Научная статья на тему 'Результативность европейской стратегии социально-экономического развития на основе принципов устойчивости'

Результативность европейской стратегии социально-экономического развития на основе принципов устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЫ / ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EUROPEAN STRATEGY / INDICATORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SUSTAINABILITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Материкина Анна Евгеньевна

В статье описана применяемая в Европейском Союзе методика оценки успеха на пути к устойчивому социально-экономическому развитию, которая подразумевает выстраивание стратегических целей устойчивого развития, определения соответствующих индикаторов их достижения. Европейской стратегией устойчивости до 2020 не только сформулированы семь конкретных целей устойчивого развития, выявлены основные факторы такого развития. В статье также проанализированы показатели достижения поставленных целей в сопоставлении текущих результатов с запланированным к 2020 уровнем соответствующих индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE EUROPEAN STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT ON BASIS OF PRINCIPLES OF SUSTAINABILITY

The article describes the methodology used in the European Union for assessing success towards sustainable economic and social development, which implies the building of strategic goals for sustainable development, identifying appropriate indicators for their achievement. The European Strategy for Sustainability until 2020 not only formulated seven specific goals of sustainable development, identified the main factors of this development. The article also analyzed indicators of achievement of set goals in comparison of current results with the level of relevant indicators planned by 2020.

Текст научной работы на тему «Результативность европейской стратегии социально-экономического развития на основе принципов устойчивости»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА WORLD ECONOMY

УДК 330.341 ББК 65.013.5 М 34

А.Е. Материкина,

кандидат экономических наук, младший научный сотрудник лаборатории региональной экономики Сочинского научно-исследовательского центра Российской академии наук, г. Сочи. Тел.: +7 (938) 460-12-68, e-mail: a.e.materikina@yandex.ru

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье описана применяемая в Европейском Союзе методика оценки успеха на пути к устойчивому социально-экономическому развитию, которая подразумевает выстраивание стратегических целей устойчивого развития, определения соответствующих индикаторов их достижения. Европейской стратегией устойчивости до 2020 не только сформулированы семь конкретных целей устойчивого развития, выявлены основные факторы такого развития. В статье также проанализированы показатели достижения поставленных целей в сопоставлении текущих результатов с запланированным к 2020 уровнем соответствующих индикаторов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегия Европы, индикаторы устойчивого развития, оценка устойчивости.

A.E. Materikina,

Candidate of Economic Sciences, Junior Researcher of the Regional Economics Laboratory, Sochi Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Sochi. Ph.: + 7 (938) 460-12-68, e-mail: a.e.materikina@yandex.ru

EFFECTIVENESS OF THE EUROPEAN STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT ON BASIS OF PRINCIPLES OF SUSTAINABILITY

Abstract. The article describes the methodology used in the European Union for assessing success towards sustainable economic and social development, which implies the building of strategic goals for sustainable development, identifying appropriate indicators for their achievement. The European Strategy for Sustainabil-ity until 2020 not only formulated seven specific goals of sustainable development, identified the main factors of this development. The article also analyzed indicators of achievement of set goals in comparison of current results with the level of relevant indicators planned by 2020.

Keywords: sustainable development, European strategy, indicators of sustainable development, sustainability assessment.

Европейские страны уже на протяжении более 50 лет уделяют вопросам экологии большое внимание. В ЕС сформирована целостная, устойчивая, автономная отрасль права - Европейское право окружающей среды. Исполнительным органом в области экологической политики является учрежденное в 1990 г. Европейское агентство по окружающей среде. Поэтому переход Европейского союза на рельсы устойчивого развития является логическим продолжением осуществляемой политики в сфере защиты окружающей среды. Важное место занимает данная тема в договоре о Европейском Союзе от 13.12.2007 г., определяемая в целях и задачах объединения европейских государств. Европейский Союз «...старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу. Он борется с социальной маргинализацией и с дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка» [1].

Еще в 1973 г. была разработана и утверждена Первая специальная среднесрочная программа действий в отношении окружающей среды. Данный документ содержит цели, задачи по защите окружающей среды и повышению ее качества, а также приоритетные мероприятия, направленные на достижение данных целей. В 1993 г. была принята новая, пятая, программа, получившая название «В направлении устойчивости», которая вобрала в себя идеи декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН в 1992 г. [2].

Конкретные цели устойчивого развития Европейского Союза нашли

отражение в Европейской стратегии устойчивости, сформированной в 2001 г., которая провозгласила триединство экономического роста, защиты окружающей среды и социальной интеграции. В дальнейшем такая модель социально-экономического развития расширилась, и были сформулированы семь основных целей устойчивого социально-экономического развития:

1. Изменение климата и внедрение чистых источников энергии (сокращение выбросов парниковых газов, энер-го-экономия, рост доли возобновляемых источников энергии).

2. Устойчивая транспортная система (создание экономичных транспортных средств с низкими выбросами СО2, снижение нагрузки на окружающую среду).

3. Устойчивое потребление и производство (единство экологических стандартов по всем странам ЕС, создание экологичных товаров и услуг, поддержание экологических инноваций).

4. Защита природных ресурсов (комплексная защита окружающей среды).

5. Общественное здоровье (улучшение условий жизни населения, чистый воздух, продовольствие, вода).

6. Международное сотрудничество и развитие (поддержка развивающихся стран в их усилиях по устойчивому развитию).

7. Социальная интеграция, демография и миграция (улучшение качества жизни всех слоев населения).

Следующий виток развития концепции устойчивости в Европе связан с посткризисным периодом, который актуализировал многие социально-экономические проблемы. Новая стратегия устойчивого социально-экономического развития ЕС на предстоящее десятилетие - «Европа 2020», утвержденная в 2006 г., выделяет три основополагающие цели или фактора устойчивого развития:

1. Разумный рост - означает инновационный подход к решению проблем устойчивого развития. То есть устойчивое социально-экономическое развитие должно происходить в

тесной взаимосвязи и взаимодействии с наукой. Что подразумевает необходимость формирования обширной теоретической базы, включающей научные знания, исследования и инновации, на основе которой должны формироваться концепции, стратегии и планы на интеграционном, национальном и региональном уровнях.

2. Устойчивый рост - подразумевает распространение идей защиты окружающей среды во все сферы экономики, включая рациональное целесообразное использование природных ресурсов, внедрение инновационных экологически чистых технологий и пр. Установление баланса между стремлением к повышению конкурентоспособности ЕС на мировой арене и заботой об экологии, сохранении природного потенциала для будущих поколений.

3. Всеобъемлющий рост - характеризуется смещением акцентов с развития общества в целом на развитие человека. Путь к социальному и территориальному согласию лежит через формирование возможностей для удовлетворения человеческих потребностей. Построение социально однородного сплоченного общества достигается путем борьбы с бедностью, снижением уровня безработицы, совершенствованием рынка труда, образования и социальной защиты.

Целевыми ориентирами, на которые должны равняться страны -участницы ЕС при формировании и реализации национальных и региональных стратегий устойчивого социально-экономического развития, в достижении конкретных результатов являются следующие установки:

- 75% населения в возрасте от 20 до 65 лет должны быть трудоустроены;

- 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в научные исследования и разработки;

Долю выбросов парниковых газов необходимо снизить на 20% по сравнению с 1999 г.; энергоэффективность ВВП должна возрасти на 20%, загрязнения окружающей среды следует сократить на 30%, в том числе за счет роста до 20% доли возобновляемых источников в энергобалансе.

Процент учеников, которые не завершили обязательное школьное образование, должен быть не выше 10. Высшее образование должны иметь более 40% молодежи.

Число людей, находящихся за чертой бедности или в опасности оказаться за ней, необходимо сократить на 20 млн человек.

Для ереведения стратегического планирования в поле практической деятельности в Стратегии «Европа 2020» сформулированы 7 основных направлений, которые должны быть адаптированы к конкретным условиям стран-участниц ЕС и трансформированы в национальные стратегии устойчивого развития [3].

1. «Инновационный союз» необходим для объединения научной и производственно-торговой сфер для создания благоприятных условий внедрения и использования инновационных технологий, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие.

2. «Движение молодежи» важно для улучшения качества образования, повышения его результативности, создания условий привлечения молодой рабочей силы на рынок труда и снижения уровня безработицы среди молодежи.

3. «План развития цифровых технологий в Европе» ставит конкретные задачи повсеместного распространения высокоскоростного Интернета на территории ЕС и расширения возможностей участия в общем цифровом коммерческом пространстве частных физических и юридических лиц.

4. «Целесообразное использование ресурсов в Европе» направлено на формирование условий для экономического роста, не зависящего от природных ресурсов, и снижение его влияния на окружающую среду, в том числе путем перехода на «экономику с низким содержанием углерода», увеличение источников возобновляемой энергии, модернизацию транспортной сферы, разумное использование источников энергии.

5. «Индустриальная политика, направленная на глобализацию»,

включает улучшение условий развития, прежде всего, малого и среднего бизнеса, формирование мощной устойчивой базы для повсеместной глобализации.

6. «План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест» основан на применении инновационного подхода к проблемам занятости населения для расширения возможностей трудоустройства, в том числе за счет совершенствования условий освоения новых знаний и навыков, повышения мобильности трудовых ресурсов и модернизации рынка труда.

7. «Европейская политика против бедности» подразумевает, что все предпринимаемые в рамках стратегии «Европа 2020» меры в комплексе, в конечном счете, должны обеспечивать снижение уровня бедности на всей территории ЕС, в том числе путем повсеместного распространения тесных социальных, экономических, политических и информационных связей.

В ЕС не создан наднациональный, координирующий орган по устойчивому развитию. Исполнительным органом в области экологической политики в ЕС является учрежденное в 1990 г. Европейское агентство по окружающей среде. Ответственность за реализацию стратегии устойчивого социально-экономического развития несут как руководящие органы ЕС, так и правительства стран-участниц. Последние ежегодно представляют отчет о своей деятельности в достижении поставленных национальных целей в рамках стратегии «Европа 2020». Еврокомиссия осуществляет мониторинг достижения целей, проводя ежегодные исследования роста экономик стран ЕС, оценивая национальные доклады, программы конвергенции, и, исходя из результатов данной работы, готовит необходимые рекомендации для последующей деятельности правительств в области устойчивого развития территории. Совет Европы ежегодно осуществляет оценку общей макроэкономической ситуации и прогресса на пути к достижению целей устойчивого развития на общеевропейском и национальном уровнях. Источником необходимых

сведений для данной оценки является статистическая служа ЕС - Евростат, основанный в 1953 году. Евростат консолидирует данные, полученные от статистических институтов стран-участниц, и обеспечивает их сопоставимость.

Основные показатели оценки прогресса на пути к устойчивому развитию определены на основе описанных выше целевых ориентиров деятельности стран - участниц ЕС в рамках единой стратегии устойчивого социально-экономического развития.

В табл. 1 представлены показатели оценки достижения целей устойчивого развития ЕС в период с 2008 по 2016 гг., а также планируемый уровень значений представленных показателей, который необходимо достичь к 2020 году, согласно стратегии «Европа 2020».

Продекларированные в 2008 году целевые установки должны быть достигнуты европейскими странами до 2020 года. Прошедший период является достаточным сроком, чтобы можно было делать предварительные выводы об успешности достижения ожидаемых результатов. Наибольших успехов достигли страны Евросоюза в сфере образования: число молодых людей, не окончивших образовательные учреждения второго уровня, на конец 2015 года снизилось на 3,7%, по сравнению с 2008 г., что дает возможность прогнозировать достижение порогового значения, при условии развития прежними темпами, уже к 2018 году. Аналогичная по интенсивности динамика показателя доли молодежи, получившей полное высшее образование, также позволяет прогнозировать достижение поставленной цели - рост показателя до значения более чем 40% уже к 2018 году. Прогресс в достижении целей устойчивого развития в области защиты окружающей среды за прошедший период менее очевидный, однако общая динамика показателей стабильно положительная и позволяет предположить достижение уровня целевых ориентиров к запланированному времени. Развитие европейских стран в сфере

Таблица 1

Показатели оценки достижения целей устойчивого развития ЕС в 2013-2015 гг.

(составлено автором по [4, 5])

Про- Планируе-

Показатель Индикатор шлая ситуация Текущая ситуация мые значения

2008 2013 2014 2015 2020

Уровень занятости,

Занятость (% населения в возрасте 20-64 лет) 70,3 68,4 69,2 70,1 75

Научные исследования и разработки Внутренние затраты на научные исследования и разработки (% от ВВП) 1,84 2,03 2,04 2,03 3,00

Выбросы парниковых газов(индекс 1990 = 100) 90,31 80,26 77,06 н.д. 80

Доля возобновляемых

источников энергии в валовом конечном потреблении энергии (%) 11,0 15,2 16,1 16,7 20

Изменение

климата и энергетики Потребление первичной

энергии (млн тонн нефтяного эквивалента) 1692,4 1569,9 1508,3 1529,6 1483

Конечное потребление

энергии (млн тонн не- 1179,7 1105,5 1059,6 1082,2 1086

фтяного эквивалента)

Доля учеников, не за-

вершивших полное базо-

вое образование 14,7 11,9 11.2 11,0 <10,0

Образова- (% населения в возрасте

ние 18-24 лет)

Уровень высшего обра-

зования, (% населения 31,1 37,1 37,9 38,7 >40.0

в возрасте 30-34 лет)

Бедность или социальное отчуждение Люди, подверженные риску бедности и социальной изоляции Нет данных 5524 4746 1698 -20000

(накопительное отличие от 2008 года в тысячах)

научных исследований и разработок происходило менее оптимистично: к концу 2015 года доля затрат по данной статье от общего объема ВВП составила 2,03%, по сравнению с 2008 годом он вырос на 0,19 процентных пункта, что составляет всего 16% от общего выполнения поставленной задачи. Решение проблем занятости населения и нищеты также для Европы остается недостижимым. За 8 прошедших лет данные показатели не продемонстрировали положительной динамики и

остались практических на прежних уровнях. Поэтому данные вопросы нуждаются в усилении предпринимаемых мер по их решению.

Однако, вместе с тем, нельзя ограничивать представление об устойчивом развитии рамками экологически-ориентированной экономики. Для гармоничного мирового развития необходимо комплексное динамическое взаимодействие на всех направлениях (уровнях) - экономическом, экологическом, социальном,

институциональном. Но достижение такого состояния управляемой системы государственного развития возможно только при глубинной

трансформации не только отраслевого администрирования, но и сознания управленцев на всех уровнях государственного и частного управления.

Примечания:

1. Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор). Консолидированная версия. М.: Интердиалект, 2001. URL: https://europa.eu/ european-union/about-eu/decision-making/treaties_en.

2. Декларация по окружающей среде и развитию: принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. URL: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl. shtml.

3. Арабей Е. Новая европейская стратегия «Европа 2020» URL: http://eulaw. ru/content/novaya-evropeyskaya-strategiya-evropa-2020.

4. Human development statistical tables // Human Development Reports. URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2015_EN_Tables_reprint.pdf.

5. Sustainable Society Index - your compass to sustainability. URL: http://www. ssfindex.com/about-ssf/.

References:

1. The 1992 Treaty on the European Union (Maastricht Treaty). Consolidated version. M.: Interdialect, 2001. URL: https://europa.eu/european-union/ about-eu/decision-making/treaties_en.

2. Declaration on Environment and Development: adopted by the United Nations Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, 3-14 June 1992. URL: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl. shtml.

3. Arabey E. New European strategy "Europe 2020" URL: http://eulaw.ru/ content/novaya-evropeyskaya-strategiya-evropa-2020.

4. Human development statistical tables // Human Development Reports. URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2015_EN_Tables_reprint.pdf.

5. Sustainable Society Index - your compass to sustainability. URL: http://www. ssfindex.com/about-ssf/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.