Научная статья на тему 'Родительский труд как объект экономического анализа'

Родительский труд как объект экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКЦИЯ / ТРУД / РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пшеничникова М.М.

При анализе процесса воспроизводства человеческих ресурсов предлагается брать за основу родительский труд. Он характеризуется как особый вид трудовой деятельности по уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, выполняемый родителями на каждой из семи стадий воспроизводства человека. Рассматриваются организационные формы родительского труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родительский труд как объект экономического анализа»



УДК 338.28

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

М. М. ПШЕНИЧНИКОВА,

директор филиала в г. Алапаевске E-mail: natokatyeva@yandex.ru Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. П. Ельцина

При анализе процесса воспроизводства человеческих ресурсов предлагается брать за основу родительский труд. Он характеризуется как особый вид трудовой деятельности по уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, выполняемый родителями на каждой из семи стадий воспроизводства человека. Рассматриваются организационные формы родительского труда.

Ключевые слова: репродукция, труд, родительский труд, объект, субъект, специфика.

С начала 2000-хгг. группой уральских ученых-экономистов в научный оборот была введена и получила определенное развитие категория «репродуктивный труд» [1—4]. Авторы А. М. Илышева, И. В. Лаврентьева, А. П. Багирова трактуют репродуктивный труд двояко: в широком смысле слова как деятельность, связанную с воспроизводством человеческого капитала в учреждениях социальной сферы и домохозяйствах, которая заключается во всестороннем уходе за будущей, имеющейся рабочей силой и человеческим родом в целом; в узком смысле — как воспроизводство будущей рабочей силы в домашнем репродуктивном секторе, складывающееся из процессов рождения, ухода, воспитания, развития, внешкольной подготовки детей в семье, их ранней и подростковой социализации [3, с. 356].

В более поздних работах этих же авторов узкий смысл репродуктивного труда был расширен за счет включения и детального рассмотрения процессов рождения, ухода, воспитания детей в семье и детских учреждениях социальной репродукции.

В итоге их научного поиска были выявлены наиболее серьезные угрозы воспроизводственному процессу в стране. Это угрозы демографического,

этноконфессионального, геополитического, социально-экономического, военно-политического характера. Для их преодоления необходимо, как утверждают ученые-репродуктивисты, установить реальные возможности трансформации действующего крайне несовершенного механизма воспроизводства человеческих ресурсов в более совершенный.

Новый механизм, полагают уральские авторы, должен основываться на социально-конструктивистском подходе к общественным преобразованиям — практической реализации идеи о существенно более полном включении репродуктивного труда в реальный сектор экономики для обеспечения устойчивого роста человеческого капитала.

Однако разработке и реализации значительно более совершенного механизма обеспечения расширенного воспроизводства человеческих ресурсов, приданию ему устойчивого характера препятствует недостаточный уровень научного познания глубинных процессов, которые происходят в сфере человеческой репродукции. Ни репродуктивистика, ни демография не могут пока ответить на вопросы:

- почему, казалось бы, очевидные факторы роста репродуктивной активности (материально-бытовые, социальные, психологические, медицинские) не срабатывают в цивилизационных, экономически вполне благополучных странах;

- где, в какой плоскости лежит тот неизвестный фактор «X», который самым решительным образом изменяет репродуктивные намерения сегодняшних молодых поколений девушек и юношей — изменяет эти намерения с позитивных на негативные;

- почему экономический подъем нашей страны в 2000—2008 гг. сопровождался невиданным даже в первые годы после окончания Великой Отечественной войны размахом социального сиротства (т. е. сиротства при живых родителях), в результате которого количество детей, от которых отказались родители, превысило в современной России 700тыс. чел.;

- где именно находится то ключевое звено в длинной цепи разнообразных причин депопуляции россиян, взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь, тем самым преодолев зловещий ход событий, грозящих нам всем непоправимыми последствиями.

По мнению автора, категории репродуктивного труда при всей активности ее использования в научных исследованиях все же недостаточно для нахождения убедительных ответов на поставленные вопросы.

Кроме того, следует учитывать два очень важных момента. Во-первых, наименование категории «репродуктивный труд» генетически связано в наибольшей степени с медицинскими категориями «репродуктивная функция» и «репродуктивное здоровье». В связи с этим ученые-социологи ввели такие производные понятия, связанные с желанием потенциальных родителей иметь детей, как «репродуктивные планы», «репродуктивные намерения», «репродуктивная ориентация» и др.

Во-вторых, категория «репродуктивный труд» является значительно более поздней цивилизацион-ной и в сильной степени модифицированной формой индивид уальных актов воспроизводства населения по сравнению с категорией «родительский труд».

Представляется, что на ранних ступенях развития человеческого сообщества родительский труд носил в преобладающей мере «следы» своего первоначального биологического происхождения. Функции ухода за детьми и подростками, их воспитания, обучения и развития долгое время выполнялись исключительно родителями и близкими родственниками. Это было уделом преимущественно женщин, поскольку мужчины выполняли роль добытчиков средств существования семьи.

С бурным же ростом производительных сил и углублением разделения труда появилась объективная (детерминированная условиями развития общества, ключевые позиции в котором занимают мужчины) необходимость вовлечения женщин в сферу продуктивного труда. Естественно, что обязательным условием участия женщин в общественном производстве стало формирование

соответствующей сети разнообразных детских учреждений сферы социальной репродукции (детские ясли, детские сады, школы-интернаты и др.).

Что же произошло в новых условиях с единым до этого времени родительским трудом? По мере увеличения вовлеченности женщин в сферу продуктивного труда, усложнения требований к обучению и воспитанию подрастающего поколения, роста числа учреждений сферы социальной репродукции все большая часть родительских функций делегировалась этим учреждениям и фактически выполнялась ими.

Однако было здесь и одно исключение для самой важной функции — функции родительской любви к детям. Эта функция, берущая свое начало от биологической природы материнства и отцовства, по определению и происхождению не может быть делегирована даже самым хорошим воспитателям, учителям и медицинским работникам.

Таким образом, с широким вовлечением женщин в явно доминирующую сферу продуктивного труда произошло разделение единого до этого времени родительского труда на:

- собственно родительский труд, выполняемый матерью, отцом и другими самыми близкими родственниками;

- делегированный родительский труд, который выполняется воспитателями, учителями, педагогами, медицинским персоналом учреждений сферы социальной репродукции в период нахождения детей в этих учреждениях.

Не означает ли предлагаемый подход дискриминацию нелегкого и ответственного труда работников сферы социальной репродукции? По мнению автора, дело обстоит совсем не так. Ведь родительская любовь при всеобщем трепетном отношении к разнообразным формам ее проявления происходит от биологического начала человека, развитого и облагороженного цивилизацией. Однако никакой сколь угодно высокий уровень цивилизационной культуры не может искусственно привить чувство родительской любви воспитателям, учителям, педагогам, врачам и медицинским сестрам.

Вместе с тем современные совершенные педагогические технологии и огромный прогресс в медицине могут очень хорошо подготовить как работников детских учреждений сферы социальной репродукции, так и медицинский персонал к эффективному выполнению функций воспитания, развития, обучения и лечения детей и подростков. Но это все же социальная составляющая взращивания будущих человеческих ресурсов, которая явно преобладает в делегированном родительском труде.

Представляется, что в рамках исследований, проводимых лишь на основе категорий «репродуктивный труд», «репродуктивная активность», «качество репродуктивного труда», дальнейшее углубление научных исследований процесса воспроизводства человеческих ресурсов в перечисленных направлениях не может быть эффективным.

Таким образом, родительский труд — это особый вид трудовой деятельности по уходу, воспитанию, ранней социализации, обучению и развитию детей, выполняемый родителями и ближайшими родственниками на каждой из семи стадий воспроизводства человеческих ресурсов — начиная от рождения ребенка до завершения процесса формирования его личности.

Объект труда здесь — растущий и взрослеющий ребенок (подросток). Предмет труда — процесс формирования его личности. Субъект труда — родители и ближайшие родственники.

Специфика родительского труда заключается в соединении в нем функциональных обязанностей педагогов, психологов, социологов, педиатров, экономистов, юристов. При этом системообразующей функцией и стержнем этого вида трудовой деятельности является функция родительской любви кдетям.

Источник родительской любви восходит к биологической природе человека, тесно соединяемой с цивилизационными установками общества, сформировавшимися в конкретно-исторических условиях. Это решительным образом отличает родительскую любовь от ощущений и инстинктов животных, основывающихся на слепом инстинкте размножения (любовь самки животного к своему детенышу — это все же инстинкт, а не человеческое чувство).

Делегированный родительский труд может быть охарактеризован как модифицированная форма собственно родительского труда. Кардинальное отличие этого труда от собственно родительского заключается в том, что профессиональным

Мужчина

Добытчик

I

работникам детских учреждений сферы социальной репродукции передается (родителями или соответствующими государственными органами) на определенный период времени какая-то часть либо полностью все родительские функции, за исключением функции родительской любви к детям, которая не может быть предметом передачи.

При рассмотрении процесса развития самого родительского труда и его отражения в сознании людей целесообразно выделить и охарактеризовать организационные формы родительского труда, связанные с теми или иными этапами эволюции человеческого общества.

Первый этап. Племенная (родовая) форма родительского труда. В этом периоде именно племя (род) является основной ячейкой человеческого общества. Человек начинает выделяться из животного мира, но частично его устои еще похожи на устои, которые существуют в животном мире. Тем не менее в этот период главное отличие человека от животного заключается в том, что человек уже начинает создавать, пусть примитивные, но орудия труда (в основном это орудия охоты). Эти орудия ему необходимы, чтобы защититься от хищников и добыть пищу. Но даже с помощью примитивных орудий охоты в одиночку он не может победить более сильных хищников, поэтому происходит формирование племен. В племени существует четкое разделение труда между мужчинами и женщинами.

На этом этапе родительский труд — это труд только женщин, который заключается в коллективном воспитании всех детей племени (рис. 1). Специфика того времени заключалась в присутс-

Жнщина

Сфера продуктивного труда

Поддержание общего очага

Сфера родительского труда

Обеспечение пищей и охраной всего племени

Уход, воспитание детей всего племени

Родительский труд = Материнский труд

I ^ - Основная связь

- Вспомогательная связь

Рис. 1. Формирование родительского труда на первом этапе эволюции

Семья

Мужчина

ЗЕ1

Добытчик

Сфера продуктивного труда

1

Обеспечивает пищей и благами свою семью

> Женщина

Хранительница очага

Сфера родительского труда

Уход, воспитание, обучение своих детей

Родительский труд - сумма труда матери (на ранних стадиях репродукции) и отца (на более поздних стадиях репродукции)

| ^ - Основная связь —► - Вспомогательная связь

Рис. 2. Формирование родительского труда на втором этапе эволюции

(но еще в зачаточном состоянии), потому что мужчина четко знает, что это его дети. В этот период появилась моногамная семья, а в родительском труде выделилась родительская любовь, которая является стержнем в воспитании детей. Но основной родительский труд все еще остается на женщине, который является основным ее трудом (рис. 2), т. е. уход, воспитание детей остаются за матерью, отец на-

твии полигамных отношении между мужчинами и женщинами племени, так как сама природа и доминирование биологического начала у первобытного человека вынуждали жить коллективно, чтобы выжить в суровых условиях.

В силу изложенного женщина хорошо знала детей, которых она родила, однако мужчина не знал именно своих детей. Таким образом, у ребенка племени, рода имелась «персональная» мать, а отцом был «совокупный» мужчина. Естественно, что материнский инстинкт имел своего адресата, т. е. в тот период женщина уже сформировалась как мать, любящая рожденных ею детей. Иными словами, в человеческом сообществе первым появляется родительское чувство матери. Материнское чувство стало прародителем современного родительского (материнско-отцовского) чувства как основы самоотверженного родительского труда.

Второй этап. Ранняя семейная форма родительского труда. Более глубокое разделение труда, совершенствование орудий труда и охоты повлекли большую устойчивость в объемах добытой пищи. Начинают появляться излишки. Следствием этого явилось расслоение общины, племени. Так как все, что добывают более сильные, удачливые соплеменники, они не хотят нести в общий котел, то это привело к выделению семей.

Род как таковой еще сохраняется, но живут уже семьями, а не племенем. Соответственно у мужчины появляется чувство ответственности за свою семью, чувство отцовства и родительское чувство

чинает заниматься родительским трудом на более поздних стадиях репродукции, когда ребенок подрастет, обучая его, например, охоте или какому-то ремеслу.

Третий этап. Первая трансформация семейной формы родительского труда. Начало этого этапа в развитии содержания и понимании сущности родительского труда можно датировать XVIIв., который характеризовался все более передовыми технологиями, появлением фабрик и началом массового производства товаров текстильной, швейной промышленности. Переход от мануфактурного производства к фабричному создал предпосылки для промышленной революции в Англии, последствиями которой явилось массовое вовлечение женщин в сферу продуктивного труда, а также возникновение и развитие делегированного родительского труда в детских учреждениях сферы социальной репродукции. Можно выделить следующие причины вовлечения женщин в реальный сектор экономики того времени:

- женщины в отличие от мужчин не претендуют на высокую зарплату;

- техника того времени (ткацкие станки, швейные машины и др.) требовала специфических качеств рабочей силы в процессе ее эксплуатации, так как она была еще не совершенна и требовала женской кропотливости и терпения. Таким образом, развитие сферы продуктивного

труда потребовало вовлечения женщин в сектор реальной экономики. В соответствии с этим возник

закономерный вопрос: куда определить детей, если рабочий день длится 10—12 ч, а усилий пожилых родственников недостаточно. Именно тогда начинают формироваться первые еще примитивно организованные детские сады при фабриках, где женщины присматривали за всеми детьми по очереди. Но это было не вполне профессионально и не совсем удобно, потому что кому-то приходилось отрываться от работы. Постепенно эта

- Основная связь

- - Вспомогательная связь

Рис. 3. Формирование родительского труда на третьем этапе эволюции

форма совершенствовалась, стали появляться профессионально обученные работницы, деятельность которых заключалась в уходе, присмотре за детьми, их воспитании. Все это послужило основой для появления делегированного родительского труда, где часть обязанностей родителей выполняли профессионально обученные воспитатели (рис. 3).

При этом функции ухода, воспитания и обучения постепенно переходят к специально обученным работникам сферы социальной репродукции. Профессионализация делегированного родительского труда потребовалась для смягчения его отрицательных последствий. Но наемный персонал учреждений этой сферы не может любить детей родительской любовью и испытывать родительские чувства. Поэтому отрицательные последствия делегированного родительского труда (дефицит родительского внимания, родительских чувств) не могут быть полностью компенсированы профессионализмом воспитателей, педагогов, медицинских работников.

Четвертый этап. Вторая трансформациия семейной формы родительского труда. Это — современный период в развитии содержания и понимания сущности родительского (репродуктивного) труда — период, который тесным образом связан с переходом к постиндустриальному обществу. Для данного этапа характерны следующие особенности (рис. 4):

- ширящееся вовлечение женщин в сферу продуктивный экономики вместе с мужчинами1;

- возрастание потребности в дальнейшем развитии сектора социальной репродукции (его роль значительно возрастает по сравнению с предыдущим эволюционным этапом);

- фокус внимания современной женщины все в большей степени перемещается с выполнения материнских функции на карьерные устремления;

- традиционные функции делегированного родительского труда (уход, воспитание, обучение) дополняются функцией развития детей и подростков, роль которой постоянно повышается.

В постиндустриальном обществе наряду с позитивными тенденциями в сфере продуктивного труда (огромный рост производительных сил, информационный взрыв и т.д.), а также позитивными тенденциями в социальном секторе сферы репродукции (в целом высокий уровень профессионализации делегированного родительского труда, включение в него функции развития детей и подростков) наблюдается целый ряд негативных явлений:

1 Экономическая активность женщин в промышленно развитых странах уже устойчиво превышает 50 %-ный уровень: Германия — 51, Великобритания — 56, США — 59, Россия — 63, Швеция — 76 %. В развивающихся странах, которые не достигли пока постиндустриальной стадии развития, этот показатель в 1,5—2 раза ниже: Мексика — 42, Индия — 38, Турция — 25 %.

- Основная связь —► - Вспомогательная связь

Рис. 4. Формирование родительского труда на четвертом этапе эволюции

- все большая разбалансированность двух сфер человеческой деятельности (сфера родительского труда все сильнее отстает в своем развитии от сферы продуктивного труда);

- определенный рост качества социальной репродукции не сопровождается аналогичным ростом качества родительского труда;

- потребность в детях маргинализируется, вытесняется на периферию сознания;

- карьерные устремления молодежи распространяются все шире и становятся приоритетными, а родительство рассматривается как серьезная помеха для карьерного роста;

- депопуляция населения в развитых странах становится неизбежным спутником, оборотной стороной, своеобразной платой за прогресс в цивилизационном развитии. Само это развитие приобретает все более однобокий характер;

- внутрисемейная конкуренция за приоритетность условий для карьерного роста супругов ослабляет семейные узы, расшатывает институт семьи, порождает его системный кризис;

- для молодой женщины, обуреваемой карьерными устремлениями, ее материнские обязанности все более отходят на второй план, часть этих обязанностей переходит от матери к родственникам и наемному персоналу. Происходит, по выражению А. И. Солженицына, расчеловечивание человека. Это этап глубокого

системного кризиса института семьи, ро-дительства и процесса воспроизводства человека. Осознаются ли обществом и государством тяжелейшие последствия дальнейшего развития негативных тенденций современного этапа эволюции организационных форм родительского труда? На наш взгляд, если и осознаются, то в явно неполной мере. Есть основания предположить, что вполне вероятным сценарием развития демографической ситуации в нашей стране может быть третья трансформация семейной формы родительского труда, по существу, приводящая едва ли не к полному вытеснению собственно родительского трудаделегированным родительским трудом.

Пятый этап. Третья трансформация семейной формы родительского труда (один из возможных сценариевразвития ситуации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс дальнейшего сужения сферы бытия собственно родительских функций в нашей стране развивается и, вероятно, продолжит процесс своего развития в будущем преимущественно по следующим трем направлениям:

- сокращение количества объектов родительской любви: доля детей в возрасте до 15 лет среди населения России в 1992 г. составила 24,1 %, в 2000г. - 20,1, в 2005г. - 16,8, в 2008г. - 15,8 % (снижение за последние 16 лет на8,3 процентных пункта), а абсолютная численность детей за этотже период сократилась с 35,8 до 22,5 млн чел., т. е.в1,6 раза;

- расширение сферы функционирования детских учреждений социальной сферы, в которых выполняется делегированный родительский труд: если в 2000 г. охват детей дошкольными образовательными учреждениями составлял 55 % от численности детей в возрасте 1—6 лет, то в 2005 г. он выросдо 57,3, а в 2008г. — до 59,4%;

- сохранение ориентации женщин на расширение своего участия в продуктивном труде, что

сужает их возможности в реализации родительских функций: доля экономически активного женского населения возросла за 16 лет с 45,4 % в 1992г.,до 47,2%в 2005г.идо 48,6 %в 2009г. Приниженное положение родительского труда усугубляется ростом социального неравенства, в результате которого малая часть населения нашей страны имеет возможность обучать, воспитывать и развивать своих детей в элитарных условиях, а подавляющее большинство населения вынуждено ограничиваться значительно более прозаичными условиями:

- переполненными детскими садами (как показывают исследования, численность детей в группах ясельного возраста составляет более 20 чел., а группах дошкольного возраста — более 30 чел., тогда как оптимальная численность — 15 чел.;

- снижением качества образовательной подготовки в муниципальных школах, что обусловлено маргинализацией школьного образования, снижением престижности учительской профессии;

- низкой статусностью таких профессиональных учебных заведений, как техникум и профессионально-техническое училище (количество ПТУ за 1992—2008 гг. сократилось в 1,5 раза, а численность обучающихся — в 1,6 раза, тогда как число вузов возросло за эти же годы в 2,1 раза, а численность студентов — в 2,8 раза);

- понижением качества профессиональной подготовки выпускников обычных вузов, обусловленной гипертрофированным ростом объемов платных образовательных услуг, повышением

Список литературы

нагрузки преподавателей, хроническим отставанием высшей школы от требований жизни. Что же может дать введение новой категории для углубления научных исследований процесса воспроизводства человеческих ресурсов?

Во-первых, в орбиту рассмотрения ученых и специалистов вовлекается новый важный фактор активизации воспроизводственной деятельности (родительская любовь, осознанная потребность в детях), который до этого практически не рассматривался ни в отечественной, ни в зарубежной экономической литературе.

Во-вторых, в поле зрения ученых, занимающихся экономикой репродуктивного труда, попадают такие не используемые в настоящее время понятия, как морально-психологические издержки (при структурировании затрат на воспроизводство человеческих ресурсов) и морально-психологические результаты (при определении состава эффектов от рассматриваемого вида деятельности и оценке ее эффективности).

В-третьих, органы государственного и муниципального управления, общественные организации получают возможность более обоснованно, целеустремленно и успешно проводить политику поддержки молодых семей, привязанную к созданию самой семьи, например путем безусловного выделения жилья лицам, вступающим в брак, а также к ключевым условиям качественного выполнения родительских функций на других стадиях репродукционного процесса. При разработке и реализации именно такой политики наблюдающийся общий дефицит родительской любви в стране может значительно сократиться.

1. Багирова А. П. Репродуктивная активность: экономико-статистический анализ и механизм стимулирования. Екатеринбург: УрГИ, УрСЭИ, 2009.

2. Багирова А. ДТеоретико-методологические проблемы управления репродуктивной активностью. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2009.

3. Илышев A.M. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография / А. М. Илышев, И. В. Лаврентьева. М.: Финансы и кредит, 2005.

4. Лаврентьева И. В. Проблема включения репродуктивного труда в экономику. Региональный аспект. М.: РГТЭУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.