская модель со спины, сидящая» (1906-1907) и «Фигура раввина» (1906-1907).

Г.Г. Исаев, анализируя передачу художественного образа каждой конкретной обнаженной модели, находит у художника метод «термографии» (от греч. Шегте - жар, тепло + дгарИо - пишу). Под ним искусствовед понимает субъективное отражение в живописи, выраженное смещением общего регистра мазков к преобладанию градаций холодных тонов или теплых («горячих»). В каждой работе А.А. Кокель создает свой определенный колорит через гармонию дополнительно-родственных цветов. Например, переходом к теплому регистру характеризуются упомянутые выше работы «Обнаженная мужская модель лежащая» и «Фигура раввина». Другие произведения «Обнаженная мужская модель с желтой драпировкой (Мужская модель с кувшином)», «Обнаженная мужская модель со спины, сидящая», «Этюд головы мальчика» (1906-1907) отражают смещение к холодному.

По словам одного из основателей психологии цветовосприятия автора книги «Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи» Рене Юига, цвет апеллирует одновременно и к нашим пространственным представлениям, и к нашему чувству времени. Исходя из этого посыла внутреннее состояние чувств художника А.А. Кокеля, с одной стороны, выражается в эмоциональной ценности цветовых полос-мазков, в их размере, выпуклой глянцевой поверхности, напоминающей смальту. Многоцветная узорчатость его живописи по своей фактуре и структуре близка к мозаике или орнаментальным мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

С другой стороны, живописная среда через ритм и экспрессию цветовых полос-мазков вызывает музыкальную метафоричность. Произведения Кокеля оживают эмоциональностью и интонированием цветовых тонов теплохолодной направленности.

Однако «абстрактные» моменты в работе «Обнаженная мужская модель лежащая» не позволяют говорить о начале «растворения» и «исчезновении» человеческого образа в живописном пространстве. А.А. Кокель в своем творчестве в этот период подходит к рубежу беспредметности.

По утверждению Г.Г. Исаева, произведению А.А. Кокеля «Обнаженная мужская модель лежащая» трудно найти аналогию в русском изобразительном искусстве начала 1900-х годов. Оно предвосхищает русское абстрактное

искусство. «Лучизм» Михаила Ларионова, как известно, разовьется значительно позже.

Творчество А.А. Кокеля 1904-1907 гг. граничит с европейским фовизмом А. Матисса («Вид Коллиура», 1905) и А. Дерена («Парусники», 1905), экспрессионизмом А. Явленского («Улица», 1905), но прежде всего близок русскому варианту импрессионизма И. Грабаря (серия пейзажей 1900-х годов), Н.Тархова («Козы на траве», 1904), Р. Фалька («Лиза на солнце», 1907), М. Ларионова («Пейзаж», 1906-1907).

Раннее творчество А.А. Кокеля внесло в русский авангард своеобразие -восточный акцент. Кульминацией «пластического авангарда» художника станет его участие в «Союзе молодежи». С этой шумной группы обновителей живописи, по словам А.А. Кокеля, начинается его путь художника.

В фундаментальном справочнике «Золотой век художественных объединений в России и СССР» отмечается, что «основное ядро участников выставок составляли В.Д. Бурлюк, Д.Д. Бурлюк, К.С. Малевич, П.Д. Филонов и др. В разные годы в выставках участвовали петербуржцы и москвичи Н.И. Альтман, А.И. Балльер, П.П. Кончаловский, И.Ф. Ларионов, М.В. Матюшин, В.В. Маяковский, К.С. Петров-Водкин, В.М. Ходасевич и др».

А где же А.А. Кокель? Указывает же художник в «Анкете для членов Союза Советских художников СССР», заполненной 8 января 1944 г., что в 1910 г. он состоял «в Петербургском] «Союзе молодежи» [3. С. 7]. Исчерпывающий ответ могли дать только каталоги выставок объединения, но они, как оказалось, представляют исключительную библиографическую редкость. Их мы не могли найти не только в Российской государственной библиотеке по искусству, но даже в Российской государственной библиотеке. Лишь в библиотеке Государственной Третьяковской галереи посчастливилось - каталоги нашлись. С большим волнением («А вдруг Кокеля в самом деле в них нет?») раскрываем отпечатанные на пишущей машинке первые страницы каталогов - и радости нет предела. Фамилия художника в обоих каталогах значится первой из 25 экспонентов в Петербурге и из 33 - в «Русском Сецессионе» [6. С. 1].

На первой выставке «Союза молодежи» (Петербург, Морская, 28, угол Гороховой) А.А. Кокель экспонирует, как видно из каталога, «1. Натюрморт. 2. Этюд. 3. Окно. 4. Этюд» [2. С. 1]. «Справка тов.[арища] профессора Кокель Алексея Афанасьевича, представляемого на утверждение ЦК КП(б)У для работы в качестве творческого работника Союза Советских художников Украины», написанная им 27 июня 1947 г., и справка «Творческая и педагогическая деятельность профессора Харьфвского] Художественного] Института А.А. Кокеля» от 15 декабря 1953 г. уточняют названия представленных работ: «Вид из окна. Крымский пейзаж» и акварель «Натюрморт», которые были сразу раскуплены и, как указывает сам художник, находятся в частном собрании [3. С. 8].

19 июня - 13 августа 1910 г. в Риге проходит выставка «Союза молодежи» под названием «Русский Сецессион». Каталог издан на трех языках: русском, немецком, латышском, в котором указывается, что А.А. Кокель представил: «1. Натюрморт. 2. Окно. 3. Этюды» [5. С. 1]. Выставка вызвала обширные статьи в местных газетах, главным образом немецких и латышских [7. С. 57]. Может быть, они подробнее расскажут о произведениях А.А. Кокеля?

Однако о нашем земляке не сказано ни слова не только в вышеупомянутом справочнике «Золотой век...», но и в других изданиях, посвященных «Союзу молодежи». Эту историческую несправедливость в 2005 г. в определенной мере устранил А.А. Стригалев. В работе «О выставочной деятельности петербургского общества художников “Союз молодежи”» он в качестве приложения приводит каталоги названных выше выставок. В них в числе экспонентов он только упоминает фамилию Афанасьев-Кокель [6. С. 387, 394].

«Лицо «Союза» определяли не К. Малевич, В. Татлин, М. Матюшин и другие фигуры подобной величины, а иные художники, забытые (зачастую незаслуженно) сейчас» [7. С. 59]. Эти слова, сказанные искусствоведом Т.В. Любо-славской, полностью относятся и к А.А. Кокелю.

Все же поищем ответ на интересующий многих культурологов, искусствоведов и историков вопрос: почему А.А. Кокель от периода «пластического авангарда» 1904-1907 гг. и творческих, хотя и недолгих, контактов в рамках «Союза молодежи» в дальнейшем оставил эту стилистику и сосредоточился в основном на традициях академической школы?

Один из вероятных ответов заключается в том, что методические задачи в классе Я.Ф.Ционглинского, основанные на обязательном построении формы, не позволяли А.А. Кокелю сделать окончательный шаг к абстрактному искусству.

Необходимо учитывать и то, что в 1913 г. он находился вдали от России, а в год его возвращения из Италии, как известно, начиналась Первая мировая война.

Причиной мог быть и протест художественных деятелей старшего поколения против радикального и эпатажного характера выступлений членов объединения [4. С. 280]. В их числе, как известно, были и его учителя, поэтому А.А. Кокель, уже начавший работать над дипломной (конкурсной) работой, возможно, воздержался от экспонирования своих произведений на других выставках «Союза».

Ответ на этот интересующий многих культурологов, искусствоведов и историков вопрос, на наш взгляд, дает сам А.А. Кокель. Будучи зрелым мастером и педагогом, он пишет в «Автобиографии»: «Получив в академии строго реалистическое направление и испытывая влияние таких мастеров, как Маковские, Репин, Грабарь и ближайший ученик Репина - Кардовский, я старался не утрачивать этого направления в своей творческой работе и стремился передать его студенческой молодежи на протяжении всей своей педагогической деятельности».

А.А. Кокель, оставаясь преданным академической школе и своим великим учителям, все же, как подлинно внутренне свободная творческая личность, был чуток к художественным веяниям времени и отзывался на них. Поэтому в его реализме есть и иные, например, импрессионистические и постимпрессионистиче-ские оттенки, благодаря чему картины художника и после этого периода представляли собой новое слово в живописи. Наш культурологический и искусствоведческий анализ произведений мастера - убедительное свидетельство тому.

Таким образом, выявленные нами документальные источники неопровержимо устанавливают, что в числе зачинателей нового творческого направления в искусстве - русского авангарда - был и А.А. Кокель и, тем самым, исследование приоткрывает еще одну неизвестную страницу в истории отечественной культуры.

Литература

1. Васильев В. А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество. 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Пегас, 2009. 336 с.

2. Выставка картин общества «Союз молодежи». Каталог. СПб., 1910.

3. Государственный архив Харьковской области. Ф. Р-5793. Оп. 2. Д. 3.

4. Золотой век художественных объединений в России и СССР 1820-1932: справочник / Д.Я. Северюхин, О.Л. Лей-кинд. СПб.: Чернышев, 1992. 400 с.

5. Союз молодежи. Каталог выставки картин «Русский Сецессион». Рига, 1910.

6. Стригалев А.А. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодежи» // Волдемар Матвей и «Союз молодежи» / отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М.: Наука, 2005. С. 387, 394.

7. Любославская Т. Хроника объединения «Союз молодежи» // Искусство. 1990. № 9. С. 57-64.

ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vasilyev_va@mail.ru).

VASILYEV VLADIMIR ALEXANDROVICH - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.