Научная статья на тему 'Результаты изучения коммуникативных трудностей у детей 6-8 лет'

Результаты изучения коммуникативных трудностей у детей 6-8 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / COMMUNICATIVE ABILITIES / COMMUNICATIVE POTENTIAL / COMMUNICATIVE READINESS / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криулева Марина Геннадьевна

Статья посвящена особенностям коммуникативной готовности к обучению в школе и предрасположенности к ошибкам в письме и чтении у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Исследование было направлено на изучение формирования коммуникативной готовности детей с вербальными трудностями к школе. Исследование предрасположенности к ошибкам в письме и чтении у детей показало, что в целом у испытуемых низкий уровень предрасположенности. Был выявлен средний уровень вербальных коммуникативных трудностей по всем параметрам (правильность, содержательность, логичность, выразительность, богатство речи). Для испытуемых характерен низкий уровень по таким параметрам, как правильность, содержательность, логичность речи. Высокий уровень выразительности и правильности речи присущ небольшому числу детей дошкольного и младшего школьного возраста. Была выявлена взаимосвязь предрасположенности к ошибкам в чтении и письме и коммуникативной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Криулева Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Results of 6-8 Year Old Children’s Communicative Difficulties

This article describes features of communicative readiness for school among preschool and primary school age children, and predisposition to mistakes in writing and reading. The research was directed to study formation of communicative readiness of children with verbal difficulties to school. The research of children’s predisposition to mistakes in the writing and reading showed that in general children have a low level of predisposition. The average level of verbal communicative difficulties in all parameters was revealed (correctness, pithiness, logicality, expressiveness, richness of the speech). Examinees have a typical low level in such parameters as correctness, pithiness, logicality of the speech. A high level of expressiveness and correctness of the speech is inherent for a small number of preschool and primary school age children. The interrelation of predisposition to mistakes in reading and writing, and communicative readiness of preschool and younger school age children for school was revealed.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения коммуникативных трудностей у детей 6-8 лет»

УДК 37.04

М. Г. Криулева

Результаты изучения коммуникативных трудностей у детей 6-8 лет

Статья посвящена особенностям коммуникативной готовности к обучению в школе и предрасположенности к ошибкам в письме и чтении у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Исследование было направлено на изучение формирования коммуникативной готовности детей с вербальными трудностями к школе. Исследование предрасположенности к ошибкам в письме и чтении у детей показало, что в целом у испытуемых низкий уровень предрасположенности. Был выявлен средний уровень вербальных коммуникативных трудностей по всем параметрам (правильность, содержательность, логичность, выразительность, богатство речи). Для испытуемых характерен низкий уровень по таким параметрам, как правильность, содержательность, логичность речи. Высокий уровень выразительности и правильности речи присущ небольшому числу детей дошкольного и младшего школьного возраста. Была выявлена взаимосвязь предрасположенности к ошибкам в чтении и письме и коммуникативной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к школе.

Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникативный потенциал, коммуникативная готовность, коммуникативные трудности.

M. G. Kriuleva

Research Results of 6-8 Year Old Children's Communicative Difficulties

This article describes features of communicative readiness for school among preschool and primary school age children, and predisposition to mistakes in writing and reading. The research was directed to study formation of communicative readiness of children with verbal difficulties to school. The research of children's predisposition to mistakes in the writing and reading showed that in general children have a low level of predisposition. The average level of verbal communicative difficulties in all parameters was revealed (correctness, pithiness, logicality, expressiveness, richness of the speech). Examinees have a typical low level in such parameters as correctness, pithiness, logicality of the speech. A high level of expressiveness and correctness of the speech is inherent for a small number of preschool and primary school age children. The interrelation of predisposition to mistakes in reading and writing, and communicative readiness of preschool and younger school age children for school was revealed.

Keywords: communicative abilities, communicative potential, communicative readiness, communicative difficulties.

В качестве ведущего компонента структуры готовности ребенка к обучению в школе выступает коммуникативный компонент. Более того, он рассматривается как один из механизмов такой готовности, поскольку заключается в формировании у ребенка навыков общения в условиях игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, и развитии коммуникативных способностей, необходимых для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной. Именно коммуникативный компонент позволяет ребенку уточнить и развить набор знаний и представлений об окружающем мире и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности [4].

Рассмотрим результаты изучения уровня развития коммуникативной готовности к школе детей 6-8 лет, имеющих вербальные трудности.

База исследования: МДОУ комбинированного вида № 109, № 170 г. Ярославля; МОУ СОШ № 44, № 90 г. Ярославля.

В проведенном исследовании приняли участие 147 детей, в числе которых 36 учеников СОШ № 44, 39 ученика СОШ № 90 и 36 воспитанников МДОУ № 109, 36 воспитанников МДОУ № 170.

В соответствии с целью исследования в качестве эмпирических методик выступили следующие:

1. Субтесты: «Рядоговорение», «Ритмы», тест «Кулак-ребро-ладонь», «Повторение цифр» (А. Н. Корнев) [3].

Целью методики является выявление задержки формирования функций, недоразвитие которых может способствовать появлению ошибок в письме и чтении.

2. Методика выявления вербальных коммуникативных трудностей ребенка (А. Г. Самохвалова) [5].

Цель данной методики - определение вербальных коммуникативных трудностей ребенка в ситуации специально организованной коммуникативной деятельности.

© Криулева М. Г., 2016

Нами была выявлена взаимосвязь предрасположенности к ошибкам в чтении и письме и коммуникативной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к школе.

Согласно полученным результатам, для большинства испытуемых (76 %) характерно отсутствие предрасположенности к ошибкам в письме и чтении. Об этом свидетельствуют следующие данные: большинство детей давали правильные ответы на вопросы (например, перечисление по порядку времен года и дней недели), им удалось правильно воспроизвести как простые, так и сложные ритмы, большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно воспроизвели последовательность из трех движений (после 1 или 2 демонстраций) с первой попытки. Большинству испытуемых удалось также воспроизвести максимальное количество цифр, как в прямом, так и в обратном порядке.

Однако у 24 % испытуемых была выявлена предрасположенность к ошибкам в письме и чтении. Полученные данные свидетельствуют о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста давали правильные ответы только на один вопрос (перечисление по порядку времен года и дней недели) либо не было дано ни одного правильного ответа. Кроме того, дети испытывали трудности при нахождении исходной точки в пространстве и времени, а также при анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Испытуемым либо удавалось правильно воспроизвести только простые ритмы, либо не удавалось выполнить ни одного задания. Данные затруднения могут проявляться при право- и левополушарных поражениях премоторных и височных структур [1]. Дети дошкольного и младшего школьного возраста успешно воспроизвели последовательность из трех движений после 4-й и 5-й демонстрации или после трех демонстраций со 2-й и более попыток, что говорит о низком уровне координации рук, слабом динамическом праксисе. Испытуемым не удалось воспроизвести максимальное количество цифр в заданном порядке. Первая часть задания характеризует иконическую сук-цессивную слухоречевую память, вторая - состояние оперативной памяти. При ранних правопо-лушарных или двусторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарном - в прямом.

Таким образом, можно утверждать, что лишь примерно четверть из общего количества детей

имеют предрасположенность к ошибкам в письме и чтении.

Уровень вербальных коммуникативных трудностей определяется по нескольким параметрам, таким как правильность, содержательность, логичность, выразительность и богатство речи.

Для определения уровня вербальных коммуникативных трудностей детей дошкольного и младшего школьного возраста рассмотрим каждый из приведенных выше параметров отдельно. Согласно полученным результатам, для большинства испытуемых характерен средний уровень правильности речи (63 %). Таким образом, ребенок допускает 1-3 отклонения от литературной нормы, он обращается за помощью к взрослому в ситуациях проявления фонетических, грамматических или стилистических трудностей (не более двух). Меньшая часть испытуемых обладает высоким уровнем правильности речи (26 %). При выполнении задания текст передан языковыми средствами, полностью соответствующими литературной норме; ребенок не проявляет вербальных трудностей. У 11 % испытуемых выявлен низкий уровень правильности речи, что говорит о допущении более трех отклонений от нормы в высказывании; ребенок самостоятельно либо затрудняется выражать собственные мысли, обращаясь ко взрослому за помощью более двух раз, либо отказывается продолжать сочинение сказки.

Анализируя содержательность речи, для большинства испытуемых мы выявили средний уровень (58 %). Об этом говорит тот факт, что ребенок вносит в содержание сказки незначительный содержательный элемент; планирование высказывания осуществляется, но ребенок не всегда может правильно высказать то, что обдумал: путается, начинает снова и т. д. Меньшая часть испытуемых обладает высоким уровнем содержательности речи (29 %). При выполнении задания высказывание ребенка максимально содержательно; нет употребления лишних слов, ненужных повторов; в тексте переданы обдуманные мысли, личные переживания; вербальные трудности не проявляются. У 13 % испытуемых выявлен низкий уровень содержательности речи, это говорит о том, что ничего нового в содержание сказки ребенок не вносит; его высказывание содержательно повторяет предыдущее; проявляются трудности планирования, синтезирования высказывания, самовыражения.

Согласно полученным результатам, для большинства испытуемых характерен средний уровень логичности речи (57 %): детьми были допущены ошибки в логике построения и порядке

100

М. Г. Криулева

следования предложений (1-2); отмечено неуместное употребление связок между предложениями; дети проявляли незначительные логические трудности (нарушение последовательности действий, нарушение порядка слов и т. д.), которые в целом не нарушали логики построения сказки. Меньшая часть испытуемых обладает высоким уровнем логичности речи (27 %). При выполнении задания отмечено логически правильное построение и последовательное выстраивание предложений, оправданное продолжение сюжетной линии, уместное употребление связок между предложениями; логических трудностей ребенок не проявлял. У 16 % испытуемых выявлен низкий уровень логичности речи, рассказ представлял собой набор не связанных друг с другом слов или же связное высказывание, но не продолжающее придуманный детьми сюжет; проявлялись логические трудности, нарушающие сюжетную линию сказки и затрудняющие ее дальнейшее сочинение.

Анализируя выразительность речи, для большинства испытуемых (70 %) мы выявили средний уровень. Для детей была характерна некоторая эмоциональная окраска речи, однако эмоциональный фон не изменялся в соответствии с развитием сюжетной линии; наблюдалось проявление некоторых коммуникативных трудностей (1-2) из вышеперечисленных, которые в целом не затрудняют восприятие сказки. Меньшая часть испытуемых (27 %) обладает низким уровнем выразительности речи. Эмоциональное отношение детей к тексту отсутствовало, речь невыразительна, монотонна; проявлялись коммуникативные трудности (3 и более), усложняющие восприятие и понимание сюжетной линии. У 3 % испытуемых выявлен высокий уровень выразительности речи. Это говорит о том, что лишь немногим детям удалось проявить эмоциональное отношение к содержанию сказки; речь была выразительна, использовалась мимика и изменения в голосе, связанные с особенностями развития сюжета; коммуникативные трудности не проявлялись.

В соответствии с полученными результатами для большинства испытуемых характерен средний уровень богатства речи (59 %). Наблюдалось низкое разнообразие используемых языковых средств; дети пользовались простыми предложениями, стереотипным построением фраз; характерно проявление трудностей (1-2) в подборе и употреблении слов. Меньшая часть испытуемых обладает низким уровнем богатства речи (40 %). При выполнении задания дети использовали примитивные языковые средства для передачи

содержания высказывания; речь испытуемых носила контекстный характер; проявлялись трудности (3 и более) в подборе и уместном употреблении словарных конструктов. У 1 % испытуемых выявлен высокий уровень богатства речи, высказывание было насыщено разнообразными языковыми средствами (используются повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения, прямая речь, разнообразные сравнения, удачные синонимичные замены слов и т. д.). Трудностей в подборе слов и словарных оборотов не наблюдалось.

Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что у испытуемых, вошедших в выборку, преобладает средний уровень вербальных коммуникативных трудностей по всем параметрам (правильность, содержательность, логичность, выразительность, богатство речи). И лишь небольшому числу детей дошкольного и младшего школьного возраста присущ высокий уровень выразительности и правильности речи.

Библиографический список

1. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. -Т. 4.

3. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.

4. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М. И. Лисина. -М., 1974. - 231 с.

5. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А. Г. Самохвалова. - СПб. : Речь, 2011.

Bibliograficheskij spisok

1. Bernshtejn, N. A. Fiziologija dvizhenij i aktivnost' [Tekst] / N. A. Bernshtejn. - M. : Nauka, 1990.

2. Vygotskij, L. S. Sobranie sochinenij : v 6 t. [Tekst] / L. S. Vygotskij. - M. : Pedagogika, 1984. - T. 4.

3. Kornev, A. N. Narushenija chtenija i pis'ma u detej [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / A. N. Kornev. - SPb. : MiM, 1997. - 286 s.

4. Lisina, M. I. Obshhenie i ego vlijanie na razvitie psihiki doshkol'nika [Tekst] / M. I. Lisina. - M., 1974. -231 s.

5. Samohvalova, A. G. Kommunikativnye trudnosti rebenka. Problemy, diagnostika, korrekcija [Tekst] / A. G. Samohvalova. - SPb. : Rech', 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.