Научная статья на тему 'Результаты испытания минерального моторного масла на температурную стойкость'

Результаты испытания минерального моторного масла на температурную стойкость Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
550
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моторное масло / температурная стойкость / продукты деструкции / коэффициент относительной вязкости / коэффициент летучести / коэффициент поглощения светового потока / коэффициент износа / motor oil / temperature stability / products of destruction / factor of relative viscosity / factor of volatility / light flux absorption factor / factor of deterioration

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ковальский Болеслав Иванович, Ковальский Сергей Болеславович, Берко Александр Валентинович, Малышева Наталья Николаевна

Приведены результаты испытания минерального моторного масла М10_Г2к на температурную стойкость и определено влияние продуктов деструкции на противоизносные свойства и износостойкость стали ШХ15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ковальский Болеслав Иванович, Ковальский Сергей Болеславович, Берко Александр Валентинович, Малышева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of temperature destruction products on antiwear properties of mineral motor oil М10-G2к on temperature stability and parameters of destruction product influence on antiwear properties and durability of steel ShKh15 have been determined

Текст научной работы на тему «Результаты испытания минерального моторного масла на температурную стойкость»

Математика и механика. Физика

режимы работы трибосистемы, одним из элементов которой является смазочный материал, определяют температурный режим, поэтому основным требованием к нему является температурная стойкость. Наряду с вышеперечисленными существует малоисследованная проблема повышения работоспособности подшипников качения, изготовленных из одного материала, но работающих в различных смазочных средах и температурных условиях. В этой связи имеет важное научное и практическое значение объяснение механизма действия смазочной среды при различных температурах на износостойкость подшипниковой стали.

Целью настоящей работы является исследование влияния температур в диапазоне от 140 до 240 °С на противоизносные свойства минерального масла М10-Г2к и изменение износостойкости покрытий, образующихся на поверхностях стали ШХ15 при термостатировании.

Испытания минерального масла М10-Г2к проводились на трехшариковой машине трения со схемой трения «шар-цилиндр» [4]. В качестве образцов использовалась обойма конического шарикоподшипника 7208 диаметром 80 мм и шарики диаметром 9,2 мм. Трение трех шариков проводилось по индивидуальным дорожкам трения, а через одну пару трения пропускался постоянный ток от стабилизированного источника напряжения 3 В, величиной 100 мкА [5]. Противоизносные свойства термостатированных проб масел оценивались по диаметру пятна износа.

Параметры трения составили: нагрузка 13 Н, скорость скольжения 0,68 м/с, температура испытания 80±0,5 °С. Пробы масла массой 100+0,1 г ис-пытывались в специально разработанном приборе для определения температурной стойкости, где оно подвергалось термостатированию в течение 7 ч при

температурах от 140 до 240 °С совместно с обоймой подшипника при атмосферном давлении. Температура испытания поддерживалась автоматически с помощью терморегулятора ТР101. Температурная стойкость испытуемой пробы оценивалась по изменениям вязкости, коэффициента поглощения светового потока и летучести, которые измерялись соответственно на вискозиметре, спектрофотометре и электронных весах.

Противоизносные свойства оценивались при испытании масла на машине трения с обоймами без термостатирования их в масле и с термостати-рованием. Температура термостатирования задавалась ступенчато через 20 °С - от 140 до 240 °С.

Влияние температуры на изменение свойств минерального моторного масла оценивалось коэффициентами поглощения светового потока, измеряемого на спектрофотометре ПЭ-5300 В, относительной вязкости и летучести (рис. 1).

Коэффициент относительной вязкости определялся отношением

Мг/ Мкх,

где /ит и д,сх - соответственно вязкости термостатированного и исходного масел, сСт.

Коэффициент летучести определялся отношением

Ка=т/И,

где т и М- соответственно масса испарившегося и оставшегося масла в пробе после термостатирова-ния, г.

С увеличением температуры испытания (рис. 1, а) наблюдается увеличение коэффициента поглощения светового потока; величина этого коэффициента в диапазоне температур от 160 до 220 °С изменяется слабо. Относительная вязкость

Рис. 1. Температурная зависимость коэффициентов: а) поглощения светового потока Кп; б) относительной вязкости К; в) летучести К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.