уровня на основе сформированного ценностного отношения и обретения личностного смысла в социально-значимой проектной деятельности.
О достижении студентом определенного уровня проектной культуры свидетельствует оценка качества усвоения знаний о социально-педагогическом проектировании, основам социально-направленного поведения, ценностным ориентациям, а также на основании экспертной оценки выполненного социальнопедагогического проекта.
Интуитивно-репродуктивный уровень проектной культуры студента характеризуется разрозненным характером знаний и представлений о социально-педагогическом проектировании; мотивация и ценностные ориентации, направленные на становление проектной культуры, проявляются ситуативно. Познавательный интерес и активность не устойчивы, проектная деятельность осуществляется по образцу и имеет характер воспроизведения.
Реконструктивный уровень отражает осознанные представления о технологии проектной деятельности и знания основ социально-педагогического проектирования, сформированность умений и навыков аналитической и организационной деятельности, позволяющих студенту решать проектные задачи не только с помощью применения ранее освоенных методов и проце-
Библиографический список
дур, но и посредством их преобразования. Социально-педагогические проекты, разработанные студентами с реконструктивным уровнем развития проектной культуры, содержат конструктивное решение поставленных задач с элементами самостоятельного творчества и коллегиальной оценкой возможных социальных последствий от реализации проекта и перспектив.
Креативный уровень проектной культуры, на котором происходит ценностное самоопределение студента в проектной деятельности, характеризуется стабильно высокими значениями показателей всех составляющих проектной культуры, как в творческом процессе проектирования, так и в его продукте -социально-педагогическом проекте. Знания носят системный характер, в деятельности преобладает устойчивая внутренняя мотивация к творческому саморазвитию. Социально-педагогические проекты, разработанные студентами с креативным уровнем развития проектной культуры, отличаются продуктивными идеями, инновационным характером и выраженной социальнозначимой направленностью результатов, высокой степенью самостоятельности в целеполагании, разработке и выполнении проекта, сопровождаются доказательной аргументацией возможных социальных последствий от реализации проекта и оценки его перспектив.
1. Стенина, Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне: монография. -Ульяновск, 2011.
2. Топилина, Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: автореф. дис ... канд. пед. наук. -Таганрог, 2006.
3. Каган, М.С. Философия культуры - СПб., 1996.
Bibliography
1. Stenina, T.L. Socialjnoe proektirovanie v kontekste realizacii molodezhnoyj politiki na regionaljnom urovne: monografiya. - Uljyanovsk, 2011.
2. Topilina, N.V. Proektnaya kuljtura kak osnova gotovnosti pedagoga k innovacionnoyj deyateljnosti: avtoref. dis ... kand. ped. nauk. - Taganrog, 2006.
3. Kagan, M.S. Filosofiya kuljturih - SPb., 1996.
Статья поступила в редакцию 17.04.13
УДК 371.4
Balchirbay M. V,, Oorzhak H.D-H. RESULTS OF THE STUDY ON THE IMPLEMENTATION SPORTS TOURISM IN SECONDARY SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF TUVA CONDITIONS. This paper describes the results of studies on the implementation of the content of the variable part of the program of physical training on the basis of sports tourism for students in grades 5-9 of secondary schools in the Republic of Tyva.
Key words: sports tourism, variation part of the program of physical education, students of class 5-9, the Republic of Tyva.
М.В. Балчирбай, аспирант Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected];
Х.Д-Н. Ооржак, д-р пед. наук, проф. Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
В работе описаны результаты исследования по внедрению содержания вариативной части программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, вариативная часть, программа физического воспитания, учащиеся 5-9 класса, Республика Тыва.
Современный подход к формированию содержания вариативной части программы физической культуры в школе предусматривают региональные особенности. На основе него определяется, какое влияние оказывают данные особенности на формирование физической культуры учащихся в условиях конкретного региона, предлагаются пути совершенствования учебного процесса и конкретные средства, методы и способы реализации вариативной части, разрабатываются региональные нормативные требования по предмету. Однако подобных исследований в настоящее время проведено мало, особенно в условиях
Республики Тыва. Поэтому нами разработана вариативная часть программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9 классов и апробирована в течение двух учебных годов (2009-2011 гг.) на базе общеобразовательной школы №1 пос. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикско-го района Республики Тыва.
Целью педагогического эксперимента явилось выявление эффективности вариативной части программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9 классов. При разработке содержания, прежде всего,
учитывались региональные факторы и обоснования, которые оказывают воздействие на формирование физической культуры учащихся в условиях Республики Тыва.
Физическую подготовленность мы изучали в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость и скоростно-силовые способности. Причем степень развития этих качеств в экспериментальных классах определяет эффективность разработанной нами программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма, которая влияет на овладение более сложными двигательными умениями. Тестирования проводились до начала педагогического эксперимента и в конце каждого года обучения - таким образом, всего было проведено 3 измерения.
Полученные результаты подвергались к статистической обработке, отдельно среди мальчиков и среди девочек.
В начале педагогического эксперимента между учащимся контрольных и экспериментальных классов достоверных различий во всех тестах не наблюдалось (при р>0,05).
У мальчиков экспериментального 5 «а» класса (ЭК) (к концу исследования) определен высокий прирост показателей силовых способностей - 448,1% (Р<0,001) и гибкости - 194,6% (Р>0,05); средний - выносливости -32,1% (Р<0,001); низкий -скоростных качеств (бег 30 м) - 7,7% (Р>0,05), также координационных способностей (3х10м) и скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) - 7,1% (Р>0,05).
В контрольном 5 «б» классе (КК) у мальчиков за время исследования отмечен высокий прирост показателей в подтягивании на высокой перекладине - 256,4% (Р<0,001) и в наклоне с положения стоя - 186,8% (Р>0,05); средний - 6-минутном беге
- 24,3% (Р<0,001); низкий - в челночном беге 3х10м - 5,7% (Р>0,05), в беге 30 м - 10,6% (Р>0,05) и в прыжке в длину с места - 5,1% (Р>0,05).
По анализу полученных данных физической подготовленности у девочек экспериментального 5 «а» класса (ЭК) определен высокий прирост показателей силовых способностей -324,2% (Р<0,001) и гибкости - 164,8% (Р>0,05); средний - выносливости - 40,2% (Р<0,001) и скоростных качеств (бег 30 м) -16,7% (Р>0,05); низкий - скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) - 8,6% (Р>0,05) и координационных способностей (3х10м) - 5,6% (Р>0,05).
В контрольном 5 «б» классе (КК) у девочек наибольшие изменения произошли в подтягивании на низкой перекладине -156,2% (Р<0,001) и в наклоне с положения стоя - 139,4% (Р>0,05); средний - в 6-минутном беге - 24,2% (Р<0,001) и в беге 30 м - 11,7% (Р>0,05); низкий - в прыжке в длину с места - 5,7% (Р>0,05) и в челночном беге 3х10м - 3,7% (Р>0,05).
Сравнительный анализ различий между 5-классниками в конце исследования определил достоверно значимые изменения в пользу ЭК (как у мальчиков, так и у девочек) таких показателей как выносливость и силовые способности. По остальным параметрам изменения между классами в конце исследования были недостоверны.
У мальчиков 6 «в» класса (ЭК), занимающихся по экспериментальной программе наиболее высокий прирост показателей физической подготовленности обнаружен только в силовых способностях - 300% (Р<0,05); средний - в гибкости - 59,4% (Р>0,05), в выносливости - 31,1% (Р<0,05) и скоростно-силовых качествах - 15,4% (Р>0,05); низкий - скоростных качествах (бег 30 м) - 7,4% (Р>0,05) и координационных способностях - 7,2% (Р>0,05). Наиболее высокий прирост физической подготовленности у мальчиков контрольного 6 «а» класса (КК) за второй год обучения наблюдался в подтягивании на высокой перекладине
- 283,3% (Р>0,05) и в наклоне с положении стоя - 87,5% (Р>0,05); средний - только в выносливости - 25,3% (Р<0,05); низкий -в прыжке в длину с места - 10,6% (Р<0,05), в беге 30 м - 6,5% (Р>0,05) и в челночном беге 3х10м - 5,6% (Р>0,05).
Достоверная разница между мальчиками экспериментального 6 «в» класса (ЭК) и контрольного 6 «а» класса (КК) в пользу занимающихся по экспериментальной программе обнаружена в показателях выносливости, скоростно-силовых и силовых способностей. По остальным показателям физической подготовленности изменения были недостоверными.
Анализ физической подготовленности девочек 6 «в» экспериментального класса (ЭК), занимающихся по экспериментальной программе показал наиболее значительные изменения к концу исследовании в силовой способности (подтягивание на
низкой перекладине) - 272% (Р<0,001); средний прирост физических качеств наблюдался в гибкости - 82,6% (Р>0,05) и в выносливости (6-минутный бег) - 37,4% (Р<0,05); менее существенные изменения отмечены в показателях: прыжок в длину с места - 11,2% (Р>0,05), бег 30 м - 9,5% (Р>0,05) и челночный бег 3х10м - 8,7% (Р>0,05).
У девочек контрольного 6 «а» класса (КК) относительно высокий прирост физических качеств наблюдаются в силовой способности - 111,9% (Р<0,001) и гибкости - 80% (Р>0,05); средний - лишь в 6-минутном беге - 27% (Р<0,05); по остальным показателям физических качеств отмечены незначительные изменения: бег 30 м - 9,7% (Р>0,05), прыжок в длину с места -8,3% (Р>0,05) и челночный бег 3х10м - 7,2% (Р>0,05).
Анализируя различия между классами показателей физической подготовленности девочек 6 классов (ЭК и КК) к концу эксперимента, следует отметить существенную разницу (в пользу ЭК) в проявлении выносливости (6-минутный бег) и силовых способностей (подтягивание на низкой перекладине).
Достоверность различий показателей физической подготовленности между ЭК и КК находится в пределах Р<0,05 и Р<0,001.
Результаты исследования физической подготовленности мальчиков экспериментального 7 «а» класса, занимающихся по экспериментальной программе, выявили высокий прирост показателей лишь в подтягивании на высокой перекладине -284,2% (Р>0,05); средний - в гибкости - 76,2% (Р>0,05), в выносливости - 31,5% (Р<0,05) и в прыжке в длину с места - 22,8% (Р>0,05); несколько меньшие значения обнаружены в проявлении скоростных (бег 30 м) - 14,1% (Р>0,05) и координационных способностей - 5,9% (Р>0,05).
У мальчиков контрольного 7 «б» класса существенные изменения произошли только в силовой способности - 199,5% (Р>0,05); средний - в наклоне с положении стоя - 75,7% (Р>0,05) и в 6-минутном беге - 25,1% (Р<0,05). По остальным показателям физических качеств прирост исследуемых данных был незначителен: прыжок в длину с места - 17,8% (Р>0,05), бег 30 м -10,6% (Р>0,05) и челночный бег 3х10м - 5,9% (Р>0,05).
Анализируя разницу исследуемых показателей к концу эксперимента между мальчиками 7-х классов (ЭК и КК), следует отметить значительные изменения в пользу ЭК в проявлении силовых способностей и гибкости. Но статистически достоверные различия между классами обнаружены только в 6-минутном беге. В остальных показателях к концу эксперимента результаты были недостоверными.
Полученные данные оценки физической подготовленности девочек экспериментального 7 «а» класса (ЭК), занимающихся по экспериментальной программе, выявили наиболее высокий прирост в развитии силовых способностей (подтягивание на низкой перекладине) - 179,4% (Р>0,05) и гибкости - 97,8% (Р>0,05); средний прирост - в выносливости - 44,3% (Р<0,05) и скоростно-силовых способностей - 28,8% (Р<0,05); более низкие показатели обнаружены в скоростных качествах - 13,9% (Р>0,05) и координационных способностях - 8,1% (Р<0,05).
В контрольном 7 «б» классе - у девочек к концу исследования существенные изменения произошли в подтягивание на низкой перекладине - 148% (Р>0,05) и в наклоне с положения стоя - 91,5% (Р>0,05); средний прирост - в 6-минутном беге -35,3% (Р<0,05) и в прыжке в длину с места - 27,4% (Р<0,05); более низкие показатели обнаружены в беге 30 м - 13,8% (Р>0,05) и в челночном беге 3х10м - 5,3% (Р<0,05).
Достоверные различия между девочками 7 «а» (ЭК) и 7 «б» (КК) классов к концу эксперимента были обнаружены в координационных способностях (челночный бег 3х10м), в выносливости (6-минутный бег) и скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места). По остальным физическим качествам показатели к концу эксперимента были недостоверными.
У мальчиков экспериментального 8 «а» класса (ЭК) (к концу эксперимента) определен высокий прирост показателей силовых способностей - 102,1% (Р<0,01) и гибкости - 78,6% (Р>0,05); средний - выносливости - 36,9% (Р<0,05) и скоростно-силовых способностях - 20,2% (Р<0,05); низкий - координационных способностей (3х10м) - 16,9% (Р>0,05) и скоростных качеств - 13,7% (Р>0,05).
В контрольном 8 «б» классе у мальчиков наибольшие изменения произошли в подтягивании на высокой перекладине -77,1% (Р<0,01) и в наклоне с положения стоя - 83,3% (Р>0,05); средний прирост обнаружен лишь - 6-минутном беге - 31,2% (Р<0,05); низкий - в челночном беге 3х10м - 18,4% (Р>0,05);
в прыжке в длину с места - 16,03% (Р>0,05) и беге 30 м - 12,6% (Р>0,05).
Статистически достоверные различия между мальчиками 8 классов обнаружены в выносливости, скоростно-силовых и силовых способностях. По остальным параметрам физической подготовленности результаты были недостоверными.
По анализу полученных данных физической подготовленности у девочек экспериментального 8 «а» класса (ЭК) определены только средние приросты показателей: силовых способностей - 30% (Р>0,05), гибкости - 31,6% (Р>0,05), выносливости - 24,3% (Р<0,05), координационных способностей (3х10м) -27,9% (Р>0,05), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) - 20,7% (Р>0,05); низкий - скоростных качеств (бег 30 м)
- 6,5% (Р>0,05).
В контрольном 8 «б» классе у девочек к концу исследования отмечен высокий прирост показателей только в наклоне с положения стоя - 53,9% (Р>0,05); средний - в челночном беге 3х10м - 23,8% (Р>0,05), в подтягивании на низкой перекладине
- 22,4% (Р>0,05), 6-минутном беге - 20,5% (Р<0,05) и прыжке в длину с места - 16,6% (Р>0,05); низкий - в беге 30 м - 9,8% (Р>0,05).
У девочек 8 классов статистически достоверные различия показателей обнаружены только в выносливости. По остальным параметрам физической подготовленности результаты были недостоверными.
У мальчиков 9 «в» класса (ЭК), занимающихся по экспериментальной программе в конце 1 года обучения наиболее высокий прирост показателей физической подготовленности обнаружен только в силовых способностях - 42,3% (Р>0,05); средний -в гибкости - 26,2% (Р>0,05), в выносливости - 20,4% (Р<0,01) и скоростно-силовых качеств - 15,5% (Р>0,05); низкий - координационных способностей - 8,7% (Р>0,05) и скоростных качеств (бег 60 м) - 2,4% (Р>0,05).
Наиболее высокий прирост физической подготовленности у мальчиков контрольного 9 «б» класса (КК) за первый год обучения наблюдался только в подтягивании на высокой перекладине - 31,9% (Р>0,05); средний - в наклоне с положении стоя -27,6% (Р>0,05), в прыжке в длину с места - 12,2% (Р>0,05) и 6-минутном беге - 10,8% (Р<0,01); низкий - в беге 60 м - 7,3% (Р>0,05) и в челночном беге 5х10м - 7,8% (Р>0,05).
Достоверная разница между мальчиками экспериментального 9 «в» класса и контрольного 9 «б» класса в конце 1-го года обучения в пользу занимающихся по экспериментальной программе обнаружена только в показателях выносливости. По остальным показателям физической подготовленности изменения были недостоверными.
Анализ физической подготовленности девочек 9 «в» экспериментального класса (ЭК), занимающихся по экспериментальной программе в конце 1-го года обучения показал средний прирост физических качеств в следующих параметрах: гибкости -23,7% (Р>0,05), силовой способности - 18,9% (Р>0,05), скоростно-силовых качествах - 15,1% (Р>0,05), в выносливости (6минутный бег) - 12,6% (Р>0,05) и скоростных качествах - 11,1%
(Р>0,05); менее существенные изменения отмечены в показателях только координационных способностей - 9,7% (Р>0,05).
У девочек контрольного 9 «б» класса (КК) к концу 1-го года обучения относительно средние приросты физических качеств наблюдаются в наклоне с положении стоя - 25% (Р>0,05), в подтягивании на низкой перекладине - 12,9% (Р>0,05), в прыжке в длину с места - 11,3% (Р>0,05) и в челночном беге 5х10м - 10,9% (Р>0,05); по остальным показателям физических качеств отмечены незначительные изменения: бег 60 м - 9,9% (Р>0,05) и 6минутном беге - 6,5% (Р>0,05).
Достоверных различий по всем показателям физической подготовленности у девочек 9 классов (ЭК и КК) в конце 1-го года обучения не обнаружены. 9 «в» класс на второй год эксперимента переходит на 10 класс, и они не входят в возрастной диапазон нашего исследования. Поэтому приросты показателей физической подготовленности анализированы только до 8 класса к концу исследования.
Таким образом, на протяжении всего педагогического эксперимента прирост результатов в контрольных упражнениях у учащихся экспериментальных классов составляет значительно больше, чем у учащихся контрольных классов, что в итоге и обусловило более высокий уровень физической подготовленности учащихся экспериментальных классов (ЭК).
Все полученные данные позволяют сделать вывод, что целенаправленное использование спортивно-оздоровительного туризма в качестве основного средства физического воспитания на уроках в 5-9 классах обеспечивает повышение двигательной деятельности, создающей значительный прирост показателей почти всех физических качеств, т.е. способствует гармоническому развитию физической подготовленности детей подросткового возраста.
Итоги анализа результатов по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют, что подбор и применение элементов спортивно-оздоровительного туризма оказали эффективное воздействие на процесс физического воспитания детей ЭК, так как их показатели физической подготовленности достоверно превосходили таковые их сверстников из КК (р<0,05, р<0,01 и р<0,001).
Анализ динамики показателей исследуемых физических качеств выявил более значительный прирост результатов у занимающихся по экспериментальной программе, в особенности таких способностей, как выносливость (на рис. 1 показаны средние показатели прироста выносливости, экспериментального и контрольного 6-х классов), скоростно-силовые, координационные и силовые способности.
Данные изменения являются результатом использования в экспериментальной программе большого количества упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета детей, развитие групп мышц, непосредственно связанных с двигательной деятельностью туриста, а также создающих базу специальной физической подготовленности, определяющей успешное формирование навыков столь популярного вида спорта -спортивно-оздоровительного туризма.
і осень 2009 г
і весна 2010 г
весна 2011 г
6 в кл мальч1 па I 6 a кл мальч1 па i 6 в кл девочки 6 a кл девочки Рис. 1. Средние показатели прироста в 6-минутном беге учащихся 6 «в» класса (ЭК) и 6 «а» класса (КК)
1 год К К
2 год К К
1 год ЭК
2 год ЭК
34,1 51,6 14,3 W
о
25,3 61,5 13 і V
Æ
26,4 51,6 n w
ж
8,8 56 35,2 w
/ y
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
высокпн уровень ■ средннн уровень нпзкпп уровень
Рис. 2. Изменения уровня заболеваемости школьников за время эксперимента (в %)
Достоверные положительные сдвиги, выявленные также по остальным физическим качествам, свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях спортивно-оздоровительного туризма как эффективного средства всесторонней физической подготовленности детей подросткового возраста.
Здоровье учащихся оценивалось по частоте заболеваемости. Данная оценка осуществлялось с целью реализации оздоровительной направленности вариативной части программы по физической культуре на основе спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9 классов.
В зависимости от количества перенесенных инфекционных заболеваний за учебный год учащиеся были отнесены к одной из трех групп. Низкая заболеваемость отмечалась, если у учащихся было зарегистрировано не более 2-х заболеваний в год, средняя заболеваемость - не более 5 заболеваний в год и высокая заболеваемость - более 5 заболеваний в год. Такой методикой пользуются врачи в практической работе для определения детей группы риска [1].
Наблюдения проводились в течение всего педагогического эксперимента в конце каждого обучения. Высчитывалось количество учащихся с тем или иным уровнем заболеваемости, прослеживалась динамика данных показателей из первого года на второй год. Кроме этого, определялось среднее число заболеваний в год у мальчиков и девочек. И оно определялось по определению достоверности различий по критерию х1 [2].
Полученные результаты показали, что в экспериментальных классах, как среди мальчиков, так и среди девочек, наблю-
Библиографический список
далось значительно меньшее количество детей с высокой заболеваемостью уже после второго года обучения по предлагаемой нами программе. В динамике прослеживается тенденция к уменьшению количества детей с высокой заболеваемостью в экспериментальных классах. Так, к концу педагогического эксперимента в экспериментальных классах наблюдаются несколько детей (8 чел) с высокой заболеваемостью, тогда как в контрольных классах количество детей с высокой заболеваемостью осталось практически неизменным (рис. 2).
Это свидетельствует о достоверности различий между уровнями заболеваемости детей экспериментальных и контрольных классов, а стало быть, подтверждается наша гипотеза о том, что применение спортивно-оздоровительного туризма в школьной практике позволит повысить состояние здоровья учащихся 5-9 классов.
Объясняется данный факт тем, что значительное количество времени отводилось на занятия на свежем воздухе, а также преимущественной направленностью упражнений на всестороннее и гармоничное развитие организма детей, что положительно сказалось на их здоровье.
Таким образом, результаты, полученные в исследовании уровня состояния здоровья учащихся, также подтверждают эффективность разработанной нами программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма и целесообразность используемых средств и методов в обучении и оздоровлении детей экспериментальных классов.
1. Авдеева, Т.Г. Детская спортивная медицина / Т.Г. Авдеева, И.И. Бахрах. - Ростов-н/Д., 2007.
2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов выс. учеб.
заведений. / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М., 2009.
Bibliography
1. Avdeeva, T.G. Detskaya sportivnaya medicina / T.G. Avdeeva, I.I. Bakhrakh. - Rostov-n/D., 2007.
2. Zheleznyak, Yu.D. Osnovih nauchno-metodicheskoyj deyateljnosti v fizicheskoyj kuljture i sporte: ucheb. posobie dlya studentov vihs. ucheb.
zavedeniyj. / Yu.D. Zheleznyak, P.K. Petrov. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 25.04.13
УДК 371:39
Biryukova A.S. OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY. In work results of a stating investigation phase of the organization of the ethnopedagogical activity, the compact accommodation of representatives of the teleut ethnos carried out in the territory are presented, opportunities and prospects of ethnopedagogical activity in this territory are defined.
Key words: ethnopedagogical activity, teleut ethnos, opportunities, prospects.