Научная статья на тему 'Результаты исследования элементов технического сервиса зарубежных лесозаготовительных машин'

Результаты исследования элементов технического сервиса зарубежных лесозаготовительных машин Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
71
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Саливоник А. В., Шиловский В. Н.

The article presents the research results of technical service elements of «John Deere» company's foreign logging machines in the environment of the Karelian Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования элементов технического сервиса зарубежных лесозаготовительных машин»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЗАРУБЕЖНЫХ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Саливоник А.В., Шиловский В.Н.

(ПетрГУ, г.Петрозаводск, РФ)

The article presents the research results of technical service elements of «John Deere» company's foreign logging machines in the environment of the Karelian Republic.

Одним из направлений повышения эффективности лесозаготовительных работ является внедрение сортиментной технологии на основе применения современных лесозаготовительных машин, реализующих эффективные методы проведения лесозаготовок, обеспечивающие высокий уровень механизации основных работ. Реализацией этого направления стало широкое и повсеместное внедрение на лесозаготовительных предприятиях многооперационных лесозаготовительных машин (ЛЗМ), в подавляющем большинстве случаев зарубежного производства.

В свою очередь, появление на предприятиях лесного комплекса зарубежных ЛЗМ при отсутствии достаточно развитого сопутствующего технического сервиса подчеркивает необходимость решения задач в сфере снабжения запасными частями (ЗПЧ) и эксплуатационными материалами (ЭМ), доля которых в ремонт-но-эксплуатационных затратах техники может достигать 50 %. Немаловажное значение приобретает организация проведения технических обслуживаний (ТО) и текущих ремонтов (ТР) в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации.

В настоящее время, на лесозаготовках Республики Карелия (РК) сортимент-ная технология занимает лидирующую позицию в виду большей экономической эффективности, что, безусловно, оказывает влияние на качественный и количественный состав тракторного парка лесозаготовительных предприятий. В настоящее время по сортиментной технологии в РК заготавливается более 65% всей древесины, большая часть которой осваивается при помощи техники компании «John Deere» (в недавнем прошлом «Timberjack»).

Зарубежная лесозаготовительная техника, по сравнению с отечественной техникой, обладает определенной спецификой, которая оказывает влияние на организацию её технического сервиса и в целом техническую эксплуатацию [1]:

• значительная стоимость техники;

• высокая надежность и долговечность;

• высокая сменная производительность;

• значительная стоимость ЗПЧ и ЭМ;

• отсутствие информации о надежности деталей и узлов ЛЗМ;

• высокие требования к проведению регламентных технических обслужи-ваний.

В виду вышеуказанных особенностей особую роль начинает играть уровень технической готовность техники выполнять свои основные лесозаготовительные функции, так как серьезный и продолжительный по времени устранения отказ

ЛЗМ наносит предприятию существенный экономический ущерб. Обладая достаточно высокой надежностью, зарубежные лесозаготовительные машины при эксплуатации требуют строгое выполнение регламентных ТО, от которых напрямую зависит её безотказность и долговечностью.

В ходе исследований проводившихся в условиях лесозаготовительных предприятий РК в период с 2003 по 2006 год, был получен ряд данных, которые качественно и количественно демонстрирую состояние элементов технического сервиса ЛЗМ компании «John Deere».

В таблице 1 предоставлены данные по стоимостным затратам на ТР техники в зависимости от её наработки (на примере машин компании «John Deere»).

Таблица 1 - Расходы на ремонт ЛЗМ в процентах от цены новой машины

Тип ЛЗМ Диапазон наработки ЛЗМ, моточас

0 - 2000 0 - 5000 0 - 10000 0 - 15000 0 - 20000

Расходы в процентах от цены новой ЛЗМ

Форвардеры 4...6 12.16 25.35 40.55 80.100

Харвестеры 5...7 13.18 30.40 50.70 100.130

В ходе проведения исследований по выявлению отказов деталей и узлов различных систем ЛЗМ, в расчет брались отказы, которые классифицировались по второй или третьей группе сложности [2, 3].

Распределение суммарного числа отказов по основным системам ЛЗМ «John Deere», устраненных сервисной службой представителя компании «John Deere» на предприятиях РК за 2003-2006 годы, приведено на рисунке 1.

Другие системы Гидравлика 6% 14%

Система тормэзов 9%

Рисунок 1 - Распределение отказов между системами ЛЗМ «John Deere»

Распределение суммарного числа отказов по основным системам форварде-ров «John Deere», устраненных сервисной службой представителя компании «John Deere» на предприятиях РК за 2003-2006 годы, приведено на рисунке 2.

Технологическое

оборудование 9%

Другие системы 6%

Гидравлика

16%

Транс миссия

22%

Система / Двигатель

тормозов^ 26%

12%

Электрика 9%

Рисунок 2 - Распределение отказов между системами форвардеров «John Deere»

В общем объеме всех работ, работы по гарантии (предпродажная подготовка, проведение регламентных ТО и устранение отказов техники в период гарантии) выполняемые сервисной службой представителя компании «John Deere», как правило, занимают не менее 30 %.

Структура гарантийных работ выполненных представителем компании «John Deere» в РК за 2003-2006 годы:

• гарантийные работы по предпродажной подготовке (16 %);

• гарантийные работы по проведению ТО (26 %);

• гарантийные работы по устранению отказов техники (58 %).

В ходе проведения исследований по анализу элементов технического сервиса было установлено, что применение зарубежной лесозаготовительной техники, в частности компании «John Deere», в условиях лесозаготовительных предприятий РК сопряжено с проблемами, которые снижают эффективность её технической эксплуатации:

• слабая подготовка эксплуатационного персонала (операторов, механиков, мастеров) и нежелание руководства лесозаготовительных предприятий осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров;

• отсутствие нормативной базы по обеспечению эффективной и рациональной эксплуатации техники (нормативы расхода ЗПЧ, ГСМ, нормативы сроков службы деталей и узлов и др.);

• слабая информационная поддержка технических специалистов лесозаготовительных предприятий в направлении унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов, технологии их восстановления;

• не рациональное использование ЛЗМ (использование ЛЗМ не по назначению машины, значительные перегоны техники и др.);

• не соблюдение инструкций по эксплуатации, использование не качественных ЗПЧ, ЭМ и ГСМ, нарушение правил проведения ТО и ТР.

Литература

1. Саливоник А.В. К вопросу повышение эффективности эксплуатации зарубежных лесозаготовительных машин / Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - Вып. 6. - С. 56-57.

2. Попов Ф.П. Обеспечение лесозаготовительной техники запасными частями / Ф.П. Попов. - М.: Экология, 1991. - 144 с.

3. Шиловский В.Н. Теоретические основы и стратегии организации маркетинга и менеджмента технического сервиса территориально распределенных машин и оборудования: Монография / В.Н. Шиловский. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.