Научная статья на тему 'Резные иконы в историко-культурном контексте'

Резные иконы в историко-культурном контексте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
329
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОВЕДЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ / РЕЗНЫЕ ИКОНЫ / ИСТОРИЯ РЕЗНЫХ ИКОН / ИКОНОВЕДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / IKONOVEDENIE / ORTHODOX ICONS / CARVED ICONS / HISTORY OF CARVED ICONS / IKONOVEDCHESKY COMPLEX

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лёвин Виктор Гаврилович

В статье обобщается исторический материал, характеризующий становление и развитие мастерства создания резных икон. Исследование строится на основе комплексной трактовки предмета иконоведения. Проводится анализ творческих достижений современных мастеров-резчиков объемных икон. В состав культурологического знания включаются новые имена и обозначаются новые тенденции, проявляющиеся в современной иконотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резные иконы в историко-культурном контексте»

Резные иконы в историко-культурном контексте Лёвин В. Г.

Лёвин Виктор Гаврилович /Lyovin Viktor Gavrilovich - доктор философских наук, профессор,

главный научный сотрудник,

Центр интеллектуальных ресурсов, г. Самара

Аннотация: в статье обобщается исторический материал, характеризующий становление и развитие мастерства создания резных икон. Исследование строится на основе комплексной трактовки предмета иконоведения. Проводится анализ творческих достижений современных мастеров-резчиков объемных икон. В состав культурологического знания включаются новые имена и обозначаются новые тенденции, проявляющиеся в современной иконотворческой деятельности.

Abstract: the article summarizes the historical material, characterizing the formation and development of skills of creating carved ikon. Issledovanie is based on a comprehensive treatment of the subject ikonovedeniya. The analysis of the creative achievements of modern masters-carvers volume icons. The structure of cultural knowledge included new names and new trends are identified, manifested in modern ikonotvorcheskoy activities.

Ключевые слова: иконоведение, православные иконы, резные иконы, история резных икон, иконоведческий комплекс.

Keywords: ikonovedenie, orthodox icons, carved icons, history of carved icons, ikonovedchesky complex.

Говоря об иконах, чаще всего имеют в виду их живописные образцы. Но в действительности есть еще одна ветвь в создании и почитании икон, о которой в наше время известно меньше. Эта ветвь в христианской культуре обусловлена созданием и поклонением резным иконам. Их культ ведет отсчет от времени раннехристианской Византийской культуры, изученной весьма основательно [1]. Тогда уже существовали иконы, вылитые из драгоценных металлов, а также вырезанные из камня, кости и дерева. Историки отмечают распространение подобных икон в Греции, Валахии, Сербии, Болгарии.

На Руси резные иконы появились с XI века. Такие иконы создавались по правилам и с использованием образцов византийской резьбы. На Руси резали иконы и для храмов, и для домовых иконостасов. Талантливые мастера создавали в иконах подлинные произведения искусства. Они оковывали эти иконы золотом, серебром, для украшения применяли также жемчуг, драгоценные камни. Воспроизводили иллюстрации из Библии, других религиозных книг.

Русские мастера получали свои уроки от византийских умельцев. И научились резать иконы из местных пород дерева - липы, осины, ольхи, березы, дуба, сосны. На «резь» наносился тонкий грунт, например, из жира бобра. Иконы красили - с помощью масла, смолы, воска. Широко использовались позолота и серебрение. Важным культурным событием стал факт принятия «иконы на рези» качестве храмовых святынь. Нам теперь известно, что русские мастера умели выполнять целые резные иконостасы для храмов. Нередко выполненные резные и живописные иконы объединялись единым орнаментальным обрамлением.

В XVI и даже в XVII веках заметен подъем в распространении резных икон. Мастеров резного дела было много. Среди разных изделий ими создавались походные деревянные иконостасы, скульптурные композиции в киоте. В храмах устанавливались скульптурные изображения Иисуса Христа и святых: Николая Можайского, Николая Чудотворца, Зосимы, и других. Они были пристенными, без кругового обхода. Даже на царских вратах часто можно было встретить рельефные изображения евангелистов либо их символов (ангела, льва, тельца и орла).

Знаменитые резчики работали в Троице-Сергиевой лавре (резчик и ювелир Амвросий). В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства -царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Также был создан Коломенский деревянный дворец под Москвой, дворец для царя Алексея Михайловича.

Однако признание подобных икон прерывалось гонениями. В известном смысле на Руси повторялась история византийского иконоборчества. Вероятно, что социальным источником к преследованиям послужил церковный раскол XVII века, возникший в Московском государстве. Именно с этого времени последовало изгнание из храмов резных икон. Много из церковной скульптуры и из многочисленных резных икон было просто уничтожено. Поход против резных икон продолжился при императоре Петре I в 1722 году. Было запрещено изготовление и употребление в церквях резных икон. В домах можно было иметь только малые кресты и панагии, а «резные и отливанные» иконы находились под строгим запретом. Но этот запрет обычно не соблюдался в частных домах старообрядцев.

Несмотря на гонения, древнее русское искусство резных икон не погибло окончательно. Его спасли старообрядцы и раскольники, находившиеся в далеких от столичных реформ областях Сибири и Русского Севера. Сегодня нам известно, что спасителями были жители Соловков, Урала, Восточной Сибири и многих других «потаенных» мест. Кое-что из резных икон сегодня сохраняется в музеях Архангельска, Северодвинска, Сольвычегодска, Яренска, Красноборска и еще в ряде далеких городов и поселков России.

Восстановление культуры резных икон осуществляется в наше время исследователями-энтузиастами. Их кратко описал известный исследователь старообрядчества В. Г. Дружинин [2, с. 1489]. К резным иконам, созданным в Выговской старообрядческой общине, проявлен высокий интерес коллекционеров. В наше время идет пополнение музейных собраний икон.

Сегодня существует искусствоведческая экспертиза резных икон. Так, И. Миядзаки [3, с. 297-310] проанализировал 70 предметов, происходящих из Выго-Лексинского общежительства и относящихся к нему скитов. Иконы, исследованные в этой работе, происходят в основном из Даниловского и Лексинского монастырей. Резные изображения святых собираются на территории Тобольской епархии. Имеется большая их коллекция в фондах музеев Тюменской области.

Но вот теперь в России рождается новый виток иконотворчества. Появились новые мастера. О них сообщают различные источники. Собрать и систематизировать подобные источники пока не удается, поскольку иконы создаются в наше быстрое время. И их история еще не устоялась.

Нам известны новые мастера, которые творят в широком ареале и известны в разных центрах православного христианства. Они представляют разные творческие стили и демонстрируют уникальные методы создания резных икон.

В Донецке работает мастер Александр Васильевич Зорин, который режет свои иконы на стекле. Его искусству благоволят митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион. Под действием света, созданные А. В. Зориным образы, переменчивы. Тут весна может превратиться в осень, ризы могут засиять золотом. При повороте взгляда облака вдруг рассеются, словно их и не было. Об этих свойствах работ мастера говорят специалисты Донецкого краеведческого музея.

Аналогичная ситуация представлена в Нижнем Новгороде. Здесь работают члены Союза художников РФ Елена Елюшкина и Александр Пьянков. Они создают иконы строго по канонам и с благословения Нижегородской Епархии. Среди их работ есть образы Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, многих православных русских святых.

В Санкт-Петербурге стала известной творческая студия «Наследие». Ее художники осуществляют благородное служение с помощью резных икон. Мои друзья из Санкт-Петербурга свидетельствуют, что еще в 2005 году эта студия вручила воспитанникам детского сада № 53 для слепых и слабовидящих детей резные иконы Святого Целителя Пантелеймона, Спаса Нерукотворного и Преподобного Сергия Радонежского, освященные на Святой Земле и Святой горе Афон. Интернет-журнал Сретенского монастыря сообщал, что действует Международная программа «Иконы для слепых детей». Она реализуется с благословения Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Есть добрая весть из Латвии, из Храма во имя Всех Святых (Рига). В этом храме выставлены резные иконы, созданные мастером-резчиком из Екатеринбурга Андроповым Сергеем Александровичем. Среди них - «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», «Николай Чудотворец», «Преподобный Серафим Саровский».

Известными мастерами резных икон стали в наше время Юрий Скрипников (Витебск, Белоруссия), Анатолий Щипов (в его коллекции около 300 работ. Проживает в Московской области), Инесса и Рашид Азбухановы (более 50 их работ были выставлены в Галерее искусств Зураба Церетели), Павел Минин (художник из Омска, его резные иконы выставлялись в Москве, в Красноярске, Новосибирске, Анадыре, в Литве, в Черногории). Есть много других мастеров, которые работают над созданием резных икон. Поле деятельности творцов расширяется. Возникают предпосылки для классификации современных направлений в создании резных икон.

И в Самаре работает замечательный мастер создания резных икон - художник Прокофьев Александр Васильевич. Мне приходилось писать о нем в «Православной народной газете». Теперь хотелось бы добавить несколько новых штрихов к творческому портрету мастера. Начну с того, что сейчас передо мной лежит красочно изданный буклет, посвященный 50-летию творческой деятельности Александра Прокофьева. Он и его соратники осуществили много замечательных проектов. Был создан театр для детей «И запело дерево». Театр посещал инвалидов и сирот, слепых, глухих, парализованных в больницах и в детских колониях. Все, что мог, - высказывается Александр Васильевич, он отдал людям, все умения и талант без остатка. И от этого он считает себя самым счастливым человеком.

От себя добавлю: в искреннем и действенном искусстве Александра Прокофьева рождается облагороженная природа. Рождается чудо. И это чудо побуждается к жизни мастером, душа которого ведет его к высотам добра и красоты. И мы, зрители и наблюдатели чудесного действия, находим слова сочувствия и поддержки таланту, творческой душе мастера. Вместе с ним мы очищаем свои души и становимся благодарными замыслу и делу творения, становимся причастными всему благому и прекрасному, что есть в этом мире.

Своими трудами А. Прокофьев создал целый резной иконостас, который посвятил 1020-летию Крещения Руси и 600-летию Диисуса Великого Рублева. В неустанных поисках и в творческом озарении родился неповторимый метод создания православных образов. Из глубины веков, как говорит мастер, пришло высокое прозрение. Многое дало изучение стилей иконописи, принятых в древней Византии. Их преемники, резчики и иконописцы, работавшие в Московском царстве в XVII веке (Давид Павлов, Клим Михайлов, Герасим Окулов и многие другие), оказали свое плодотворное влияние на стиль, созданный Прокофьевым Александром Васильевичем. По его словам, в дереве есть вековечная художественная тайна, раскрыть

которую дано далеко не каждому. Надо быть преданным дереву и его эстетическим возможностям всей душой и сердцем. Надо овладеть мастерством работы с деревом. Надо также иметь набор тонких инструментов для воздействия на дерево. А прибавляя собственное вдохновение, двигаясь вперед шаг за шагом, Александр Васильевич постиг искусство оживления дерева и создания святых образов в православных иконах. И эти образы осязаемы не только для зрячих, но и для незрячих людей. Сам автор назвал свой метод «два в одном» и зарегистрировал его в Российском авторском объединении (г. Москва).

Каждая из его икон в разное время освящалась в православных храмах. В 2009 году икона Сергия Радонежского была освящена на мощах Святого в Троицком соборе в Сергиевой Лавре настоятелем отцом Павлом. Эта икона была вручена в дар Лавре и принята на вечное хранение. Икона Спасителя, созданная мастером, была освящена в Московском древнем храме Фрола и Лавра настоятелем храма отцом Сергием.

На Самарской земле в октябре 2010 года по инициативе А. Прокофьева состоялось празднество в честь Небесного покровителя Самары чудотворца Святого Алексия. В часовне у речного вокзала состоялась торжественная передача иконы Св. Алексия в дар часовне. Она была освящена в бывшем кафедральном Воскресенском соборе настоятелем отцом Александром.

Бескорыстная деятельность художника идет в русле программ Духовного центра «Благодать» им. Г. Журавлева, который он же и возглавляет. Созданная им икона Спасителя была также подарена Первой городской детской больнице. Ряд икон были подарены православной школе, интернатам, больницам, обществам слепых и глухих. Сегодня реализуются его уникальные проекты «Исцеление красотой», «Мир светлее без вредных привычек». Все они востребованы и тепло принимаются молодежной средой.

Осенью 2015 года в самарском храме имени Всех Святых состоялось торжественное богослужение по поводу уникального события: открытия иконостаса резных икон, созданных Александром Прокофьевым для незрячих прихожан. Их отзывы о благородном деле были трогательны и сердечны.

Отмечу, что в современной России возникает новое явление духовного характера. Оно связано с масштабным благотворительным и оздоровительным применением православных икон. Для постижения этого явления требуется особая группа социально-философских категорий. Надеюсь, что их разработка станет делом уже ближайшего будущего.

Изложенный выше материал является частью программы создания универсального иконоведческого комплекса, расширяющего пределы собственно богословской трактовки иконоведения. Эту общую программу необходимо реализовать как в сфере фундаментальных знаний об иконотворчестве, так и прикладных знаний, касающихся создания резных икон. Плодотворность указанного подхода некогда обнаружила себя в иконоведении древней Византии. Древние авторы стремились соединить высокое искусство с таинствами богословия и с философской мудростью античной Греции. Теперь аналогичные идеи вновь востребованы.

Литература

1. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Goettingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1980. - 283 s.

2. Дружинин В. Г. К истории крестьянского искусства XVIII-XIX вв. в Олонецкой губернии (художественное наследие Выговской поморской обители) // Известия Академии наук СССР. М.: 1926.

3. Миядзаки И. Резные иконы в Выговской старообрядческой пустыни // Старообрядчество в России (XVII-XX века). Выпуск 3. М.: 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.