Научная статья на тему 'Рок-альбом группы «Пикник» «Танец Волка» (1984) и детский фольклор тоталитарного общества'

Рок-альбом группы «Пикник» «Танец Волка» (1984) и детский фольклор тоталитарного общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рок-альбом группы «Пикник» «Танец Волка» (1984) и детский фольклор тоталитарного общества»

переходу в другое духовное состояние, поскольку кровь в средневековой европейской культуре традиционно связывалась с душой человека.

Таким образом, в поэзии Э. Шклярского воплощения огня разнообразны: огонь предстает перед нами не только как пламя костра или свечи, но и как искры, угли и пепел. Символика огня в творчестве этого автора совпадает с традиционными значениями. Шклярский использует образ огня в следующих значениях: 1) любовной страсти (в большинстве текстов - в 10 из 28) - в таком контексте огонь связан со смехом, а также с понятием греха; 2) связи с высшими силами, в контакт с которыми входит герой; они же даруют вдохновение; 3) очищения и перехода в новое духовное состояние - через сожжение; 4) благополучия; 5) внутренний огонь выступает как признак живой, не умершей души героя; 6) пепел символизирует разрушенный мир героя, однако в этом образе также заложена надежда на возрождение; 7) в двух текстах огонь выступает как символ непостоянства.

Следует отметить, что трактовка огня как адского пламени и, соответственно, связь с силами зла в поэзии Шклярского отсутствует. Таким образом, в большинстве исследованных нами текстов огонь имеет положительную семантику и связан с мифологемой горних (небесных) сил.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

2. См.: Мифологический словарь. М., 1991.

3. См.: Зазыкин В.И. О природе смеха: По материалам русского эротического фольклора. М., 2007.

4. Здесь и далее тексты стихов Э. Шклярского, за исключением текстов «В развороченном раю» и «Разбойники», даны в соответствии с сайтом www.piknik.info.

5. Шклярский Э.М. Мракобесие и джаз. М., 2008.

6. См.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

© В.А. Курская, 2008

А.А. Власова (Тверь)

РОК-АЛЬБОМ ГРУППЫ «ПИКНИК» «ТАНЕЦ ВОЛКА» (1984)

И ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА

«Иветта завела радиолу. "Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня? Самая нелепая ошибка то, что ты уходишь от меня", — запел сладкоголосый Глеб Романов.

— Экая пошлятина, — воскликнул Юрка. — Не зря в "Комсомолке " этот шлягер отругали.

— Нет зря, песенка хорошая, — буркнул Толик»1.

Для созданной в 1978 г. в Ленинградском Политехническом университете группы «Пикник» рассматриваемый здесь альбом «Танец волка» второй по счету, его первое концертное исполнение как целостной программы состоялось в 1985 г.

Время создания альбома - последние предперестроечные годы, когда руководители страны умирали очень часто. В 1982 году к власти в СССР пришёл Ю.В. Андропов, которого в 1984 году сменил К.У. Черненко.

В истории группы 1984 г. отмечен серией материалов в газете «Комсомольская правда», являвшейся официальным печатным органом ВЛКСМ. В

этом году на страницах «Комсомольской правды» разгорается «дискуссия» по поводу современной музыки и формирования вкусов современной молодежи. В качестве одного из объектов нападок выбирается группа «Пикник».

Начало было положено статьей композитора А. Морозова «И строить

2

и жить помогает песня...» , в которой автор, в частности, отмечает ряд негативных черт творчества современных «самодеятельных групп», кроме собственно непрофессионализма, это «пессимизм», разумеется, не согласующийся с советским лозунгом «Нам песня строить и жить помогает».

Официальная точка зрения, была выражена в статье Ю. Гейко «О вкусах спорят!»3, в ней журналист цитирует Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в воспитании коммунистической молодежи»: «Важно, чтобы в свободное время юноши и девушки не предавались пустым развлечениям, чтобы все формы досуга способствовали их идейному обогащению, физическому развитию, выработке высоких культурных запросов и эстетических вкусов».

Статья композитора Морозова нашла отклик и, разумеется, поддержку читателей. В одном из номеров была опубликована подборка «писем» читателей под общим названием «С какой песней дружишь?». Мысль А. Морозова поддерживает читатель Александр Шемет из г. Винница: «Во многом я согласен с А. Морозовым в отношении ленинградских групп “Пикник” и “Зоопарк”. Их “пессимизм” - это надуманная игра в пробле-мы»4. Один и наиболее ярких «откликов» - письмо школьника, ученика 10 класса из г. Челябинск Дмитрия Соколова «Деньги за пустой звук»5. В этом письме школьник и, очевидно, комсомолец демонстрирует активную жизненную позицию относительно деятельности не только «самодеятельных ансамблей» и их поклонников, но и распространителей такого рода продукции. Позволим себе привести это письмо целиком:

«Я согласен с теми читателями, которые поделились своими мнениями по поводу самодеятельных ансамблей. На следующий день после опубликования вашей статьи ко мне зашел мой сосед Коля К. и “выразительно” высказал свое недоумение-недовольство по поводу статьи. Выслушав его, я пошел в ближайший киоск звукозаписи, чтобы узнать правду. Еще, издалека я увидел толпу - да, да, это была настоящая толпа, которую можно увидеть около универмагов за джинсами и т.п. Здесь были юноши и девушки лет 17-21 и подростки. Около музыкального киоска сидел на стуле человек (лет 30) с сигаретой во рту. Он записывал в тетрадь и на руку покупателя номер очереди. Меня записали - 307 (!!!). “Не удивляйтесь, -ответил он мне, - ведь привезли новые записи “Примуса”, “Альянса”, “Пикника”. Я задал вопрос: “Откуда привезли?”. Он опустил глаза и не ответил, не хотел выдавать тайну “фирмы”.

У соседей по очереди я спрашивал, из каких городов ансамбли, на каких инструментах играют. Некоторые знатоки отвечали: “Столичные звезды”. И перечислили мне их: “Альянс”, “Банановые острова”, “Турнепс”,

“Айболит”, “Зоопарк”, “Атланты”, “Примус”, “Аэропорт”, “Россияне”, “Пикник”. А всего я насчитал в списке-прейскуранте звукозаписи 45 таких ансамблей.

Я подошел к окошку киоска звукозаписи, меня спросили: “Что нужно, малыш?” Я выдержал эту издевку и попросил чего-нибудь новенького из популярного. Мне назвали опять же - “Примус”, “Альянс”, “Пикник”... Видя мою растерянность, человек в окошке сказал с улыбкой: "Есть новые, классные записи ансамбля - “Покупайте секс” и “Мальчики и девочки”, может, возьмешь - всего 9 р. 60 к.”. Я ответил, что посоветуюсь с друзьями, он посмеялся и сказал: “Приходи, только без мамы и папы”.

А ведь он работник государственного обслуживания населения, а не распространитель музыкальных пошлостей. После всего этого я зашел к своему приятелю Коле и все рассказал. Он усмехнулся, поставил на магнитофон новую кассету с “Примусом”, а потом с “Пикником”. Я не буду передавать содержание этих песен. Это просто отвратительно!»

В 1984 г. выходит магнитоальбом «Пикника» «Танец волка». В автокомментариях группы, размещенных на официальном сайте, альбом вписывается в культурный и политический контекст:

«Индустрия развлечений страны под названьем СССР переживала, наверное, самые тяжелые времена за всю свою историю. “По многочисленным просьбам трудящихся” были приняты законы, ограничивающие вольное исполнение музыки на концертных площадках и дискотеках. Филармо-нийские ВИА сдавали свои программы худсоветам по 10-15 раз, и в конце концов, меняя собственный репертуар на песенки Пахмутовой, добивались хоть какой то возможности работать. “Самодеятельные” группы были и вовсе запрещены, а их записи изымались из ассортимента “студий звукозаписи”, единственной в то время работающей сети распространения “негосударственной” музыки. На улицы советских городов, с началом рабочего дня, выползали люди в штатском, комитетчики-инквизиторы, и вычисляли среди прохожих “злостных прогульщиков”. Несмотря на столь грустную окружающую картинку, в этот знаменательный год появилось множество знаковых продуктов, как у нас, так и на западе. В Штатах на экраны вышли “Терминатор”, “Кошмар на улице Вязов” и глупейший фильм “Москва на Гудзоне” с Савелием Крамаровым в эпизодической роли. Самыми популярными персонажами в то время являлись Майкл Джексон (еще не похожий в то время на пришельца с Марса) и Мадонна. В Европе народ предпочитал “новую волну” и героями Британии были Duran Duran, Police и Бой Джорж. В СССР вышли фильмы “Формула Любви”, “Жестокий романс”, “Приключения Петрова и Васечкина”. ВИА “Земляне” и венгерский “Ottawan” доносились из каждой форточки. В тот же год Билл Гейтс придумал Microsoft Word, а фирма Apple - первую однокнопочную “мышь”»б.

Это был «внешний» контекст, теперь обратимся к проблеме использования в данном альбоме детского фольклора позднесоветской эпохи, в частности, к жанру «садистского стишка». По мнению исследователей, он воз-

ник относительно недавно, в 70-80-е гг. XX в. и относится к жанрам современного детского школьного фольклора. Отмечаемые факты бытования садистских стишков как во взрослой, так и в детской среде, позволяют нам согласится с мнением М.Л. Лурье, который полагает, что «реальное бытование садистских стишков в период расцвета жанра (восьмидесятые - середина девяностых) в разных возрастных группах происходило не последовательно, а параллельно. В отличие от большинства других жанров и текстов современной городской традиции, садистские стишки были (и, по всей видимости, остаются) одновременно и взрослым и детским фольклором»7.

Различные отсылки к детскому фольклору, по нашему мнению, являются для данного альбома концептуальными, актуализируясь уже с первой композиции альбома «Много дивного на свете», которую можно рассматривать как его сильную позицию. Отметим, что детский фольклор актуализируется здесь как на уровне текста, так и на уровне паратекста, то есть автокомментариев группы (комментарии размещены на её официальном сайте)8, кроме того, альбом «Танец волка» (1984) является самым ранним по времени образцом музыкальных экспериментов с «садистскими стишками».

Обратимся к композиции «Много дивного на свете». Как уже отмечалось, она открывает альбом, являясь сильной позицией. На наш взгляд, «Много дивного на свете» представляет собой развертывание сюжета «садистского стишка» и имплицитное следование его модели:

Много дивного на свете,

Стоит дверь лишь распахнуть;

Подойдите ближе, дети,

Я вам что-то расскажу:

Жили тут двое - горячая кровь,

Неосторожно играли в любовь.

Что-то следов их никак не найти

Видно с живыми им не по пути.9

На сайте группы эта песня комментируется следующим образом: «Форма текста песни была частично заимствована из популярных в то время детских “садюшек”»10.

Композиция представляет собой текст с рамой «Я вам что-то расскажу...», которую, с известной мерой условности, можно соотнести и с таким жанром детского фольклора как «страшилки» (присутствует ситуация коллективного рассказывания о страшном, есть ключевой маркер жанра -мотив смерти, здесь он персонифицирован «Вижу, как идет навстречу кто-то в белом и с косой; / Все мы гости в этом мире, пора домой!»). Дальнейший текст соотносится с известным садистским стишком «Двое влюбленных лежали во ржи ...»:

Двое влюбленных лежали во ржи.

Тихо комбайн стоял у межи.

Тихо стоял, и тихо пошел...

Кто-то в буханке плавки нашел11.

В тесте композиции наблюдается рецепция сюжетной схемы жанра садистского стишка, и происходит ее своеобразное развертывание.

Комментарии к другим композициям альбома свидетельствуют о концептуальности обращения к детскому фольклору, если и не на уровне замысла, то на уровне последующей авторефлексии, так как сайт и данные комментарии появились, разумеется, гораздо позже, чем сам альбом: «Я иду по дну» - «Тему этой песни навеял старый детский анекдот, когда в каком-то дерьме по шею мужики завязли и если кто-то пытается шевельнуться, то ему кричат - не гони волну.»12; «Железный орех» - «Сюжет этой песни зародился еще в студенческие годы. Один из знакомых автора был свидетелем невероятной истории. Маленький мальчик из любопыт-

13

ства засунул голову в чугунный котелок и она там застряла ...» .

В последней композиции альбома («Новозеландская песня»), которая, как и первая, является сильной позицией, появляются уже собственно садистские стишки:

(текст на неизвестном языке)

Вянут цветы, жухнет трава,

Мальчик чахоточный колет дрова.

В ржавую зелень солнце зашло,

Вместе с ногой детство ушло.

Вянут цветы, жухнет трава,

Мальчик чахоточный колет дрова.

А прошлой весною, (всем бы нам так!)

Прошлой весною нашел он пятак!14

Это компиляция из двух вариантов одного стишка. Второй фрагмент (вариант стишка) возвращает в план прошедшего времени («а прошлой весною»), на фоне которого «трагическая» ситуация настоящего («вместе с ногою детство ушло») выглядит еще трагичнее. На официальном сайте группы эта песня комментируется следующим образом: «И вновь появляются детские страшилки, которым предшествует несколько строчек на языке, что придумали два официанта одного питерского кабака. Их настоящие имена история не сохранила, однако доподлинно известно, что одного звали “Гогия”»15. Кроме элементов, маркирующих данный текст как авторский (заглавие, номинация автора, наличие авторского фрагмента текста - «текст на неизвестном языке»), здесь есть музыкальная и акцион-ная составляющие, то есть, появляется фигура исполнителя.

Таким образом, появление стишков, на наш взгляд, неслучайно - оно отвечает общей концепции альбома: посредством детского «страшного» фольклора актуализируются ассоциации с «мрачным» средневековьем («На улицы советских городов с началом рабочего дня выползали люди в штатском, комитетчики-инквизиторы»16), которое, в свою очередь, по мнению группы, является «зеркалом» ситуации в стране в 1984 г. Заметим, что в 1985 г. «Пикник» попадает в список групп, запрещенных к тиражированию в студиях звукозаписи.

В заключении приведем фрагмент письма читателя «Комсомольской правды» из Феодосии О. Иванова: «Надеюсь, что мое письмо не останется без внимания. Проблемы должны решаться. Дети становятся взрослыми. Вкусы в современной музыке должны прививаться денно и нощно. Ибо музыка - такая же неотъемлемая часть человеческой жизни, как любовь и

17

труд» .

1. Круглов Л. Мост Александра Македонского. История молодого человека 60-х годов XX столетия. М., 2007. С. 76 - 77.

2. Морозова А. И строить и жить помогает песня. // Комсомольская правда. 25 июля 1984 г. С. 4.

3. ГейкоЮ. О вкусах спорят! // Комсомольская правда. 24 сентября 1984 г. С. 4.

4. С какой песней дружишь? // Комсомольская правда. 7 июля 1984 г. С. 4.

5. http://www.piknik.info/EXCAVATION.

6. http://www. piknik. info/EXCAV АТЮММех. php?article=2.

7. Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое (в печати).

8. http://www.piknik.info.

9. http://www.piknik.info/LYRICS/index.php?anum=1.

10. http://www.piknik.info/EXCAVATION/index.php?article=2&page=1.

11. http://www. тйеЛ .ru/comedy/sadi 81/sad01005 Ыт.

12. http://www.piknik.info/EXCAVATION/index.php?article=2&page=1.

13. http://www.piknik.info/EXCAVATION/index.php?article=2&page=1.

14. http://www.piknik.info/LYRICS/index.php?anum=1.

15. http://www. piknik. info/EXCAV ATION/index. php?article=2&page=2.

16. http://www. piknik. info/EXCAV ATION/index. php?article=2.

17. Иванов О. Какая музыка играет? // Комсомольская правда. 30 сентября 1984 г. С. 4.

© А.А. Власова, 2008

Е.Э. Никитина (Тверь)

«ПРИХОДИТ ТВОЕ КОРОЛЕВСТВО»,

ИЛИ АПОЛОГИЯ ГОРОДА В КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЕ «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ» ГРУППЫ «ПИКНИК»

Бывает - а особенно часто это случается зимними вечерами, при свете фонарей, - город вдруг начинает казаться совершенно иным, словно неожиданно произошло перемещение во времени и пространстве. Если долго бродить по его улицам, наблюдая, как меняется время суток, начинаешь совершенно отчетливо осознавать, что его функционирование слишком уж похоже на функционирование человеческого организма. Построенный людьми, город рано или поздно становится совершенно самостоятельным существом, которое совершенно не зависит от воли тех, кто построил его или живет в нем.

С древних времен Город вмещает в себя два противоположных начала. С точки зрения, напр., архитектуры Город - это упорядоченное пространство. Организованное. Расположение улиц и кварталов представляет собой определенную схему. Кольцевую композицию имели средневековые города. Лучевая воплотилась в Риме, Версале, Санкт-Петербурга, Твери: центром выбиралась площадь, от которой лучами расходились в разные стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.