Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня'

Результаты экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2209
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная монологическая речь / общее недоразвитие речи / формирующий эксперимент / coherent monologic speech / general underdevelopment of speech / forming experiment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Д. В. Чиянова, Е. А. Разумова, В. А. Дубовская

В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Описываются результаты проведенной логопедической работы по формированию монолога у данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Д. В. Чиянова, Е. А. Разумова, В. А. Дубовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF THE COHERENT MONOLOGICAL SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

The article presents the results of experimental work on the formation of coherent monologic speech in senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level. The article describes the results of speech therapy work on the formation of monologue in this category of children.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»

потребности в общении. Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании учебного процесса. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и монологической речи.

Таким образом, особенностями коммуникативных универсальных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня являются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки.

Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление изучения коммуникативных способностей младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня: изучение и коррекция невербальных средств общения у детей.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование способности учащихся реализовы-вать коммуникативные универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, усвоить новые знания, умения и компетенции в начальной школе.

Список литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - 31 с.

2 Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие /А. С. Белкин. - Москва : Академия, 2000.

3 Волкова Л. С. Логопедия /Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : Просвещение, 2003.

4. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова. - Москва : Наука, 1995.

5 Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников / Б. М. Гриншпун. - Москва : Просвещение, 1978.

6 Универсальные учебные действия. - Текст : электронный // Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0 %B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5% D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0 %B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F#cite_ref-autogenerated20130525-1_2-1 (дата обращения: 19.04.2018).

References

1 Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya / Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. - Moskva : Prosveshcheniye, 2010. - 31 s.

2 Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy pedagogiki: ucheb. posobiye / A. S. Belkin. - Moskva : Akademiya, 2000.

3 Volkova L. S. Logopediya /L. S. Volkova,

S. N. Shakhovskaya. - Moskva : Prosveshcheniye, 2003.

4. Gribova O. E. K probleme analiza kommunikatsiy u detey s rechevoy patologiyey /O. E. Gribova. - Moskva : Nauka, 1995.

5 Grinshpun B. M. Nedorazvitiye rechi u doshkolnikov/ B. M. Grinshpun. - Moskva : Prosveshcheniye, 1978.

6 Universalnyye uchebnyye deystviya. - Tekst: elektronnyy // Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya : [sayt]. - URL: https://

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B

2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C

%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5

%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5

%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F#c

ite_ref-autogenerated20130525-1_2-1 (data obrashcheniya:

19.04.2018).

УДК 376.37

Д.В. Чиянова, Е.А. Разумова, В.А. Дубовская Курганский государственный университет, «Центр помощи детям», «СОШ № 9», г. Курган

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Описываются результаты проведенной логопедической работы по формированию монолога у данной категории детей.

Ключевые слова: связная монологическая речь, общее недоразвитие речи, формирующий эксперимент.

D.V. Chiyanova, E.A. Razumova, V.A. Dubovskaya

Kurgan state University, "Center for children", "School No. 9", Kurgan

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF THE COHERENT MONOLOGICAL SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article presents the results of experimental work on the formation of coherent monologic speech in senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level. The article describes the results of speech therapy work on the formation of monologue in this category of children.

Key words: coherent monologic speech, general underdevelopment of speech, forming experiment.

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной монологической речи. Этим и обусловлена актуальность изучаемой нами проблемы.

Ряд авторов изучили связную монологическую речь в разных аспектах. К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич изучали монологическую речь в норме. Е.М. Мастюкова занималась вопросом клинических проявлений у детей с общим недоразвитием речи. В.П. Глухов изучал монолог в психолингвистическом аспекте, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова - в психологическом.

С целью формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, нами был проведен формирующий эксперимент на базе МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 122 "Кораблик"» и «Детский сад комбинированного вида № 116 "Лучик"».

В нашем формирующем эксперименте мы использовали картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой.

Использовались разные методы: игровые, наглядные, практические и словесные.

В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве пяти человек с логопедическим заключением: «Общее недоразвитие речи третьего уровня, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии».

Цель коррекционной работы: формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством картинно-графических планов рассказов.

В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи:

1 Формирование навыков построения связного высказывания.

2 Параллельное развитие высших психических функций (мышление, воображение, память, восприятие).

3 Усвоение норм построения связных высказываний (логической связи между частями рассказа, соблюдение последовательности в передаче событий, тематическое единство).

4 Обучение детей рассказу по картинно-графическому плану.

5 Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствие с нормами родного языка.

Применяя компилятивный метод на основе методик В.П. Глухова и Т.Ю. Бардышевой, мы разработали содержание нашей логопедической работы и выделили 3 этапа формирования связного монологического высказывания:

1 Подготовительный этап. Проводилось формирование высших психических функций, лексической базы, грамматической базы;

2 Основной этап. Здесь проходит обучение детей рассказыванию методом моделирования с помощью картинно-графических схем.

а) пересказ рассказа по картинке с использованием картинно-графических схем, планов;

б) обучение рассказыванию. Составление рассказа по сюжетной картинке и без сюжет-

ной картинки с опорой на картинно-графические схемы. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план. Описание пейзажной картины;

в) обучение рассказу-описанию предметов;

г) обучение рассказыванию с элементами творчества.

3 Заключительный этап (закрепление полученных навыков).

После проведения контрольного среза нами были подведены следующие результаты.

В экспериментальной группе все дети успешно справились с заданиями и показали средней уровень развития связной монологической речи.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня контрольной группы так же справились с заданием, показали средний уровень сформированности связной монологической речи, но средний балл по выполненным тестам ниже, чем у испытуемых экспериментальной группы.

Наблюдается положительный прирост в обеих группах. Но нами отмечено, что экспериментальная группа показала лучше результаты, чем контрольная группа.

Проведение формирующего эксперимента повлияло на улучшение состояния связной монологической речи в экспериментальной группе.

Данные нашего исследования показали в экспериментальной группе улучшение словарного запаса у детей по таким разрядам, как названия и характеристики предметов (цвет, объем).

Во время составления высказывания дети совершали меньше пауз при поиске нужного слова, улучшилось грамматическое оформление высказывания, резко снизились ошибки в употребление предлогов. Дети правильно стали расставлять порядок слов в предложении. Были выявлены затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов-понятий и на определение пространственного расположения предметов.

Составление отдельных предложений по наглядной опоре значительно улучшилось, что, на наш взгляд, может говорить об улучшениях в лек-сико-грамматическом оформлении высказывания.

Составление рассказов уже происходило наиболее связно и полно.

При составлении рассказов по серии картин эксперимент показал:

- рассказы были составлены без аграмматиз-мов, но с недочетами;

- картинки раскладывали правильно;

- при составлении рассказа была выдержана сюжетная линия.

Дети в экспериментальной группе стали составлять полный пересказ, что не наблюдалось у них на этапе констатирующего эксперимента.

При составлении рассказов по предметным изображениям эксперимент показал:

- самостоятельна реализация замысла, направленного на согласование начала и конца

высказывания;

- дети без затруднений начинали рассказ;

- выбор предметных картинок не был затруднен.

Результаты исследования показали, что дети с ОНР третьего уровня способны ко всем видам рассказывания.

В общем по результатам контрольного среза у обследованных детей в связной монологической речи в экспериментальной группе было отмечено:

• проявление самостоятельности в составлении рассказов;

• соблюдение логической последовательности изложения;

• завершенность фрагментов;

• отсутствие паузы на границах фраз или их частей.

Для решения вопроса о достоверности полученных нами результатов и в подтверждение нашей гипотезы мы воспользовались критерием U-Манна-Уитни, основанным на ранжировании имеющихся значений.

Нами были получен ответ иэмп = 0.5 меньше иКрит =4, что говорит о достоверности полученных нами результатов и подтверждении гипотезы исследования.

Это свидетельствует об успешности проведенного нами формирующего эксперимента, что полностью доказывает гипотезу нашего исследования.

В экспериментальной и контрольной группе все дети успешно справились с заданиями и набрали баллы, которые соответствуют среднему уровню развития связной монологической речи. Но всё-таки у экспериментальной группы результаты лучше, что подтверждает правильность логопедической работы.

Список литературы

1 Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -Москва : Академия, 2000. - 207 с.

2 Андрюшина И. И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А. Флериной : дис.... канд. пед. наук: 13.00.07/И. И. Андрюшина. - Москва, 2006. - 250 с.

3 Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский,

Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://refdb.ru/look/1275109.html (дата обращения: 19.04.2018).

4 Дементьева А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду /А. М. Дементьева. - Москва, 1963. - 109 с.

5 Кувалова С. В. Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/ razvitie-rechi/2014/01/30/metodika-obucheniya-monologicheskoy-rechi-detey-starshego (дата обращения: 19.04.2018).

6 Лаврик М. С. Методика развития речи дошкольников / М. С. Лаврик; под ред. Е. Н. Ботезату. - Кишинев, 1985. -203 с

References

1 Alekseyeva M. M. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkolnikov[Teks]/M. M. Alekseyeva, V. I. Yashina. - Moskva : Akademiya, 2000. - 207 s.

2 Andryushina 1.1. Nauchno-metodicheskiye osnovy rechevogo razvitiya detey i ispolzovaniya khudozhestvennogo slova v detskom sadu v trudakh E. A. Flerinoy: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.07/1.1. Andryushina. - Moskva, 2006. - 250 s.

3 Vydayushchiyesya predstaviteli russkoy pedagogicheskoy mysli vtoroy poloviny XIX veka (K. D. Ushinskiy, L. N. Tolstoy,

N. I. Pirogov) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// refdb.ru/look/1275109.html (data obrashcheniya: 19.04.2018).

4 Dementyeva A. M. Metodika obucheniya rasskazyvaniyu v detskom sadu/A. M. Dementyeva. - Moskva,1963. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

109 s.

5 Kuvalova S. V. Metodika obucheniya monologicheskoy rechi detey starshego doshkolnogo vozrasta [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/30/metodika-obucheniya-monologicheskoy-rechi-detey-starshego (data obrashcheniya: 19.04.2018).

6 Lavrik M. S. Metodika razvitiya rechi doshkolnikov /

M. S. Lavrik; pod red. E. N. Botezatu. - Kishinev, 1985. - 203 s.

УДК 376.37

И.Ю. Шалабанова, Н.Н. Зырянова, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет, Курган

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯУДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлен анализ методов изучения речевого и духовно-нравственного развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: духовно-нравственного развитие, речевое развитие, личность, общее недоразвитие речи третьего уровня.

I.Y. Shalabanova, N.N. Zyryanova,

V.A. Dubovskaya

Kurgan state University, Kurgan

ANALYSIS OF METHODS OF STUDY OF SPEECH AND MORAL DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article presents the analysis of the methods of studying the speech and spiritual and moral development of children with general underdevelopment of speech of the third level.

Key words: spiritual and moral development, speech development, personality, general underdevelopment of speech of the third level.

Актуальность проблемы речевого и духовно-нравственного развития связана с тем, что в современном мире человек как личность живет и развивается, окруженный множеством разно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.