Научная статья на тему 'Результаты применения интерактивного метода проверки знаний в условиях электронного обучения'

Результаты применения интерактивного метода проверки знаний в условиях электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / LMS MOODLE / TEST OF KNOWLEDGE / INTERACTIVE METHOD / TESTING / ELEARNING / VISUALIZATION OF LEARNING MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макуха Любовь Витальевна, Селезова Анна Александровна, Сидоров Анатолий Юрьевич

Классический метод тестирования ненагляден, он позволяет увидеть и оценить только результат работы. В статье актуализируется наглядный метод проверки знаний, предлагаются идея изменения формы вопросов в тестах, способ конструирования интерактивных тестовых заданий, при выполнении которых требуется создать общую картинку из частей или расставить предложенные элементы по своим местам, манипулируя ими при помощи мышки. Этот метод позволяет визуализировать сложный и объемный теоретический материал: проверить усвоение различных таблиц, внутренних строений и схем устройств как самому обучаемому, так и преподавателю. Приводится пример создания интерактивного тестового задания как средства наглядного метода проверки знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макуха Любовь Витальевна, Селезова Анна Александровна, Сидоров Анатолий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE INTERACTIVE METHOD APPLIED FOR THE TEST OF KNOWLEDGE WITHIN E-LEARNING

A classic testing method is not visual, it allows you to see and evaluate only the result of the work. This article updates a visual method of testing knowledge and proposes the idea of changing the form of questions in tests. Besides, it proposes a method of designing interactive tests, under which you are supposed to compose a general picture of pieces, or to sort out the proposed elements, manipulating them with a mouse. This method allows visualizing complex and extensive theoretical material, namely, it allows you to check the acquisition of different tables, internal structures and systems of devices by students and teachers. The article gives an example of creating an interactive test task as a means of a visual method of testing knowledge.

Текст научной работы на тему «Результаты применения интерактивного метода проверки знаний в условиях электронного обучения»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE RESULTS OF THE INTERACTIVE METHOD APPLIED FOR THE TEST OF KNOWLEDGE WITHIN E-LEARNING

Л.В. Макуха, A.A. Селезова, А.Ю. Сидоров

L.V. Makukha, A.A. Selezova, A.Yu. Sidorov

Проверка знаний, интерактивный метод, тестирование, электронное обучение, визуализация учебного материала, £М5 МоосИе.

Классический метод тестирования ненагляден, он позволяет увидеть и оценить только результат работы. В статье актуализируется наглядный метод проверки знаний, предлагаются идея изменения формы вопросов в тестах, способ конструирования интерактивных тестовых заданий, при выполнении которых требуется создать общую картинку из частей или расставить предложенные элементы по своим местам, манипулируя ими при помощи мышки. Этот метод позволяет визуализировать сложный и объемный теоретический материал: проверить усвоение различных таблиц, внутренних строений и схем устройств как самому обучаемому, так и преподавателю. Приводится пример создания интерактивного тестового задания как средства наглядного метода проверки знаний.

Test of knowledge, interactive method, testing, e-learning, visualization of learning material, LMS Moodle.

A classic testing method is not visual, it allows you to see and evaluate only the result of the work. This article updates a visual method of testing knowledge and proposes the idea of changing the form of questions in tests. Besides, it proposes a method of designing interactive tests, under which you are supposed to compose a general picture of pieces, or to sort out the proposed elements, manipulating them with a mouse. This method allows visualizing complex and extensive theoretical material, namely, it allows you to check the acquisition of different tables, internal structures and systems of devices by students and teachers. The article gives an example of creating an interactive test task as a means of a visual method of testing knowledge.

Существуют различные типы тестирования классического вида, но большинство из них сводится к выбору одного или нескольких ответов из предложенных вариантов. На сегодняшний день в образовательной деятельности активно применяются электронные обучающие курсы, в которые можно интегрировать различные механизмы проверки знаний 'Ромадина, Соловьева, 2015, с. 70]. Но, как правило, предлагаемые в них способы тестирования ограничены по функционалу. В основном же в электронном обучении применяется классический метод проверки знаний.

В ходе обучающего процесса студенту приходится изучать теоретический материал, содержащий достаточно большие, сложные для понимания схемы и алгоритмы последовательно-

стей, где приходится разбираться во множестве связей между элементами, кроме того, зачастую в изучаемых материалах попадается и внутреннее строение какого-либо устройства, которое также содержит множество элементов. Для того чтобы проверить, насколько хорошо студент разобрался в связях схемы и назначении каждого элемента, использование классического тестирования затруднительно, т.к. оно в основном предполагает выбор одного или нескольких ответов из предложенных вариантов, что очень сложно применить к внутреннему строению какого-либо устройства [Крокер, Алгина, 2010].

Классический метод тестирования ненагляден, он в основном состоит из текста либо из картинки с пояснением. В связи с этим появилась идея изменить форму вопросов в тести-

ровании, сделать задания интерактивными, что позволит сделать тесты наглядными, удобными и приятными для восприятия [Макуха и др., 2015, с. 57]. Идея заключается в том, что тестируемый видит перед собой картинку, где требуется что-то расставить по своим местам, либо создать общую картинку из частей, манипулируя элементами при помощи мышки.

Для подтверждения того, что интерактивный метод проверки знаний эффективен и востребован, было разработано приложение для созда-

ния интерактивных заданий, которые позволяют проверить, насколько хорошо студент понял ту или иную схему или разобрался в сложном строении устройства [Свидетельство..., 2015]. Чтобы создать интерактивное задание, пользователю не требуются навыки программирования, достаточно только обладать основами работы в графическом редакторе.

Готовое задание визуально можно разделить на три части: верхняя, средняя и нижняя (рис. 1).

Время: 00:02:00 Количество попыток: 2 Расставьте информационные блоки

fertiO,

«мк<Г

Результат

«но

Планирование процесса Выполняется ■ режиме задачи Системный выэов, прерывание Создан

режиме ядра Зомби Готов к запуску Ожидает недоступный ресурс (сон)

Рис. 1. Вариант готового задания

•»но

Сверху располагаются рекомендации к выполнению задания, происходит отсчет времени текущей попытки, и указано число оставшихся попыток. Средняя часть состоит из фонового рисунка и расположенных на нем пустых ячеек. В нижней части располагаются кнопка «Результат» и вынесенные в виде таблицы интерактивные информационные блоки, которые студенту нужно правильно расположить путем инте-

рактивного переноса мышкой графических элементов. По завершении теста либо по истечении отведенного на попытку времени студент получит оценку в процентном соотношении [Дьячук, 2015, с. 163]. Если же студент расставил некоторое количество блоков, но не уложился по времени, то по истечении отведенного на попытку времени будет подведен результат всех заполненных блоков.

S

т

н

и

w

PQ

Также в программе предусмотрен ряд ограничений:

- размер каждого информационного блока зафиксирован и равен 116x54 пикселей;

- автор задания может использовать не более 20 блоков;

- на задание отводится не более 10 попыток;

- время, отведенное на попытку, не должно превышать 10 минут.

Автор задания может предусмотреть следующие варианты сложности.

Вариант без подсказок. Этот вариант проверки знаний подходит для итогового тестирования. При завершении задания обучаемый не будет знать, какие блоки были расставлены верно, а какие нет.

Вариант с подсказками. Такой вариант проверки знаний подходит для промежуточного тестирования. При завершении задания обучаемый увидит, какие блоки были расставлены правильно (отметка «галочка»), а какие неверно (отметка «крестик») (рис. 2). Для студента это самый простой способ тестирования, т.к. он будет точно знать, какие блоки были расставлены правильно, а над расставлением каких следует подумать в следующей попытке, если таковая предусмотрена.

Перед ним будет только результат в процентном соотношении (рис. 3). Также автор теста может изменять количество попыток и создавать ограничения по времени, что тоже влияет на сложность.

Оповещение JavaScript Ваш результат: 75%

OK

Рис. 3. Сообщение с результатом выполненного задания [ВО]

Время: 00:00:40 Количество попыток: 1 Расставьте информационные блоки

Рис. 2. Вариант выполнения задания с подсказками

Такой способ представления может применяться достаточно широко: как в технических дисциплинах, так и в гуманитарных, и в естественных областях знаний. Рассмотрим примеры для каждой из них.

При изучении технических наук студенту приходится разбираться в сложном коде программ, изучать трудно запоминаемые формулы,

разбираться в строении различных элементов данной предметной области и запоминать различные таблицы. Интерактивный подход легко поможет проверить усвоение такого материала.

На рис. 4 представлена схема строения жесткого диска, Предполагается, что студент должен изучить структурную схему и запомнить назначение и расположение каждого элемента на схеме.

ДОРОЖКА

СТОРОНА

СЕКТОР (БЛОК)

ПЛАСТИНА

НИ ТИНДР

ГОЛОВКА

Рис. 4. Схема строения жесткого диска

Для проверки усвоения схемы используется интерактивный подход. На рис. 5 представлено окно готовой тестирующей программы, в которой студенту предлагается разместить информационные блоки на соответствующие места.

Данное задание внедрено в систему электронного обучения Сибирского федерального университета (институт космических и информационных технологий) и активно применяется при изучении дисциплины «Операционные системы».

Гуманитарные науки содержат большой объем учебного материала. Происходящие в последние годы в мире масштабные политиче-

ские и социально-экономические преобразования привели к необходимости переосмысления многих исторических событий. Их углубленное изучение необходимо в связи с живучестью тех идей, для их предотвращения или возрождения. При изучении гуманитарных наук приходится разбираться в древах династий правителей, в хронологии воин, сложных экономических таблицах, формулах и других наглядных рисунках. Поэтому интерактивный подход к проверке знаний в области гуманитарных дисциплин также может быть результативным. На рис. 6 приведен пример готового задания интерактивной проверки знаний по экономике.

<

са

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и

и

S

т

н

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W PQ

Время: 00:01:23 Количество попыток: 2 Расставьте информационные блоки

Результат |

СЕКТОР ДОРОЖКА СТОРОНА ПЛАСТИНА ЦИЛИНДР ГОЛОВКА

(БЛОК)

Рис. 5. Интерактивный вопрос по строению жесткого диско

Время: 00:01:50 Количество попыток: 2 Расставьте информационные олокн

Результат

Производственно- Рынок

Домохозяйство предпринимательская Рынок ресурсов потребительских

сфера благ

Рис. 6. Проверка знаний схемы экономического кругооборота

В естественных науках, таких как физика, химия, биология, география, астрономия, медицина и других, информация часто предлагается в виде таблиц, схем, рисунков, карт. Например, в биологии при изучении строения организмов различных растений, животных, насекомых широко используются различные схемы по строению, систематике и классифицированию элементов предметной области.

При изучении химии студенту приходится запоминать множество таблиц, например таблица Менделеева, гомологический ряд, степе-

ни окисления химических элементов, таблица растворимости и многие другие. Без запоминания базовых, основных понятий и знаний дальнейшее продвижение по дисциплине практически невозможно. Поэтому интерактивный подход проверки знаний в области естественных наук также является результативным.

На рис. 7 представлен возможный вариант реализации интерактивного подхода к проверке знаний по химии. Тестируемому предлагается расположить вторые слагаемые результата химических реакций в зависимости от исходных данных.

Время: 00:01:53 Количество попыток: 2 Расставьте информационные блоки

Кислота

Основание

=>

Соль

Кислота

Соль

Соль

Соль

Металл

Металл

Соль

Основание

=>

=>

=>

=>

Соль

Соль

Соль

Соль

Результат |

Вода Соль Основание Водород Металл

Рис. 7. Тестирующая программа по правилам определения химической реакции

Описанные выше примеры подтверждают идею востребованности наглядного метода проверки знаний. Они также показали, что интерактивный способ проверки знаний подходит для всех сфер обучения. Данный метод можно использовать во всех образовательных заведениях: в школах, среднем профессиональном звене (колледжи, техникумы), вузах. Продемонстрированы работоспособность предложенного метода проверки знаний, а также его востребованность и эффективность. Интерактивные задания очень наглядны, показательны и способствуют

лучшему усвоению предмета. Они визуализируют сложный и объемный теоретический материал и позволяют проверить усвоение различных таблиц, внутренних строений и схем устройств как самому обучаемому, так и преподавателю. Автору задания не требуется знание навыков программирования, и он может изменять сложность тестирования в зависимости от цели, которую ставит для обучения. В заключение стоит отметить, что интерактивный подход проверки знаний может быть внедрен в различные электронные обучающие системы.

<

са

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Q

ё

0

1

к

i и

«

и и

V S

Ь

U

<С П И

И

S

т

н

и

w

PQ

Библиографический список 4

1. Дьячук A.A. Личностные особенности организации деятельности студентов и возможности их оценки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 160-165. 5-

2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. М.: Логос, 2010. 663 с.

3. Макуха Л.В. и др. Визуализация учебного материала в электронной обучающей системе посредством симулятора переходов состояний процессов в операционных систе- 6. мах / Л.В. Макуха, А.И. Савченко, А.Ю. Сидоров, Д.В. Радчук // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4. С. 55-61.

Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Интерактивные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. С. 69-73. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015612552. Российская Федерация, Программа проверки знаний с использованием функции переноса графических объектов / A.A. Се-лезова, Л.В. Макуха, А.Ю. Сидоров; заявл. 22.12.2014; опубл. 19.02.2015. Система электронного обучения СФУ [Электронный ресурс]: курс «Операционные системы» / А.Ю. Сидоров, Л.В. Макуха. URL: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=1540

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.