Научная статья на тему 'Результаты комплексной диагностики творческого самосознания педагога-музыканта у студентов педагогического вуза'

Результаты комплексной диагностики творческого самосознания педагога-музыканта у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ / PERSONALITY / CREATIVITY / SELF-CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER-MUSICIAN / DIAGNOSTIC CRITERIA AND THE DEVELOPMENT OF CREATIVE CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоствова Ирина Евгеньевна, Китаева Рената Рамилевна

В статье характеризуются требования, предъявляемые к человеку нового времени и выражающиеся в необходимости его личностного саморазвития, полноценного раскрытия творческого потенциала. Определяется роль педагога художественной специализации в достижении данных целей, который способен установить с обучающимися взаимодействие духовного уровня, базирующееся на актуализации творческого самосознания всех субъектов образовательного процесса. В соответствии с позициями классической философии и отечественной педагогики музыкальное искусство рассматривается как эффективное средство активизации творческого самосознания личности. Авторами предлагается трактовка понятия «творческое самосознание педагога-музыканта». В процессе анализа научной литературы, связанной с рассматриваемой проблемой, раскрываются компоненты творческого самосознания педагога-музыканта, которые становятся предметом диагностического исследования студентов-бакалавров. На основе представленных результатов исследования определены условия эффективной организации процесса подготовки будущих профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молоствова Ирина Евгеньевна, Китаева Рената Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Complex Diagnostics Creative SelfConsciousness of the Teacher-Musician at Students of Pedagogical Higher Education Institution

The article characterized the requirements for a man of modern times, lead to the need for his personal self-development, the full disclosure of creativity. The role of the teacher of artistic specialization in achieving these objectives, capable of establishing interaction with the students of the spiritual level, which is based on the actualization of the creative consciousness of the subjects of the educational process. In accordance with the positions of classical philosophy and pedagogy of the domestic musical art is seen as an effective means of activating the creative consciousness of the person. The authors proposed interpretation of the concept “creative consciousness of the teacher-musician”. During the analysis of the scientific literature related to the issue under consideration, disclosed components of the creative consciousness of the teacher-musician, who become the subject of a diagnostic study undergraduate students. On the basis of research results specified conditions for effective organization of the process of raining of future professionals.

Текст научной работы на тему «Результаты комплексной диагностики творческого самосознания педагога-музыканта у студентов педагогического вуза»

РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

И. Е. Молоствова, Р. Р. Китаева*,

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Саранск)

Аннотация. В статье характеризуются требования, предъявляемые к человеку нового времени и выражающиеся в необходимости его личностного саморазвития, полноценного раскрытия творческого потенциала. Определяется роль педагога художественной специализации в достижении даннысх целей, который способен установить с обучающимися взаимодействие духовного уровня, базирующееся на актуализации творческого самосознания всех субъектов образовательного процесса. В соответствии с позициями классической философии и отечественной педагогики музыкальное искусство рассматривается как эффективное средство активизации творческого самосознания личности. Авторами предлагается трактовка понятия «творческое самосознание педагога-музыкаанта». В процессе анализа научной литературы, связанной с рассматриваемой проблемой, раскрываются компоненты/, творческого самосознания педагога-музыканта, которые становятся предметом диагностического исследования студентов-бакалавров. На основе представленных результатов исследования определеныi условия эффективной организации процесса подготовки будущих профессионалов.

Ключевые слова: личность, творчество, самосознание, профессиональная под-48 готовка педагога-музыканта, критерии диагностики и пути развития творческо-

го самосознания.

Abstract. The article characterized, the requirements for a man of modern, times, lead to the need, for his personal self-development, the full disclosure of creativity. The role of the teacher of artistic specialization in achieving these objectives, capable of establishing interaction with the students of the spiritual level, which is based on the actualization, of the creative consciousness of the subjects of the educational process. In accordance with the positions of classical philosophy and pedagogy of the domestic musical art is seen as an effective means of activating the creative consciousness of the person. The authors proposed interpretation of the concept "creative consciousness of the teacher-musician". During the analysis of the scientific literature related to the issue under consideration, disclosed components of the creative consciousness of the teacher-musician, who become the subject of a diagnostic study undergraduate students. On the basis of research results specified conditions for effective organization of the process of raining of future professionals.

Keywords: personality, creativity, self-consciousness, professional training of the teacher-musician, diagnostic criteria and the development of creative consciousness.

* Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент И. Е. Молоствова.

Наша Вселенная вступила в фазу перехода на более высокий уровень эволюции, в новую эру. Процесс восхождения на более высокую ступень развития получил название «квантового перехода», который сопровождается изменением Пространства [1]. Трансформация окружающего пространства, естественно, приведёт к изменению самого Человека, как внешне, так и внутренне. Новая эпоха потребует от человека духовного совершенствования, осознания себя как творца своей реальности, гибкости, нестандартного подхода к решению даже обыденных задач, придаст новый стимул развитию творческих качеств, перерождению «общества потребления» в «общество созидания», позволит каждому человеку осознать свою жизненную миссию. Эта эпоха несёт в себе свободу и независимость, но взамен она потребует от человека осознанного отношения к своей свободе, к пониманию её границ, а также ответственного подхода к определению собственного жизненного пути и соблюдения принципов гуманности и законов Вселенной. В отличие от предыдущей эпохи, характеризующейся борьбой человека с «тёмной стороной» своей личности [2], новая направлена на установление человеком гармоничных отношений с этой «тёмной стороной», выражающихся в обретении им такого необходимого качества, как целостность. Одним из важнейших механизмов достижения этой целостности должны стать процессы творческого самосознания.

Удовлетворению вышеназванных запросов нового времени, помимо других социальных институтов, должно способствовать образование. Роль педагога в развитии творческого са-

мосознания трудно переоценить; он берёт на себя роль наставника, сопровождающего процесс становления личности обучающегося. Педагог-новатор Е. Н. Ильин считает: «Настоящий учитель тот, от которого умнеют, облагораживаются, а не тот, от которого просто чему-то учатся, что-то узнают» [3, с. 172]. Но это возможно лишь при духовном взаимодействии, когда партнёр воспринимается как личность, индивидуальность с её неповторимым внутренним миром. Для духовного (высшего) уровня человеческого общения характерно максимальное раскрытие личности и погружение в её внутреннюю жизнь, доверительное отношение к Другому, исключающее лицемерие, неискренность, манипуляцию. Педагог художественной специализации, по мнению М. С. Кагана, просто обязан применять духовную форму общения, так как при обезличенной передаче информации и исключительно прямом материальном взаимодействии невозможно сформировать личностные смыслы, ценностные системы субъекта [4, с. 63].

Среди художественных дисциплин одно из первых мест должно быть уготовано искусству музыки, которое в значительной мере может способствовать совершенствованию личности человека. Платон утверждал, что искусство музыки одним из первых входит в жизнь человека, формируя его духовный мир и оказывая воспитательное воздействие на будущую личность: «...кифаристы... согласуя слова со звуками кифары. заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более чуткими, соразмерными, гармоничными, чтобы были пригодны для речей и для

49

50

деятельности: ведь и вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии» [5, с. 208].

Идея о влиянии музыки на развитие самосознания и становление личности в целом находит своё место в труде Л. С. Выготского «Психология искусства». Здесь он говорит о том, что эмоция, полученная при восприятии музыки, не получая выражения в действии, сказывается на изменении мировоззрения человека, установок, она отучает от привычных действий [6, с. 346]. Сказанное свидетельствует о том, что педагог-музыкант наделён сильнейшим инструментом непосредственного влияния на личность обучающегося - музыкой, вследствие чего он может сыграть ключевую роль в развитии творческого самосознания обучающихся. Вместе с тем сам педагог-музыкант также должен обладать развитым творческим самосознанием, которое будет всемерно способствовать его профессиональному росту и личностному развитию. Под творческим самосознанием педагога-музыканта нами понимается созидательный процесс, а также результат самостоятельного личностного преобразования педагогом-музыкантом своих потенциальных и актуальных профессионально значимых характеристик, осуществляемого на основе креативных качеств, в соответствии с собственными убеждениями и осознаваемой социокультурной значимостью музыкально-образовательной деятельности. Таким образом, творческое самосознание педагога-музыканта проявляется в виде процесса осознания им того, какую важную личностную характеристику ему необходимо развить в себе для успешного осуществления профессиональной деятельности. Для этого он должен обратиться к своей «тёмной

(скрытой) стороне личности» и путём выстраивания стратегии профессионального развития актуализировать данную характеристику.

В рамках проведения опытно-экспериментального исследования по определению педагогических условий развития творческого самосознания педагога-музыканта была осуществлена диагностика данного качества у студентов-бакалавров 1 и 2 курсов, обучающихся в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск) по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыка. Дошкольное образование». В исследовании приняли участие 45 человек, имеющих различный уровень довузовской музыкальной подготовки (музыкальная студия или кружок, музыкальная школа, музыкальное училище). В основу диагностики уровня развития творческого самосознания были взяты разработки А. М. Прихожан [7], Д. Г. Трунова [8], научные данные, раскрывающие его структурные компоненты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка), поведенческий (саморегуляция) [9, с. 90], а также фактор креативности личности. Все названные компоненты оценивались в процессе анкетирования студентов по соответствующим критериям.

Самопознание - процесс познания субъектом самого себя, своих личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, взаимоотношений с другими людьми - оценивалось по следующим показателям: 1) способность к осознанному самонаблюдению; 2) частота обращений обучающегося к специальной литературе или к музыкальным произведениям,

способствующим получению опыта самоидентификации (отождествление себя с идеальным образом педагога-музыканта или значимой реальной личностью в области музыкального образования); 3) умение вести диалог на конвенциальном (проявление интереса к личности партнёра, открытость, помогающие решению межличностных проблем) или духовном (когда партнёр воспринимается как носитель духовного начала, что пробуждает высокие чувства, способствует глубокому диалогическому проникновению людей в помыслы друг друга) уровне общения [10; 11].

Самоотношение - ценностное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя - изучалось по таким аспектам, как: 1) соответствие поведения нормам морали; 2) успешность в интеллектуальной деятельности; 3) непосредственное отношение к самой деятельности; 4) наличие удовлетворённости, счастья; 5) тревожность личности (устойчивость к стрессу); 6) умение находить общий язык с различной аудиторией; 7) понимание своего статуса, уверенность в себе, наличие харизмы.

Самооценка - представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, оценка своих достоинств и недостатков - диагностировалась по наличию: способности к осознанию своих чувств и переживаний; уверенности в собственных потенциальных возможностях; оценке своей внешности.

На основе всех этих компонентов формируется ещё один компонент самосознания, а именно саморегуляция -обеспечение самоорганизации разно-

образных видов психической активности человека [12, с. 123], которая оценивалась по следующим критериям: 1) готовность уделять время собственному развитию; 2) активность в развитии собственной личности; 3) способность к самоанализу и рефлексии; 4) умение уважительно относиться к чужому мнению.

Согласно позиции Э. Гуссерля, для осуществления процесса самосознания необходимы следующие механизмы: рефлексия - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; самовоспрмятме - процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими [13, с. 255].

Для исследования составляющей творческого самосознания человека, связанной с собственно творчеством -процессом создания культурно или личностно значимых ценностей на основе способностей, мотивов, знаний и умений, были определены креативные качества (среди них способность к созданию нового, созерцательность, сообразительность, способность к сопереживанию, свобода от стереотипного мышления и др.), которые также стали критериями диагностики.

Анкету составили шесть групп вопросов, соответственно направленных на выявление у студентов всех вышеназванных компонентов творческого самосознания.

Ответы на первую группу вопросов, связанную с выявлением понимания студентами категории «самосознание», показали, что молодые люди до-

51

52

вольно чётко представляют его суть (70,6 %). Таковы, к примеру, следующие высказывания: «Под самосознанием я понимаю полное понимание самого себя, своей роли в жизни, обществе» (Екатерина А.); «Это осознание человеком своего статуса, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, переживаний» (Анастасия А.).

Изучение суждений, вызванных второй группой вопросов анкеты, направленной на знание сущности процесса самопознания (когнитивный аспект), показало наличие у испытуемых стойкого интереса к исследованию своего внутреннего мира (94 %) с позиций как личностных характеристик, так и значимых качеств педагога-музыканта. Студенты ясно осознают, что окружающие люди и среда влияют на их развитие. Вместе с тем у половины респондентов (53 %) отсутствует желание получать профессионально значимую информацию через чтение специальной литературы и систематическое слушание музыкальных произведений академического направления, тогда как именно эти виды познавательной деятельности максимально активизируют самопроцессы, необходимые для становления педагога-музыканта. Это говорит о том, что необходимо активизировать данную деятельность в процессе обучения, разъясняя её суть, значение и создавая при этом позитивный фон.

Изучение эмоционально-ценностного аспекта самосознания (самоотношения) - третья группа вопросов анкеты - продемонстрировало наличие у всех студентов положительных чувств, возникающих в процессе получения знаний, что является основой мотивации для их саморазвития: студенты в основной своей массе облада-

ют харизмой, считают себя счастливыми людьми. Большинство из них (70 %) полагают, что обладают способностью отстаивать свою точку зрения, однако это не мешает некоторым из них считать себя довольно робкими, нерешительными людьми. Проявления робости и нерешительности замечают у себя чуть менее половины всех опрошенных (47 %). Исправить эту ситуацию поможет использование заданий, связанных с публичной демонстрацией результатов обучения, актуализируя таким образом процесс социализации, заключающийся в активизации словесных форм, обсуждении выступлений, групповом консультировании. Важный момент такого обучения - диалоговый характер взаимодействия преподавателя и обучающихся на уровне межличностных, сотруднических отношений, что способствует личностному росту всех участников.

Данные, демонстрирующие уровень самооценки испытуемых (четвёртая группа вопросов), свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов (94 %) анализируют особенности собственной эмоционально-волевой сферы, верят в свои возможности и адекватно оценивают свои внешние характеристики.

Анализ ответов студентов на вопросы анкеты, входящие в пятую группу, связанную с саморегуляцией и механизмами, требуемыми для осуществления творческого самосознания, показывает, что студенты находят время для собственного развития; 76,5 % из них способны проявить инициативу в развитии собственной личности, могут контролировать своё поведение, стараясь не вступать в конфликтные ситуации. Большинство респондентов проявили готовность к рефлексии - обращению

собственного внимания на самого себя, на своё сознание, в частности на продукты собственной активности, а также переосмыслению и оцениванию своих чувств, мыслей и поступков.

Отдельная группа вопросов (шестая) была направлена на выявление у студентов понимания категории «творчество» и мнения о наличии у себя необходимых педагогу-музыканту креативных качеств - сообразительности, нестандартного мышления, склонности к риску, способности к прогнозированию событий, эмпа-тии, созерцательности. Результаты показали, что студенты понимают суть данного понятия. В качестве примера приведём несколько студенческих высказываний: «Творчество -деятельность, порождающая нечто новое, создание субъективных ценностей» (Кристина Т.); «Я считаю, что творчество - это выражение своих эмоций и чувств. В творчестве человек может показать своё отношение к природе, любимому человеку, свои мысли. Это - открывать для себя и других что-то новое» (Елена М.). Большинство опрошенных считают, что у них развиты эмпатия и созерцательность, обусловливающие способность к чувственному познанию действительности. Несколько менее развито умение прогнозировать развитие событий, что говорит о необходимости учиться ставить цели, планировать собственную деятельность. Это поможет будущему педагогу-музыканту составлять собственный курс развития, профессионального самосовершенствования. Креативные качества -склонность к риску и сообразительность - оказались развитыми в меньшей степени, что следует учесть в педагогической работе. Они формиру-

ются и развиваются в кризисных для личности условиях, которые должны создаваться педагогом в процессе обучения; такие условия возникают, прежде всего, в процессе выполнения творческих работ. Последние также будут способствовать преодолению стереотипного мышления, которое наличествует у 47 % студентов.

Помимо анкетирования, исследование включало два творческих задания. В первом студентам предлагалось сочинить мини-рассказ, раскрывающий сложившийся в процессе восприятия музыкального произведения собственный образ. Студентам была предложена «Северная песня» Р. Шумана из «Альбома для юношества». Критериями выполнения задания были: адекватность трактовки образа; умение выразить мысль в типичных структурах словесной речи, сделав это логично, доступно для восприятия; степень актуализации процессов самости; степень оригинальности.

По критерию адекватности трактовки образа лишь 18 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень. Приведём фрагменты из наиболее удавшихся сочинений: «Я поэт. <...> Мне 50 лет, седоватые волосы и на лице морщинки» (Елена М.); «Я одинокий пожилой мужчина, владелец огромного, но тихого дома, в котором нет никого, кроме меня» (Злата Я.). Большинство же студентов (53 %) не смогли интерпретировать образ в соответствии с авторским замыслом; например, были следующие строки: «Я девушка. Мне где-то около 18 лет. <...> Я поссорилась с мамой и убежала из дома» (Александра С.).

Изложить материал грамотно и понятно смогли 35 % испытуемых, из чего можно заключить, что у них на-

53

54

личествует данное умение. У половины студентов (53 %) оно требует совершенствования. По критерию актуализации процессов самости в большинстве случаев (59 %) были получены удовлетворительные результаты; испытуемым удалось многосторонне описать воображаемую персону, прочувствовав мгновения её жизни, «вжившись» в её внутренний мир и уловив психические состояния. Преимущественное число студентов использовали в своём описании оригинальные образы, например: «Я кленовый лист жёлтого цвета с зелёными прожилками. <...> Я слетела с большого, могучего дерева, которое стояло на высоком зелёном холме. <...> Я спокойно лежала на ветках дерева и наслаждалась лучами солнца и дуновением ветерка. <...> Я листок, который скоро отправится в захватывающее путешествие» (Анастасия А.).

Второе творческое задание заключалось в составлении из предложенных фрагментов мелодии, которая оценивалась по критериям ладотональной определённости, наличия ясной метроритмической организации, логики музыкального развития и степени оригинальности. Анализ результатов показал, что студенты (94 %) смогли составить оригинальную, тонально законченную мелодию. Однако более чем в половине музыкальных ответов наблюдались нарушения в области метроритма (как правило, несоответствие ритмических рисунков величине такта), не прослеживались все необходимые элементы музыкального высказывания (начало, развитие, кульминация, завершение).

Обобщение данных, полученных по трём диагностикам (анкете и двум заданиям), показало следующую картину:

а) 35 % студентов обладают хорошими музыкальными знаниями, способны осуществлять целенаправленную деятельность по осознанию себя, понимают необходимость развития и совершенствования своего творческого потенциала для профессионального становления;

б) 59 % студентов имеют достаточные музыкальные знания, они предпринимают попытки осознать себя, развивать свои личностные и профессионально значимые качества. Для того чтобы успешно реализоваться в профессии, этим студентам необходимо осознать свои недостатки и проработать их, а именно: устранить пробелы в области музыкальных знаний и расширять их посредством чтения специальной литературы; активизировать деятельность по самостоятельному изучению и слушанию высокохудожественных музыкальных произведений; продолжать работу по развитию музыкальных способностей и креативных качеств;

в) 6 % студентов показали низкий уровень развития творческого самосознания. Они не уделяют достаточного внимания работе над становлением себя как будущего профессионала - педагога-музыканта.

Проведённый анализ полученных экспериментальных данных показал необходимость следующих педагогических действий:

• давать больше творческих работ, предполагающих преодоление стереотипного мышления;

• создавать кризисные ситуации для личности каждого студента, которые потребуют от него всемерной активизации его творческого потенциала;

• уделять особое внимание формированию умения постигать логику

развития музыкальной мысли, способности к адекватной оценке художественного образа произведения на основе актуализации музыкальных способностей и специальных знаний;

• формировать опыт словесного выражения собственного представления о музыке;

• учить студентов планировать собственную музыкально-познавательную и профессионально ориентированную учебную деятельность;

• стимулировать работу над самооценкой, принятием себя;

• акцентировать внимание на анализе обучающимися своей учебной деятельности и её результатов, формировать навыки контроля своего социального поведения.

Такой комплекс педагогических мер будет в значительной степени способствовать формированию у будущих профессионалов творческого самосознания педагога-музыканта, позволит им понять свою долю ответственности перед людьми, обществом, своими воспитанниками, верно оценить свою жизнь, свою профессиональную значимость, прийти к пониманию сущности новой эпохи как времени Высшего Гуманизма.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольдшмидт, Е. С. Симптомы квантового перехода, трансмутации и вознесения [Электронный ресурс] / Е. С. Гольдшмидт. - Режим доступа: http://soznanie. тй^^гтр^эту_куап!Йт1 (дата обращения: 21.09.2016).

2. Грузд, О. Г. Тень - бессознательные проявления, тёмная сторона психики [Электронный ресурс] / О. Г. Грузд. - Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/6985/ (дата обращения: 21.09.2016).

3. Ильин, Е. Н. Путь к ученику [Текст] / Е. Н. Ильин. - М. : Просвещение, 1988. -224 с.

4. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.

5. Платон. Собрание сочинений [Текст] / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.]. В 4 т. T. I. - М. : Мысль, 1990. - 860 с.

6. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 480 с.

7. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст] / А. М. Прихожан. - М. : Изд-во АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.

8. Трунов, Д. Г. Феноменология самопознания: концепция множественного «я» [Текст] : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / Д. Г. Трунов. - Пермь, 2010. - 316 с.

9. Психология [Текст] : учебник для педагогических вузов / под ред. Б. А. Соснов-ского. - М. : Высшее образование, 2008. -660 с.

10. Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство [Текст] / А. Б. Добрович. - М. : Изд-во АОЗТ, 1996. - 253 с.

11. Уровни, стили и типы общения [Электронный ресурс] // Социальная психология общения. - Режим доступа: http:// psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5 (дата обращения: 21.09.2016).

12. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл : Academia, 2005. - 352 с.

13. Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] / Э. Гуссерль. - М. : ДИК, 1999. - 336 с.

REFERENCES

1. Gol'dshmidt E. S. Simptomy kvantovogo perekhoda, transmutatsii i vozneseniya. URL: http://soznanie.info/st_simptomy_ kvant.html (data obrashcheniya: 21.09.2016). (in Russian)

2. Gruzd O. G. Ten'- bessoznatel'nye proyav-leniya, tyomnaya storona psikhiki. URL: https://www.b17.ru/blog/6985 (data obrashcheniya: 21.09.2016). (in Russian)

3. Il'in E. N. Put'к ucheniku. Moscow: Pros-veshchenie, 1988. 224 p. (in Russian)

55

4. Kagan M. S. Mir obshcheniya: Problema mezhsub ektnykh otnoshenij. Moscow: Politizdat, 1988. 319 p.

5. Platon. Sobranie sochinenij. Obshch. red. A. F. Loseva [i dr.]. V 4 t. T. I. Moscow: Mysl', 1990. 860 p. (in Russian)

6. Vygotskij L. S. Psikhologiya iskusstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 1998. 480 p. (in Russian)

7. Prikhozhan A. M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detej podrostkovogo vozrasta. Moscow: Izd-vo ANO "PEB", 2007. 56 p. (in Russian)

8. Trunov D. G. Fenomenologiya samopoz-naniya: kontseptsiya mnozhestvennogo "ya": Doctoral dissertation (Philosophy): 09.00.01. Perm', 2010. 316 p. (in Russian)

9. Psikhologiya: uchebnik dlya pedagogiche-skikh vuzov. Pod red. B. A. Sosnovskogo. Moscow: Vysshee obrazovanie, 2008. 660 p.

10. Dobrovich A. B. Obshchenie: nauka i iskus-stvo. Moscow: Izd-vo AOZT, 1996. 253 p. (in Russian)

11. Urovni stili i tipy obshcheniya. In: Sotsial'-naya psikhologiya obshcheniya. URL: http:// psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5 (data obrashcheniya: 21.09.2016). (in Russian)

12. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, li-chnost'. Moscow: Smysl: Academia, 2005. 352 p. (in Russian)

13. Gusserl' E. Idei chistoj fenomenologii i feno-menologicheskoj filosofii. Moscow: DIK, 1999. 336 p. (in Russian)

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.