Результативности технологий, инициирующих смыслообразование средствами цветообразов: педагогический критерий Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Результативности технологий, инициирующих смыслообразование средствами цветообразов: педагогический критерий' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № Приложение 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37

Статистика по статье
  • 32
    читатели
  • 4
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Историческая и социально-образовательная мысль", ЛИТВИНОВ К.А.

 
close Похожие темы научных работ
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — ЛИТВИНОВ К.А.

Текст
научной работы
на тему "Результативности технологий, инициирующих смыслообразование средствами цветообразов: педагогический критерий". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

Литвинов К.А.,
Преподаватель АНО ВО «Московский институт современного академического образования»,
Москва, Россия kir90@bk.ru
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ, ИНИЦИИРУЮЩИХ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ЦВЕТООБРАЗОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
K.A. Litvinov ,
Teacher ANO VO "Moscow institute of modern
academic education", Moscow, Russia ,
В рамках разработанных нами технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся в учебном процессе средствами цветовых образов, были использованы два критерия: педагогический и психологический. Содержание педагогического критерия в большинстве исследований раскрывается через показатель «повышение успеваемости обучающихся». В течение трех лет нами были проведены «замеры» успеваемости студентов колледжа, чтобы проследить динамику познавательного отношения к преподаваемым учебным предметам.
Таким образом, показателем педагогического критерия выступил предметно-познавательный.
Второй показатель педагогического критерия был выделен на основе обоснованной логики проведения формирующего эксперимента и предполагал сравнение эмпирических данных, которые фиксировались у студентов в течение двух семестров каждого года обучения. Студентам сначала была предложена анкета № 1 «Предпочитаемый выбор», затем анкета № 2, в содержании которой, по ходу экспериментальной работы, уточнялись, дополнялись или исключались вопросы, связанные с проблематикой исследования. Таким образом, на начальном этапе экспериемнта обучающимся была предъявлена первая анкета на изучение предпочтений цвета и образа, а во второй фиксировались, во-первых, изменения в отношении к этим предпочтениям, во-вторых, характер выбора цветообразов, в-третьих, отношение к урокам с использованием разработанных технологий обучения.
Таким образом, вторым показателем педагогического критерия выступил самооценочный.
Опишем результаты экспериментальной работы согласно разработанным критериальным показателям. Содержание предметно-познавательного показателя педагогического критерия будем раскрывать через отражение динамики изменений в учебной деятельности студентов. Определим процентное соотношение респондентов, неуспевающих, успевающих на оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Составим таблицу, в которой отобразим по учебным годам в целом показатели успеваемости обучающихся по учебному предмету «Литература» ( табл. 1).
Таблица 1 Динамика успеваемости обучающихся специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» по годам обучения, в %
Уч. года
Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на начало учебного года
Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на конец учебного года_
2013-2014 24 чел.
«2»
«3»
«4»
«5»
«2»
«3»
«4»
«5»
25
50
25
50
38
2014-2015 23 чел.
26
26
48
52
39
0
8
4
0
9
0
Как следует из данных таблицы, по итогам 2013-2014 учебного года общая картина успеваемости студентов гр. № 1 специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» такова: доля неуспевающих студентов была достаточно высока на начало года (25%) и уменьшилась в конце учебного года, составив 8%. Количество троечников по учебным предметам осталось неизменным. Увеличился процент хорошистов (25% и 38% на конец учебного года).
По итогам 2014-2015 учебного года общая картина успеваемости студентов гр. № 2 специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» такова: количество отличников осталось прежним. Снизилось число неуспевающих студентов с 26% до 9%. Увеличилось число троечников с 26% до 52% (табл. 2).
Таблица 2 Динамика успеваемости обучающихся специальности «Право и организация социального обеспечения» по годам обучения, в %
Уч. года Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на начало учебного года Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на конец учебного года
2013-2014 29 чел. «2» «3» «4» «5» «2» «3» «4» «5»
7 38 34 21 0 17 51 32
2014-2015 27 чел. 0 26 59 15 0 11 52 37
Как следует из данных таблицы, по итогам 2013-2014 учебного года общая картина успеваемости студентов гр. № 1 специальности «Право и организация социального обеспечения» такова: отсутствуют неуспевающие, увеличилось общее число хорошистов и отличников с 55% до 83%.
Данные по 2014-2015 уч. году свидетельствуют об общем увеличении числа успевающих и сокращении неуспевающих и слабоуспевающих студентов. Конкретно увеличилось общее число успевающих на хорошо и отлично с 74% до 89% и, соответственно, сократилось значительно число студентов, успевающих на удовлетворительно, с 26% до 11 %.
Раскроем содержание самооценочного показателя педагогического критерия на основе сравнительного анализа двух анкет, предложенных студентам. В целом у всех обучающихся соотношение выбора альтернативных ответов по каждому пункту методики приблизительно одинаково. Это свидетельствует о том, половина обучающихся по-прежнему предпочитают разделять структурные компоненты цвета и образа в структуре цветообраза (55%), а другие признают их равнозначность для понимания общего смысла (38%). Вместе с тем наблюдается противоречие у обучающихся, воспринимающих цвет и образ как не связанные с друг с другом понятия (55%), в том, что они объединяют компоненты общим смыслом (33%).
Также можно отметить, что половина обучающихся по-прежнему «работает» с готовыми цветообразами (38%). Вместе с тем другая половина опрошенных стала соотносить спонтанно возникшие цветообразы с событиями и переживаниями актуального жизненного опыта (38%). И лишь незначительная часть полага-
ет, что цветообразы вызывают у них неизвестные ряды ассоциаций (14%).
К сожалению, неизменным оказалось соотношение ответов и в выборе цветообразов: свойства, композиции, метафоры. Метафоры не были названы. Практически все опрошенные используют рисуночные варианты представления цветообразов (24%). Одинаково соотношение респондентов в выборе цветовой детали и связи цветообраза и ситуацией, описываемой автором какого-либо произведения или себя и героя; а также при выборе доминантного цвета, на котором держится весь смысл цветообраза, и создании контраста (по 66%).
Что касается отношения к урокам с использованием цветообразов, то все 83% обучающихся их приветствуют, при этом подчеркивают, что уроки «очень интересны, позволяют высказать свое мнение, проявить себя» (63%).
Следует подчеркнуть, что на формирующем этапе с данной экспериментальной группой были проведены «точечные» замеры отношения обучающихся к цветообразам, возникающим ассоциативным рядам и др.
Таким образом, сравнение результатов исследования по количеству воспринимаемых компонентов в структуре цветообраза, характеру ассоциативных рядов, длительности запечатлений цветообразов и уровня личностно-смысловой интерпретации содержания на формирующем и итоговом этапах экспериментальной работы свидетельствует о незначительных, но изменениях в смысловой сфере личности, что подтверждает эффективность апробируемых технологий обучения для данной группы обучающихся.
Следует подчеркнуть, что при проведении формирующего эксперимента было обращено внимание на смыслообразующий потенциал методов обучения внутри трех групп технологий и их апробацию в контексте традиционных и нестандартных уроков, что побудило ввести дополнительные вопросы в разработанную методику.
Результаты эмпирического исследования на конец учебного года таковы. Значительно возросло количество обучающихся, понимающих смысловую целостность равнозначных компонентов цвета и образа (48% против 33%). Вместе с тем остается все еще значительным количество обучающихся, кто считает, что это разные понятия (32%).
Увеличилось число обучающихся, кто старается обращать внимание на спонтанные цветовые образы (69% против 38%) и использовать оригинальные ассоциативные связи (33% против 14%).
Цветообразы преобразуют, проецируя их на себя, свои переживания и опыт - 40% респондентов. Реализуют цветовые образы через использование словесных вариантов (песня, стихотворение, сочинение) - 42%.
Приблизительно одинаковое количество обучающихся отображают посредством цветообразов: свои переживания в прошлом и нынешнее состояние (метод ретроспективы) - 40%; нынешнее состояние и представление себя в будущем (метод перспективы) -19%; цветом важную для них деталь, которая на данный момент представляет интерес (метод цветовой детали) - 18%; общие черты в своей жизненной ситуации с ситуацией, описываемой автором какого-либо произведения или себя и героя (метод реминисценции) - 32%.
Чаще стали использовать различные действия с цветообра-зами: приглушение или затушевывание цвета используют 11% респондентов; выбор доминантного цвета, на котором держится весь смысл цветообраза 29%; создание контраста 32% опрошенных; создание параллельных картин, действий 8%.
Отношения к урокам с использованием цветообразов перестали носить обобщенный характер типа «очень интересны, позволяют высказать свое мнение, проявить себя». Большинство респондентов (58%) уверены, что такие уроки требуют знаний и навыков работы с цветом, а это очень сложно для меня. Вместе с тем остаются обучающиеся, кто не понимает смысла использования цвета на уроках (20%).
Возрос процент обучающихся, кто использует цветообразы через средства компьютерной поддержки (45% против 14%), а также самостоятельно их представляет преимущественно в коллажах (67% против 12%).
Таким образом, в контексте самооценочного показателя педагогического критерия мы отмечаем следующее: в целом возрос процент обучающихся, акцентирующих внимание на спонтанных цветообразах; интерпретирующих цветообразы как композиции и метафоры; самостоятельно создающих цветообразы в виде схем, рисунков, табличном виде, с использованием зеленых, синих цветов, имеющих фасилитирующий и др. эффекты; а также уменьшился процент учащихся, не наделяющих смыслом цветовые образы даже в рамках привычных, знакомых ситуаций.
© Литвинов К. А. 2016 .

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх