Научная статья на тему 'Родительская поддержка и психосоматическое здоровье детей и подростков'

Родительская поддержка и психосоматическое здоровье детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / SOCIAL SUPPORT / PARENTAL SUPPORT / PSYCHOSOMATIC HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лифинцева Алла Александровна

Описываются особенности родительской поддержки как социально-психологического феномена и ее связи с психосоматическим здоровьем (депрессивными, тревожными и соматизированными проявлениями) детей и подростков. Представлена вероятностная структурно-функциональная модель родительской поддержки, включающая в себя содержание, компоненты и функции. В качестве критериев ее эффективности предлагается рассматривать конгруэнтность, доступность и комплементарность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лифинцева Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parental support and psychological health of children and adolescents

This article describes the features of parental support as a socio-psychological phenomenon and its relation to psychosomatic health (depression, anxiety, and somatization) in children and adolescents. The author presents a probability structuralfunctional model of parental support covering its content, components, and functions. Congruity, accessibility, and complementarity are suggested as efficiency criteria.

Текст научной работы на тему «Родительская поддержка и психосоматическое здоровье детей и подростков»

УДК 159.99

А. А. Лифинцева

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Описываются особенности родительской поддержки как социальнопсихологического феномена и ее связи с психосоматическим здоровьем (депрессивными, тревожными и соматизированными проявлениями) детей и подростков. Представлена вероятностная структурно-функциональная модель родительской поддержки, включающая в себя содержание, компоненты и функции. В качестве критериев ее эффективности предлагается рассматривать конгруэнтность, доступность и комплементарность.

This article describes the features of parental support as a socio-psycho-logical phenomenon and its relation to psychosomatic health (depression, anxiety, and somatization) in children and adolescents. The author presents a probability structural- functional model of parental support covering its content, components, and functions. Congruity, accessibility, and complementarity are suggested as efficiency criteria.

Ключевые слова: социальная поддержка, родительская поддержка, психосоматическое здоровье детей и подростков.

Key words: social support, parental support, psychosomatic health of children and adolescents.

Среди множества факторов риска нарушений психосоматического здоровья в детском и подростковом возрасте можно выделить аспекты как биологического порядка (особенности темперамента, обменных и гормональных процессов, конституциональная принадлежность и т. д.), так и психосоциального. Описание последних стало возможным также благодаря интегративной многофакторной психосоциальной модели эмоциональных расстройств, разработанной А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, включающей в себя интерперсональные факторы возникновения и течения этих дисфункций [1]. Доминирующим из них является социальная поддержка, при обсуждении которой большинство специалистов фокусируют свое внимание на типах и видах, упуская характеристики источников социальной поддержки и их значимость для психосоматического здоровья детей и подростков. В то же время многочисленные исследования и обзорные статьи, опубликованные за последние пятьдесят лет, свидетельствуют о важности роли родительской поддержки, и нехватка ее у детей способствует «разрушающему» поведению при

© Лифинцева А. А., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 85—90.

построении межличностных контактов с другими детьми, неспособности к кооперации, а также приводит к замкнутости и невнимательности к остальным. Кроме того, у данных детей была отмечена высокая степень переживания ими чувств безысходности и отчаяния [6].

Принято считать, что поддержка, получаемая от родителей в детстве, оказывает значимое влияние на здоровье ребенка, поскольку взаимоотношения между ними служат контекстом, внутри которого протекают большинство процессов его физического, социального и психического развития. Например, если родители окружают ребенка атмосферой заботы, то затем дети могут обобщить усвоенный опыт. Когда они вырастают, то ищут такое окружение, где могут легко получить социальную поддержку. И наоборот, если родители не помогают детям и эта помощь недоступна для них, то в дальнейшем у детей могут развиться поведенческие паттерны избегания контактов.

Среди подростков с высоким уровнем такой поддержки гораздо реже встречаются тревожные и депрессивные: можно констатировать наличие адекватной самооценки в контексте их совладания со стрессовыми ситуациями [4]. В отдельных зарубежных работах показано, что родительская поддержка напрямую связана с позитивным функционированием ребенка: она играет ключевую роль в решении его экстернали-зированных и интернализированных проблем, способствует повышению уровня самооценки и академической успеваемости [2]. М. Хоффман, В. Ушпиц и Р. Леви-Шифт считают, что дети и подростки с высоким уровнем осознаваемой родительской поддержки имеют меньше проблем с адаптацией [5].

Обобщая результаты исследований, проведенных в разных странах и разные годы, можно сказать, что дети и подростки, получающие достаточно поддержки, демонстрируют меньше негативных психологических и физических симптомов в период раннего возраста, нежели те, которые получают немного.

Научный конструкт «родительская поддержка», несмотря на его широкую распространенность в зарубежных экспериментальных исследованиях, не имеет однозначного толкования. В ранних психоаналитических подходах данное понятие описывалось через процессы удовлетворения родителями потребностей ребенка и проявление ими тепла, принятия и контроля. Во многих теориях социального научения родительская поддержка рассматривается как баланс между теплотой и степенью чувствительности, а также контролем и требовательностью по отношению к ребенку.

Говоря о принципиальных позициях относительно современного понимания конструкта «родительская поддержка», можно отметить нацеленность большинства исследователей на его описание через поведенческие категории — действия, поведенческие акты и/или пове-

денческую активность. Пионеры в данной области Б. Роллинз и Д. Томас рассматривали ее как «поведение, проявляющееся у родителей по отношению к ребенку, заставляющее его чувствовать себя комфортно в присутствии родителей и укрепляющее в нем уверенность в принятии и заботе» [7, р. 319]. Б. Шоу, Н. Краузе и другие предполагали, что родительская поддержка включает в себя «жесты или акты заботы, одобрения и содействия, которые родитель проявляет по отношению к своему ребенку» [8, р. 4]. Схожее содержание данного понятия можно встретить и в работах Дж. Райта: «определенные родительские действия, обеспечивающие ребенку любовь, заботу, принятие и сочувствие и предоставляющее информацию и материальные ресурсы» [9, р. 21].

Ориентация на бихевиористское понимание родительской поддержки игнорирует, на наш взгляд, целый пласт психологических феноменов, например, таких как чувствительность к потребностям ребенка, конгруэнтность эмоциональных переживаний родителей в ситуациях взаимодействия с ним, чувствительность ребенка к предоставляемой ему поддержке, ее комплементарность и т. п. Результаты теоретико-методологического анализа позволили нам определить родительскую поддержку как динамический социально-психологический феномен предоставления родителями ребенку различных ресурсов, имеющих для него субъективную значимость в данный момент времени.

Рассматривая родительскую поддержку как социально-психологический феномен, нами была разработана ее вероятностная структурнофункциональная модель, включающая в себя содержание, компоненты, функции и критерии эффективности.

Как и любой подобный феномен родительская поддержка выполняет важнейшие функции в отношении только формирующейся личности ребенка. При соответствии критериям комплементарности, доступности и конгруэнтности, родительская поддержка обеспечивает, во-первых, подачу определенной информации о мире в целом и о конкретных жизненных ситуациях; во-вторых, являет собой механизм предоставления ребенку обратной связи о его поведении, действиях, поступках, переживаниях и состояниях; в-третьих, формирует у него жизненный план и поддерживает устойчивость к разного рода воздействиям, в том числе и травмирующим. Поддерживающее поведение родителей может выступать «буфером» между переживаниями ребенка и его стрессовыми ситуациями, обеспечивать решение важных для ребенка жизненных проблем, являться источником практического опыта, его идентичности и эмоциональной чувствительности.

Мы предлагаем выделять четыре типа содержания родительской поддержки: эмоциональный, инструментальный, информационный и оценочный. Эмоциональная поддержка связана с демонстрацией ребенку того факта, что его любят и ценят, независимо от достижений

и успехов. Инструментальную (материальную, финансовую) поддержку легко отличить от эмоциональной, так как она включает в себя такие непосредственные действия, как обеспечение карманными деньгами, покупка вещей, помощь в бытовых делах и т. д. Информационная родительская поддержка включает в себя предоставление информации, либо касающейся потребностей ребенка в данный момент времени (например, сбор и передача сведений относительно высшего учебного заведения, куда он планирует поступить после школы и т. п.), либо необходимой для борьбы или совладания с трудными жизненными ситуациями. Оценочная поддержка включает освещение информации, относящейся к самомнению ребенка, оценки его успехов или достижений.

В качестве ключевых компонентов родительской поддержки наиболее оптимальным, на наш взгляд, является выделение ее когнитивных, поведенческих и эмоциональных составляющих. Представления и знания родителей о том, что такое поддержка, и их умения и способности оказывать ребенку помощь в различных ситуациях его жизни, в том числе и кризисных, — это база когнитивного компонента. Поведенческий компонент имеет прямое отношение к тем или иным актам поведения родителей в момент предоставления ребенку. Он может быть связан с демонстрацией физической близости (тактильные контакты, поцелуи, объятия, прикосновения, присутствие рядом) и привязанностей (вербальное выражение любви и нежности; открытая чувствительность к потребностям ребенка, оценка, похвала, выказывание доверия, ободрение и поддержка). Кроме того, проявление поведенческого компонента родительской поддержки можно обнаружить в коммуникативных взаимодействиях (открытое и позитивное общение, честность и откровенность в межличностном контакте, их частота, степень «свободы» родителя и ребенка при взаимосвязи). Эмоциональный компонент отражает весь спектр чувств и переживаний родителей, возникающих у них по отношению к ребенку, и содержит позитивную эмоциональность, чувства теплоты и близости, интерес к ребенку, принятие его и вера в него.

Выделение критериев эффективности родительской поддержки составляет одну из самых сложных задач, решение которой имеет непосредственные практические следствия для детского и подросткового психологического консультирования и психотерапии. В семейной терапии и консультировании зачастую специалисты ориентируются на дисфункциональные паттерны поведения членов семьи, гиперопеку и гиперпривязанность родителей к ребенку, противоречивые семейные правила и дезадаптацию, игнорируя тот факт, что мишенью психотерапевтического процесса может быть и неэффективная родительская поддержка. Как показал наш теоретико-методологический анализ,

к настоящему времени лишь отдельные исследователи касались проблем определения критериев эффективности родительской поддержки.

Например, Е. Элиссон было выделено четыре важных фактора, определяющих ее эффективность: доступность, дружеское общение, нежная забота и родительское медиаторство [3]. Доступность связана как с количеством времени, которое родитель и ребенок проводят вместе, так и с числом «препятствий», ограничивающих их контакты. Дружеское общение включает в себя типы и частоту совместных действий, в которые родитель и ребенок одновременно вовлечены (например, это может быть повседневная активность — покупка продуктов, бытовые дела; или специфическая — экскурсии, путешествия, совместные занятия спортом и т. д.). Нежная забота представляет собой определенную характеристику родительско-детских отношений и включает в себя эмоциональную экспрессию, тактильные контакты, а также чувства близости и любви. Медиаторство связано с определенной посреднической ролью родителя между ребенком и обществом [3].

Ограниченность классификации Е. Элиссон, с нашей точки зрения, обусловлена двумя причинами: во-первых, в процессе психологического консультирования и психотерапии весьма затруднительным со стороны специалиста представляется оценка степени дружеского общения и нежной заботы со стороны родителей, и, во-вторых, в данной классификации речь, скорее, идет о «родительской активности» в оказании поддержки ребенку, а его потребности в ней нивелируются.

По нашему мнению, критериями эффективности поддержки выступают ее доступность, комплементарность и конгруэнтность. Доступность родительской поддержки — двуединый процесс, связанный, с одной стороны, с возможностью родителя предоставить ее ребенку, а с другой — способностью ребенка ее получить. Согласованность содержания и частоты предоставления поддержки с актуальными потребностями ребенка и ее субъективной значимостью для него в данный момент времени представляет собой комплементарность родительской поддержки. При этом следует отметить, что комплементарность, также как и доступность, касается различных типов ее содержания и основных составляющих. Схожа с данным критерием эффективности и конгруэнтность родительской поддержки, которая, скорее, связана с актуальными потребностями и переживаниями. Она представляет собой согласованность потребностей родителя оказать поддержку своему ребенку и степень ее необходимости в ситуации взаимодействия с ним.

Определение ключевых компонентов родительской поддержки имеет важное практическое значение для психоконсультационной и психотерапевтической работы с родителями детей/подростков с нарушениями в психосоматическом здоровье. Некомплементарность, не-конгруэнтность и дефицитарность родительской поддержки могут яв-

ляться интерперсональными факторами нарушений в психосоматическом здоровье ребенка/подростка и выступать в качестве мишеней психотерапии. В данном случае наиболее оптимальными методами психотерапевтической помощи являются системная семейная терапия, когнитивно-поведенческая терапия и интегративные психотерапевтические стратегии.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук МК-172.2012.6 «Микросоциальные факторы психосоматического здоровья детей и подростков».

Список литературы

1. Холмогорова А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М., 2011.

2. Barrera M., Chassin L., Rogosch F. Effects of social support and conflict on adolescent children of alcoholic and nonalcoholic fathers // Journal of personality and social psychology. 1993. № 64.

3. Ellison E. S. Parental support and school-aged children / / Western journal of nursing research. 1983. № 7(4). Р. 401—424.

4. Enos D. M., Handel P. J. The relation of parental marital status and perceived family conflict to adjustment in white adolescents // Journal of consulting and clinical psychology. 1986. № 54(6). Р. 820—824.

5. Hoffman M.A., Ushpiz V., Levy-Shift R. Social support and self-esteem in adolescence / / Journal of youth and adolescence. 1988. № 17(4). Р. 307 — 316.

6. Kashani J. H., Canfield L. A., Borduin C. M. et al. Perceived family and social support: Impact on children // Journal of the American academy of child and adolescent psychiatry. 1994. № 33. Р. 819 — 823.

7. Rollins B. C., Thomas D. L. Parental support, power, and control: Techniques in the socialization of children / / Contemporary theories about the family. N. Y., 1979. Vol. 1. P. 317 — 374.

8. Shaw B.A., Krause N., Chatters L. M. et al. Emotional support from parents in early life, aging, and health / / Psychology and aging. 2004. № 19(1).

9. Wright J. Parental support and juvenile delinquency: A test of social support theory. Cincinnati, 1995.

Об авторе

Алла Александровна Лифинцева — канд. психол. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About the author

Dr Alla Lifintseva, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.