Научная статья на тему 'Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья'

Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
963
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования заключаются в организации режима пребывания детей в образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года). В настоящее время режим двигательной активности в сложившейся системе дошкольного образования, не способствует достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку он направлен главным образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточен для достижения тренированности организма детей. В статье раскрывается режим двигательной активности детей 6-7 лет проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья. Представлены материалы сезонных изменений двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, в летний, осенний, зимний и весенний периоды. Методом шагометрии выявлена недельная двигательная активность детей 6-7 лет. Обоснованы физкультурные занятия образовательно-тренировочной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regime of the physical activity of 6-7 years old children in the hipocomfotable conditions of middle Preob

New ideas of the content and the organization of the preschool education consist in the organization of the mode of stay of children in educational institution (The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 655 of November 23, 2009). Now the mode of physical activity in the developed system of preschool education does not promote rather full measure of realization of health improving tasks as it is directed mainly at development of the motor skills and by its physical activity is insufficient for achievement of training of the organism of children. The article released the regime of the physical activity of 6-7 years children living in the hipocomfotable conditions of the middle Preob. The data of the seasonal changes of the physical activity of 6-7 years old children living the hipocomfotable conditions of middle Preob in summer, autumn, winter and spring have been presented. The weekly physical activity of 6-7 years old children is revealed by shagometry’s method. The physical training classes focused on the educational training have been justified.

Текст научной работы на тему «Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья»

ностей. Осознанное или неосознанное подражание тренеру, стремление перенимать его опыт, его способ реализации себя в деятельности, который заключается в совершенствовании физических качеств и всех сторон личности, открытости новым знаниям и опыту, приводит к более глубокому пониманию своих целей, ценностей, смыслов занятий спортом. Такие тренеры создают для спортсменов условия, способствующие рефлексии, самопознанию и развитию себя в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и склонностями. Они выбирают различные пути реализации себя в спорте, учатся анализировать опыт разных людей и выстраивать свои собственные направления в достижении вершин. Поэтому различные стратегии самореализации спортсменов у таких тренеров распределены фактически равномерно, так как нет преобладания какой-либо из стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская -М. : Мысль,1991. - 299 с.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. А.М. Татлыбаевой. -

СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

4. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев.- СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. акад. постдиплом. пед. образования., 2005. - 344 с.

5. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте : учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры / Л. К. Серова. - М. : Человек, 2011. - 160 с.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya, K. (1991), Life Strategy, publishing house “Mysl”, Moscow, Russian Federation.

2. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of sports, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation

3. Maslow, A. (1999), Motivation and Personality, publishing house “Eurasia”, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Nikolaev, A.N. (2005), Psychology of the trainer in child youthful sports, publishing house SPb GAPPO, St.-Petersburg, Russian Federation.

5. Serova L.K. (2011), Professional selection in sports: studies. grant for higher educational institutions of physical culture, publishing house “Chelovek”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: lidia.serova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 08.07.2013.

УДК 796.011.3

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ГИПОКОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ

Марина Евгеньевна Снигур, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования заключаются в организации режима пребывания детей в образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года). В настоящее время режим двигательной активности в сложившейся системе дошкольного образования, не способствует достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку он направлен главным

образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточен для достижения тренированности организма детей. В статье раскрывается режим двигательной активности детей 6-7 лет проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья. Представлены материалы сезонных изменений двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в гипоком-фортных условиях Среднего Приобья, в летний, осенний, зимний и весенний периоды. Методом шагометрии выявлена недельная двигательная активность детей 6-7 лет. Обоснованы физкультурные занятия образовательно-тренировочной направленности.

Ключевые словаі двигательная активность, режим двигательной активности, сезонные изменения двигательной активности, физкультурные занятия образовательно-тренировочной направленности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p131-137

REGIME OF THE PHYSICAL ACTIVITY OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN IN THE HIPOCOMFOTABLE CONDITIONS OF MIDDLE PREOB

Marina Evgenevna Snigur, the candidate of pedagogical science, senior teacher,

Surgut State Pedagogical University

Annotation

New ideas of the content and the organization of the preschool education consist in the organization of the mode of stay of children in educational institution (The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 655 of November 23, 2009). Now the mode of physical activity in the developed system of preschool education does not promote rather full measure of realization of health improving tasks as it is directed mainly at development of the motor skills and by its physical activity is insufficient for achievement of training of the organism of children. The article released the regime of the physical activity of 6-7 years children living in the hipocomfotable conditions of the middle Preob. The data of the seasonal changes of the physical activity of 6-7 years old children living the hipocomfotable conditions of middle Preob in summer, autumn, winter and spring have been presented. The weekly physical activity of 6-7 years old children is revealed by shagometry’s method. The physical training classes focused on the educational training have been justified.

Keywords: physical activity, regime of physical activity, seasonal changes in physical activity, physical training classes focused on the educational training.

ВВЕДЕНИЕ

Среднее Приобье входит в состав Ханты-Мансийского автономного округа и относится к территориям c гипокомфортными условиями проживания. В гипокомфортных условиях Среднего Приобья у детей дошкольного возраста отмечается низкая двигательная активность, которая может вызывать неблагоприятные изменения в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья. Режим двигательной активности не компенсируется организованными формами занятий физическими упражнениями, он ограничен климатическими условиями проведения их на открытом воздухе (в северных районах на занятия в зале отводится от 90% до 98% общего времени) [1, 3].

Анализ научно-методической литературы показал, что отсутствуют научно обоснованный режим двигательной активности, позволяющий эффективно бороться с гиподинамией у детей 6-7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья до уровня, обеспечивающий успешно освоить нормативные требования программ дошкольных учреждений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирических методов исследования (наблюдение, анкетирование, оценка и контроль двигательной активности, тестирование физической подготовленности, физического разви-

тия, педагогический эксперимент) и аппаратурных средств (шагомер Omron HJ-113; «монитор ЧСС Polar F6» производства фирмы «Полар», Финляндия), а также методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась в трех детских дошкольных образовательных учреждениях города Сургута (МДОУ д/с №27 «Микки-Маус», МДОУ д/с №64 «Радуга», МДОУ д/с №2 «Ромашка»).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Принятая в настоящее время в дошкольных учреждениях методика занятий по физической культуре, как уже отмечалось, ориентирована на обучение основным движениям. Перенос акцента на развитие физических качеств требует иного подхода к планированию и построению учебного процесса. У дошкольников развитие физических качеств имеет свои особенности, обусловленные возрастом детей, продолжительностью и количеством занятий, а также гипокомфортными условиями, в которых проводится учебновоспитательный процесс. В основу развития физических качеств положен принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявления качества.

В экспериментальной группе занятия проводились с образовательнотренировочной направленностью на основе принципов спортивной тренировки для преимущественного развития физических качеств и в рамках целенаправленной физической подготовки: с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных занятий.

Отличительными особенностями данных занятий являются: обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части; планирование относительно продолжительной заключительной части (до 3-5 мин); использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс 130-150 уд./мин.) и тренирующего (пульс 150-170 уд./мин.) режимов; обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий.

Для того чтобы повысить моторную плотность занятия, применялся метод круговой тренировки, который представлял собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В контрольной группе в соответствии с программой «Детство» занятия проводились с образовательно-обучающей направленностью по преимуществу для обучения дошкольников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое воспитание». Отличительной особенностью планирования этих занятий являлось следующее: планирование задач обучения осуществлялось в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование. Планирование освоения физических упражнений согласовывалось с задачами обучения, а динамика нагрузки с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.

Отправной точкой при организации режима двигательной активности детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет [2].

По данным проведенного формирующего эксперимента, наиболее высокая двигательная активность (табл. 1) у девочек в экспериментальной и контрольной группах отмечается в понедельник, это объясняется тем, что в выходные дни потребность в двигательной активности детей не была реализована на должном уровне. В экспериментальной группе средний объем локомоций составляет (12948±137), в контрольной группе этот показатель составляет (11928±135) Минимальный объем двигательной активности у де-

вочек выявлен в воскресенье: в экспериментальной группе - (9123±246), в контрольной группе этот показатель - (7989±256) локомоций.

По табличным данным, средний показатель суточного объема двигательной активности в экспериментальной группе у девочек составил (11142±578), в контрольной группе объем двигательной активности составляет (9311±595).

Таблица 1

Недельная динамика суточного объема двигательной активности девочек 6-7 лет

(количество локомоций)

Дни недели Экспериментальная группа Контрольная группа

Понедельник 12948±137 А* 11928±135А

Вторник 11723±214* 9163±234

Среда 12328±125* 10358±115

Четверг 11647±227* 8487±227

Пятница 9564±264* 8994±243

Суббота 10462±135* 8261±135

Воскресенье 9123±246* 7989±256

Всего 11142±192 9311±192

* - достоверные отличия (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой; А - максимальный объем двигательной активности.

Из таблицы 2 следует, что максимальный объем двигательной активности у мальчиков в экспериментальной группе выявлен в среду (13721±426), а в контрольной группе - в понедельник (11721±315).

Таблица 2

Недельная динамика суточного объема двигательной активности мальчиков 6-7 лет

(количество локомоций)

Дни недели Экспериментальная группа Контрольная группа

Понедельник 11621±382* 11721±415 А

Вторник 11323±354* 10328±336

Среда 13761±426*А 9392±273

Четверг 11847±357* 9069±255

Пятница 10467±334* 10487±377

Суббота 12128±416* 10799±391

Воскресенье 10993±456* 9789±256

Всего 11734±329 10226±389

* - достоверные отличия (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой; А - максимальный объем двигательной активности.

Спад двигательной активности в экспериментальной группе выявлен в пятницу (10467±284), а в контрольной группе - в четверг (9069±255). Это определяется не столько биологической потребностью ребенка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условиям внешней среды, воспитанием и обучением.

Сравнивая средние показатели суточного объема двигательной активности мы видим, что в экспериментальной группе этот показатель составил (8862±217,4), что значительно превышает показатели контрольной группы (7797±249,7) и является статистически достоверным (Р<0,05).

Таким образом, значительное увеличение объема двигательной активности детей в экспериментальной группе достигалось за счет более интенсивной ежедневной физической нагрузки, которая носила тренировочный характер.

Важной особенностью двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, является ее зависимость от времени года. Наряду с наблюдением за изменением двигательной активности детей по сезонам, каждую третью неделю месяца нами проводились измерения суточного и недельного объема

локомоций (рис.1).

Рис. 1. Сезонная динамика объема двигательной активности детей 6-7 лет в условиях

Среднего Приобья

В ходе формирующего эксперимента выявлено два пика характерных изменений двигательной активности детей. Первый пик наблюдается в сентябре и октябре. Средний показатель в экспериментальной группе в сентябре составляет 12901±334, в октябре -12495±336 локомоций. Средний показатель количества локомоций в контрольной группе в октябре (11209±232) значительно выше, чем в сентябре (10615±337), это говорит о биологической потребности ребенка в движении. Наиболее высокий показатель двигательной активности - во втором пике (апрель-май). Средний показатель в экспериментальной группе в апреле составляет 13206±329 локомоций, в мае этот показатель значительно увеличивается и составляет 14121±331 локомоций. В контрольной группе средний показатель в апреле (11073±337), в мае составляет 11393±141 локомоций.

В зимний период в обеих группах выявлено снижение двигательной активности. В контрольной группе в январе средний объем составляет 8533±221, в феврале 8076±226 локомоций, в экспериментальной группе объем движений в январе составляет 11847±229, в феврале 10885±231 локомоций. Ежедневный суточный объем двигательной активности детей в экспериментальной группе в зимний период увеличился за счет внедрения форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме.

Анализ продолжительности двигательной активности (ДА) детей (время, затраченное на движение), проводимый методом хронометража, позволил выявить, что суточный объем изменяется в зависимости от сезонов. Наибольший пик продолжительности ДА наблюдается в весенний период (апрель - май) и осенний период (сентябрь - октябрь).

В ходе эксперимента выявлены следующие показатели (рис. 2) в экспериментальной группе в сентябре продолжительность двигательной активности составляет 254 минуты, в октябре - 246, в контрольной группе этот показатель равен в сентябре - 207 минутам в октябре - 201 минуте. В апреле в экспериментальной группе показатель составляет 260 минут, в мае время, затраченное на движение, значительно повышается и составляет 278 минут.

В контрольной группе в апреле продолжительность двигательной активности составляет 218 минут в мае время, затраченное на движение, также повышается и составляет 244 минуты, но по сравнению с экспериментальной группой этот показатель значительно ниже.

Рис. 2. Сезонная динамика продолжительности двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья во время проведения педагогического эксперимента

Важной особенностью режима двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, является ее зависимость от времени года. Ежедневный суточный объем двигательной активности детей в экспериментальной группе в зимний период увеличился за счет форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности. Следует отметить, что в зимний период двигательная активность сопровождается снижением физиологических функций и обмена веществ организма ребенка. Следовательно, нецелесообразно увеличивать двигательную активность зимой до норм весенних или осенних уровней.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования установлено, что двигательная активность детей 6-7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья (низкие температуры; резкие и значительные перепады атмосферного давления; значительные колебания влажности; сильные ветры, необычный фотопериодизм; дефицит ультрафиолетового облучения и др.), зависит от времени года. Сезонные изменения двигательной активности детей проявляются в повышении двигательной активности в весенний (13344±591) и осенний периоды (12511±318) и в снижении локомоций в зимний период-11901±229. Сезонная зависимость суточной двигательной активности - это общебиологическое явление, и её необходимо принимать во внимание при организации занятий по физическому воспитанию детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логинов, С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С.И. Логинов. - Сургут : Изд-во Сургут. гос. ун-та, 2005. - 342 с.

2. Снигур, М.Е. Повышение двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в природно-климатических условиях Среднего Приобья / М.Е. Снигур, Н.И. Синявский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 20-24.

3. Снигур, М.Е. Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Снигур М.Е. - СПб., 2010. - 24 с.

REFERENCES

1. Loginov, S.I. (2005), Physical activity: assessment and correction methods, publish-

ing house Surgut State University, Surgut.

2. Snigur, M.E. and Sinyavsky, N.I. (2010), “Increase of physical activity of children of б-? years living in climatic conditions of middle PreOb”, Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 20-24.

3. Snigur, M.E. (2010), Regime of the physical activity of 6-7 years old children in the hipocomfotable conditions of middle Preob, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: m.snigur2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2013.

УДК 796

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Михайловна Сухарева, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования структуры физической активности детей среднего школьного возраста (на примере девочек 5 класса). В настоящее время выделяют типы физической активности с позиции их целевого назначения. Такая классификация очень ограничивает ее понятие. Определение мотивации к целенаправленной двигательной деятельности, уровня развития и степени подготовленности, как составных компонентов, позволило структурировать физическую активность. На основании разработанного способа оценивания были выделены типы физической активности с обозначением проблемных сторон ее структуры для дальнейшей индивидуализации построения тренировочного процесса.

Ключевые слова: физическая активность, здоровый образ жизни, дети среднего школьного возраста, физическая подготовленность, физическое развитие, мотивация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p137-141

CLASSIFICATION OF THE CHILDREN PHYSICAL ACTIVITY TYPES OF THE SECONDARY SCHOOL AGE CHILDREN

Svetlana Mihajlovna Sukhareva, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

This article presents the results of the structure studies of physical activity for secondary school age children (for example, girls of the 5th class). At present time, we allocate types of physical activity in terms of their purpose. This classification drastically confines its conception. Definition of the motivation to the deliberate motor activity, the level of development and degree of readiness, as composite components, allowed classifying of the physical activity. On the basis of the developed method the types of physical activity with the designation of the problematic aspects of its structure were identified for the further individualization of the training process organization.

Keywords: physical activity, training process, children of secondary school age, long-term training, motor skills, motivation.

Цель нашего исследования - классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста.

Для изучения физической активности подростков и выделения типовых групп с целью индивидуализации педагогического воздействия нами было проведено тестирование физической подготовленности и физического развития детей среднего школьного возраста, а также анкетирование для определения предпочтений подростков в формах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.