Научная статья на тему 'Риторика как социально-культурное явление'

Риторика как социально-культурное явление Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5227
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РИТОРИКИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ЛОГИКА / ЭТИКА / ПРИНЦИПЫ МЫШЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Архарова Л.В.

Статья посвящена риторике как социальному и культурному явлению. Риторика долгие десятилетия не преподавалась в нашей стране, поэтому многие испытывают трудности с выражением своих мыслей. Необходимо исправлять ситуацию, и не только с запущенной риторикой, но и тесно связанными с ней культурой речи, логикой, этикой. Язык, как сущностное явление, и такие надстроечные явления, как культура речи, риторика и т.д., необходимы, прежде всего, не как средство общения, а как инструмент мышления. Взгляд на риторику лишь как на красноречие умаляет её роль в развитии личности. Речь становится социально значимой, если способствует изменениям в общественном сознании, влияет на результаты общественной деятельности. Рассматривается необходимость широкой популяризации риторики и культуры речи в современном обществе. Предлагается издавать риторику в удобных форматах, например, брошюры, листовки. Изучение риторики невозможно без ознакомления с её основными категориями, с этой целью были составлены таблицы, освещающие основы риторики и, тесно связанные с нею, логики и культуры речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторика как социально-культурное явление»

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

Л.В. Архарова

РИТОРИКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. Статья посвящена риторике как социальному и культурному явлению. Риторика долгие десятилетия не преподавалась в нашей стране, поэтому многие испытывают трудности с выражением своих мыслей. Необходимо исправлять ситуацию, и не только с запущенной риторикой, но и тесно связанными с ней культурой речи, логикой, этикой. Язык, как сущностное явление, и такие надстроечные явления, как культура речи, риторика и т. д., необходимы, прежде всего, не как средство общения, а как инструмент мышления. Взгляд на риторику лишь как на красноречие умаляет её роль в развитии личности. Речь становится социально значимой, если способствует изменениям в общественном сознании, влияет на результаты общественной деятельности. Рассматривается необходимость широкой популяризации риторики и культуры речи в современном обществе. Предлагается издавать риторику в удобных форматах, например, брошюры, листовки. Изучение риторики невозможно без ознакомления с её основными категориями, с этой целью были составлены таблицы, освещающие основы риторики и, тесно связанные с нею, логики и культуры речи.

Ключевые слова: риторика, риторический идеал, основные понятия риторики, культура речи, логика, этика, принципы мышления, социально значимая речь, речевое воспитание, речевое воздействие.

L.V. Arkharova

RHETORIC AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Summary. The article is devoted to rhetoric as a social and cultural phenomenon. For many decades rhetoric has not been taught in our country, so many have difficulty expressing their thoughts. It is necessary to correct the situation, and not only with the neglected rhetoric, but also the culture of speech, logic, and ethics closely connected with it. Language, as an essential phenomenon, and such superstructural phenomena as the culture of speech, rhetoric, etc., are necessary, first of all, not as a means of communication, but as an instrument of thinking. Looking at rhetoric only as eloquence diminishes its role in the development of personality. Speech becomes socially significant if it contributes to changes in the public consciousness and affects the results of social activities. The need to widely popularize rhetoric and speech culture in modern society is considered. It is proposed to publish rhetoric in convenient formats, for example, brochures, leaflets. The study of rhetoric is impossible without familiarization with its main categories; for this purpose, tables were drawn up covering the basics of rhetoric and, closely connected with it, the logic and culture of speech.

Key words: rhetoric, rhetorical ideal, basic concepts of rhetoric, culture of speech, logic, ethics, principles of thinking, socially significant speech, speech education, speech influence.

Риторика, как искусство речевого воздействия, с древнейших времен рассматривалась как учение о речевой организации общества и поэто-

т

° му неразрывно связана с историей развития чело-х вечества.

^ Социально значимая речь способствует измене-

™ ниям в общественном сознании и непосредственно © влияет на результаты общественной деятельности.

Социальная ориентированность риторики проявляется в наличии статусно-ролевых позиций участников общения, а также значимостью предмета речи, выходящего за пределы частных интересов [3, с. 8,9].

Риторическая культура (как часть духовной культуры) личности, безусловно, связана с уровнем развития общества. Известно, что условием

появления и развития риторики являются демократические формы правления, активное участие граждан в политической жизни страны.

Риторика зародилась в Древней Греции. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение, и любой гражданин должен был уметь защищаться. Естественно, что при демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. Чтобы успешно вести дело в суде или выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать доводы оппонента и влиять на мнение публики. Итак, объективной основой зарождения риторики как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость.

Верная мысль, считал Сократ, рождает верное деяние. Философия риторики исследует природу воздействующей речи, её структуру и функции, способы обоснования и развития риторических знаний.

До конца периода античной культуры риторика предопределяла строй речи, образ мыслей, т.е. то, что мы называем философией жизни.

Говоря о риторике, часто имеют в виду красноречие — чувство слова, мир слова, языковую среду.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» [1, с. 19].

Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» [5, с. 91].

В «Частной риторике» Н. Кошанского говорится, что «ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других» [4, с. 82].

Античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали риторику как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.

Риторика относится к филологическим дисциплинам, и применение ее инструментария исключительно к анализу текстов существенно ограничивает её возможности.

Риторика как теория и мастерство эффективной речи выработала свою систему понятий (категорий) (см. в табл. 1). Для чего нужно овладевать риторическими навыками? Какие преимущества получает человек, владеющий искусством слова? Эти вопросы волновали риторов с античных времен. Актуальны они и в настоящее время.

Существует большое количество определений риторики. Некоторые исследователи сводят риторику к теории и практике речевой коммуникации (Е.Н. Зарецкая), другие рассматривают её как искусство речи (Ю.В. Рождественский), третьи вслед за античными авторами под риторикой понимают науку об убеждающей речи (А. А. Ивин, Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов и др.) и т.д. Очень ёмкое определение предлагает А.К. Михальская: «Риторика — это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи».

Риторика через общение помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая и воодушевляя их. Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга», — говоря о взаимности влияния людей друг на друга и необходимости их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого.

В любом виде общения — официальном и неофициальном — нам необходимо знание риторики. Риторика — это наука, в основу которой положена этика, наука о морали. И более того, отметим такую особенность риторики, как её синтетичность — в риторике, кроме этики, объединены философия, логика, психология, филология, эстетика. Например, лингвисты разрабатывают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей [6, с. 13]. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения.

В процессе речевого воспитания мы должны стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, развивать способность к речи, используя риторику как современную технологию речевого взаимодействия, а с другой — формировать личность оратора, рассматривая риторику как науку, основанную на этике. А начинать надо с объяснения, что такое риторика, каковы её задачи, законы и т.д.

Общение, основанное на риторике и знании языка, — неотъемлемый компонент человеческого бытия, без которого невозможно достижение взаимопонимания людей, существование самого общества.

Язык — культурный код нации, он является закономерным результатом социально-исторических, этнопсихологических и геополитических процессов. В нём запечатлена этнокультурная картина мира, которая преломляется в сознании человека как представителя культуры той или иной нации.

Риторика долгие десятилетия не преподавалась в нашей стране, поэтому многие испытывают трудности с выражением своих мыслей (особенно в устной форме и перед публикой), хотя уже к началу новой эры в риторике были не только обозначены, но и разработаны такие проблемы, как:

- предмет риторики (речь, красноречие);

- функции риторики (убеждение средствами речи);

- личностные качества говорящего (искренность, помыслы...);

- подготовка речи (этапы разработки речи);

- оценка и самооценка речи [7, с. 14].

Люди почти перестали писать друг другу письма. Тексты поздравлений на все случаи жизни издаются в книжечках, мы избавлены от творческих мук. Может быть, это не плохо, но теряется индивидуальность, не развивается мышление, связная речь и т.д.

Несмотря на то, что в некоторых школах в настоящее время ведётся преподавание риторики, часто дальше школы эти знания не распространяются. Родители младших школьников жалуются, что дети мало читают, почти не учат стихотворения, от учеников, не требуют развёрнутого ответа. Всё это не способствует формированию развитой языковой личности. [13, с. 65-67]

Изучение риторики тесно связано с изучением языка, литературы, написанной на этом языке. Важно говорить о том, что высшей формой национального языка является литературный язык, который обладает такой характеристикой, как ко-дифицированность, т.е. закреплённость в академической грамматике, словарях и справочниках. Кодифицированность связана с нормами русского литературного языка, представляющими собой совокупность правил и рекомендаций мотивированного использования языковых средств. Литературный язык отличает от других форм национального языка — территориальных и социальных диалектов, просторечия — общеприня-тость, общепонятность и общеобязательность.

Мы должны сохранять наш язык, беречь его как национальное достояние.

Для становления языковой личности большую опасность представляют жаргон и сленг, элементы которых весьма активно проникают в речь молодых людей. К сожалению, сейчас в нашем обществе не стесняются употребления нецензурных и бранных слов и выражений. К недостаткам современной речи также отнесём [17]:

- употребление слов с размытым значением: дорожная карта, подвижки, усилить контроль, мероприятия по организации. и т.д.;

- неоправданное употребление заимствованной лексики: оффшоры, аутсорсинг, лизинг, нет-воркинг девелопмент, хенд-мейд, пишут в «ди-рект», ставят «лайки». Многие неблагозвучные, корявые заимствования имеют всем знакомые и понятные слова на русском языке: дедлайн (срок сдачи), контент (содержание), коуч (тренер), блекаут (авария в энергосистеме, отключение света), стартап (начало процесса; старт; временная структура, предназначенная для поиска и реализации бизнес-модели; запуск чего-то абсолютно оригинального, нового) и др. Много заимствований слышим из уст спортивных комментаторов: ростер (состав) команды, хайлайты (лучшие моменты игры);

- неправильное употребление предлога: этот пример показал о том, что;

- замена имени существительного в косвенном падеже сочетанием с союзом «как»: он назван как лучший студент;

- проникновение жаргона не только в разговорную, но и в официальную речь: «Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь. Если мы не решим базовые проблемы <...> то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки. Если кто-то считает себя более продвинутым <.. .> Я прошу вас <.. .> не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казенным структурам <...>. Давайте прямо скажем, у них еще глаз не замы-лился, очень важно сердечное отношение к людям. Поручаю <.> установить требования к их компетенции, и при этом, конечно, не нагородив дополнительных бюрократических барьеров [11].

Представление о низкой культуре речи, об отсутствии риторических умений в нашем обществе зачастую связывают с немотивированным использованием иностранных слов, орфоэпическими и речевыми ошибками. Однако в настоящее время

наибольшую тревогу вызывает речевая агрессия, игнорирование этики общения. Можно сказать: как говорим, так и живём.

Молодые люди, подростки, не стесняясь, громко нецензурно выражаются, на замечания окружающих реагируют агрессивно. Что с этим делать? Сдержанности и вежливости учит риторика, основанная на этике. Конечно, этика существует и сама по себе как наука о морали, исследующая систему моральных ценностей. Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей [10, с. 21]. Однако как учебную дисциплину этику изучают далеко не в каждом вузе. В сочетании же с риторикой этика способна эффективнее воздействовать на состояние нравственности современного общества. Соединение морали, нравственности и слова делает особенно ценной риторику. И нам необходимо пользоваться поистине безграничными возможностями этих наук и дисциплин и в официальной, и в бытовой речи.

Средства массовой информации, к сожалению, перестали являть эталон речи: жаргонная, бранная лексика, просторечия - не редкость на телевидении, в газетах, на радио. Телепередачи, рассчитанные на широкую публику («60 минут», «Время покажет», «Кто против?», «Место встречи») и др., демонстрируют образцы речевой агрессии, манипулирования общественным сознанием, отсутствие логики у участников дискуссий. Риторика учит тому, что дискуссию можно проводить в том случае, если участники общения хотят прийти к согласию, готовы выслушать другое мнение. Справедливости ради отметим телепередачу на НТВ «Место встречи», ведущие которой стараются вести дискуссию в рамках языковых норм, делают замечание участникам, которые используют ненормативную лексику, проявляют речевую агрессию, однако иногда ведущий позволяет себе рассказать анекдот (например: Что такое летописец? Лето кончилось, совсем). Чаще всего в телестудиях мы видим непримиримых противников, которые не намерены менять свою позицию, настроены крайне враждебно против своих оппонентов, применяют запрещённые приёмы - уловки в споре, не следят за логикой, прибегают к инсинуациям и прочее. «Плоха риторика, которая оказывает давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает». [7, с. 12]

Немецкий лингвист Карл Фосслер рассматривал язык как непрерывную творческую духовную деятельность, неотделимую от духовной и интеллектуальной истории народа. Подчёркивал, что

язык — это, прежде всего, средство выражения, и только во вторую очередь — средство общения [15. с. 595].

В настоящее время мы замечаем рост популярности дискуссионной речи. И опять мы приходим к необходимости широкого распространения риторики, так как она учит правильно вести дискуссию. Необходима её популяризация, издание в современных форматах (компактных, например, в виде таблиц) основ риторики и культуры речи.

Освоение риторики целесообразно начать со сравнения объекта и предмета риторики и других филологических дисциплин. Мы увидим, что объект культуры речи, риторики, описательных дисциплин (грамматика, фонетика и др.) — язык/язык и речь, предмет разный, т. к. он определяется с точки зрения конкретной науки (дисциплины), её задач [2, с. 7].

Затем важно ознакомиться с основными понятиями риторики (табл. 1). Большой объём информации легче представить в виде таблицы, где всё компактно, сжато, ничего лишнего. Таблицы составлены автором, но представлены в сокращённом варианте. В таблицу 1 включены основные понятия, без которых невозможно составить представление о риторике: цель риторики как науки, её задачи, законы, основные категории (среди которых этика, о важности которой мы уже говорили), риторический канон (по сути — это правила составления текста выступления), общие места или топы (модель развития мысли о чём-либо). Многие даже не задумываются о том, что риторика — это наука, о чём говорят ответы взрослой аудитории — слушателей курсов переподготовки: риторика — это поговорить...

С риторическим каноном и топами необходимо ознакомиться всем: это отличные подсказки, помогающие связно говорить, излагать мысли.

Мы часто говорим «логично», «не логично», а объяснить, что это такое, могут далеко не все. Понятия «логика», «логичный» издавна рассматриваются как синонимы рассудка, ума, правильного мышления. Как и риторика, логика служит инструментом познания, развития интеллекта. В таблице 2 кратко освещены основные законы логики, которые позволяют избежать таких распространённых ошибок, как нелогичность, подмена понятий, противоречивость в речи. Итак, для правильного мышления необходимо знать законы логики: закон тождества, закон противоречия (логической непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного обоснования (табл. 2) [14, с. 487].

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РИТОРИКИ

Понятия Значения

Цель риторики (по Н. Ф. Кошанскому) Раскрывая источники изобретения (соответствует первой части риторического канона: изобретение мыслей), раскрыть все способности ума; чтобы, здраво располагая мысли, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление (расположение мыслей); чтобы возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному (соответствует третьей части канона: выражение мыслей).

Задачи риторики а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества; б) формирование языковой личности — контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения; в) дальнейшее совершенствование нормативов и правил культуры речи, её логики, организации материала, адекватного его языкового оформления; г) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства [7, с. 5].

Законы риторики (По А. К. Михальской) 1. Закон гармонизирующего диалога. Реализация этого закона предполагает: - диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог; - установление с адресатом гармонических и двусторонних отно-шений. 2. Закон продвижения и ориентации адресата. Суть в том, что автор речи должен помочь слушателю сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с ее восприятием. 3. Закон эмоциональности речи. Чтобы добиться эмоциональности речи, нужно осознанно и целенаправленно пользоваться экспрессивными (выразительными) средствами языка. 4. Закон удовольствия. Чтобы речь была действенной и эффективной, она должна доставлять удовольствие слушателям (читателям).

Основные категории риторики Этос — это те условия, которые адресат предлагает создателю речи. Другими словами, этос связан с уместностью речи, ее соответствием всем условиям общения. Пафос — это намерение автора, та основная задача, идея, которую он хочет донести до адресата, раскрывая ту или иную тему. Воздействовать на слушателя, вызвав у него соответствующее эмоциональное настроение (патриотический пафос; лирический пафос и т.п.). Логос — это словесные средства, которые необходимо использо-вать в данной ситуации общения для реализации замысла автора речи.

Классический канон риторики (античный риторический канон) Разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления от возникновения темы и осмысления цели выступления: изобретение (инвенция); расположение (диспозиция); словесное выражение (элокуция); запоминание; произнесение, исполнение.

Общие места (топы, топосы) Логические модели развития мысли о предмете речи. Каждая такая модель представляет собой краткую рекомендацию, объясняющую, куда направить мысль, и, таким образом, помогающую изобретать текст. В трактате «Топика» Цицерона (16 основных топов, например: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина и т.д.).

Русский риторический идеал Исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь. Риторический идеал оттачивается веками, он создаёт основу оценки любого конкретного речевого произведения и определяет требования к речевому поведению и тексту. Русский Р.и., по данным памятников литературы Древней Руси, основывается на признании высокого статуса книжного слова, божественной природы слова и его силы. Достойной считалась речь, несущая правду, передающая уважение и любовь к ближнему, сдержанная и кроткая, избегающая лжи, пустословия, лести, раздражения.

Классическая (античная) риторика Учение об искусстве слова, возникшее в Древней Греции времен античной демократии (Горгий, Платон, Аристотель) и получившее развитие в республиканском Риме (Квинтилиан, Цицерон). В классической риторике заложены основы риторической теории и обучения красноречию.

Частная риторика Теория красноречия в определённой сфере общения (судебной, церковной и др.).

Таблица 2

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Законы Комментарии

Закон тождества Каждая мысль, которая приводится в умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определённое, устойчивое содержание. Соблюдение тождества мысли на протяжении рассужде-ния необходимо, чтобы мышление было правильным. Нарушение данного закона влечёт за собой подмену понятий, неточность терминологии, рассуждения расплывчатыми, неконкретными.

Закон противоречия, т.е. логической непротиворечивости Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Аристотель сформулировал его так: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными.

Закон исключенного третьего Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Рассуждение ведётся по формуле: «или — или». Соблюдение требований закона исключенного третьего обеспечивает последовательность и принципиальность мышления: если установлено, что одно из противоречащих суждений истинно, то другое необходимо признать ложным и наоборот.

Закон достаточного основания Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Убеждая в чём-то аудиторию, необходимо обосновывать выдвигаемые положения, доказывать их истинность.

С опорой на законы формальной логики, были сформулированы принципы правильного мышления и речи:

• определенности, ясности [9, с. 41-43];

• последовательности;

• непротиворечивости;

• обоснованности;

• широты мышления [3, с. 106];

• простоты мышления;

• открытости и непредвзятости.

Только при соблюдении этих требований можно

правильно сформулировать тезис, привести аргументы, доказать истинность того или иного утверждения, сделать выводы и т.д. (табл. 3). Принципы правильного мышления, изложенные в таблице 3, перекликаются с законами логики, дополняют их. Перечисленные умения (ясно, последовательно излагать мысли, обосновывать их, рассматривать явление с разных сторон и т.д.) можно и нужно тренировать, в том числе и в нашей обыденной жизни. Для этого необходимо сделать акцент на развитие речи как основе общественного (социального) бытия.

Таблица 3

ПРИНЦИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Принцип Характеристика

Определенность, ясность Речь оратора должна быть определённой, т.е. ясной, чёткой, конкретной. Для того чтобы избежать неясности высказывания, необходимо исключить двусмысленные фразы, пояснять значение незнакомых слов, давать определения понятиям. Самый строгий способ определения понятия — научное определение, когда указывается род, к которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие.

По следовательно сть Оратор не должен перескакивать с одной мысли на другую; одна мысль должна подготавливать другую. Последовательность изложения дисциплинирует мышление оратора, вносит ясность в самый трудный вопрос и способна доставить эстетическое удовольствие слушателям.

Непротиворечивость Утверждая что-либо о каком-то предмете или явлении для какого-то момента, нельзя это же отрицать. Противоречивость в суждениях выступающего подрывает доверие к нему.

Обоснованность Обосновать некоторое утверждение — значит привести убедительные или достаточные основания (аргументы), в силу которых оно должно быть принято.

Широта мышления Способность взглянуть на проблему с разных точек зрения.

Простота мышления Принцип простоты мышления ввел средневековый философ У. Оккам в качестве контрмеры против чрезмерно усложненных схоластических рассуждений. Сегодня данный принцип можно сформулировать так: «Самое простое объяснение — самое верное».

Открытость и непредвзятость Способность постоянно учиться, воспринимать новое и быть готовым к переменам. Окружающий человека мир многообразен, изменчив, в нем нет незыблемых истин и раз и навсегда установленных правил.

Таблица 4

ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значения

1. Владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [15, с.247]

2. Раздел

языкознания,

исследующий

проблемы

нормализации

с целью

совершенствования языка как орудия культуры [15, с.247]

3. Идеал речевой культуры, который складывается в обществе усилиями нескольких поколений и находит свое воплощение в литературном языке, в текстах, созданных выдающимися деятелями русской культуры [14, с.15]

4. Современные речевая культура отдельного человека и общий уровень культуры речи населения [14, с.15]

5. 1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определённую эпоху <...> и устанавливающий <...> правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей <...> [12, с.178] 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период,

соблюдение норм

произношения,

ударения,

словоупотребления, формообразования <...> [12, с.178]

Говоря о риторике, нельзя не сказать и о культуре речи, которая имеет непосредственное отношение к правильной речи. У термина культура речи существует несколько значений (табл. 4). Мало кто задаётся вопросом, что такое «культура речи», насколько она необходима в нашей жизни и как соблюдается культура речи нами в повседневном общении. Установив суть понятия «культура речи», можно понять её важность и пути повышения своей культуры речи. Варианты значений позволяют с разных сторон рассмотреть это явление, а следовательно, глубже вникнуть в суть современной

проблемы низкого уровня культуры речи, культуры общения.

Определены компоненты культуры речи: языковой (правила предпочтения литературной языковой единицы), этический (требование знания культурных традиций, понимания, что такое уместность речи), коммуникативный (регулирует выбор способов достижения целей), эстетический (представления о том, что красиво и что некрасиво в речи, а также с понятием о богатстве и выразительности речи).

Какую речь мы называем культурной? По каким критериям можно судить о речи? На эти

77

Таблица 5

КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Критерии Значения

1. Точность словоупотребления Слова должны употребляться в точном соответствии с их значением.

2. Информативность Главное назначение речи — быть средством общения, передавать нужную (новую) информацию.

3. Ясность, логичность Это возможность наиболее полно выразить в словах свои мысли, ассоциации и быть адекватно понятым. Логичность подразумевает непротиворечивость высказывания.

4. Богатство и разнообразие Богатство речи связано с богатством словарного запаса, с использованием в речи пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, синонимов, антонимов и т.д.

5. Выразительность Выразительность связана с использованием в речи фигур и тропов.

6. Чистота Неупотребление в речи слов-паразитов.

7. Правильность Правильность речи обеспечивается соблюдением норм литературного языка.

8. Уместность Это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания.

вопросы так же редко можно услышать вразумительные ответы. Чаще всего отвечают очень расплывчато или говорят, «понимаем, но сказать не можем», поэтому в таблицу 5 были включены основные критерии, которые можно встретить только в учебниках по культуре речи, а эта дисциплина преподаётся на первом курсе в вузах, и к сожалению, не во всех (табл. 5).

Е.А. Ножин утверждает: «Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени — это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. <..> всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства, то есть умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно» [8, с. 9].

Необходимо напомнить широкой общественности о риторическом идеале, вернуть уважение к слову через развитие риторической грамотности, речевой культуры, а для этого необходимо распространять издания, популяризирующие риторику и культуру речи. Трагедия была в том, что в нашей стране работало несколько поколений учителей-словесников, не знавших риторику. Игнорирование риторики как учебной дисциплины и науки привело к заметному упадку речевых

умений, пожалуй, во всех сферах общения. Не изучались этические, философские, психологические основы речи, неразрывно связанные с риторикой, красноречием, речевым мастерством.

Чтобы наша речь приносила нам удовольствие, помогала правильно выражать мысли, достигать цели общения, необходимо изучать риторику и другие науки, связанные с языком, речью, её восприятием. Риторика должна шагнуть за пределы школы и прочно «утвердиться» в семьях, в офисах, в публичной повседневной речи. Риторика не существует без языка. Язык — культурный код нации, нельзя допустить перекодирования нашего сознания, мировосприятия. А это зависит он нас, от того, как мы относимся к языку, как духовному явлению, национальному достоянию или лишь как к средству общения и только. А в этом случае одно средство коммуникации для удобства, усреднения, унификации можно легко заменить другим. Происходит подмена понятий, один подход к основополагающим явлениям (нация, язык, менталитет, национальное сознание) подменяется другим, более легковесным, удобным. Выбор — каким быть, как говорить — остаётся за нами, каждым из нас и зависит от нашей сознательности, ответственности за себя, свои действия, поступки.

Список литературы

1. Античные риторики. — М., 1978. — С. 19.

2. Архарова Л.В. Стилистика русского языка: Учебно-методическое пособие. — М.: Международный юридический институт, 2011. — 56 с.

3. Зверев, С.Э. Риторика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С.Э. Зверев, О.Ю. Ефремов, А.Е. Шаповалова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 311 с.

4. Кошанский Н. Частная риторика. — Спб, 1840. — С. 82.

5. ЛомоносовМ.В. Полн. собр. соч. Т. 7. — М. — Л.: Издательство АН СССР, 1952. — С. 91.

6. Лощенкова Р.Х. Ораторское искусство как социокультурный феномен: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Лощенкова Римма Халиулловна; [Место защиты: ГОУВПО «Башкирский государственный университет»]. — Уфа, 2010. — 164 с.: ил.

7. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 272.

8. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. — М., 1973, 1981.

9. Майорова А.В. Общая риторика и культура речи: учеб. пособие. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. — 88 с.

10. Подольская Е.А. Этика: Кредитно-модульный курс: Учебное пособие для бакалавров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2013. — С. 21.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2017 г.

12. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 623 с.

13. Сомова М.В. Россия в XXI веке: культура языка и речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 28. — С. 65-67. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770686.htm.

14. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В.И. Максимова. — М.: Гардарики, 2005. — 651 с.

15. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 685.

16. http://elar.usu.rU/bitstream/1234.56789/1536/4/1333093_glossary.pdf.

17. https://vuzlit.ru/924826/sostoyanie_rechevoy_kultury_obschestva_sovremennom_etape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.