Научная статья на тему 'Результаты предфорсайтных исследований в организации управления алмазно-бриллиантового комплекса России'

Результаты предфорсайтных исследований в организации управления алмазно-бриллиантового комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС / ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ / МЕТОД ДЕЛЬФИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев М.В., Григорьева Е.Э.

В статье рассматривается возможность использования методологии форсайт в целях определения долгосрочного стратегического развития для мирового алмазно-бриллиантового рынка. В ходе предфорсайтных исследований определены сценарные варианты будущего развития комплекса до 2030 г., оценены индексы вероятности, влияния и желательности. Проведены расчеты эффективности концептуальных предложений по результатам предфорсайтного исследования сценарных вариантов развития алмазообрабатывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты предфорсайтных исследований в организации управления алмазно-бриллиантового комплекса России»

УДК 338.27

результаты

предфорсайтных исследований в организации управления алмазно-бриллиантовым комплексом россии

м. в. Николаев,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии обработки драгоценных камней и металлов E-mail: nikolaevmv_aic@mail.ru

е. э. Григорьева,

старший преподаватель кафедры

технологии обработки драгоценных камней и металлов E-mail: elena. grigoreva80@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

мировым лидером по добыче природных алмазов, должна ставить перед собой важную цель развития перерабатывающих секторов комплекса - гранильного и ювелирного производства. Следовательно, необходимо сокращать экспортно ориентированные поставки необработанных природных алмазов, увеличивать объем обработки алмазов отечественными перерабатывающими предприятиями.

Во время переориентирования российской экономики на государственном уровне имеется возможность произвести инновационное развитие сектора за счет внедрения в производство наукоемких технологий, для чего необходимо выработать инновационные приоритеты секторов комплекса.

При разработке целеполагания и научного сопровождения технологического прогноза развития секторов комплекса предлагается использовать современный инструмент - форсайт [5]. Концептуальные основы проведения форсайт-проекта алмазно-бриллиантового комплекса России до 2030 г. [1] показывают, что применение методов форсайта для проведения комплексного исследования экономического, технологического уровня и

_ 9

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

В статье рассматривается возможность использования методологии форсайт* в целях определения долгосрочного стратегического развития для мирового алмазно-бриллиантового рынка. В ходе предфорсайтных исследований определены сценарные варианты будущего развития комплекса до 2030 г, оценены индексы вероятности, влияния и желательности. Проведены расчеты эффективности концептуальных предложений по результатам предфорсайтного исследования сценарных вариантов развития алмазообрабатывающей промышленности.

Ключевые слова: стратегия, развитие, алмазно-бриллиантовый комплекс, форсайт-проект, метод Дельфи.

Стратегической задачей экономики России является преодоление ее сырьевой направленности. Это касается и алмазно-бриллиантового комплекса (АБК), где Россия, являясь в настоящее время

* Форсайт (от англ. Foresight - взгляд в будущее, предвидение) -это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки, технологий и экономики.

потенциала даст возможность создать опережающий научно-технологический задел для развития сектора экономики. Причем помимо ожидаемых научно-практических результатов проекта произойдет также и развитие междисциплинарной информационной сети, способствующее созданию коммуникативной площадки форсайта.

Для определения эффективности использования технологии форсайта в организации управления алмазно-бриллиантовым комплексом России были проведены предфорсайтные исследования. В ходе мини-Дельфи-опроса N = 30) экспертам алмазно-бриллиантового комплекса России предлагалось ответить на анкеты в целях определения степени влияния, желательности и вероятности варианта сценария развития комплекса. Суждения внешних экспертов формировались на основе расширенного интервью. В число экспертов вошли представители государственных учреждений, бизнеса, образования, торговли и науки, компетентные в сфере алмазно-бриллиантового комплекса.

При анализе результатов опроса рассчитывались индексы и оформлялись типологические карты «вероятность - значимость» [3]. Данная методика анализа экспертных суждений удобна получением высокого уровня достоверности результатов и

доступностью описания результатов _

для широкого круга слушателей. Цель исследования заключалась в разработке вариантов сценария инновационно ориентированного развития алма-зогранильного сектора Республики Саха (Якутия) до 2030 г. и расчета их эффективности.

Перед экспертами ставились задачи определения и оценки вариантов сценария развития, образа будущего, стратегии развития и управленческих решений. Экспертам предлагалось оценить вероятность, влияние и желательность описанных вариантов ответов, интуитивно оценивая по 5-балльной шкале (5 баллов - очень высокая, 4 - высокая, 3 - средняя, 2 - низкая, 1 - очень низкая). Опыт проведенных исследований показывает, что использование при расчете средних значений оценок не дает четких отклонений данных. Поэтому использовался расчет коэффициента

к

X

К

с; со и х <и

4

X

5

-0,4

вариации, с помощью которого определялся уровень консенсуса экспертов.

Программный вопрос заключался в повышении уровня конкурентоспособности продукции алмазно-бриллиантового комплекса России на мировом рынке [4, 5]. Была проведена выборка по четырем исследовательским группам спектра алмазообра-батывающего сектора, по которому в результате опроса были составлены следующие варианты сценариев развития:

1) развитие промышленного производства путем привлечения инвестиций;

2) модернизация технологий;

3) организация производства в особой экономической зоне;

4) реализация продукции на якутской алмазной бирже.

После расчета индексов влияния, вероятности и желательности по каждому варианту сценария на основе экспертных суждений в зависимости от периода временного горизонта оценки до 2015, 2020 и 2030 гг. построены типологические карты, представленные на рис. 1 и 2.

На основе данных индексов определено экспертное видение сценариев будущего алмазно-бриллиантового комплекса России по временным срезам

-9т6-

2020

ш

-0т2-

2015

-0,2

2015

2020

2030

2030

2030

,2020

2015 X 2030

0,2

0,4

2015

X

2020

0,6

Индекс вероятности

♦ Развитие промышленного производства путем привлечения инвестиций ■ Модернизация технологий

Организация производства в особой экономической зоне X Реализация продукции на якутской алмазной бирже

Рис. 1. Варианты сценариев алмазообрабатывающей группы 2015, 2020 и 2030 гг. в зависимости от вероятности реализации и степени влияния

на экономику

2030

-05

-04-

2020

8: "0,4 х

X -

Д—0,3-2020

2015 А

-0,2-

2015

-0,1-

-0,2

-01-

-02-

X

2030

2030

-X-

2020

0,2

0|4 2030 0,6

2015 2015

2020

-03-

Индекс вероятности

♦ Развитие промышленного производства путем привлечения инвестиций ■ Модернизация технологий

А Организация производства в особой экономической зоне X Реализация продукции на якутской алмазной бирже

Рис. 2. Варианты сценариев алмазообрабатывающей группы 2015, 2020 и 2030 гг. в зависимости от вероятности и желательности реализации

2015, 2020 и 2030 гг., заключающееся в том, что в ближайшем будущем (до 2015 г.) имеется высокая вероятность развития промышленного производства путем привлечения инвестиций, которая с годами несколько потеряет свои позиции, хотя желательность присутствия данного сценария низкая. При отдаленном будущем (до 2020 г.) повышается вероятность модернизации технологий, что связывается в первую очередь с развитием взаимосвязей «образование - наука - производство».

Эксперты прогнозируют низкую вероятность реализации при сценарии организации производства в особой экономической зоне, хотя в данном направлении государственные чиновники активно работают, но отсутствие результатов уменьшает надежду на реализацию данного сценария.

По прогнозным оценкам экспертного суждения, вероятность и желательность сценария модернизации технологий будет возрастать от 2015 к 2020 г. и после 2030 г., но степень влияния останется средней. В то же время не отрицается вероятность реализации продукции на якутской алмазной бирже при высокой степени желательности.

По сценарному варианту развития про -мышленного производства путем привлечения

инвестиции, подразумевается создание условий для инвесторов, дальнейшая либерализация рынка драгоценных камней, изменения в налогооблагаемой базе и оформлении импортных и экспортных поставок. Например, путем ведения нулевой ставки НДС можно было бы высвободить существенный объем финансовых средств, отвлеченных из оборота направленных на оплату НДС. При покупке алмазного сырья стоимость сырья возрастает на 22 %. Основные расходы по обслуживанию НДС зависят от сроков возмещения при экспорте, поскольку возврат НДС от экспорта требует значительного времени -от 6 до 9 мес. [6]. Таким образом, алмазо-обрабатывающие компании вынуждены отвлекать существенный объем финансовых средств из оборота, при возникающей необходимости брать банковские кредиты, что приводит к удорожанию продукции и негативно отражается на общем инвестиционном климате в секторе. По мнению экспертов, в выигрыше от данной схемы оборота денежных средств остаются только одни коммерческие банки.

Направление высвобожденных финансовых средств на закупку алмазного сырья для обеспечения полной производственной мощности позволило бы увеличить объем производства бриллиантов. Отметим, что по состоянию на 1 января 2013 г. на предприятиях алмазогранильного сектора республики находилось 1 007 гранильных станков. За тот же период численность огранщиков составила 287 чел. (табл. 1). Следовательно, станочный парк в целом по сектору загружен лишь на 29 %. Тем не менее за 2012 г. обработано алмазного сырья на 145 млн долл., изготовлено бриллиантов на 158 млн долл.

Таблица 1 Среднесписочная численность и среднемесячная заработная плата работников гранильных предприятий Республики Саха (Якутия) за 2010-2012 гг.

№ п/п Показатель Год

2010 2011 2012

1 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 26, 423 30,150 31,294

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Среднесписочная численность работников, чел. 368 503 415

0

Таким образом, сейчас на имеющихся производственных мощностях гранильных предприятий при 100 %-ной загрузке ограночных станков можно обработать сырья на 500 млн долл., при этом стоимость произведенных бриллиантов составит 560 млн долл., или 17,2 млрд руб., при валютной эффективности, равной 1,12. Следовательно, при полной загрузке производственных мощностей алмазным сырьем объем производства бриллиантов в Республике Саха (Якутия) можно увеличить почти в 3,5 раза, количество работников на алмазогранильных предприятиях - до 1 050 чел. (рост в 3,7 раза).

По следующему варианту сценария модернизации технологий подразумевается возможное развитие за счет оптимизации научно-технологической направленности алмазно-бриллиантового комплекса. Предполагается участие Северо-Восточного федерального университета в пилотном проекте по созданию и развитию в РФ инжиниринговых центров в целях обеспечения роста технологического уровня традиционных и новых секторов промышленности на Северо-Востоке России через интенсивную подготовку инженерных кадров, рост прикладных исследований, развитие инфраструктуры, обеспечивающих быструю адаптацию и внедрение новых разработок в производство. Комплексный технологический инжиниринг в алмазно-брил-

лиантовом комплексе выделен как направление с наибольшим перспективным эффектом и включен в программу развития Инжинирингового центра СВФУ на 2013-2017 гг., где планируется проведение инжиниринговых услуг совместно с кафедрами Физико-технического института.

В табл. 2 приведен прогноз целевых показателей хода реализации программы Инжинирингового центра СВФУ в области алмазно-бриллиантового комплекса в 2013-2020 гг.

На основе объема оказанных инжиниринговых услуг возможно получение дополнительной прибыли к 2020 г., равной 16,8 млн руб., или 0,56 млн долл., по минимальным расчетным показателям. Например, одним из направлений развития технологии переработки алмазов является увеличение ассортиментного состава алмазов технического назначения. Согласно расчетам эффективности производства природных алмазов технического назначения и реализации их в зависимости от востребованности потребителей, дополнительная прибыль по размерности (-3+2) и (-2+1) достигнет до 12,3 млн долл. (в позициях Boart&DrШmg - до 2,2 млн долл.). Итого по всем мероприятиям прибыль составит до 14,5 млн долл. [2].

Следовательно, развитие технологий, применение современных знаний и информации, используе-

Таблица 2

Реализация программы Инжинирингового центра СВФУ* в области алмазно-бриллиантового комплекса в 2013-2020 гг.

№ п/п Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого...

1 Количество инновационных разработок и проектов уровня НИР и ОКР по отраслевой тематике Центра 5 15 21 25 25 27 28 30 176

2 Количество полученных и поданных патентных заявок по отраслевой тематике Центра - - - 6 2 3 2 2 15

3 Количество выпускников специальных кафедр и программ в области инжиниринга и промышленного дизайна 12 23 52 74 73 74 73 74 455

4 Объем аналитического и технологического оборудования, опытно-промышленных установок, необходимых для оказания инжиниринговых услуг, по остаточной стоимости, млн руб. 34 16 50

5 Количество реализованных коллективом Центра инжиниринговых проектов - 17 19 23 25 25 26 24 159

6 Объем оказанных коллективом Центра инжиниринговых услуг, млн руб. - - 5,43 7,35 9,63 11,99 13,71 16,80 64,91

7 Количество работающих сотрудников Центра (в перерасчете на полные ставки за год) - 17 17 17 18 18 18 18 -

* Далее Инжиниринговый центр СВФУ упоминается в сокращении - Центр.

мых при переработке алмазного сырья ювелирного и технического назначения, позволит увеличить производительность, ассортимент продукции, уровень кадровой квалификации и получение дополнительной прибыли.

Возможность развития сценарного варианта организации производства в особой экономической зоне предполагает создание особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий (табл. 3), что в первую очередь позволит автоматически освободить предприятия комплекса от уплаты НДС. Согласно проведенным расчетам алмазогранильные предприятия могут получить дополнительную прибыль в размере 62,4 млн долл. (по данным 2012 г.). Помимо налогов предприятия дополнительно смогут сократить расходы на транспортировку и перерегистрацию сырья и готовой продукции, составляющие около 2 % от оборота продукции [5].

Как видно из анализа данных табл. 3, характеризующих прогнозные показатели эффективности создания особой экономической зоны, реализация данного сценария развития позволит увеличить переработку алмазного сырья на территории Республики Саха (Якутия) в 2 раза, производство ювелирных изделий - в 3,5 раза. Согласно данным расчетов эффективности бизнес-плана инвестиционного проекта «Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа по огранке алмазов и производству ювелирных изделий в г. Якутске», определено, что достигнуть показателей эффективности можно за счет следующих факторов: диверсификации экономики региона; организации новых рабочих мест; увеличения поступления налогов в бюджеты; усиления позиций России как мирового производителя бриллиантов (более 10 %); снижения потребности производителей в оборотном капитале; сокращения сроков окупаемости за счет роста объемов реализации [4].

По сценарному варианту реализации продукции на якутской алмазной бирже, подразумевает-

ся развитие внутреннего потребительского алмазно-бриллиантового рынка, маркетинга, рекламы и брендинга, сокращение сроков окупаемости. Новый механизм реализации готовой продукции позволит четко обозначить и просчитать стратегические интересы российских субъектов рынка [7].

Отметим, что реализация продукции алмазог-ранильными предприятиями Якутии в 2012 г. осуществлялась на экспорт - 60 %; по России - 32; на внутренний рынок Якутии - 8 %. Очевидно, что при создании алмазной биржи на территории г. Якутска возрастут продажи на внутреннем рынке, одновременно понизится процент экспортных поставок. Учитывая расходы на экспортную реализацию, составляющие 6,5 % - экспортные пошлины, 1 % -страховые взносы; 1 % - транспортные расходы, приходим к выводу: в итоге можно сэкономить около 8,5 %, или 18,6 млн долл. от общего объема реализации экспортируемой продукции, составляющей в стоимостном выражении 219 млн долл. (по расценкам 2012 г.)

В табл. 4 приведены расчеты эффективности сценарных вариантов развития алмазообрабатыва-ющей промышленности по результатам предфор-сайтного исследования.

Как видно из анализа данных табл. 4, к 2030 г. при выполнении сценария № 1 объем производства бриллиантов должен увеличиться в 2,3 раза, № 2 - в 1,2 раза, № 3 - в 4,0 раза, № 4 - в 2,6 раза.

В заключение можно сделать вывод, что на данном этапе для России актуальны политические и экономические задачи выживания и стабилизации, которые могли бы лечь в основу научной и инновационной политики развития Российской Федерации, ориентированной на долгосрочный горизонт. При этом важно учитывать региональную специфику и политическую картину хозяйствующих субъектов, и для оздоровления экономической ситуации в стране необходимо использовать новые инструменты, приемы и методы долгосрочного стратегического прогноза, которым может выступить форсайт.

Таблица 3

Прогнозные показатели производства бриллиантов алмазогранильными предприятиями Республики Саха (Якутия) за 2012-2017 гг., млн долл.

№ п/п Показатель Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017

1 Производство при сохранении существующих ныне условий 158 161,5 173,1 175,0 179,0 181,7

2 Производство при условии создания особой экономической зоны 158 161,5 216,0 303,0 333,0 377,0

Таблица 4

Прогноз эффективности производства бриллиантов в Республике Саха (Якутия) до 2030 г., млн долл.

№ п/п Показатель Год

2011 2012 2013 2015 2020 2030

1 Развитие промышленного производства путем привлечения инвестиций - - 242 295 487 550

2 Модернизация технологий - - 187 190 211 216

3 Организация производства в особой экономической зоне - - 161,5 303 497 647

4 Реализация на якутской алмазной бирже 248 158 261 321 517 673

Проведенные аналитические и эмпирические исследования текущего положения мирового алмазно-бриллиантового рынка и роли алмазно-бриллиантового комплекса России в нем определили ряд обстоятельств и факторов, сценарии развития, кардинально изменяющих облик АБК России. Выявлена необходимость разработки долгосрочных прогнозов, вероятных сценариев развития и технологических «дорожных карт», без чего невозможно провести комплексного анализа существующей ситуации, принять оперативное и единственно правильное решение. Формирование эффективных стратегических целей социально-экономического развития АБК России является актуальной научной и, самое главное, - практической проблемой.

Список литературы

1. Григорьева Е. Э., Николаев М.В. Метод прогнозирования стратегического развития мирового алмазно-бриллиантового рынка // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 88-92.

2. Григорьева Е. Э. Активизация научно-технической деятельности алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) при использовании методологии Форсайт // Мат-лы Межд. науч. форума студентов, аспирантов и молодых

ученых стран АТР. Т. 1 / Инженерная школа ДВФУ. Владивосток, 2012. C. 969-972.

3. Ефимов В. С., ЧестноеЮ. В. Жизнь сибирских и дальневосточных городов // Принципы good governance и управление городским развитием / под ред. С. А. Смирнова. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. C.147-156.

4. Константинов Н. Н., Николаев М.В. Абсолютные и относительные региональные преимущества алмазогранильных предприятий в различных формах хозяйствования // Региональная экономика: теория и практика. 2011. С. 4-8.

5. Николаев М. В. Формирование стратегии эффективного развития алмазно-бриллиантового комплекса России / науч. ред. В. И. Суслов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013.

6. НиколаевМ. В., Иванов И. Е., Григорьева Е. Э. Влияние НДС на развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11. С. 16.

7. Парников Г. И., Аргунова А. А., НиколаевМ. В. Маркетинговый подход управления алмазно-бриллиантовым комплексом Республики Саха (Якутия) // Сборник науч. трудов / под ред. М. В. Николаева. Якутск, 2008. С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.