Научная статья на тему 'Результаты лонгитюдного исследования развития креативности в младшем школьном возрасте'

Результаты лонгитюдного исследования развития креативности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
899
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / CREATIVITY / PRIMARY SCHOOL AGE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Архиреева Т. В.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования динамики развития креативности детей младшего школьного возраста. Развитие креативности в младшем школьном возрасте происходит неравномерно. В период между первым и вторым классом положительной динамики не выявлено, но со второго класса начинается период активного развития дивергентного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of longitudinal study on development of creativity in primary school children

The article presents findings from the longitudinal study devoted to the dynamics of development of creativity in primary school children, which is uneven at this age. Any positive dynamics in the period between the first and the second grade has not been identified, whereas the period of active development of divergent thinking abilities starts from the second grade.

Текст научной работы на тему «Результаты лонгитюдного исследования развития креативности в младшем школьном возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.7

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Т.В.Архиреева

THE RESULTS OF LONGITUDINAL STUDY ON DEVELOPMENT OF CREATIVITY

IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

T.V.Arkhireeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, ArxireevaT@yandex.ru

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования динамики развития креативности детей младшего школьного возраста. Развитие креативности в младшем школьном возрасте происходит неравномерно. В период между первым и вторым классом положительной динамики не выявлено, но со второго класса начинается период активного развития дивергентного мышления.

Ключевые слова: креативность, младший школьный возраст, развитие

The article presents findings from the longitudinal study devoted to the dynamics of development of creativity in primary school children, which is uneven at this age. Any positive dynamics in the period between the first and the second grade has not been identified, whereas the period of active development of divergent thinking abilities starts from the second grade. Keywords: creativity, primary school age, development

В настоящее время школа переходит на Федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения [1]. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Устанавливаются требования к личностным характеристикам ребенка, (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся и др.), к наличию метапредметных навыков и умений, к которым относятся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и также - к сформированности предметных компетенций с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как любознательность, позволяющая активно и заинтересованно познавать окружающий мир; как овладение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности. Как метапредметный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования отмечено и освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Можно полагать, для того чтобы ребенок был способен решать задачи творческого характера, он должен обладать соответствующими способностями. Такой универсальной творческой способностью, по мнению психологов, является креативность. Как указывает В.Н.Дружинин, концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж.Гилфорда, который указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенции и дивергенции [2]. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление Дж.Гилфордом определяется как тип мышления, идущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.

Обобщая проведенные ранее исследования, посвященные сензитивному периоду развития креативности, В.Н.Дружинин указывает как на наибольшую вероятность того, что этот период прихо-

дится на возраст в 3-5 лет [2]. К 3 годам у ребенка появляется потребность действовать, как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей появляется «потребность в компенсации» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго по четвертый год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание [2].

Мнение В.Н.Дружинина о дошкольном возрасте как сензитивном периоде в развитии креативности вступает в противоречие с заявленной во ФГОС необходимостью развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Можно ли говорить о том, что в данный период возможно развитие творческих способностей детей и в какой мере? В настоящее время неясно, какова динамика развития творческих способностей в данный возрастной период и какие именно результаты их развития можно получить к его окончанию. Выявленное противоречие обусловило актуальность нашего исследования.

лее интересной, глубокой, возможность добавить что-то новое, к основной идее.

Дополнительно к этим характеристикам учитывался показатель «Название», отражающий богатство словарного запаса и способность в вербальной форме образно передавать суть изображенного на рисунках.

Исследование проводилось лонгитюдным методом с 2009 года по 2012. Было сделано четыре среза - в первом классе, втором, третьем и четвертом классах. В изучении динамики креативности участвовали учащиеся гимназии «Эврика» города Великого Новгорода. Всего участвовало 74 человека, учащиеся трех параллельных классов, но выборка лонгитюдного исследования после сокращения всех тех, кто участвовал в исследовании не все 4 раза, уменьшилась до 42. Сравнение полученных результатов осуществлялось с помощью такого метода математической обработки как дисперсионный анализ (ANOVA) - для зависимых переменных.

В результате исследования были получены следующие данные.

Средние арифметические значения показателей креативности в 1, 2, 3 и 4 классах

Средние арифметические значения показателей креативности

Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Название

1 кл. 11,85714 6,857143 22,26190 10,04762 12,52381

2 кл. 11,80952 6,595238 20,80952 4,73810 12,00000

3 кл. 11,95238 7,285714 23,19048 5,07143 15,71429

4 кл. 11,92857 7,476190 23,71429 6,00000 19,76190

Целью данного исследования явилось изучение динамики креативности как универсальной творческой способности в младшем школьном возрасте. Для изучения дивергентного мышления у детей был использован тест Ф.Вильямса, адаптированный Е.Е.Туник [3]. Детям предлагали 12 незаконченных фигур, которые следовало дополнить до целостного изображения и придумать интересное название к созданному рисунку. Оценка результатов теста проводилась по 4 показателям:

1) беглость мышления - отражает способность генерировать большое количество идей, беглость мысли, способность давать не один, а несколько уместных ответов;

2) гибкость мышления - отражает способность создавать разнообразие типов идей, способность переходить от одной категории к другой, направлять мысль по обходным путям;

3) оригинальность мышления - отражает способность давать уникальные, необычные ответы, отступление от очевидного, общепринятого;

4) разработанность мышления - отражает способность приукрасить простую идею, сделать ее бо-

Не получено значимых различий в показателях беглости от класса к классу ^=0,604990, р=0,615928). Можно говорить о стабильности данной характеристики творческих способностей детей. При этом хочется обратить внимание еще и на тот факт, что сама методика не позволяет получить значительный разброс в показателях данного фактора, так как для дополнения изображения до целого рисунка в ней предлагается лишь 12 незаконченных фигур. Это ограничение в самой методике не позволяет в полной мере судить о том, есть ли у детей изменения в уровне сформированности способности генерировать большое количество идей, способности давать не один, а несколько уместных ответов.

По такому показателю как «Гибкость» также не было обнаружено значимых различий от первого класса к четвертому. Сырые баллы и график, отражающий изменения в данном показателе от класса к классу все же показывают небольшой рост этой способности, начиная с третьего класса. Но этот рост незначителен и математически его достоверность не подтверждена ^=2,548178, р=0,615928).

Рис.1. Динамика показателя «Беглость» от первого класса к четвертому

Рис.2. Динамика показателя «Гибкость» от первого класса к четвертому

Была обнаружена динамика в развитии такого показателя как «Оригинальность» от первого класса к четвертому (Б=. 3,389065, р=0,027984). Она неоднозначна. От первого класса ко второму происходит снижение способности к оригинальным решениям, далее наблюдается постепенный рост данной способности, причем уже в третьем классе результаты превосходят тот уровень, который обнаружен у первоклассников.

Анализ результатов исследования динамики такого показателя как «Разработанность» от первого класса к четвертому обнаружил значимые различия

между классами в уровне его выраженности (Б=.18,50355, р=0,000000). От первого класса ко второму обнаружено значительное снижение способности приукрасить простую идею, чтобы сделать ее более интересной и глубокой. Второклассники к выполнению задания относились более формально, чем в первом классе. Они, видимо, просто выполняли инструкцию, не пытаясь сделать задание каким-либо интересным способом. Далее обнаружено начало очень медленного роста этой способности, при этом даже к четвертому классу она не достигает того уровня, который был выявлен у первоклассников.

Рис.3. Динамика показателя «Оригинальность» от первого класса к четвертому

12 п

2

1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.

Рис.4. Динамика показателя «Разработанность» от первого класса к четвертому

0

Далее исследовалась динамика такого показателя как «Название», отражающего способность к образному, творческому использованию языка, основанную на достаточном словарном запасе. Были обнаружены значимые различия между классами в уровне выраженности такого показателя как «Название» (Б=.65,82279, р=0,000000).

Было обнаружено, что у учащихся в способности придумывать интересное название сделанным рисункам от первого класса ко второму изменений почти не происходит (хотя общая тенденция повторяется - очень небольшое снижение такой способности

все же есть), зато затем начинается постепенный ее рост, который происходит из года в год.

Полученные результаты свидетельствуют о различной динамике становления пяти предложенных характеристик дивергентного мышления. Обнаружено, что такие показатели как «Беглость» и «Гибкость» остаются стабильным на протяжении исследуемого периода. Динамика «Оригинальности» - третьего показателя креативности - иная: от первого класса ко второму обнаружен небольшой спад этой характеристики, а затем наблюдается его постепенный рост. Динамика «Разработанности» напоминает линию раз-

Рис.5. Общая динамика показателя «Название» от первого класса к четвертому

вития «Оригинальности», но спад между первым и вторым классом в уровне данного признака очень значителен, а постепенный рост, начинающийся со второго класса и до четвертого, даже в конце не достигает уровня первого класса. Линия развития способности вербально передавать суть изображенного на рисунках также имеет свою специфику. На протяжении первых двух лет обучения она стабильна, но после второго класса начинается постепенный и значительный рост этой способности. Таким образом, результаты свидетельствуют о гетерохронности в развитии характеристик креативности в младшем школьном возрасте. При этом обращает на себя внимание тот факт, что все же второй класс - это переломный момент в развитии творческих способностей. Именно в это время - в возрасте 8-9 лет - начинается период активного развития дивергентного мышления. Возможно, это вторая фаза сензитивности творческих способностей детей, которую, несомненно, нужно учитывать в процессе их обучения и воспитания.

Полученные в данном исследовании результаты, на наш взгляд позволяют сделать несколько практических выводов, а именно:

- Развитие креативности в младшем школьном возрасте происходит неравномерно. В период между первым и вторым классом положительной динамики в развитии показателей креативности не происходит. Соответственно, сравнивать результаты первого класса и четвертого по данным параметрам нежелательно.

Такое сравнение не даст общей картины изменений в них;

- Период обучения, начиная со второго класса - это период, благоприятный для развития творческих способностей детей. Соответственно, в данный период желательна специальная работа по их развитию;

- Наиболее интенсивное развитие в данный период получает способность к образному, творческому использованию языка, основанную на достаточном словарном запасе, соответственно, можно предположить, что акцент в развитии творческих способностей детей следует делать именно на развитии вербальных творческих способностей.

1. Федеральный государственный стандарт общего образования: Начальное общее образование. М., 2009. Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н Дружинина. СПб.: Питер, 2009. С. 592-621.

3. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2013. С. 96-151.

Bibliography (Transliterated)

1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart obshhego obrazovanija: Nachal'noe obshhee obrazovanie. M., 2009. Rezhim dostupa:http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf

2. Psihologija. Uchebnik dlja gumanitarnyh vuzov / Pod red. V. N Druzhinina. SPb.: Piter, 2009. S. 592-621.

3. Tunik E.E. Luchshie testy na kreativnost'. Diagnostika tvorcheskogo myshlenija. SPb.: Piter, 2013. S. 96-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.