Научная статья на тему 'Риск-менеджмент в процессе корпоративного управления деятельностью коммерческого банка'

Риск-менеджмент в процессе корпоративного управления деятельностью коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2235
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК МЕНЕДЖМЕНТ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ БАНКА / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНТРОЛЬ / АЛГОРИТМ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е. А., Белоцерковский В. И.

Рассматриваются проблемы управления банковскими рисками с позиции корпоративного управления коммерческим банком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск-менеджмент в процессе корпоративного управления деятельностью коммерческого банка»

УДК 338.124.4: 336(73)

Е.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., проф., зав. кафедрой, декан, (4872)33-24-80, eaf@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ),

В.И. Белоцерковский, д-р экон. наук, проф., проф., (Россия, Тула, ТулГУ)

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Рассматриваются проблемы управления банковскими рисками с позиции

корпоративногоуправления коммерческим банком.

Ключевые слова: риск - менеджмент, совет директоров банка, кредитная

политика, контроль, алгоритм, банковские операции.

Организация и координация управления банковскими рисками в любом коммерческом банке предусматривает:

- участие в системе управления банковскими рисками совета директоров, единоличного и коллегиального исполнительных органов банка;

- систему сбора, обработки и доведения до органов управления соответствующей информации обо всех значимых для банка банковских рисках;

- создание структурных подразделений (назначение служащих), ответственных за координацию управления всеми банковскими рисками банка.

Процесс управления рисками с позиции корпоративного управления коммерческим банком может быть реализован в виде алгоритма (рис. 1).

В рамках осуществления советом директоров своих полномочий в соответствии с утвержденным внутрибанковским положением он:

- утверждает предельно допустимый совокупный уровень риска по банку и периодичность его пересмотра;

- утверждает политику ограничения банковских рисков по всем банковским операциям и другим сделкам, проводимым банком, а также осуществления контроля за разработкой исполнительными органами правил и процедур, необходимых для соблюдения этой политики;

- периодически рассматривает размер внутрибанковских лимитов на предмет их соответствия изменениям в стратегии развития, особенностям предоставляемых банком новых банковских услуг, общему состоянию рынка финансовых услуг;

- утверждает перечень банковских операций и других сделок, для осуществления которых необходимо производить оценку качества корпоративного управления юридического лица, являющегося контрагентом.

Кроме того, члены совета директоров и исполнительных органов банка несут ответственность за результаты управления банковскими рисками. В связи с этим совет директоров и исполнительные органы банка должны организовать координацию управления всеми банковскими рисками.

/• \ Распределение допустимых уровней риска по органам управления, подразделениям, ответственным работникам (комитетам)

_____________________________У

Определение порядка и периодичности доведения до органов управления информации обо всех значимых для банка рисках

Организация координации управления всеми банковскими рисками (в том числе определение роли службы внутреннего контроля)

Принятие решения о принятии риска или отказа от него; контроль уровня совокупного риска службой внутреннего контроля

Рис. 1. Алгоритм процессауправления рисками ерамках корпоративногоуправления

В рамках данной задачи важными являются следующие вопросы:

- необходимости создания специализированного подразделения (выделение отдельного сотрудника — риск-менеджера) банка, ответственного

за управление рисками, в том числе их оценку на совокупной основе, постоянный мониторинг рисковой позиции банка и разработку рекомендаций по решению возникающих проблем в сфере управления банковскими рисками;

- координации работы специализированного подразделения (отдельного сотрудника) банка, ответственного за управление рисками, и службы внутреннего контроля в части предупреждения пересечения полномочий в данной сфере. В частности, оптимальным представляется подчинение специализированного подразделения (отдельного сотрудника) банка, ответственного за управление рисками, непосредственно правлению (председателю правления) с сохранением порядка отчетности службы внутреннего контроля перед советом директоров банка. В этом случае специализированное подразделение (отдельный сотрудник) по управлению рисками будет нести ответственность за результаты текущего (оперативного) управления рисками, а служба внутреннего контроля — за результаты управления рисками с позиции достижения банком устойчивых положительных результатов в стратегической перспективе;

- роли службы внутреннего контроля в текущем управлении рисками (в случае, если создание специализированного подразделения (выделения отдельного сотрудника) банка, ответственного за управление рисками, совет директоров банка считает нецелесообразным) в части координации работы с исполнительными органами банка и его подразделениями, осуществляющими оценку рисков в рамках полномочий, которые закреплены в положении о соответствующем подразделении.

Текущее управление рисками банковских операций в соответствии с лимитами и определенными советом директоров полномочиями осуществляют исполнительные подразделения банка. Общее текущее руководство банковскими рисками — компетенция коллегиального исполнительного органа банка.

Непосредственно оценка, управление и контроль рисков в банке осуществляется на основе принимаемых советом директоров или правлением внутрибанковских положений. Координацию управления всеми банковскими рисками осуществляет служба внутреннего контроля банка и/или специализированное подразделение (отдельный сотрудник), ответственное за управление рисками.

Согласно мировой практике финансового риск-менеджмента главной задачей функции управления рисками является определение лимитов риска и дальнейшее обеспечение соблюдения установленных лимитов. Оценка принимаемого риска также служит основой для оптимального распределения ресурсов банка с учетом риска для целей формирования тарифов на оказываемые банком услуги и оценки результатов деятельности банка.

Разработка внутрибанковских положений, посвященных оценке, управлению и контролю рисков, осуществляется на основе унифицирован-

ных пяти принципов (под унифицированными принципами для целей настоящей работы понимается совокупность подходов к управлению рисками коммерческого банка, приемлемых для любого банка вне зависимости от объемов и характеристик осуществляемых банковских операций).

I принцип. Конечной целью управления рисками должна стать не их минимизация или избежание, а принятие их в том объеме и по тем операциям, которые позволят банку проводить эффективную политику размещения ресурсов для поддержания целевого уровня рентабельности деятельности и адекватного уровня ликвидности активов. Пересмотр от господствующего долгое время в научных и деловых кругах представления о том, что целью риск-менеджмента является избежание или минимизация принимаемого риска часто называют «революцией в умах» в общей стратегии управления компаниями. Ориентация на минимизацию рисков напрямую связана с так называемым «порочным кругом» риска (рис. 2).

Рис. 2. «Порочный круг» риска

Замкнутый круг (рис. 2) можно разорвать, если только отказаться от исходной посылки о защитной, «ответной» минимизации принятого риска в пользу активного, «упреждающего» управления им с целью снижения того негативного влияния, которое оказывают факторы внешней и внутренней среды коммерческого банка.

Таким образом, применяемые методики управления рисками коммерческих банков должны позволять им вести сбалансированную политику при проведении активных операций, позволяющую обеспечивать требуемый уровень рентабельности деятельности и необходимый уровень ликвидности активов.

II принцип. В рамках системы управления рисками активных операций принятие рисков по вновь осуществляемым операциям должно определяться ранее осуществленной оценкой рисков и определенных на ее основе лимитов принимаемых рисков.

Методика управления рисками коммерческого банка должна обеспечивать постоянный контроль принимаемых рисков и корректировку гра-ничных значений рисков в случае неблагоприятного для банка развития событий, а также дальнейшее соблюдение установленных лимитов. Кроме того, методика управления рисками банка должна включать необходимый инструментарий управления ими с целью снижения уровня возможных потерь по операциям, обладающим повышенным риском. Иными словами, второй унифицированный принцип методики управления рисками при осуществлении банком активных операций сводится к обеспечению:

а) возможности в любой момент времени оценить принимаемые коммерческим банком риски на количественной основе;

б) возможности обоснованно вывести на основе произведенной оценки принятых банком рисков их граничные значения, т. е. лимиты рисков, превышение которых влечет (исходя из определения риска как любого события с неизвестным конечным результатом) либо появление дополнительных потерь, либо получение дополнительного дохода, либо в отдельных случаях принудительные меры воздействия со стороны ЦБ РФ;

в) оперативного реагирования на появление непрогнозируемых потерь в деятельности банка. Если некое неблагоприятное для банка событие показало, что ранее произведенная оценка рисков неточна, или риски были недооценены, коммерческий банк обязан скорректировать граничные значения рисков с учетом как вновь появившихся условий осуществления деятельности (ввиду возможной необходимости привлекать внешне источники покрытия потерь), так и вероятной недооценки рисков других операций, еще не приведшим к неблагоприятным для банка событиям;

г) коммерческого банка необходимым инструментарием управления рисками, наиболее свойственными банковской деятельности и данному банку в частности. Согласно практике риск-менеджмента существуют следующие способы управления рисков:

1) страхование рисков обычно предполагает проведение предупредительных мероприятий по снижению вероятности наступления страховых событий. Целью страхования является возмещение материального ущерба от проявления рисков. К основным формам реализации данного способа

относятся комплексное страхование операционных рисков банка, залоговые инструменты и страхование профессиональной ответственности;

2) резервирование (самострахование) в банковском деле является одним из основных способов управления совокупным риском, который не может быть передан страховщику или гаранту (посредством страхования или гарантирования) либо участникам финансового рынка (путем хеджирования производными инструментами). С целью компенсации ожидаемых потерь коммерческий банк формирует за счет собственных средств (капитала) обязательные резервы на возможные потери по ссудам и прочим активам. Компенсация ущерба вследствие наступления риска осуществляется за счет созданных резервов;

3) хеджирование представляет собой способ защиты от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки (перенос риска изменения цены с одного лица на другое). Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов (например, уплаты опционной премии или внесения маржи). Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной, или компенсирующей, позиции. Подобная «двойная гарантия» как от прибылей, так и от убытков отличает совершенное хеджирование от классического страхования. Хеджирование рыночных рисков осуществляется путем проведения операций с производными финансовыми инструментами

— форвардами, фьючерсами, опционами и свопами;

4) распределение — передача части риска третьим лицам посредством включения в цену услуг, штрафных санкций и т. д. Основными формами реализации данного способа выступают страхование ответственности заемщика, премия за риск в процентной ставке по кредиту (или аналогичному инструменту), штрафные санкции за досрочное изъятие депозита (погашение кредита);

5) диверсификация является одним из способов уменьшения совокупной подверженности риску путем распределения вложений и/или обязательств. Наиболее часто под диверсификацией понимается размещение финансовых средств в более чем один вид активов, цены или доходности которых слабо коррелированы между собой. Другой формой диверсификации является привлечение средств из различных, слабо зависящих друг от друга источников. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать, что влечет за собой рост транзакционных издержек. Диверсификация является одним из наиболее популярных механизмов снижения рыночных и кредитных рисков при формировании портфелей финансовых активов, банковских кредитов или пассивов. Тем не менее диверсификация позволяет уменьшить только несистематический риск (риск, связанный с кон-

кретным инструментом), в то время как систематические риски, общие для всех рассматриваемых инструментов (например, риск циклического спада экономики), не могут быть уменьшены путем изменения структуры портфеля;

6) управление активами и пассивами (минимизация) преследует цель тщательной балансировки активов и обязательств с тем, чтобы свести к минимуму колебания чистой стоимости портфеля. Теоретически в этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов на формирование резерва или открытие компенсирующей позиции. Управление активами и пассивами направлено на избежание чрезмерного риска путем динамического регулирования основных параметров портфеля. Иными словами, этот метод нацелен на регулирование подверженности риску в процессе самой деятельности в отличие от хеджирования, основанного на упреждающей нейтрализации риска. Управление активами и пассивами наиболее широко применяется в банковской практике для контроля за рыночными, главным образом валютными и процентными рисками. Основным условием применения данного способа является наличие методик и организационных механизмов контроля;

7) избежание как способ управления рисками представляет собой принятие управленского решения на основе проведенного анализа рисков об отказе от проведения операций, несущих дополнительный риск, уровень которого неприемлем для организации в существующих условиях;

д) соблюдения установленных лимитов рисков на постоянной основе. Технически соблюдение установленных граничных значений рисков в коммерческом банке в целом может быть осуществлено двумя способами:

- путем установления лимитов по подразделениям (департаментам) банка и соблюдения ими своих «сублимитов» рисков. При данном подходе также реализуется установление лимитов проводимых операций (следовательно, лимитов принимаемых рисков) в разрезе филиалов коммерческого банка;

- путем оперативного перераспределения ресурсов через единый центр банка, ответственный за осуществление активных и пассивных операций либо за оценку рисков. При этом лимиты рисков по отдельным направлениям деятельности жестко не устанавливаются, и возможно их превышение по одному типу операций за счет неполного выбора лимитов по другим типам операций.

III принцип. Интеграция применяемых методик управления рисками в требования нормативно-правовых документов, относящихся к банковской деятельности. Анализ банковского законодательства позволил выявить следующие основные требования экономического характера, на соблюдение которых должны быть ориентированы любые методики управления рисками российских коммерческих банков:

- требования к уставному капиталу и собственным средствам (капиталу) кредитных организаций;

- соблюдение обязательных нормативов банков;

- резервные требования по кредитам и прочим активам;

- соблюдение лимита открытых валютных позиций.

Банк может использовать любые подходы к оценке рисков, которые он считает наиболее актуальными для своих условий ведения деятельности, любые методы управления рисками, которые он считает наиболее действенными в ситуациях, требующих снижения рисков. Но результаты всех оценок и действий банка должны быть интерпретируемыми в рамках нормативно-правовой среды банковской деятельности и свидетельствующими о соблюдении обязательных требований Банка России, перечисленных выше.

IV принцип. Оценка рисков обязана быть формализована, т. е. в обязательном порядке содержать количественную оценку, так как сравнение уровней риска различных операций может быть реализовано только в количественном измерении. При этом все нефинансовые риски должны быть также учтены в количественной оценке риска, т. е. их оценки должны быть формализованы.

Количественной оценкой принимаемого банком уровня кредитного риска может выступать процент (доля) отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, количественной оценкой принимаемого уровня рыночного риска по операциям с ГКО-ОФЗ может выступать размер процентного и фондового рисков. Формализация оценки нефинансовых рисков по рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору должна быть осуществлена банком самостоятельно, исходя из тех моделей оценки финансовых рисков, которые им используются.

Количественное измерение нефинансовых рисков в силу специфики банковской деятельности, где операции в первую очередь связаны с вероятностью потерь денежных средств, т. е. финансовыми рисками, интегрируется с оценкой (либо лимитами) финансовых рисков. Конкретный способ и размеры резервирования средств на покрытие возможных потерь от нефинансовых рисков зависят от применяемых моделей оценки финансовых рисков, а также от количественных оценок уровня нефинансовых рисков. Последние в свою очередь, как правило, определяются на основе ретроспективного анализа фактов и последствий случаев наступления неблагоприятных событий. Измеренный количественным образом уровень нефинансовых рисков учитывается коммерческим банком при установлении лимитов финансовых рисков с учетом того, что при схожих условиях ведения бизнеса на рассматриваемом горизонте расчетов размер потерь вследствие наступления событий, относящихся к нефинансовым рисками, не

превысит тот, который был определен на основе ретроспективного анализа.

V принцип. Управление рисками коммерческого банка при осуществлении им активных операций, как и распределение банковских ресурсов, должно происходить на системной основе, что подразумевает:

- наличие единого информационного центра в банке, ответственного за принятие решений о распределении банковских ресурсов (централизация управления рисками);

- создание единой схемы оценки рисков, применение которой возможно для любых форм вложений (единство применяемых подходов оценки риска);

- возможность сравнения уровня риска по различным направлениям вложения денежных средств (сопоставимость показателей риска);

- оценку возможности осуществления вложений с учетом не только риска данной операции (вероятности обесценения данного актива), но и источников восполнения недостатка ликвидности и капитала в случае невозврата (неполного возврата) денежных средств (субституция риска).

Данный принцип реализуется в концепции интегрированного риск-менеджмента, который в свою очередь (в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору) подразумевает:

- наличие общей стратегии и политики в отношении управления рисками;

- принятие политик и процедур контроля и ограничения риска, а также определение ресурсов, необходимых для оценки и контроля риска;

- определение должностных лиц и (или) коллегиальных органов, ответственных за управление рисками активных операций банка;

- применение политики управления рисками на консолидированной основе и, где это допустимо, на уровне отдельных аффилированных лиц;

- наличие систем измерения рисков, которые соответствуют масштабу операций коммерческого банка, охватывают все существенные источники рисков и с помощью которых можно оценить эффект от изменения условий ведения банковского бизнеса;

- обеспечение выполнения операционных лимитов, которые сохраняют риски на уровнях, установленных внутренними политиками банка;

- периодическое измерение подверженности убыткам при стрессовых рыночных условиях, включая несоблюдение ключевых допущений, и рассмотрение результатов этой работы при установлении и пересмотре политик и лимитов рисков;

- наличие адекватных информационных систем для измерения, мониторинга, контроля и представления отчетности о рисках. Отчетность должна своевременно представляться совету директоров, высшему руководству и, где это применимо, менеджерам направлений бизнеса.

Соблюдение перечисленных выше принципов управления банковскими рисками важно также при принятии решения об осуществлении сделки советом директоров, если это относится к его компетенции. К таким сделкам в обязательном порядке должны быть отнесены:

- крупные сделки (превышающие установленные во внутрибанковских документах лимиты);

- сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;

- сделки, предусматривающие отступление банка от утвержденной стратегии развития, или сделки, осуществление которых противоречит основным целям кредитной политики и/или политики банка на финансовых рынках.

Библиографический список:

1. Principles for the management and supervision of interest rate risk [Электронный ресурс] / Basel Committee on Banking Supervision = Базельский комитет по банковскому надзору. Bank for International Settlements, 2004. Режим доступа: http://www.bis.org, свободный.

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ // Российская газета. 2002. июль (№ 127).

3. The New Basel Capital Accord: Consultative Document [Электронный ресурс] / Basel Committee on Banking Supervision = Базельский комитет по банковскому надзору. Bank for International Settlements, April 2003. Режим доступа: http://www.bis.org, свободный. Issued for comment by 31 July 2003.

3. Large Bank Supervision: Controller’s Handbook: Controller of the Currency. Administrator of National Banks, USA, 1996. P. 47.

E.A.Fedorova, V.I.Belotserkovsky

Risk - management during corporate management of activity of commercial bank

Problems of management by bank risks from a position of corporate management of commercial bank are considered.

Key words: risk - management, board of directors of bank, a credit policy, the control, algorithm, bank operations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.