Научная статья на тему 'Риск как параметр жизненного цикла товара'

Риск как параметр жизненного цикла товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумерова Гульназ Фанисовна

В статье даны различные определения понятия «риск», а также классификация рисков. Показана связь между управлением рисками и управлением жизненным циклом продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск как параметр жизненного цикла товара»

4. Абакумов Р.Г. Теоретические основы воспроизводства основных средств организации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. № 3. 2014. С.81-84.

5. Абакумов Р.Г. Управление воспроизводством основного капитала в организациях системы потребительской кооперации: Монография. - Белгород: Кооперативное образование, 2006. - 177с.

РИСК КАК ПАРАМЕТР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

Гумерова Гульназ Фанисовна, аспирант кафедры Экономики предпринимательства

Уфимский государственный авиационный технический университет

В статье даны различные определения понятия «риск», а также классификация рисков. Показана связь между управлением рисками и управлением жизненным циклом продукта.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл, от длительности которого зависит успех деятельности всей компании. Для успешного функционирования предприятия необходимо управление жизненным циклом товара.

Ключевым элементом оптимизации жизненного цикла товара является максимальное продление стадии его зрелости. Для этого могут быть использованы следующие маркетинговые мероприятия:

- разработка и создание различных модификаций традиционного товара;

- разработка новых сфер применения товара и его модификаций;

- выявление новых групп потребителей;

- повышение адресности производимой продукции;

- расширение сбытовой сети [5].

Однако на каждой из стадий предприятие сталкивается с определенным

Рис. 1. Взаимосвязь риска (Р) и прибыли (П)

Риск - потенциально существующая опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем или иной

альтернативой. Но менеджеры и предприниматели идут на риск, поскольку его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

На рис. 1. показана взаимосвязь риска и прибыли. При величине Рмин полученная прибыль может быть в лучшем случае равна средней по отрасли (Пср). Однако с ростом Р растет и величина П. Соответственно, увеличивается и предпринимательский доход. Данное положение подтверждается практикой, о чем пишут в своих работах многочисленные авторы, ссылаясь на практический опыт.

Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности менеджеров и предпринимателей. Более широким понятием является «причины, порождающие риск». Наиболее значимым из них являются следующие:

- неопределенность рыночной среды;

- наличие конкурентов;

- непредсказуемость поведения партнеров, поставщиков и потребителей, возможность разрыва или нарушения условий хозяйственных договоров;

- колебания спроса и предложения;

- инфляция;

- ошибки менеджеров при принятии управленческих решений;

- непредсказуемые изменения макроэкономической среды;

- криминализация хозяйственной жизни;

- умышленные противоправные действия сотрудников фирмы;

- форс-мажорные обстоятельства.

С позиций современной экономической науки риск - это характеристика-ориентир выбора управленческого решения. Это такое событие в сфере бизнеса, имеющего разный результат: отрицательный (ущерб, проигрыш, убыток), нулевой и положительный (прибыль, выигрыш, выгода). Говоря иначе риск имеет характеристики (общие и специфические), которые определяют инструментарий соизмерения сегодняшних затрат с выгодами безопасности и благополучия в обозримом или отдаленном будущем.

С точки зрения источника возникновения риски подразделяются на внутренние и внешние (произвол властей, налоговая система, конкуренция, коррупция, рэкет, взаимоотношения с партнерами). Источники воздействия при этом могут быть прямые и косвенные (международные события, политическая обстановка, стихийные бедствия).

С точки зрения целесообразности риски подразделяются на оправданные и неоправданные; по возможности избежать потери - преодолимые и непреодолимые. Последние могут быть страхуемыми и нестрахуемыми.

Целью управления жизненным циклом товара является максимизация прибыли на каждой из стадий.

Максимизация прибыли может быть достигнута за счет минимизации издержек, а именно, за счет сокращения непредвиденных расходов, что становится возможным при умении управлять рисками. А значит, управление рисками является одним из факторов управления жизненным циклом продукта.

По принципам возникновения риски можно подразделить на производственные, коммерческие и финансовые.

Можно согласиться и с теми авторами, которые выделяют имущественные (материальные) и нематериальные риски.

Материалистически риск можно представить в следующем виде:

Р=^Уг К,

где V - вероятность ¿-го события, - результат ¿-го события. Речь идет о методологии сравнения «выгод» и «затрат», ориентирующего на оптимизацию величины V и Причем, в бизнесе часто выбор того или иного «¿» просто неизбежен. Соответственно, неизбежным является и управление риском с помощью различных приемов и методов - и с целью избежания банкротства.

Таблица 1. Блок-задачи системы управления рисками

Блоки Задачи

1. Аналитико-управленеческий 1. Прогнозирование рисковой ситуации. 2. Оценка риска. 3. Определение допустимых пределов риска. 4. Выявление методов управления рисками. 5. Выбор наиболее предпочтительного варианта действий по управлению риском и недопущению скатывания, за критический предел в рисковой ситуации.

2. Исполнительный 6. Практические действия по реализации принятого решения. 7. Контроль за выполнением принятого решения и возможностью возникновения непредсказуемых рисковых ситуаций.

3. Координационный 8. Принятие мер в случае необходимости по корректировке принятых решений или по предотвращению негативных последствий по внезапно возникшим рискам.

С.Н. Соловьева по этому поводу пишет, что банкротство в значительной степени определяется умением предвидеть, учитывать и своевременно предотвращать риски, с которыми сталкивается предприятие. В условиях плановой системы хозяйствования риски во многом «сглаживались» распределительной системой государственного планирования. Новым являет-

ся проведенная систематизация внешних и внутренних рисков на стадиях воспроизводственного процесса предприятия.

Система управления рисками получила название в бизнесе риск-менеджмента. В данной системе выделяются три блока задач (табл. 1).

О рисках банкротства пишет также А. А. Половинко [3]. Автор выделяет два вида ошибок, ведущих к банкротству. Однако к этим причинам можно добавить также недооценку роли культуры антикризисного управления в инновационной деятельности и саморазвития систем типа «предприятие».

Кроме того, данная система определяется также используемыми методами управления рисками. Они определенным образом группируются. И прежде все это - создание системы резервов, страхования, поиска гаранта.

Г.Г. Мартинкевич в своей работе речь ведет о «мерах и методах управления рисками» [2]. Об этом можно судить по схеме, представленной на рис. 2.

Рис.2. Меры и методы управления рисками [2]

По мнению Г. А. Ярина, существует два метода минимизации рисков [5]:

1) объективный (он основан на вычислении частоты, с которой происходит то или иное событие);

2) субъективный (определение вероятности основано на суждениях оценивающего уровень риска, - эксперта, консультанта).

Степень риска, по мнению того же автора, характеризуется двумя критериями: среднее ожидаемое значение и колеблемость - изменчивость возможного результата. На практике применяется два показателя:

1) дисперсия - средневзвешанное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых. Рассчитывается как

й2 =

Е (х - х)2 Е -

X п

где й - дисперсия;

х - ожидаемое значение для каждого случая наблюдения; х - среднее ожидаемое значение;

п - число случаев наблюдения (частота); 2) среднее квадратическое отклонение:

(1)

й =

Е (х - х)2

X п

Е п (2) В таблице 2 с позиций комплексного подхода дана оценка риска, сопровождающего любую предпринимательскую деятельность. Он вызван неопределенностью последствий данного вида деятельности, не исключающей дополнительные расходы в оценках экономической безопасности.

Таблица 2. Комплексный подход к риску как ситуационно-характеристическому параметру экономической безопасности

Параметр комплексности

Содержание параметра

1

2

1. Понятие риска

1. Ситуационная характеристика предпринимательской деятельности, предполагающая возможные отклонения от цели (ожидаемых результатов) в процессе реализации решения с желательными последствиями.

2. Осознанная (возможная) опасность, связанная с появлением чувства страха у экономической личности.

3. Действие наудачу в надежде на счастливый исход.

4. Характеристика ситуации, определяемая неизбежностью принятия решений и предполагающая использование процедурного анализа с целью минимизации потенциальных потерь и повышения выгоды.

5. Численная мера опасности, предполагающая наличие инструментария пользования измерительными параметрами оцениваемых явлений.

6. Варьирование сочетаниями вероятности наступления события и размеров убытка при его возможных исходах.

7. Отклонение фактически установленных результатов от типичного (базового или альтернативного) значения, оцениваемого в благоприятную или убыточную сторону.

8. Математическое осознание последствий принимаемых в бизнесе решений (потерь, ущерба, дохода)

9. Характеристика - ориентир выбора управленческого решения в бизнесе._

2. Принципиальные характеристики риска

Они представляют собой инструментарий соизмерения сегодняшних затрат с выгодами безопасности и благополучия в обозримом или отдаленном будущем_

3. Анализ риска

Область знаний, оперирующая вероятностными количественными оценками и логически интерпретирующей воз-

можные практические постулаты

4. Виды риска 1. Мотивированный риск, рассчитанный на ситуативное преимущество в предпринимательской деятельности, и немотивированный (импульсивный) 2. Оправданный и неоправданный риски (их величина определяется исходя из соотношения наступления положительных или негативных последствий при реализации какого-либо действия). 3. В зависимости от основной причины возникновения опасности (угрозы) различают производственные, хозяйственные, природно-естественные, социальные, коммерческие риски. Последние подразделяются на имущественные, торговые, финансовые. Предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как неблагоприятных, так и особо благоприятных отклонении от предполагаемых результатов. Его основные функции: создание предпринимательского дохода, инновационная, защитная, аналитическая, регулирующая, функция реализации и развития способностей экономической личности.

5. Риск-менеджмент Система управления риском и финансовыми отношениями, вариантами в процессе бизнеса. Ее основу составляет: целенаправленны поиск и организация работ по снижению уровня (степени) риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенный хозяйственной ситуации; совокупность приемов и действий, отвечающих условиям экономической безопасности предпринимательской деятельности.

6. Риск-анализ Выявление потенциальной опасности, установления повторяемости события и его причин, оценка подверженности риску, обобщенная характеристика желательных и нежелательных последствий, конкретизация предложений для принятия решений. Риск-анализ - основа конкурентной разведки, имеющей свои специфические методы аналитической деятельности.

Нами в процессе исследования были классифицированы типы организационных культур в зависимости от уровня риска и «реакции на слабые сигналы». Схематично эта классификация выглядит следующим образом (рис. 3).

Один из этих типов - культура предпринимательского менеджмента (своего рода синтез культуры ожидания и культуры внимания). Обе эти культуры непосредственно связаны с экономическим выбором, являющимся основой предпринимательской деятельности фирмы.

Культуре предпринимательского менеджмента свойственен высокий уровень риска и быстрое установление обратной связи (быстрая реакция на изменение внешней и внутренней сферы бизнеса). Это наиболее высокий

тип организационной культуры - в сравнении с бюрократической культурой и другими ее типами, указанными на рис. 3.

ь риска Высокий Культура ожидания Предпринимательская культура

(11

Уров< Низкий Бюрократическая культура Культура внимания

Медленная Быстрая

Реакция на слабые сигналы

Рис. 3. Типы организационных культур в зависимости от уровня риска и

реакции на слабые сигналы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из отмеченного, основой культуры делового общения является оценка доверительности отношений в процессе осуществления предпринимательской деятельности (а критерием такой оценки является риск).

Дадим обобщенное (наиболее часто встречающееся в литературе) определение риска: это способ ведения предпринимательской деятельности в непредвиденных условиях (обстоятельствах) при котором создаются, благодаря особым способностям предпринимателя, возможности и необходимость предотвращать, уменьшать неблагоприятное воздействие стохастических условий и получать в этих условиях предпринимательский доход [1]. В современных условиях эту деятельность осуществляют менеджеры акционерного предприятия, способные организовать действия по управлению риском.

Список литературы

1. Зоны рискованного бизнеса // Иностранец. - 1995. - №27. - С. 29.

2. Мартинкевич Г.Г. Основы правового регулирования таможенного контроля с использованием системы анализа и управления рисками // Законодательство и экономика. 2005. №7. - С. 36-39.

3. Половинко А. А. К вопросу о проектировании франчайзинговых сетей // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №3. - С. 32-42.

4. Шумпеттер Й.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Пер. с англ. -Прогресс, 1982. - 481 с.

5. Ярин Г. А. Экономика предприятия (в малом и среднем бизнесе). - Екатеринбург: УрГЭУ, 2002. - 473 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.