Научная статья на тему 'Результаты проектной деятельности'

Результаты проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ / СУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенцова Наталья Сергеевна

Цели нашего исследования изучение педагогических условий становления субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности и разработка оптимальных условий становления субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе развития познавательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты проектной деятельности»



Н.С.Варенцова

Результаты

проектной деятельности

Цели нашего исследования - изучение педагогических условий становления субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности и разработка оптимальных условий становления субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе развития познавательных способностей.

Познавательные способности детей дошкольного возраста (сфера познания действительности) направлены на выявление наиболее значимых, объективно существующих связей в предметах, явлениях. Развитие познавательных способностей обуславливает процесс становления детского интеллекта. При этом еще раз подчеркнем, что именно познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры и в этом случае культурно-адекватным способом является проектная деятельность.

Варенцова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

В ГОУ ЦРР д/с № 1018 СОУО (руководитель И. И. Годовикова) экспериментальная работа проходила на основе программы «Развитие». Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей и ставит своей целью выработку активной жизненной позиции у ребенка-дошкольника. В этой связи дети имеют потенциальную возможность занимать субъектную позицию в процессе развития у них познавательных способностей во время организованного обучения.

В экспериментальное исследование мы органично встраивали детскую проектную деятельность, основанную на детско-взрослой общности. Исследование проходило в двух подготовительных и одной старшей группах дошкольников. Одна подготовительная группа состояла из воспитанников данного дошкольного учреждения и из детей других учреждений (была сборной по составу).

Прежде чем приступать к пробам проектной деятельности (так мы их назвали), мы создали творческую группу, в которую входили воспитатели этих групп, старший вос-

Автор благодарит за помощь в техническом оформлении статьи старшего воспитателя ГОУ ЦРР д/с № 1018 Н. В. Матыцыну.

питатель, психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, заведующая и научный консультант.

Сначала мы изучили научно-методическую литературу по данной проблеме, обсудили на сборах (один раз в неделю), постарались разобраться в непонятных для педагогов вещах. Самым трудным оказалось понимание собственной позиции, ее субъ-ектности. В садах воспитатели привыкли быть хорошими исполнителями. Даже появился термин «творческий исполнитель». Этот факт во многом обусловлен организацией воспитательно-образовательного процесса любого ДОУ, в котором жизнь слишком регламентирована, много стандартных образовательных ситуаций, где воспитатель действует по шаблону (написанному конспекту, разработанной методике, использует привычные, подчас надоевшие ребенку игровые приемы и т. д.).

Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, т. е. переосмысления собственной деятельности. С этим мы и столкнулись - один из педагогов не стал

участвовать в новой работе: не смог отказаться от привычных ему схем деятельности.

С целью осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений мы разработали форму дневниковых записей, фиксирующих наблюдения за детьми. Она представляет собой небольшую табличку, где указаны имя и фамилия ребенка, тема занятия, его высказывания и описаны действия, которые он совершает (подробно смотри статью в журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика», № 3, 2009, стр. 42).

Безусловно, это дополнительная нагрузка на воспитателя, но в то же время именно она дает возможность увидеть ребенка: его реакцию, отношение, наконец, ту самую субъектность. Дневниковые записи, структурированные особым образом, облегчили фиксацию наблюдения за детьми. Мы активно использовали технические средства: фото-, видеосъемки.

Встречи нашей творческой группы стали привлекать и других воспитателей к участию в разговоре, чувствовалась увлеченность в процессе, способность проявить себя творчески в какой-нибудь деятельности.

Следуя выделенной Н. Е. Вераксой и А. Н. Вераксой градации, существуют три типа проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная.

Описанию нашего опыта работы мы уделили внимание в научно-практических статьях, которые опубликовали в журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009, №№ 3, 4, 5.

В статьях изложены лишь некоторые проекты, на самом деле их было больше. По мере необходимости постараемся осветить и другие.

В начале работы мы предложили воспитателям провести субъективную диагностику осведомленности детей в различных областях знаний и определить умственный уровень их развития. Материалом для проведения субъективной диагностики послужили ее разработка и описание в книге «Диагностика готовности ребенка к школе» (Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

В результате мы получили следующие данные, которые приводятся в таблицах №№ 1, 2, 3.

Таблица № 1

Субъективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)

Таблица № 2

Субъективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)

Таблица № 3

Субъективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)

100 п

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

56.9

37,1

ли

Осведомленность Умственные способности

| О Высокий Л Средний М Низкий"]

Картина, которая вырисовывается на начало учебного года, до введения проектной деятельности, выглядит достаточно однородно за небольшим исключением. У детей старшего дошкольного возраста есть вполне определенные представления о различных областях действительности. Они знают свои имена, фамилии; правила обращения с различными предметами; название страны, города,

в котором живут; имеют представления о профессиях, орудиях труда, видах транспорта и пр.; разбираются в сезонных явлениях, живой и неживой природе, домашних и диких животных и т. д. Дети также выделяют сенсорные эталоны и соотносят их с окружающими предметами; ориентируются при постройке различных объектов и в пространстве, используют обобщающие слова; способны устанавливать причинно-следственные связи и зависимости и т. д.

В основном преобладает средний и высокий уровень показателей без особого преимущества детей 6 лет над детьми 5 лет. С одной стороны, это можно объяснить тем, что учреждение стабильно работает по программе «Развитие», которая направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей, а с другой стороны, тем, что в подготовительную группу влились достаточно развитые дети (общая картина развития детей при этом не пострадала).

Теперь обратимся к данным объективной диагностики. Данные выглядят следующим образом, см. таблицы №№ 4, 5, 6.

Таблица № 4

Объективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

77 /У

--Нт5- W-~ 16

I Н-^ ш-

Осведомленность Умственные сгособностм

¡□Высокий ■ Средний ■ Низкий |

Таблица № 5

Объективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)

Таблица № 6

Объективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)

Картина совпадает с данными, полученными при субъективной диагностике. Это явление можно рассматривать как вполне положительное, и дающее возможность оттолкнуться в нашей будущей работе от «единой платформы» в уровне развития детей. При этом дети 5 лет (старшей группы) несколько отличаются от детей 6 лет тем, что у них достаточно высокий средний уровень развития способностей, как, впрочем, и ЗУНов.

Мы считаем этот факт закономерным, т.к. именно в этом возрасте, точнее сказать, на этой ступени старшего дошкольного возраста, в 5 лет, ребенок как никогда нуждается в разумной помощи взрослого, он еще не на столько самостоятелен, как в 6 лет.

Теперь обратимся к субъективной диагностике, проведенной педагогами в конце учебного года. Приведем результаты в таблицах №№ 7, 8, 9.

Таблица № 7

Субъективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на конец 2008/09 учебного года (май)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ъэ

453

W

и

л

Осведомленность

Умственные способности

□ Высокий «Средний ■ Низкий

Таблица № 8

Субъективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)

Таблица № 9

Субъективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)

Совершенно очевидно, что картина результатов познавательного развития детей изменила динамику в положительную сторону и значительно (на взгляд педагогов). Это выражается как в детской компетентности, так и в развитии их умственных способностей. Низкий уровень развития снизился к минимальному показателю во всех трех группах.

Обратимся к результатам объективной диагностики в конце учебного года, которые можно рассматривать как показатель нашей экспериментальной работы, влияющей на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Приводим таблицы №№ 10,11,12.

Дети старшего дошкольного возраста (как 5, так и 6 лет) достигли очень высокого уровня развития познавательного развития: во всех группах отсутствует низкий уровень, резко вырос показатель высокого уровня и поэтому снизился средний уровень.

Таблица № 10

Объективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на конец 2008/09 учебного года (май)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

76,2

■И в

_ 19

0 0

Осведомленность

Умственные способности

| □ Высокий ■ Средний ■ Низкий |

Таблица № 11

Объективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

90

5 п 10

Осве до мне нность

умственные способности

¡□Высокий »Средний ■ Низкий |

Таблица № 12

Объективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)

100 л 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

89,6

е-а 1

36,8

10,5

| Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осведомленность Умственные сгосоЗноста

|д Высокий а Средний ■ Низкий |

Участие детей в проектной деятельности позитивно повлияло на развитие их познавательных способностей, на их активность, инициативность, самостоятельность и социализацию.

В конце учебного года в одной из подготовительных групп (где в начале года была проба проекта «День города - что это такое?») затеяли новый исследовательский проект

«Почему улица Лавочкина так называется? Над этим проектом дети подготовительной группы работали совместно с воспитателем Ю. В. Трещаловой.

Все ответы детей в основном сводились к тому, что «просто много лавочек стоит и поэтому она так называется». Кроме мальчика (Саши Коцюруба), который предположил: «Улица Лавочкина называется так потому, что там жил человек Лавочкин, и он сражался с немцами». Ответ неслучаен, т. к. в наших лучших традициях называть улицы, города и памятные места в честь знаменитых людей и тех, кто отличился, сражаясь за нашу Родину. Ответ Саши К. - яркий пример его богатого эмоционального опыта. А что не совсем точный, так это не беда: познавательный и социальный опыт он еще приобретет.

Один ребенок (Саша Цыпленков), который был очень активен в предыдущем исследовании: «День города - что это такое?», самостоятельно озадачился проблемой - выяснить, почему улица Лавочкина так называется.

Саша Ц.: «Мой детский сад расположен на улице Лавочкина. Я решил узнать, почему она так называется... Сам я думаю, что эта улица названа в честь человека по фамилии Лавочкин. А вот кем он был, я решил узнать у своей семьи». Здесь налицо яркая познавательная активность, которая двигает ребенка к самостоятельному исследованию: он в состоянии сам поставить проблемную задачу и двигаться по пути ее решения, сбора информации от близких людей, окружения.

Дети провели самостоятельное исследование на эту тему: собрали информацию (от родителей, друзей, из книг, телевизора, компьютера и т. п.) и пришли к выводу, что улица, на которой стоит наш детский сад, названа в честь знаменитого авиаконструктора

С. А. Лавочкина, который много сделал для страны. Теперь название улицы воспринималось детьми по-другому: это было для них значимо, ведь это они открыли для себя такого интересного человека и приобрели определенный социальный опыт. Особенно, когда защищали свои проекты перед родителями и детьми другой группы.

Результаты диагностики, полученные по нормативным картам (разработанным Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым: Пособие для дошкольных педагогов и психологов. -М., 2002), показали следующее: дети, участвующие в проектной деятельности, улучшили к концу года свои показания до 3-го уровня:

• Творчество - 29 чел.

• Инициативу как целеполагание и волевую - 42 чел.

• Коммуникативную инициативу - 38 чел.

• Познавательную инициативу, любознательность - 30 чел.

Личностному развитию ребенка способствует адекватная социальная презентация результатов совместной проектной деятельности. Родители стали внимательнее к интересам детей, их отношения стали более доверительными.

И самое главное - у детей можно констатировать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, изменения в межличностных отношениях в лучшую сторону: научились обсуждать, слышать друг друга и т. п. Наблюдается личностный рост, который выразился в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Происходит свободное движение ребенка в пространстве возможностей.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она

обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Эффективность процесса развития субъ-ектности ребенка зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные и познавательные задачи.

Разработка ситуаций взаимодействия «ребенок - взрослый» по заданному нами алгоритму (согласно Н. Е. Вераксе) может рассматриваться как система психолого-педагогической поддержки дошкольников и как первая ступень в развитии субъектности ребенка. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.