Научная статья на тему 'Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников РФ'

Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
болезни школьников / психосоматический компонент болезней / структурный аттрактор болезней
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малиновская Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников РФ»

Н. Д. Малиновская

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СТРУКТУРНОГО АТТРАКТОРА БОЛЕЗНИ ШКОЛЬНИКОВ РФ

Работа представлена кафедрой клинической психологии.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. А. Ананьев

Социально-экономические преобразования в России за последние10-15 лет, как показывают многочисленные исследования, сопровождаются непрерывным ухудшением основных показателей здоровья населения.

Уже сейчас вполне очевидно, что трудности, с которыми сталкивается гражданин новой России, значительно превосходят по своей значимости любые локальные, частные и ограниченные по времени стрессовые воздействия. По данным Минздрава РФ, за последние годы в стране значительно выросли показатели заболеваемости непсихотическими психическими расстройствами. Характерно, что данная динамика определяется в первую очередь невротическими расстройствами, реактивными состояниями и психосоматическими заболеваниями.

Происходящие в стране социальные перемены непосредственно и опосредовано сказываются на всех системах отношений человека, поскольку вызывают системное переформирование его мировоззрения. Изменения ценностей и ориентиров в индивидуальной реальности каждого конкретного человека, продиктованные данными социальными трансформациями, сказываются на изменении отношений по всему спектру личностных систем, от межполовых и брачных отношений, до по сути духовных сфер отношения к феноменам смерти, жизненных смыслов (Франкл L. Binswanger, 1936; V. Frankl, 1967) и т. п.

Практические задачи здравоохранения в области сохранения, укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний требуют научного обоснования и разработки новых подходов к анализу этиологии и патогенеза распространенных болезней.

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что здоровье детей неуклонно ухудшается именно в период обучения. Причем доминирующими в структуре заболеваемости являются так называемые болезни адаптации или психосоматические заболевания, в этиологии которых не последнюю роль играют факторы психологического и социально-психологического характера. Современные концепции этой группы заболеваний основаны на системных представлениях об отношениях организм - среда и настаивают на рассмотрении всего множества факторов, детерминирующих развитие болезненного процесса.

Как показал проведенный анализ данных литературы, наиболее актуальными в плане исследования психологических и социально-психологических факторов заболеваний у детей остаются вопросы, связанные с системным анализом ранних признаков нарушений процессов адаптации. Проявления этих нарушений не имеют четко очерченной симптоматики и лежат в сфере донозологической диагностики, поэтому не относятся к сфере компетенции узких специалистов и зачастую не учитываются при оценке состояния здоровья и планировании профилактических мероприятий. Но эти же расстройства с течением времени складываются в патологическую, психосоматическую, функциональную многоуровневую систему с различными составляющими: физиологическими, психологическими, патопсихологическими, социальными -структурный аттрактор болезни (САБ) (Ананьев В. А., 1998). Поэтому перспективным направлением ранней диагностики таких состояний является психологическая диагностика нарушений адаптации, по-

скольку именно психологическое состояние является наиболее чутким индикатором ■трудностей адаптации.

В рамках поставленных задач проводилось клинико-психологическое обследование детей разного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах различных регионов РФ (Санкт-Петербург, Москва, Псков, Калуга, Хабаровск, Чебоксары). Всего было обследовано 597 школьников (из них 179 детей младшего школьного возраста; 175 детей младшего подросткового возраста; 243 человека старшего подросткового возраста) и более 300 родителей обследуемых школьников.

В качестве теоретико-методологической основы настоящего исследования были приняты концептуальные положения, развитые в современной психологической науке: комплексный подход к изучению человека (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин); биопсихо-социальная модель болезни и психосоматический подход в современной медицине и психологии; системно-теоретический подход (Ehrenfels, Gunthern, Von Bertalanffy), теория функциональных систем П. К. Анохина; теория адаптации и компенсации А. И. Воложина и Ю. К. Субботина, онтогенетическая концепция психосоматической дезадаптации В. А. Ананьева).

В научно-исследовательской работе, в соответствии с задачами, были апробированы следующие методы изучения психологических индикаторов здоровья.

• Для школьников подросткового возраста: опросник «стресс-интервью» для школьников 11-17 лет, социально-психологическая анкета, шкала самооценки тревожности Спилбергера - Ханина, торонтский перечень алекситимических черт, опросник семейного окружения FES, аутоаналитический опросник здоровой личности В. А. Ананьева, шкала SCL-90-R, опросник Спилбергера по изучению агрессии (STAXI), опросник для выявления ведущей репрезентативной системы КАВД, метод оценки здоровья Апанасенко, методы психофизиологи-

ческого исследования на реабилитационном комплексе «Реакор».

• Для детей младшего школьного возраста: опросник «стресс-интервью» для детей 7-10 лет, опросник «Уровень детской тревожности» (УДТ) Е. Е. Ромициной, опросник агрессивности Баса - Дарки, проективный тест «семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и проективный рисунок «Где живут чувства?».

• Для родителей обследуемых детей: опросник Т. М. Achenbach (лист детского поведения СВСШ-18) и биографическая карта ребенка.

Обследование включало также социальный раздел (изучение социального статуса, материального положения, интерперсональных взаимодействий, семейных отношений и др.) и психосоматический (изучение наследственной отягощенное™, соматического и нейрогормонального статуса во взаимосвязи с социально-психологическими параметрами. Полученные данные были обработаны с помощью статистического анализа, который включал: однофакторный дисперсионный, корреляционный, факторный анализ с использованием программы Statistica-6.0.

На основании результатов анализа медицинской документации и интервьюирования родителей обследованных детей, были сформированы группы: группа № 1 - здоровые дети, группа № 2 - часто болеющие дети (дети 2-й группы здоровья, не имеющие хронического диагноза) и группа № 3 - дети, имеющие хроническое заболевание.

Исследование показало, что наиболее распространенной патологией среди обследованных детей младшего школьного возраста являются заболевания системы пищеварения (18,9%), а также аллергические заболевания, которые составляют 16,7% от всех обследованных детей этой возрастной группы. Наиболее распространенной патологией среди обследованных детей младшего подросткового возраста являются офтальмологические заболевания (20,5%) и заболевания системы пищеварения (19,4%).

На первом месте среди наиболее распространенных заболеваний у старших подростков являются нарушения зрения (46,9%), далее следуют нарушения системы пищеварения (23,0%). Данные отражают увеличение количества часто болеющих детей с возрастом от 17,8% в младшем школьном возрасте до 20,9% в старшем подростковом. Также можно говорить о тенденции к увеличению с возрастом числа детей, страдающих хроническими заболеваниями зрительной и желудочно-кишечной системы. Так, в младшем школьном возрасте выявляется 18,9% детей с патологией системы пищеварения, в младшем школьном возрасте -19,4%, а в старшем подростковом возрасте - 23,0%. Эти данные свидетельствуют о недостаточной эффективности профилактических мероприятий, проводимых в школах: количество больных увеличивается в два раза за период от младшего школьного до младшего подросткового возраста и далее.

Наиболее информативным признаком нарушений адаптации у детей и подростков в нашем исследовании оказался показатель тревожности. Выявлены достоверные различия (р < 0.01; р < 0.05) по параметру «личностная тревожность» (опросник Спилбер-гера - Ханина) в группах здоровых, часто болеющих и хронически больных младших подростков. Часто болеющие дети младшего подросткового возраста демонстрируют самый высокий уровень личностной тревожности среди детей своего возраста из других групп здоровья.

В старшем подростковом возрасте наблюдается несколько иная картина. Показатели личностной тревожности достоверно различаются во всех 3 группах (р < 0.01; р < 0.05 ), но самый высокий уровень тревожности выявлен у больных детей. Достоверно значимые различия во всех трех группах получены и по параметру «аутоагрессия» (опросник Staxy) (р < 0.001; р < 0.05). Самый высокий уровень аутоагрессии выявлен у подростков, страдающих соматическими заболеваниями, самый низкий у здоровых школьников.

Уровень общей тревожности достоверно (р < 0.05) выше у часто болеющих младших школьников, чем у здоровых. Также выявлены достоверные различия (р < 0.05) по показателям «тревога, приводящая к снижению психической активности (астени-зации)» и «тревога, приводящая к вегетативным реакциям» (опросник УДТ) между группами здоровых и часто болеющих детей.

Наибольший уровень тревожности выявлен в группе часто болеющих детей в младшем и среднем школьном возрасте. В старшем подростковом возрасте тревожность выше у хронически больных детей.

Другим важным психодиагностическим индикатором нарушений здоровья в наших исследованиях оказался показатель алекси-тимии. Выявлены достоверные различия по параметру «алекситимия» в группах здоровых, часто болеющих и хронически больных младших подростков. Данные свидетельствуют о том, что часто болеющие дети чаще, чем их здоровые сверстники испытывают трудности осознавания, дифференциации и выражении своих эмоциональных реакций. Результаты исследования динамики этого показателя с возрастом показали, что он повышается в группе хронически больных детей, в то время как показатели здоровых и часто болеющих статистически не различаются.

Выявлены достоверные различия и по другим психодиагностическим показателям между группами здоровых, часто болеющих и хронически больных детей в возрастной группе «младшие подростки»: сомати-зация, обсессивно-компульсивная симптоматика, межличностная чувствительность, депрессивная симптоматика, тревога, агрессивное поведение, реактивное поведение (опросник SQL).

В старшем подростковом возрасте выявлены достоверные различия по всем показателям SCL-90 (р < 0.01; р < 0.05 ). Таким образом, выделяется группа больных детей (часто болеющих и хронически больных), обнаруживающих более выраженный характер исследуемых нарушений, по срав-

нению с группой здоровых детей. Обнаруженные нарушения в группе часто болеющих детей можно объединить в «эмоционально-поведенческий» симптомокомп-лекс, при котором симптоматика проявляется как в виде сниженного настроения, повышенной тревожности, вегетативных реакциях, жалобах на нарушения сна, аппетита и беспричинные боли, так и в поведенческих реакциях, повышенной импульсивности, формировании навязчивостей. Категория F43.20-43.23. МКБ-10 {«Расстройства адаптации») описывает подобные состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства (обычно препятствующие социальному функционированию и ведущие к снижению продуктивности деятельности), которые возникают в период адаптации к значительным переменам в жизни или стрессовому жизненному событию. Индивидуальная предрасположенность или уязвимость играет более значимую роль в вероятности возникновения и в формах проявления расстройства адаптации, чем для других состояний из рубрики F 43. Тем не менее считается, что состояние не развивается без воздействия стрессового фактора. Расстройство может проявляться по-разному. Отмечается связь угнетенности аффекта или депрессивного настроения с сопутствующей им тревогой. Описанные нарушения у подростков при наличии выраженной клинической симптоматики и субъективных переживаний относят к пограничным психическим расстройствам. Данные также позволяют говорить о различиях в межличностных проявлениях между здоровыми и хронически больными детьми младшего подросткового возраста. Дети, имеющие хроническое заболевание, обнаруживают у себя большую сензитив-ность в общении по сравнению со здоровыми детьми.

Выявленные признаки нервно-психического неблагополучия у детей фиксируются и родителями. Значимые различия между группами здоровых и часто болеющих детей в возрастной группе «младшие

подростки» наблюдаются по значениям шкал опросника Т. М. Achenbach (лист детского поведения СВС1Л4-18). Показатели выше у часто болеющих детей по сравнению со здоровыми на 1%-ном уровне значимости по шкалам: аутизация, тревожность/депрессия, проблемы социализации, нарушения внимания, делинквентные проявления, агрессивность.

Для часто болеющих школьников младшего школьного возраста в структуре социально-психологических факторов на первый план выходят признаки астенического реагирования, проявляющиеся самоизоляцией, психосоматическими жалобами, тревожно-депрессивной окраской настроения, нарушениями внимания. В характеристиках детей, имеющих хронические заболевания, структура факторов приобретает иной характер: на первый план выходит агрессия, связанная с тревожно-депрессивными проявлениями, нарушениями внимания и делинквентностью. Этот фактор можно рассматривать как проявления психической дезадаптации, формирующейся на фоне соматического заболевания.

Анализ динамики психодиагностических проявлений нарушений адаптации в школьном возрасте показывает, что проявления нервно-психического неблагополучия, сопутствующие нарушениям функционального состояния и здоровья учащихся выявляются как на уровне поведенческих реакций, так и на уровне интрапсихических переживаний. Фактором, детерминирующим эти проявления, является тревожность, которая и является наиболее чутким индикатором психического статуса. С возрастом, в связи с процессами формирования личности, проявления тревоги приобретают более дифференцированный характер, обусловленный индивидуально-психологи-ческими особенностями ребенка и условиями формирования стереотипов реагирования на травмирующие ситуации.

Разрабатываемая кафедрой клинической психологии психолого-педагогическо-го факультета РГПУ им. А. И. Герцена кон-

цепция структурного аттрактора болезни, как показывают проводимые исследования, является адекватным и надежным инструментом для систематизации и формализованного представления патогенных факторов психологического и социально-психо-

логического характера в динамике состояния здоровья у детей. Полученные данные могут быть использованы при разработке подходов к психологической коррекции состояний детей в рамках психопрофилактических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.