Научная статья на тему 'Результативность региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае'

Результативность региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОСТЬ / СОВОКУПНОСТЬ КРИТЕРИЕВ / TECHNOLOGY / MANAGEMENT EFFECTIVENESS / SOCIAL-PEDAGOGICAL SYSTEM / MANAGEMENT MODEL / REGIONALITY / COMBINATION OF CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багина Л. В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере Алтайского края. Особое внимание уделено реализации региональной модели управления процессом семейного устройства детей, лишенных родительского попечения. Статья предназначена для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающего семейного устройства, детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

324 Bagina L.V. THE REZULTATIVITY OF THE REGIONAL SYSTEM OF FAMILY PLACEMENT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WIHTOUT PARENTS CARE IN THE ALTAI TERRITORY

In the article the theoretical and practical aspects of elaboration and realization of the management of the family placement of orphans and children left without parents care at the example of the Altai Territory. The main attention is paid to the realization of the regional model of managing the process of family placement of the children deprived of parental care. The article is destined for the specialists of patronizing organs, accompanying service, family replacement and orphanages.

Текст научной работы на тему «Результативность региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае»

в Челябинской, Оренбургской и Курганской области на 2004-2010 год. На муниципальном уровне: Городская программа (г. Челябинск): «Этнокультурное образование и пропаганда норм толерантного поведения».

Таким образом, можно сделать выводы, что сегодня необходимо внедрение в практику работы образовательных и культурно-досуговых учреждений региона воспитательно-образовательных программ, направленных на формирование толерантного мышления, которые сформируют у подрастающего поколения южноураль-цев представления о культуре мира, многовариантности человеческого бытия, привьют навыки национальной самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействии с представителями других наций. Важное значение в контексте рассматриваемой проблемы приобретает и ориентация системы образования на освещение вопросов связанных с межэтническими отношениями и интеграцией представителей различных этнических групп в единый Российский социум, развитие экспериментальных проектов по обозначенной проблеме. Применительно к обозначенной

Библиографический список

нами теме можно также сказать следующее: тенденции духовной жизни южноуральцев определяются в большей степени мультипа-радигмальностью общекультурного свойства и значения, нежели регионально. Современная региональная культура Южного Урала представляет собой симбиоз, с одной стороны, традиционного содержания, обуславливаемый общими этнодемографическими факторами, с другой - общекультурного приоритета современной культуры. Настойчивая, постоянная упорная работа по самоорганизации на всех уровнях и в самых различных сферах является процессом формирования срединной культуры, обеспечивающей поддержание всех значимых жизненных функций, а вместе с тем сочетание факторов интеграции и дифференциации, необходимы для успешной модернизации современной культуры. В этой сети отношений достигается взаимная адаптация социальных слоев: этнических, национальных и конфессиональных компонентов, формируются устойчивое региональное и местное самоуправление, находящееся в органическом соотношении с целостной системой общецивилизационных связей.

1. Куда идёт Россия: проблемы системной трансформации современного российского общества / ред. С.Г. Зырянов. - Челябинск, 2005.

2. Декларация принципов толерантности [Э/р]. - Р/д: http://www.tolerance.ru/declar.html

3. ОГАЧО. Ф. 3288. Оп. 201. Д. 2473.

4. Проскурякова, О.Л. Этническая толерантность как основа успешной адаптации мигрантов в российский социум // Уральские Бирю-ковские чтения: сб. науч. и науч.-попул. ст. / науч. ред. С.С. Загребин. - Челябинск. - 2006. - Ч. 2. - Вып. 4.

5. Этническая толерантность: ищем, пробуем, решаем...: мат. науч.-практ. конф. и метод. рекомендации. - Челябинск, 2007.

Bibliography

1. Kuda idyot Rossiya: problemih sistemnoyj transformacii sovremennogo rossiyjskogo obthestva / red. S.G. Zihryanov. - Chelyabinsk, 2005.

2. Deklaraciya principov tolerantnosti [Eh/r]. - R/d: http://www.tolerance.ru/declar.html

3. OGAChO. F. 3288. Op. 201. D. 2473.

4. Proskuryakova, O.L. Ehtnicheskaya tolerantnostj kak osnova uspeshnoyj adaptacii migrantov v rossiyjskiyj socium // Uraljskie Biryukovskie chteniya: sb. nauch. i nauch.-popul. st. / nauch. red. S.S. Zagrebin. - Chelyabinsk. - 2006. - Ch. 2. - Vihp. 4.

5. Ehtnicheskaya tolerantnostj: ithem, probuem, reshaem...: mat. nauch.-prakt. konf. i metod. rekomendacii. - Chelyabinsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 7.12.11

УДК 37.018.324

Bagina L.V. THE REZULTATIVITY OF THE REGIONAL SYSTEM OF FAMILY PLACEMENT OF ORPHANS AND

CHILDREN LEFT WIHTOUT PARENTS CARE IN THE ALTAI TERRITORY. In the article the theoretical and practical aspects of elaboration and realization of the management of the family placement of orphans and children left without parents care at the example of the Altai Territory. The main attention is paid to the realization of the regional model of managing the process of family placement of the children deprived of parental care. The article is destined for the specialists of patronizing organs, accompanying service, family replacement and orphanages.

Key words: technology, management effectiveness, social-pedagogical system, management model, regionality, combination of criteria.

Л.В. Багина, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: bagina2007@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере Алтайского края. Особое внимание уделено реализации региональной модели управления процессом семейного устройства детей, лишенных родительского попечения. Статья предназначена для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающего семейного устройства, детских домов.

Ключевые слова: технология, эффективность управления, социально-педагогическая система, модель управления, региональность, совокупность критериев.

Устройство детей в замещающие семьи представляет собой целостную, динамическую социально-педагогическую систему, и управление ею требует системного подхода. Необходимость системного подхода в управлении семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, диктуется современными условиями жизни - высокой степенью интеграции общественных процессов, когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный характер.

При разработке региональной модели управления семейным устройством детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае, мы опирались на окружной принцип деления края, позволяющий обеспечивать эффективное управление процессами в специфических условиях территориально-

административного устройства региона. Компонентами этой системы стали - органы опеки и попечительства в каждом муниципальном образовании, окружные центры сопровождения замещающего семейного устройства с группами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, краевой Центр психолого-медико-социального сопровождения, обеспечивающего консультационно-методическое сопровождения процесса подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители, сопровождения замещающего семейного устройства, краевые образовательные учреждения интернатного типа.

Под управлением семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы понимаем целенаправленное взаимодействие субъектов, ориентированное на оптимизацию процесса семейного устройства детей, лишенных

родительского попечения, его переход в более качественное состояние на основе базовых принципов и функций управления.

Субъектами управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

• специалисты органа исполнительной власти края, исполняющего функции контроля и надзора за деятельность органов местного самоуправления, исполняющих полномочия по опеке и попечительства в отношении несовершеннолетних;

• специалисты органов опеки и попечительства;

• руководители и сотрудники уполномоченных органами опеки и попечительства организаций;

• руководители и сотрудники специально созданных Центров сопровождения замещающего семейного устройства;

• сотрудники иных организаций (в т.ч. учреждений образования, социальной защиты населения, медицинских учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, др.), взаимодействующих с замещающими семьями.

Структурными компонентами модели управления региональной системой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки.

Основная цель, которая должна быть достигнута при практической реализации модели управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - разработка и реализация совокупности мер (механизмов, условий, средств), обеспечивающих повышение эффективности управления семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей.

Управление семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает реализацию последовательного цикла функций, включающих анализ, целеполагание, планирование, мотивацию, организацию, контроль и рефлексию, что составляет содержательную часть модели [1].

Выделен ряд принципов, на которых целесообразно выстраивать управление устройством детей, лишённых родительского попечения, на воспитание в семьи граждан: региональность, диф-ференцированность, интеграционность, координационность [2].

Принцип региональности - подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических проблем под углом зрения интересов и потребностей региона. Принцип регио-нальности - подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических проблем под углом зрения интересов и потребностей региона. По мнению Лазаренко И.Р., под принципом регинальности понимается организация и структура образовательного пространства региона и управления им, отражающие историческое, культурное, экономическое, социальное, образовательное своеобразие региона [1].

Оснований для использования принципа региональности в нашем исследовании несколько.

Во-первых, исторически сложившаяся система устройства детей на воспитание в семьи граждан в России формировалась в рамках муниципалитетов, а затем - регионов с закреплением за последними соответствующих государственных полномочий; во-вторых, современная государственная политика в области регионов, ориентированная на предоставление им большей самостоятельности; в-третьих, географический фактор - удаленность нашего края от центра, а также особенности его админстратив-но-территориального деления. В Алтайском крае самое большое количество сельских районов в Российской Федерации. Другая особенность - большая пространственная асимметрия в размещении основных секторов экономики, что обусловило наличие существенных диспропорций социально-экономического развития территорий.

Третья особенность - многонациональный состав населения региона: В Алтайском крае проживают представители 110 национальностей. Национальная структура населения края выглядит следующим образом: русские - 90,9 %, немцы - 3,9 %, украинцы - 2,9 %, белорусы - 0,4 %, казахи - 0,4 %, мордва -0,3 %, татары - 0,3 %, чуваши - 0,3 %, алтайцы - 0,1 % и др. (http://www.aquaexpert.ru/spa_san/region22).

Принцип региональности направлен на развитие региональных систем, их подсистем и компонентов как самодостаточных, обладающих наличием необходимых и достаточных условий для полноты реализации образовательных функций. Данный подход рассматривается нами в единстве и взаимосвязи с системным с системным и синергетическим подходами.

Принцип координационности отражает способы деятельности всех субъектов, участвующих в развитии семейного устрой-

ства детей, лишённых родительского попечения, направленные на их согласованную работу.

Принцип дифференцированности представляет собой создание условий для проявления индивидуальных способностей и развития личности каждого ребёнка и их учёт в процессе подготовки к передаче в замещающую семью, а также его воспитания и развития в новых условиях.

Через принцип координационности осуществляется обеспечение межсетевого и внутриинституционального взаимодействия субъектов семейного устройства. На наш взгляд, учитывая, что координация это приведение в соответствие, объединение, гармонизация актов и усилий, принцип координационности является неотъемлемым в развитии семейного устройства детей, лишённых родительского попечения, на воспитание в семьи граждан. Именно посредством него происходит чёткая взаимосвязь всех компонентов модели. Исследование литературы показало, что в образовательной системе принцип координационности в основном связывают с управлением. Главной чертой координационного управления является обеспечение слаженного взаимодействия всех сторон педагогического процесса. Применительно к нашей модели координация происходит на всех этапах семейного устройства детей, лишённых родительского попечения, и в данных условиях решает проблему согласования и объединения усилий субъектов процесса, направленных на достижение общей цели.

На 2007-2011 годы в Алтайском крае были определены задачи:

- внедрить технологий сопровождения замещающего семейного устройства (включая разработку нормативной базы, обеспечивающую функционирование вновь созданных структур - Центров сопровождения замещающего семейного устройства);

- разработать программно-методическое обеспечение реализации модели управления семейным устройством детей, лишенных родительского попечения, с учетом особенностей административно-территориального деления региона (Алтайский край);

- разработать критерии оценки эффективности управление семейным устройством детей, лишенных родительского попечения.

Технологический процесс внедрения модели представлен в виде разработанной технологии управления семейным устройством детей, лишённых родительского попечения, цель которой - эффективное обеспечение управления семейным устройством детей, лишённых родительского попечения.

Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребёнка в семью будет успешным только, если ребёнок подготовлен к такому помещению; семья подготовлена к приёму и воспитанию такого ребенка; после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей [3-6]. Важную роль в области семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, является «сформированность» информационного поля, обеспечивающего достаточность информации для граждан о том, как можно принять детей в семью [7].

Эти подходы определяют одно из условий эффективности реализации нашей модели - внедрение технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этапы технологии управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены нами с учётом сформулированных задач:

1. Организация работы с населением по пропаганде семейного устройства детей, лишенных родительского попечения.

2. Процедура передачи ребенка на воспитание в семью, социально-педагогическое сопровождение процесса: реализация программ подготовки ресурсной семьи и ребёнка, сопровождения знакомства ребёнка и ресурсной семьи.

3. Контроль за соблюдением прав ребенка в замещающей семье: мониторинг состояния и развития ребёнка в замещающей семье.

4. Социально-педагогическое сопровождение ребёнка и замещающей семьи.

5. Соотношение полученных результатов с поставленной целью. Анализ и рефлексия ситуации.

Анализ динамики результатов эксперимента, проведенного на основе разработанных нами критериев аппарата, фиксирующие количественные и качественные изменения процесса управления развитием семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, позволили сделать выводы о следующих особенностях.

Наибольшее снижение значения показателя «Возврат детей из замещающих семей в интернатные учреждения в связи с от-

меной решений о передаче их на воспитание в семью» произошло в экспериментальных группах - на 0,82 и 0,35 единиц. В контрольной группе отмечена меньшая положительная динамика низкое снижение показателя - на 0,18. По критерию «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выяснено, что в исходном состоянии все исследуемые округа (контрольная и экспериментальная группы) были примерно в одинаковом положении. Вследствие экспериментальной работы значение показателя выросло в экспериментальной группе на 45,7 %.

Наиболее показательным результатом является увеличение числа граждан, прошедших подготовку к приему детей на воспитание в свои семьи. Значение данного критерия прямо пропорционально значению критерия «число случаев возврата детей из замещающих семей в интернатные учреждения в связи с отменой решений о передаче детей на воспитание в семью.

Таким образом, анализ практической реализации региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае позволил заключить, что для эффективного управления данным процессом необходимо создать следующие условия:

• обеспечение уровневого управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-

Библиографический список

лей, с учетом особенностей территориально-административного устройства региона (Алтайский край);

• внедрение технологий сопровождения замещающего семейного устройства, включая создание специальных структур, обеспечивающих организацию и методическую поддержку социально-педагогического сопровождения на всех этапах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• наличие программы реализации модели управления семейным устройством детей, лишённых родительского попечения;

• обоснование совокупности критериев, обеспечивающих оценку эффективности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, результативность региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае достигнута введением окружного принципа административного управления, интеграцией кадровых ресурсов на муниципальном и окружном уровнях, созданием специальных образовательных учреждений - Центров психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющих специфические функции, связанные с предоставлением социально-педагогической помощи гражданам и детям, методической поддержки субъектов сопровождения замещающего семейного устройства.

1. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001.

2. Лазаренко, И.Р. Образовательное партнёрство в системе дополнительного профессионального образования как условие развития профессиональной компетентности. - Барнаул, 2007.

3. Кибирев, А.А. Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа. - Хабаровск, 2005.

4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы: сб. ст. / под ред. Л.М. Шипици-ной и Е.И. Казаковой. - СПб., 2000.

5. Терновская, М. Ф. Технология реабилитационной работы, мониторинга и оценки развития ребёнка, нуждающегося в государственной защите / М.Ф. Терновская, Н.П. Иванова. - М., 2000.

6. Herriger, N. Familienintervention und sozialer Kontrolle. - Opladen, 1985.

7. Ослон, В.Д. Готова ли Москва усыновить всех сирот? // Детский дом. - 2006. - № 3.

Bibliography

1. Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihm processom v adaptivnoyj shkole / T.I. Shamova, T.M. Davihdenko. - M., 2001.

2. Lazarenko, I.R. Obrazovateljnoe partnyorstvo v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya kak uslovie razvitiya professionaljnoyj kompetentnosti. - Barnaul, 2007.

3. Kibirev, A.A. Organizacionno-pedagogicheskaya modelj uspeshnoyj socializacii vospitannikov uchrezhdeniyj internatnogo tipa. - Khabarovsk, 2005.

4. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya deteyj-sirot: socialjno-ehmocionaljnihe problemih: sb. st. / pod red. L.M. Shipicinoyj i E.I. Kazakovoyj. - SPb., 2000.

5. Ternovskaya, M. F. Tekhnologiya reabilitacionnoyj rabotih, monitoringa i ocenki razvitiya rebyonka, nuzhdayuthegosya v gosudarstvennoyj zathite / M.F. Ternovskaya, N.P. Ivanova. - M., 2000.

6. Herriger, N. Familienintervention und sozialer Kontrolle. - Opladen, 1985.

7. Oslon, V.D. Gotova li Moskva usihnovitj vsekh sirot? // Detskiyj dom. - 2006. - № 3.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 159.9

Levinа L.V. APPROACH DEFINITION TO CORRECTIONAL INFLUENCE ON THE BASIS OF FEATURES OF THE

PERSON SPECIFIC INDIVIDUALLY-PSIHOLOGICHESKHE WITH DEVIATING BEHAVIOUR. In work the data of psychodiagnostic inspection of persons with deviating behavior on the basis of the factorial analysis with revealing of specific individually-psychological features surveyed is cited. On the basis of the revealed features definition of "targets" for correctional influence on persons with various kinds of deviating behavior is offered.

Keywords: deviating behavior, antisocial (делинквентное) behavior, асоциальное (immoral) behavior, аутодест-руктовное (self-collapsing) behavior.

Л.В. Левина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: larisa_levina@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ОСНОВЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКХЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

В работе приводятся данные психодиагностического обследования лиц с отклоняющимся поведением на основе факторного анализа с выявлением специфических индивидуально-психологических особенностей обследованных. На основе выявленных особенностей предлагается определение «мишеней» для коррекционного воздействия на лиц с различными видами отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктовное (саморазрушающееся) поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.